КоАП Сроки давности привлечения к административной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КоАП Сроки давности привлечения к административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Суды единодушно отказали в удовлетворении требований гражданки Мельниковой. Первая инстанция также отвергла довод о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, сославшись на разъяснения Верховного Суда о том, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Комментарии к ст. 4.5 КОАП РФ

1. Давностный срок привлечения к административной ответственности — это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.

3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, причем весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды); особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах). Следует отметить тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения.

4. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специальный срок давности привлечения к ответственности лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями. При этом учитывалось, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, применяя санкции, затрагивающие существенные личные и имущественные права физических и юридических лиц, что нередко требует проведения экспертизы, обеспечения привода физических лиц, привлекаемых к ответственности, свидетелей, истребования дополнительных доказательств и других процессуальных действий, влекущих отложение рассмотрения дела.

5. Для разных по характеру административных правонарушений различна и точка отсчета давностного срока привлечения к ответственности. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).

Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений.

В 2009 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения.

7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории. Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, уст��новленных ч. 1 комментируемой статьи.

8. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 комментируемой статьи в той мере, в которой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении дела или о его прекращении. В этой связи в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.

9. Дело об административном правонарушении (за некоторыми изъятиями) рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5). Тем не менее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дано право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства. Основания для ходатайства о переносе места рассмотрения дела могут быть разными. Наиболее распространенной является ситуация, когда нарушитель находился в месте совершения правонарушения проездом, в связи с чем его присутствие при рассмотрении дела затруднено.

Ходатайство об изменении места рассмотрения дела подлежит обязательному рассмотрению (ст. 24.4). Если заявленное ходатайство удовлетворено, то срок давности привлечения к административной ответственности автоматически приостанавливается, поскольку суммарный срок, затраченный на рассмотрение самого ходатайства, а также на пересылку всех материалов дела, может оказаться более длительным, чем срок, в течение которого вообще можно привлечь лицо к административной ответственности. Приостановление срока давности начинается с момента удовлетворения ходатайства о переносе места рассмотрения дела и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.

10. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Обжаловала конституционность нормы КоАП жительница Москвы Ольга Мельникова. 22 декабря 2020 года женщина, управляя автомобилем, совершила резкий маневр и создала помеху движению городского автобуса. Водитель последнего успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку. Инцидент был квалифицирован как ДТП. Мельникова же покинула место происшествия, поэтому была лишена прав на один год. Решение суда она оспорила, указав среди прочего, что оно было вынесено по истечении трехмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП (к ответственности Мельникову привлекли 22 марта 2021 года, по прошествии трех месяцев и одного дня). Однако все вышестоящие суды, вплоть до Верховного, оставили постановление в силе.

Дело в том, что, согласно другой статье КоАП – 4.8 (“Исчисление сроков”) – течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями кодекса не установлен иной порядок исчисления сроков. Принципиально это не вступает в противоречие с положением ст. 4.5 (поскольку “иной порядок” ей и установлен), однако пленум Верховного суда в 2005 году установил, что срок давности должен исчисляться по общим правилам со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При этом, в зависимости от категории правонарушения (оконченное или длящееся) или его объективной стороны (действия или бездействие), допускалась возможность исчисления срока давности и со дня совершения административного правонарушения. В сам же КоАП нормативных оснований для такой дифференциации внесено не было. Это, по мнению КС, привело к тому, что судебная практика в данном вопросе не отличается единообразием, несмотря на “генеральную линию” пленума ВС.

Исходя из этого Конституционный суд обязал законодателя незамедлительно принять меры по устранению указанной неопределенности.

Впредь до этого КС постановил исчислять срок давности начиная со дня совершения административного правонарушения, то есть согласно ст. 4.5 КоАП РФ.

Дело заявительницы подлежит, таким образом, пересмотру.

Читайте также:  Размер и особенности выплаты пособия на погребение

Сроки давности по ст. 4.5 КоАП РФ

Часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ устанавливает следующие сроки давности привлечения к административной ответственности:

2 месяца. По общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

3 месяца. Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Для отдельных видов административных правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, установлены иные сроки:

1 год. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (например, за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ), о налогах и сборах, о защите прав потребителей и т.д.)

2 года. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения (например, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ и т.д.)

3 года. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.64 — 5.68 КоАП РФ), за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве)).

6 лет. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения (за нарушение законодательства РФ о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ), за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции).

Некоторые вопросы применения сроков давности по административным делам освещает Постановление Пленума ВС №5. В частности, дается правовая оценка правонарушению в форме бездействия.

Срок привлечения к ответственности в таких случаях должен начинаться с даты, следующей за последним днем, в течении которого обязанность лица по совершению определенных действий должна была осуществится.

Отдельные административные нормы тесно переплетаются с другими отраслями права. Так, оскорбление (ст.5.61 КоАП) имеет давностный срок привлечения к ответственности 1 год. Но право на взыскание морального вреда в гражданском судопроизводстве сохраняется в течение 3х лет.

Такая же ситуация происходит при привлечении к административной ответственности виновника ДТП. Пропуск для наложения административного взыскания не аннулирует возможности истребовать материальную компенсацию по нормам ГК.

Следует помнить, что сроки исковой давности в административном праве применяются судами только в случае ходатайства одной из сторон (истец или ответчик). Третьи лица не вправе подавать подобные прошения.

Наличие нескольких административных правонарушений в одном исковом споре предусматривает течение срока давности для каждого противоправного действия в отдельности, начиная с даты их выявления.

Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций

Статья КоАП РФ – Срок давности
14.1 – 3 месяца
14.3 – 1 год
14.4 – 1 год
14.5 – 1 год
14.10 – 1 год
14.13, ч. 1 – должностные лица – 1 год, граждане – 3 года
14.13, ч. 2 – должностные лица – 1 год, граждане – 3 года
14.13, ч. 3 – 3 года
14.13, ч. 3.1 – должностные лица – 1 год, юридические лица – 3 года
14.13, ч. 4 – 1 год
14.13, ч. 4.1 – 1 год
14.13, ч. 5 – 3 года
14.13, ч. 5.1 – должностные лица – 1 год, граждане – 3 года
14.13, ч. 6 – 1 год
14.13, ч. 7 – должностные лица – 1 год, граждане – 3 года
14.13, ч. 8 – 1 год
14.16 – 1 год
14.43 – 1 год

Истечение срока давности по КоАП РФ: новое в практике или единичный случай?

С 2008 г. я занимаюсь административным производством (со стороны различных административных органов), и все это время и мне, и судам было очевидно: если правонарушение совершено (обнаружено), к примеру, 10.07, то двухмесячный срок давности истекает 10.09 и — самое важно — эта дата является последним днем срока давности, когда еще можно вынести постановление.

Но этой весной все изменилось, и наш АС вдруг начал считать по-другому: теперь если правонарушение совершено (обнаружено) 10.07, то срок истекает 09.09 и выносить постановление после этой даты нельзя.

При этом суд не утруждает себя мотивировками, а просто ссылается на кассационное определение коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 04.04.2017 № 305-АД16-16921.

А в этом определении сказано вот что (прошу прощения за обширную цитату):

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ (действующей с 07.12.2011) сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, вменяемое правонарушение было совершено предприятием 13.02.2016 – момент поступления спорного почтового 6 отправления с нарушением предусмотренного Нормативами срока в ОПС адресата.

Указанное обстоятельство установлено как в оспариваемом постановлении Тверского РОСП, так и судами при рассмотрении настоящего дела.

Соответственно, течение двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 13.02.2016 – со дня совершения административного правонарушения, а заканчивается 12.04.2016 – в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.

Таким образом, привлечение предприятия к административной ответственности после 12.04.2016 является недопустимым.

Аналогичная позиция исчисления сроков давности привлечения к ответственности изложена в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», согласно которой сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности – 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.

Учитывая изложенное, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения предприятия к ответственности истек к моменту вынесения Тверским РОСП оспариваемого постановления от 13.04.2016 о привлечении к административной ответственности.

Изложу по порядку, почему я с такой позицией не согласен.

Во-первых, если я ничего не путаю, кассационное определение судебной коллегии ВС РФ — это отнюдь не тот судебный акт, которым надлежит руководствоваться другим судам.

Во-вторых, коллегия при рассмотрении дела об административном правонарушении сослалась на постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19 по уголовным делам. (Что уже само по себе. ммм. удивительно.) При этом, на мой взгляд, коллегия в судорожных поисках зацепки по аналогии не учла, что в УК РФ отсутствует норма об определении момента истечения срока, что, возможно, и побудило Пленум к такому разъяснению. Напротив, в КоАП РФ такая норма имеется (ч. 2 ст. 4.8), что исключает необходимость руководствоваться какими-либо аналогиями. И эта норма вполне понятно гласит (на примере двухмесячного срока):

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

В-третьих, возможно, осознавая зыбкость опоры на «уголовку», коллегия сослалась на примечание к ст. 4.8 КоАП РФ:

Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

И далее торжественно нашла эту «другую» статью: ч. 1 ст. 4.5 КоАП рФ. Которая говорит, что срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения.

Так ведь с этим никто и не спорит! Вопрос не в том, когда с какого дня срок начинает исчисляться, а когда он заканчивается! И ответ на этот вопрос лежит не пленуме по «уголовке» и не в УК РФ, а нашем родном КоАП РФ.

В-четвертых, КоАП РФ действует с 2002 г., а постановление Пленума ВС РФ, на которое в апреле 2017 г. сослалась коллегия, действует — с 2013 г. Выходит, что суды 15 лет (или 4 года, смотря откуда считать) выносили и выносят заведомо неправосудные решения ввиду неправильно определения срока давности, а какие-то трое судей из коллегии по экономическим спорам вдруг достали с дальней полки пленум по «уголовке» и внезапно прозрели? Но вот их коллеги так не считают и как выносили до апреля 2017-го, так и выносят совершенно противоположные решения.

Читайте также:  признание недействительным соглашения об уплате алиментов

Вот, например, постановление ВС РФ от 09.10.2014 № 305-АД14-61(1):

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в предписании № 12-ЮБ-13/50480-прд от 27 ноября 2012 г. Федеральной службы по финансовым рынкам срок его исполнения был установлен до 27 декабря 2012 г.

Следовательно 27 декабря 2012 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 28 декабря 2012 г. – днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения ООО «Росгосстрах» к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 28 декабря 2012 г. и истек 28 февраля 2013 г.

Таким образом, 28 февраля 2013 г. постановление о назначении ООО «Росгосстрах» административного наказания вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Или постановление ВС РФ от 07.03.2018 № 8-АД18-2 (заметьте, позже рассматриваемого определения):

Из материалов дела усматривается, что в предписании от 14 апреля 2016 г. № 6/1/1 срок его исполнения установлен до 1 ноября 2016 г.

Следовательно, 31 октября 2016 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 1 ноября 2016 г. — днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 1 ноября 2016 г. и истек 1 февраля 2017 г.

Исчисление сроков давности по КоАП РФ

Срок давности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. То есть совершения деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Исключения касаются длящегося административного правонарушения. В таких случаях значение имеет факт обнаружения правонарушения. Дополнительные нюансы исчисления срока устанавливает ч. 5.1, 6, 6.1, 7 ст. 4.5. КоАП РФ. Это специальные составы нарушений. Например, ограничение конкуренции. Или правонарушение, совершенное в Антарктике и т.п.

Долгое время юристы вели споры, когда начинать считать срок давности в случае, если сначала начато уголовное расследование. К примеру, поступил материал и полиция приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Или дело было прекращено. А в деянии есть признаки состава административного правонарушения. В 2010 г. Конституционным судом положен конец в спорах. Срок давности течет по общим правилам. Со дня совершения административного правонарушения, а для длящегося – со дня его обнаружения. И это правило прямо закрепляет ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ.

Истечение срока давности исключает производство по делу. Этот срок прерывается в единственном случае – когда поступило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства правонарушителя. Срок приостанавливается с того момента, когда уполномоченный орган удовлетворит соответствующее ходатайство. И до поступления материалов дела на рассмотрение по месту жительства правонарушителя.

Виды административного наказания

Административные правонарушения не имеют столь жёстких мер воздействия на виновника как уголовные. Найти виновника и предъявить ему требования необходимо в чётко установленный срок, иначе он может истечь, тогда виновник останется безнаказанным.

Самые распространённые меры воздействия – денежные, назначаются в виде административного штрафа, но есть и другие:

  • первичное и повторное предупреждение;
  • задержание на 15 или 30 суток;
  • ограничение в занимаемой должности или полномочиях;
  • дисквалификация;
  • депортация на родину, если человек не является гражданином России;
  • привлечение к общественным работам и другое.

Когда начинается отсчет срока давности

Если зафиксирован факт нарушения ваших прав, то лучше сразу же идти в полицию и заявить об этом сотрудникам. Есть минимальный риск упустить срок давности по административному нарушению, и виновник останется безнаказанным. Закон устанавливает ограниченные сроки, для того чтобы было проще восстановить ход дела, найти свидетелей и доказательства произошедшего. Если срок давности окончен, то сложно будет восстановить правду и защитить собственные права.

Срок давности – установленное время для защиты прав в суде, который начинает отсчитываться от момента совершения преступления, если оно было произведено единожды. Если нарушение было совершено несколько раз, то началом отсчёта послужит установление данного факта – длящееся правонарушение (постоянное изменение и подделка документов и бумаг).

Какие сроки давности по КОАП для различных админнарушений в таблице

Общие и специальные сроки исковой давности представлены в статье 4.5 Административного кодекса (КоАП) и в 2020 году составляют:

Срок Перечень правонарушений
2 месяца Общий срок по административным делам, рассмотрение которых произведено должностными лицами
3 месяца Общий срок по делам, рассмотрение которых проводится судом
1 год Специальный срок, назначаемый за нарушение законодательства: — об экспорте товаров; — о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации; — о геодезии и картографии, включая названия географических объектов, получения патентов, антимонопольного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования; — об энергосбережении; — об охране здоровья граждан, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; — о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию; — о безопасности дорожного движения по ПДД (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ); — о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 КоАП РФ); — об авторском праве и смежных правах; — о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров; — об использовании атомной энергии; — за налоговые правонарушения; — о защите прав потребителей, — о потребительском кредите (займе; — о кредитных историях; — о государственном регулировании цен (тарифов); — о естественных монополиях; — об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; — о рекламе; — об электроэнергетике; — о теплоснабжении, а так же законодательстве в сфере водоснабжения и водоотведения; — о газоснабжении; — о лотереях; — о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр); — о выборах и референдумах; — об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; — о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; — об акционерных обществах; — об обществах с ограниченной ответственностью; — о рынке ценных бумаг; — за нарушение валютного законодательства; — о страховом законодательстве; — об инвестиционных фондах; — о негосударственных пенсионных фондах; — законодательства о кредитной кооперации, сельскохозяйственной кооперации, микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях; — о ломбардах, — о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 КоАП РФ); — за нарушения трудового законодательства; — иммиграционных правил, в том числе — правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; — правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников); — законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ); — о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29-7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ), законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 КоАП РФ), — законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; — о пожарной безопасности; — о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений; — о градостроительной деятельности; — о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях; — об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; — об исполнительном производстве, — о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 КоАП РФ), — в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 КоАП РФ). — за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (если только данное правонарушение не подпадает под исключения №№ 3-5).
2 года За нарушения: — таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле; — валютного законодательства и актов органов валютного регулирования; — законодательства о бухгалтерском учете; — за нарушение кассовой дисциплины; — бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; — за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ; — государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 КоАП РФ).
3 года — о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64-5.68 КоАП РФ); — о несостоятельности (банкротстве), — об аккредитации в национальной системе аккредитации.
6 лет — о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ); — о противодействии коррупции.

Критерии применения исковой давности по КоАП

Исковая давность по КоАП РФ напрямую связан с видом правонарушения. Так, общий срок давности привлечения правонарушителя к административной ответственности составляет 2 мес. (если дело ведет суд — 3 мес.) с даты совершения самого правонарушения.

Срок давности в 1 год, в частности, установлен за несоблюдение законодательства РФ:

  • о госконтроле экспорта при внешнеэкономических сделках;
  • в сфере обработки и защиты персональных данных;
  • о патенте;
  • о Российском континентальном шельфе;
  • о названиях городов, сел и других аналогичных объектов РФ;
  • о зоне ИЭЗ РФ;
  • антимонопольного;
  • в области природопользования, охраны природы;
  • о повышении энергоэффективности;
  • об охране здоровья российских граждан;
  • о среды обитания граждан (эпидемиология);
  • о защите несовершеннолетних от вредоносной информации, размещенной в СМИ, газетах, интернете;
  • о ПДД;
  • о СМИ;
  • об IT-технологиях;
  • об авторском праве;
  • о налогообложении, сборах;
  • в сфере защите прав потребителей;
  • о госрегулировании тарифов (цен);
  • о товарном знаке;
  • о пользовании ж/дорогами, водопроводами и др.;
  • о потребительском кредите;
  • в сфере регулирования тарифов ЖКХ со стороны гор. водоканала, энергосбыта и др.;
  • об осуществлении деятельности и госрегулировании в сфере производства, сбыта и передачи электроэнергии;
  • о тепло- и газоснабжении;
  • о холодном и горячем водоснабжении;
  • о проведении лотерей;
  • о вступлении в долевое строительство жилого многоэтажного дома;
  • о госрегулировании деятельности букмекеров, тотализаторов;
  • о физкультуре, спорте;
  • о рекламе;
  • об АО, ООО;
  • о проведении выборов;
  • о страховании;
  • о клиринге;
  • об инвестфондах;
  • о пенсионных фондах, которые не входят в систему ПФР (о негосударственных);
  • о кредитных потребкооперативах;
  • о МФО;
  • о госрегулировании деятельности ломбардов;
  • о государственных мерах по выявлению участников рынка, которые манипулируют им, и их наказании;
  • о платежной нацсистеме РФ;
  • об оформлении договоров на открытие счета в банке;
  • по ТК РФ;
  • о запрете разглашения инсайда;
  • об иммиграции;
  • о правилах проживания в России иностранцев;
  • о процедуре проведения торгов;
  • о деятельности компании-иноагента;
  • о гособоронзаказе;
  • о защите информации;
  • об оформлении контрактов в сфере закупок для обеспечении нужд госорганов и муниципалитетов;
  • о закупках отдельными юрлицами;
  • о реализации товаров в розницу;
  • о госрегулировании оборота спиртосодержащих напитков, алкоголя и их производства;
  • по обеспечению пожарной безопасности;
  • о безопасности плотин, зданий ГЭС, насосных станций и иных аналогичных сооружений;
  • о деятельности в сфере градостроительства;
  • о техрегулировании;
  • о проведении манифестаций, митингов;
  • о безопасности производственных опасных объектов;
  • о кассе (ККТ);
  • об охране культурного наследия РФ;
  • о производстве ФССП;
  • о зарубежных инвестициях;
  • об оружии;
  • о противодействии со стороны государства отмыванию или незаконной легализации прибыли, полученных незаконно, то есть, при совершении преступления;
  • о госрегистрации юрлиц, ИП;
  • о противодействии экстремизму;
  • в сфере порядка управления — при непредставлении сведений или пропуска срока их представления или предъявления ложной информации в ФАС, ФТС или ЕАИС;
  • в области охраны земельного участка, авторских прав, имущества или иной собственности.
Читайте также:  Отпуск на один день: заявление

Что делать после истечения срока

Правонарушитель, который уверен, что срок давности по совершенному деянию истек, должен точно убедиться в данном факте. Во-первых, свериться со статьей в КоАП и определить срок давности наступления административной ответственности по конкретному деянию. Во-вторых, сопоставить прошедшее время и указанный период в законодательстве.

Дальнейшие действия предусматривают подачу ходатайства о прекращении имеющегося делопроизводства. Оно составляется в произвольной форме.

В тексте указывается:

  • реквизиты судьи или иного ответственного лица, на чье имя подается ходатайство;
  • персональные данные, на кого было заведено делопроизводство;
  • текстовая часть предусматривает подробное описание сложившейся ситуации, а также точные даты, указанные в документах (далее необходимо сослаться на ст. 4.5 КоАП РФ и указать просьбу о прекращении дела о привлечение к административной ответственности);
  • внизу страницы ставится дата и подпись.

Юридические факты начала исчисления давностного срока

День совершения административного правонарушения должен быть подтвержден протоколом, или, в тех случаях, когда наказание назначается без составления такового (ч. 1 ст. 28.6 КоАП), он устанавливается на основе других предусмотренных КоАП обстоятельств: показаний свидетелей, потерпевших и иных фактических данных, относимых к доказательствам по делу (ст. 26.2 КоАП). Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности начинается с момента установления факта проступка, подтвержденного протоколом или иным указанным выше способом.

К длящимся относятся правонарушения, осуществляемые в течение продолжительного времени. К ним относятся нарушения правил публичного санкционирования в сфере экономической деятельности, в частности безлицензионная деятельность или нарушения лицензиатом условий лицензирования (см. ч. 2-4 ст. 14.1, ч. 1-3 ст. 19.20 КоАП). Нарушение указанных правил во многих случаях не относится к завершенному деянию, факт прекращения которого можно установить. Противоправное действие (бездействие) при длящемся проступке продолжается вплоть до момента его выявления, поэтому к юридическому факту, подтверждающему наличие длящегося проступка, относится его обнаружение, со дня которого начинается исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности.

Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности по административным правонарушениям, предусматривающим в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица?

22.02.2018Автор: Телегус А. В., к. э. н., доцент, завкафедрой налогов и налогообложения Приволжского института повышения квалификации ФНС РФ, член палаты налоговых консультантов РФ

Срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, преду­сматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица (см., в частности, ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ), в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.

Обоснование. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. (п. 4 Постановления № 19[1]).

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, постановление об административном правонарушении за нецелевое использование средств не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.

При этом следует учитывать, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административ��ой ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Обозначенные положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Таким образом, срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год.

При этом необходимо учитывать: поскольку дисквалификация может быть применена к должностному лицу как физическому лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной ответственности юридического лица (то есть самого учреждения) данное ограничение срока правового значения не имеет.


[1] Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».


Похожие записи:

Добавить комментарий