Порядок ответа на требования из ИФНС о представлении пояснений по НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок ответа на требования из ИФНС о представлении пояснений по НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Комментарий к ст. 168 НК РФ

Внимание!

В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъясняется, что по смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.

В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 НК РФ).

Официальная позиция.

Так, в письме Минфина России от 23.06.2014 N 03-07-11/29787 рассмотрен вопрос о применении НДС организацией водопроводно-канализационного хозяйства в отношении платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующие разъяснения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, организация водопроводно-канализационного хозяйства при реализации услуг, размер платы за которые установлен без учета налога на добавленную стоимость, обязана предъявить к оплате абоненту, осуществляющему компенсацию расходов, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную исходя из указанной налоговой базы и ставки налога в размере 18%. Данный порядок применяется в отношении услуг, оказываемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, независимо от наличия у нее права собственности на системы водоотведения.

На практике может возникнуть ситуация, в которой сторонами в договоре цена товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения НДС, определена без учета НДС. Правомерно ли в таком случае взыскание НДС сверх договорной цены, из положений НК РФ не ясно.

Суды в путях решения данного вопроса расходятся.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 14.03.2012 N А12-11033/2011 отметил, что исходя из пункта 15 информационного письма ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» в случае невключения в расчет цены товаров (работ, услуг) НДС подлежит взысканию независимо от наличия в договоре соответствующего условия. Кроме того, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09 указано, что включение продавцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемого товара (работ, услуг) суммы НДС вытекает из положений пункта 1 статьи 168 НК РФ, являющихся обязательными для сторон договора в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ, и отражает характер названного налога как косвенного. С учетом приведенных положений суд пришел к выводу, что удержание комиссионером с комитента суммы налога являлось правомерным.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 14.09.2011 N А10-4322/2010, отклонив довод арендатора о неправомерности начисления НДС на арендную плату, установленную в твердом размере, ссылаясь на положения статей 146, 148, 168 НК РФ и установив факт определения сторонами в договоре аренды стоимости услуг без учета НДС, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с арендатора суммы основного долга по договору и НДС сверх договорной цены.

В Постановлении от 03.10.2011 N 07АП-6818/2011 Седьмой арбитражный апелляционный суд, ввиду того что проведенные подрядчиком и государственным заказчиком операции по реализации продукции (работ, услуг) подлежат обложению НДС, государственный заказчик не представил доказательств того, что НДС фактически учитывался при формировании цены спорных государственных контрактов, пришел к выводу о том, что налог на добавленную стоимость должен быть начислен сверх цены, указанной в контракте.

Читайте также:  10.09.2022 Реформа, зарплата и премии ФСИН — последние новости

Обязанность продавца предъявить к оплате покупателю товаров (работ, услуг) в составе цены сумму начисленного налога на добавленную стоимость не зависит от волеизъявления сторон договора в силу императивного указания статьи 168 НК РФ.

Следовательно, если при определении стоимости услуг по договору стороны не включили в цену соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, а продавец товаров (работ, услуг) является плательщиком налога на добавленную стоимость и оказываемые услуги не освобождены от налогообложения, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная исходя из стоимости реализованных услуг, должна быть уплачена покупателем услуги сверх цены, установленной в договоре.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

Ответ на требование налоговой по НДС (образец)

Подавая в налоговую инспекцию декларацию по НДС, плательщик налогов должен быть готов к тому, что у проверяющих инспекторов могут возникнуть некоторые вопросы. Поэтому, все плательщики данного налога должны знать, как дать формализованный ответ на требование налоговой по НДС.

Законодательством установлено, что налоговики имеют право по итогам камеральной проверки отчетности по НДС, потребовать пояснение к этой отчетности. Такое право инспектора используют в таких случаях:

  • Не схождение в отчете контрольной информации;
  • В отчете выявлены ошибки;
  • Слишком большие вычеты;
  • Сведения из разной отчетной документации не сходятся.

Пояснения по коду 1010292

Налогоплательщики часто отражают в декларации по НДС коды тех или иных операций. Если не проставить в декларации код операции, она не пройдет логический контроль и в результате ее не примут. Поэтому важно разобраться, какие коды по каким операциям надо указывать.

В разделе 7 декларации отражаются сведения по операциям, не подлежащим и/или освобождаемым от налогообложения. В этом разделе сведения разносятся по определенным 7-значным кодам из раздела 2 приложения 1 к Порядку заполнения отчета (приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). Перечень этих операций с налогом «без НДС» находится в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ.

Операции займа, включая проценты по ним, освобождаются от обложения НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Отражаются они в разделе 7 декларации (п. 44.2 Порядка заполнения отчетности по НДС) и имеют код 1010292.

Применение вычета НДС по авансам поставщику

Положения п. 12 ст. 171 НК РФ предоставляют налогоплательщику право применения налогового вычета сумм НДС, входящих в состав перечисленных поставщикам авансов. Обязательными условиями применения вычета являются следующие моменты (п. 9 ст. 172 НК РФ):

  1. Наличие счета-фактуры поставщика, выставленного на сумму полученного им аванса, содержащего ссылку на номер платежного документа, которым налогоплательщик перечислил аванс. Особенности оформления таких счетов-фактур подробно освещены в письме Минфина РФ от 06.03.2009 № 03-07-15/39.
  2. Наличие документа, подтверждающего факт перечисления денежных средств в качестве аванса.
  3. Наличие договора с поставщиком, содержащего условие о перечислении аванса.

Принятие к вычету делается на полную сумму налога, указанную в счете-фактуре на аванс, выданном поставщиком (п. 12 ст. 171 НК РФ), с восстановлением сумм этого налога на дату частичного или полного закрытия аванса (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Подробнее о процедуре вычета по авансам выданным читайте в материале «Принятие к вычету НДС с выданных авансов».

Восстановление НДС по авансам поставщику

Восстановление налога по перечисленным поставщикам авансам происходит в моменты, когда аванс по одной из приведенных ниже причин закрывается (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ):

1. Получены документы поставщика по поставке, произведенной в счет ранее оплаченного аванса или его части.

2. Аванс полностью или частично возвращен поставщиком.

3. Изменено назначение платежа, и он перестал квалифицироваться как аванс в счет будущей поставки.

4. Произведено списание суммы незакрытого аванса на финансовые результаты.

5. Аванс учтен при зачете взаимных требований.

Необходимость восстановления НДС не для всех перечисленных случаев является бесспорной. Подробнее об этом — в материалах:

  • «Как учитывать суммы НДС при списании дебиторской задолженности»;
  • «Восстанавливать ли НДС при списании не отработанного продавцом аванса?»;
  • «НДС с аванса при расторжении договора разрешили не восстанавливать».

Однако в некоторых случаях отказ от восстановления налога, скорее всего, повлечет за собой споры с налоговыми органами.

Рубрика «Вопрос – ответ»

Вопрос №1. ООО «Сателлит» получило требование по пояснению ошибок, которые привели к занижению налоговой базы НДС. После сверки документов и перерасчетов, проведенных «Сателлитом», наличие ошибки подтвердилось, то есть фирма действительно занизила сумму налога к оплате. Каким образом «Сателлиту» необходимо откорректировать сумму налога? Как правильно составить ответ на требование?

В данном случае «Сателлиту» необходимо подать уточненную налоговую декларацию с указанием корректной суммы налога к оплате. Пояснение на требование предоставлять не нужно. Срок подачи «уточненки» — 5 дней с момента отправки квитанции о приеме требования.

Вопрос №2. В ходе проверки ФНС выявлены расхождения между данными декларации ООО «Курс» с информацией, указанной контрагентом. 12.07.17 «Курсу» направлено требование. В ходе изучения документов бухгалтером «Курса» выявлено, что счет-фактура, указанная в декларации контрагента, «Курсом» фактически выставлена не была (операция отсутствует). Как бухгалтеру «Курса» правильно составить ответ на требование?

Факт неподтвержденной сделки необходимо отразить в таблице, форма которой утверждена приказом ФНС (ММВ-7-2/189 от 08.05.15). В таблице следует указать сумму операции, которая не подтверждается, данные контрагента (ИНН), дату и номер счета-фактуры.

Расхождения в отчетности

Довольно часто встречаются ситуации, когда один и тот же экономический показатель имеет разные значения в предоставленных формах фискальной отчетности. Такие расхождения вызваны тем, что для каждого налога, сбора, взноса установлены индивидуальные правила определения налогооблагаемой базы. И если налоговики требуют предоставить разъяснения по этому вопросу, предоставьте разъяснения в свободной форме. В тексте укажите конкретные причины, из-за чего образовались расхождения.

Также причиной такой нестыковки являются разные нормы и правила налогового учета в отношении ряда конкретных ситуаций. Пропишите сложившиеся обстоятельства в письме.

Указывать пояснения со ссылками на нормы действующего фискального законодательства приветствуется. Даже если компания не права (неверно истолковала нормы НК РФ), то ФНС предоставит подробные разъяснения, что позволит избежать более крупных ошибок и штрафов в дальнейшей деятельности.

Что такое экономический источник возмещения НДС в бюджете?

Когда поставщик продаёт товар покупателю, а покупатель этот товар оплачивает, поставщик вместе с оплатой выставляет счет-фактуру. С реализации поставщик должен заплатить НДС в бюджет. Поступивший в бюджет налог — это и есть экономический источник возмещения НДС из бюджета. И возместить его, по мнению инспекции, можно только в пределах этого уже уплаченного НДС.

А что, если поставщик ничего в бюджет не заплатил? Тогда и возместить ничего не выйдет. Как сказал Конституционный суд в Определении № 324-О от 4 ноября 2004 года:

праву на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость корреспондирует обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме. Отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме.

Поэтому инспекция отказывает в возмещении, если решит, что компания купила товар у технички, которая налог в бюджет не заплатила.

Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 12 декабря 2019 года N ЕД-4-2/25672@

О пределах раскрытия территориальными налоговыми органами информации на основании данных налогоплательщиками согласий на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, с кодом «1100», «1400», кейс «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС»

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 07.11.2019 N 44, сообщает следующее.

В письме ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656@ в ответ на обращение участников рынка о возможности информирования о несформированном источнике для принятия к вычету сумм НДС указаны особенности заполнения Согласия (Форма по КНД 1110058), а именно:

1. В разделе формы Согласия «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну» в поле «Настоящим даю свое согласие на признание сведений общедоступными» в соответствии с Приложением N 3 к приказу (Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными) указывается в обязательном порядке два кода:

2. В поле «Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными» указывается цифра «2», что подразумевает выдачу Согласия только на часть сведений, составляющих налоговую тайну».

Таким образом, переданные налогоплательщиками в соответствии с письмом ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656 в территориальные налоговые органы Согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и/или налоговой тайны за пределами сведений о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.

Вычет по авансам с трехлетним сроком давности.

Нередко налоговики направляют компаниям требования о предоставлении пояснений, если в книге покупок отражен «отработанный» аванс с трехгодичным сроком давности.

Например, в налоговой декларации за II квартал 2018 года заявлен «отработанный» аванс за I квартал 2015 года. Несмотря на то, что представители Минфина не видят препятствий по заявленным вычетам со «старой» предоплаты (Письмо от 07.05.2018 № 03-07-11/30585), налоговики просят у компаний пояснений в случае, если между предоплатой и отгрузкой товаров (работ, услуг) прошло более трех лет.

С 1 октября 2020 года вступят в силу следующие изменения, закрепленные в законе №238-ФЗ. Самыми значимыми можно считать следующие:

  1. Изменения, прежде всего, коснулись заключения сделок, которые осуществляются с внесением предоплаты продавцу в полном объеме или частями. Согласно 154-й статье НК уже после получения аванса продавец самостоятельно рассчитывает НДС с аванса и делает перечисление в бюджет. Покупатель же имеет право принять этот НДС в качестве вычета. С вступлением в силу закона предписывается действовать следующим образом: после отгрузки продукции (оказания услуг), цена которой меньше полученного аванса, покупатель получает возврат только по той сумме, которая указана в документах, например, счете-фактуре.
  2. Продавец принимает НДС к вычету только в размере суммы, указанной в документе — счете-фактуре. То есть, принять к вычету НДС можно только по фактически поставленной (отгруженной на склад) продукции.
  3. Журнал для внесения сведений о счетах-фактурах теперь могут вести посредники, как и ранее, а также лица, которые эти счета выставляют, осуществляя деятельность по экспедированию или застройке.
Читайте также:  Как рассчитать сумму неустойки?

В общем, правила использования налоговых вычетов по НДС регламентируются 171-й статьей НК:

  • вычетам подлежат те суммы НДС, которые подлежат уплате при покупке продукции, услуг или имущественных прав;
  • вычет можно получить при провозе продукции на территорию страны без таможенного оформления, если эти товары приобретены для дальнейшей реализации или для совершения операций, прибыль с которых облагается налогом.

Видов вычетов довольно много:

  • по купленным товарам или ;
  • по авансам;
  • при возврате продукции.

Условно их можно разделить так:

  • общие — применяются по «стандартным» правилам, относятся к приобретенной продукции, правам и так далее;
  • специальные — используются в конкретной ситуации.

Пояснения о высоком удельном весе вычетов по НДС

НДС, объясняется подозрением на то, что такие предприятия могут быть представителями «фирм-однодневок» или вести прочую нелегальную деятельность. А некоторые недобросовестные налогоплательщики просто занижают налоговую базу.Однако, инспекторы понимают, что указанные признаки, возможно являются причиной временных финансовых трудностей у компании, сезонности, особенностей ведения учета счетов-фактур и т.д.

Важно предоставить разумное пояснение в налоговую по НДС (образец: причина 1), превышение доли вычетов по НДС рекомендуется объяснить объективными причинами.Если организация ведет реальный бизнес, платит налоги и соблюдает законодательство, то у руководителя нет причин уклоняться от предоставления в налоговую инспекцию дополнительных объяснений о причинах повышенного показателя удельного веса вычетов по НДС.

Это важно указать так как взятие к вычету НДС по счет фактурам и не оплата поставщику является для инспекторов ФНС признаком работы с неблагонадежными поставщиками. О чём спрашивают на комиссии по рассмотрению деятельности компаний с высоким удельным весом вычетов по НДС? Какие задают вопросы на комиссии? Не совсем те, что вы ожидаете.

Как написать пояснения в налоговую: образец

Если вы получили письмо из налоговой с требованием представления пояснений, это означает, что налоговикам что-то не понравилось в сданной вами отчетности. Дело в том, что ИФНС проводит камеральную проверку всех полученных деклараций и бухгалтерской отчетности в автоматическом режиме. И при выявлении ошибок в отчетности (противоречий между сведениями в представленных документах, расхождений между сданными сведениями и сведениями, которые есть у налогового органа) ИФНС потребует подать соответствующие пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, налоговики вправе запросить пояснения при камеральной проверке декларации, в которой заявлены убытки. И, как правило, по каждой такой декларации действительно запрашиваются пояснения.

Если же вы сдали уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с суммой, заявленной в первоначальной декларации, то налоговики вправе запросить пояснения, обосновывающие изменение показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Как правильно написать пояснение в налоговую

Пояснения в ИФНС составляются в произвольной форме, за исключением пояснений при камеральной проверке декларации по НДС (об этом вы прочтете ниже).

Если, по вашему мнению, в сданной отчетности ошибок, неточностей и противоречий нет, то так и укажите в пояснениях:

«В ответ на требование от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ сообщаем, что в декларации по такому-то налогу за такой-то период ошибок не содержится. В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период».

Если вы обнаружили, что действительно допустили ошибку в сданной декларации, но эта ошибка не влечет занижение налога (например, техническая ошибка при указании какого-либо кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:

  • или указать в пояснениях, что допустили ошибку, что правильный вариант – такой-то, но такая ошибка не повлекла занижения налоговой базы или суммы налога к уплате;
  • или подать уточненную декларацию.

Но если в декларации есть ошибка, влекущая занижение налога, нужно как можно быстрее сдать уточненную декларацию. Сдавать в этой ситуации пояснения бессмысленно (п. 1 ст. 81 НК РФ; Письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 ).


Похожие записи:

Добавить комментарий