КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Логика Конституционного Суда

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Льготы чернобыльцам в 2022 году

Решение о предоставлении ежемесячной компенсации формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).

После индексации ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий такая:

  • 3481,85 руб. при отказе от получения НСУ;
  • 2168,42 руб. при сохранении права на пользование льготами.

Скорее всего, читателю предстоит пережить ещё несколько таких циклов, прежде чем состариться до пенсионного возраста. Поэтому, следить за последними новостями и изменениями в пенсионном законодательстве очень полезно.

После индексации ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий такая:

  • 3481,85 руб. при отказе от получения НСУ;
  • 2168,42 руб. при сохранении права на пользование льготами.

Оказывается, в Интернете периодически возникают слухи о надбавках, которые на деле не запланированы и прочем подобном.

Выплаты назначаются не только гражданам, непосредственно пострадавшим от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, но и детям пострадавших чернобыльцев, их внукам и последующим поколениям.

Что касается сроков очередной индексации, Член комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб сообщила, что внеочередная индексация пенсий назначена на конец июня 2022 года.

Заработок ликвидатора чаэс 1986 для пенсии в 2022 году

Какие именно выплаты предусмотрены для таких людей, указано в отечественных нормативных актах. В первую очередь этим россиянам доводят оплату их труда до объема их предыдущей зарплаты, если они были переведены на другую работу по медпоказаниям, связанным с приобретением болезней из-за аварии. Важно! Такие платежи предоставляются до восстановления прежней работоспособности (трудоспособности) или до признания их инвалидами. При полной утрате трудоспособности возмещается весь заработок. Индексирование платежей и доплаты к ним Индексация чернобыльских выплат в 2022 году производилась 1.02 на 5,4%. В результате ежегодная компенсация для чернобыльцев составила 881, 25 руб., а ежемесячная — (вне зависимости от степени утраты ими трудоспособности) — 921,32 руб.

Расчёт страховой пенсии ликвидатору аварии на чаэс 1986 года

Как пояснила заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома, начальник управления пенсионного обеспечения Нина Колымага, занятые на работах в пределах 10-километровой зоны от ЧАЭС в 1986 году или не менее 10 суток в 1987-м имеют право на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет. Одно из условий для возникновения такого права – документальное подтверждение факта и периода работы в этой зоне, куда входят 13 населенных пунктов, расположенных на территории Украины.

В справках, полученных от работодателей и из архивных учреждений, должны быть указаны периоды работы, названия населенных пунктов, где она проходила, зона радиоактивного загрязнения, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для ее выдачи могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.

Как выплачиваются пенсии чернобыльцам

Пенсионное обеспечения данной категории граждан рассчитывается в соответствии с законодательством РФ. Так, в каждом конкретном случае, размер таких выплат будет отличаться. Основой для начисления пенсий чернобыльцам является установленная величина социального пособия, которая подлежит ежегодному увеличению.

Проживающим гражданам в Чернобыльской зоне пенсия выплачивается на основании продолжительности пребывания на загрязненной территории и при наличии 5 лет занятости. Денежные выплаты в связи с потерей кормильца, соответственно с ФЗ от 15.12.2001 №166, устанавливаются независимо от продолжительности работы погибшего и его возраста. Пенсии по инвалидности для чернобыльцев (1,2,3 категории) назначаются на основании официальных документов об полной или частичной утрате трудоспособности.

Особенности начисления выплат

Для назначения чернобыльской пенсии требуются определённые обоснования в виде соблюдения соответствующих условий:

  • Факт обладания специальным удостоверением, полученным в пенсионном фонде согласно поданному заявлению и предоставленному пакету необходимой документации. Разрешение на выдачу данного документа комиссия даст только по предоставлению подтверждения того обстоятельства, что в период аварии заинтересованное лицо проживало на опасной территории.
  • Право досрочного выхода на пенсию обосновывается наличием трудового стажа от 5 лет.
  • Возрастной ценз для выхода на чернобыльскую пенсию для мужчин составляет 50 лет, а для женщин – 45 лет.
  • Индивидуальный коэффициент, определяемый количеством баллов, не может составлять менее 30 лет.
  • Выход на пенсию по старости основывается на трудовом стаже от 15 лет.

Размер пенсии чернобыльцам 1987 в 2022

  • Налоговые льготы родителям на детей
  • Социальные льготы ветеранам
  • Социальные льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
  • Социальные льготы инвалидам
  • Социальные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Социальные льготы гражданам, имеющим особые заслуги и выдающиеся достижения
  • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
  • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк»
  • Социальные льготы гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  • Социальные льготы гражданам из подразделений особого риска
  • Налоговые льготы пожилым гражданам (пенсионерам)
  • 18.03.2022 г. Пенсионерам объяснили, почему в марте они получили меньше

    Многим пожилым людям показалось, что в марте у них уменьшился размер пенсии. Специалисты Омского отделения Пенсионного фонда РФ объяснили, в чем причина разницы в выплатах.

  • 17.03.2022 г. Силуанов рассказал о перспективах новой индексации пенсий

    Пенсионеры — это одна из тех групп населения страны, за благополучием которых государство намерено и дальше пристально следить. Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силанов в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1».

  • 11.03.2022 г. Путин подписал закон о мерах поддержки граждан и бизнеса

    Президент России Владимир Путин подписал закон, который содержит комплекс социально-экономических мер поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций. Документ, который разработали в правительстве РФ, должен защитить национальные интересы страны от недружественных действий иностранных государств и международных…

Граждане, которые проживают или работают в зоне отселения на данный момент, могут претендовать на максимальное сокращение пенсионного возраста на 7 лет. Если будущие пенсионеры проживают в зоне с правом на отселение, они могут подать документы раньше на 5 лет.

  • для близкой родни умершего чернобыльца — 125%;
  • для лиц, проживающих и трудящихся в зоне отчуждения в соответствии с Законом № 1244-1 — 200%;
  • для тех, кто занимался ликвидацией аварии, а также дети матерей-одиночек, сироты и инвалиды I и II степени, в т. ч. граждане с инвалидностью III категории, имеющие нетрудоспособных подопечных — 250%.
  • тем, кто из-за катастрофы или участия в ликвидационных работах пострадал от лучевой болезни, – пенсия в этом случае равна 250% социальной;
  • лицам, которые оказались проживающими либо работающими на территории с повышенной радиацией (величина обеспечения – 200% указанной выше социальной выплаты).
  1. Ликвидаторы последствий катастрофы на ЧАЭС 1986-1987 гг; Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения или ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС — мужчины в 50 лет, женщины в 45 лет.
  2. Ликвидаторы последствий катастрофы на ЧАЭС 1988-1990 гг.Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с катастрофой на ЧАЭС; Работники ЧАЭС и зоны отчуждения. Мужчины в 55 лет, женщины в 50 лет.
  3. Работники зон отселения; Граждане, переселенные из зоны отселения или постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы. Возраст выхода на пенсию снижается на 3 года и дополнительно за 1 год проживания или работы в данной зоне, снижается на полгода. Снижение может быть не более чем на 7 лет.
  4. Постоянные жители зоны проживания с правом на отселение, а также добровольно покинувшие данную зону, имеют право на снижение возраста на 2 года. Дополнительно — за 3 года работы, проживания в данной зоне, возраст будет уменьшен на 1 год, но не более чем на 5 лет в общем.
  5. Граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Снижение возраста будет на 1 год и дополнительно на 1 год за 4 года проживания или работы в указанной зоне. Но не более 3 лет в общей сложности.

Пенсия ЧАЭС в 2022 году с 1 апреля

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Часть вторая. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 409-ФЗ)

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
    • инвалидам I группы — 33930,80 руб.
    • инвалидам II группы — 23751,58 руб.
    • инвалидам III группы — 16965,45 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
    • семьям, потерявшим кормильца — 33930,80 руб.
    • родителям погибшего — 16695,45 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

Решение о порядке предоставления НСУ можно изменять путем подачи заявления в Пенсионный фонд РФ в срок до 1 октября. Порядок, указанный в заявлении, будет действовать с 1 января следующего года после обращения в ПФР. То есть, если обратиться до 1 октября 2022 г., порядок оказания социальных услуг изменится с 1 января 2022 года.

Согласно вышеуказанному документы к зоне отчуждения относятся некоторые поселения Брянской области, а именно Заборский, Медведевский и Барсуковский сельсоветы, а также поселки Барсуки, Князевщина, Прогресс и Нижняя Мельница (Красногорский район).

  • получившие или перенесшие заболевания в результате событий на ЧАЭС;
  • получившие инвалидность вследствие вышеупомянутой катастрофы;
  • ликвидировавшие последствия аварии в период с 1986 по 1990 год;
  • трудящиеся в зоне отчуждения;
  • эвакуированные и переселенные, в том числе дети, находящиеся на этапе внутриутробного развития;
  • живущие или трудящиеся в зоне проживания с правом отселения или зоне со льготным статусом;
  • покинувшие зону проживания с правом отселения в добровольном порядке;
  • являющиеся нетрудоспособными родственниками погибшего кормильца;
  • пострадавшие вследствие техногенных или радиационных катастроф.
  • несовершеннолетних детей;
  • совершеннолетних детей в возрасте до 25 лет при соблюдении определенных условий;
  • супруга, на иждивении которого есть ребенок в возрасте до 14 лет;
  • нетрудоспособного супруга;
  • нетрудоспособных родителей;
  • нетрудоспособных бабушку и дедушку.
Читайте также:  Доплата к пособию по беременности и родам

Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера. В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.

Льготы и выплаты ликвидаторам ЧАЭС 2022 год

Право на пенсию в соответствии с ФЗ-166 имеют:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;
6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;
7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;
9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;
11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.
Пенсия по старости назначается:
1) гражданам, указанным в подпунктах 1 и 4 п. 1, по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;
2) гражданам, указанным в подпункте 2 п. 1, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Гражданам, указанным в п/п 3, 5 – 10 п. 1, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом “О страховых пенсиях” по состоянию на 31 декабря 2022 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

Какой стаж? Нет таких категорий в законодательстве о чернобыльцах. Вы определитесь для начала с точным названием зоны, пострадавшей от взрыва на ЧАЭС, на территории которой Вы проживали. А уже потом можно будет определить Ваш статус. В Законе № 1244-1 указаны точные даты для каждой категории льготников. К примеру, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 – 1990 гг участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

  • лечение;
  • дорога;
  • лекарства;
  • отдых в санаториях.

Кейс Подвязникова должен стать модельным для чернобыльцев и подразделений Пенсионного фонда во всех регионах. Теперь ясно, что МСЭ обязаны указывать правильную причину получения хронических заболеваний и инвалидности в своих заключениях по ликвидаторам аварии на ЧАЭС. Иная позиция чревата скандалом и судебными пересмотрами.

Податель жалобы, петербуржец Алексей Подвязников, был призван на военные сборы и направлен в 1986 году на атомную электростанцию в Чернобыль вместе с 526 тысячами таких же, как он. В 2022 году ему была установлена инвалидность II группы по заболеванию, связанному с катастрофой на ЧАЭС.

Необходимо отметить, что граждане, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф, права на одновременное получение двух пенсий (страховой и государственной) не имеют. В связи с этим им следует выбрать для себя наиболее оптимальный вариант выплат, при котором сумма будет наибольшей.

Согласно действующему законодательству, пострадавшим от аварии на ЧАЭС пенсия по старости может быть назначена раньше общеустановленного срока, но не более, чем на 10 лет. Возраст выхода на пенсию определяется в зависимости от категории граждан и выглядит следующим образом:

  • бумаги, подтверждающие родственную связь с погибшим чернобыльцем;
  • свидетельство о смерти;
  • другие документы в зависимости от конкретных обстоятельств (удостоверение опекуна, решение суда, справки из школы и т. п.).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
    • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
    • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
    • в течение 1987 года — от 14 суток;
    • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
  3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
    • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
    • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
    • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
    • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
    • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
  4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.

Кто имеет право на получение

Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера. В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.
Чтобы узнать, кто имеет право на пенсию чернобыльцам, обратимся к ст. 13 Закона № 1244-1.

В составе получателей пенсии чернобыльцам указанной нормой выделено 12 категорий, в том числе:

  • субъекты, у которых была диагностирована лучевая болезнь или иные заболевания, непосредственно связанные с воздействием радиации при катастрофе на ЧАЭС либо при выполнении работ по ликвидации последствий аварии;
  • субъекты, получившие инвалидность из-за воздействия радиационных факторов от аварии на ЧАЭС;
  • субъекты, принудительно или добровольно эвакуированные из зон отчуждения или отселения;
  • субъекты, занятые на работах в зоне отчуждения;
  • иные категории льготников, перечисленные в ст. 13 Закона № 1244-1.

Обратите внимание! Помимо регламентированных зон отселения и отчуждения, законодательство устанавливает перечень районов, проживание в которых дает право на отселение.
Также отдельные районы, подвергшиеся воздействию радиации, получили статус зон с льготным социально-экономическим статусом.

Повышение и индексация пенсии чернобыльцам в 2021 году в России: последние новости

  • имеющим лучевую болезнь – 2 162, 67 руб.;
  • получившие после аварии инвалидность – 2 701, 62 руб.;
  • ликвидаторы, которых облучило сверх нормы – 2 701, 62 руб.;
  • иные типы ликвидаторов – 2 162, 67 руб.;
  • экстренно эвакуированные из опасной зоны – 2 162, 67 руб.;
  • живущие на территории поражения – 540, 66 руб.;
  • дети – эвакуированные, живущие – 1 350, 82 руб.;
  • молодые люди и дети, получившие разные группы инвалидности после аварийной ситуации – 2 701,62 руб.;
  • дети, заболевшие после событий – 2 162,67 руб.;
  • дети, живущие в регионе с льготным экономическим и особым социальным статусом – 811, 88 руб.;
  • рабочие и сотрудники МЧС и МВД, ставшие инвалидами – 2 701,62 руб. Если они получили болезни, но без инвалидности, выплата составит 2 162,67 руб.

Трудовой стаж чернобыльцев-ликвидаторов дозволяет им применять индивидуальные расчеты сроков выхода на пенсию.

Пенсионный возраст может быть уменьшен на:

  1. Пять лет, если в 1986 году в течение двух недель или более человек отработал в группе санитарной обработки или на строительных участках.
  2. Те же пять лет получат отработавшие там, в 1988 года не менее 30 дней.
  3. Минус пять лет к пенсионному возрасту и дальнейшее его снижение при наработке определенного количества трудовых лет могут получить работающие в зоне ЧАЭС пять и более дней с 01.07.1986 года по 31.12.1986 года.
  4. Восемь лет отнимут тем, кто работал в течение всего 1987 году две недели и больше на указанной территории. А наработка трудовых лет позволяет еще больше уменьшить срок выхода на пенсию.
  5. Десять лет работающим на ЧАЭС до 01.07.1986 года вне зависимости от общего количества проведенных там дней.

На сколько повысят государстаенные пенсии Чернобыльцам в 2022 году

Существуют категории льготников, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС:

  • 1 категория – граждане, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы и получившие инвалидность любой группы;
  • 2 – ликвидаторы последствий аварии, но нахождение в период катастрофы на зараженной территории не учитывается;
  • 3 – ликвидаторы последствий катастрофы на АЭС, которые проживали в г. Чернобыль с 1986 по 1990 годы;
  • 4 – проживающие на территории с повышенной радиацией до 1992 года.

Граждане России могут получить 2 льготную категорию, если смогут подтвердить факт проживания на территории АЭС в г. Чернобыль не менее двух недель.

Существуют льготы для чернобыльцев в 2022 году, на которые можно рассчитывать на основании полученного удостоверения. Разберем подробнее.

Делится на подкатегории согласно типу налога:

  1. Налог на землю. Льгота дает право на снижение стоимости налоговой базы на 10 000 руб. Реализовать его можно только в отношении земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании на бессрочной основе. Каждый регион может вводить отдельные дополнительные льготы в части начисления и уплаты налога.
  2. Налог на транспорт. Льгота устанавливается каждым регионом, на уровне федерации отсутствует. Например, в Москве чернобыльцы освобождены от уплаты налога на одно транспортное средство, однако перечень исключает владение водным и воздушным ТС, сани с мотором или двигателем, снегоходы.
  3. Имущественный сбор. Льгота введена в 2019 году, а до этого периода чернобыльцы были освобождены от уплаты этого налога. По новым правилам, чернобылец вправе не платить налог только за одну единицу имущества (из перечня) в собственности, а на остальную недвижимость предоставляется налоговая льгота.
  4. НДФЛ. Чернобыльцу предоставляется налоговый вычет в размере до 3000 руб. в зависимости от принадлежности к определенной категории льготников, пострадавших в аварии на Чернобыльской АЭС.
Читайте также:  Как оформить договор аренды нежилого помещения правильно

Налоговые льготы не подлежат суммированию: если человек имеет право на несколько, предоставляется самая выгодная.

При отсутствии собственного жилья у лица, получившего удостоверение чернобыльца, если он вынужден жить в тяжелых условиях или на площади меньше установленного норматива, он вправе просить у государства улучшения жилищных условий без какой-либо очереди. Данной льготой можно воспользоваться единожды. У чернобыльца есть право вступить в жилищный кооператив, СНТ, получить место в гаражных кооперативах путем внеочередной процедуры.

ЕДВ чернобыльцам и проживающим в чернобыльской зоне

В рублях, с февраля 2022 г. до 31 января 2023 г.

Категория получателя

с учетом НСУ

без учета НСУ

Граждане, перенесшие лучевую болезнь вследствие аварии на ЧАЭС

2532,98

1219,54

Граждане-инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС

3164,22

1850,78

Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986-87 гг.

3164,22

1850,78

Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 гг.

2532,98

1219,54

Граждане прожив. (работ.) на терр. зоны прожив. с правом на отселение

633,24

633,24

Граждане прожив. (работ.) на терр. зоны прожив. с льготн. соц-эк. статусом

633,24

633,24

Граждане прожив. (работ.) в зоне отселения до их переселен. в др. р-ны

633,24

633,24

Граждане, эвакуированные (в т.ч. выех. добр.) в 1986 г. из зоны отчужден.

2532,98

1219,54

Дети (подр.) до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне

1582,12

268,68

Дети (подр.) до 18 лет, постоян. прожив. в зоне с льготн. соц-эк. статусом

950,91

950,91

Дети (подр.)-инвалиды, страд. болезнями вследствие аварии на ЧАЭС

3164,22

1850,78

Дети (подр.), страдающие болезнями вследствие аварии на ЧАЭС

2532,98

1219,54

Граждане-инвалиды, получившие проф. заболевания. связан. с луч. воздейст.

3164,22

1850,78

Граждане, получ. проф. заболевания связанные с лучевым воздейст.

2532,98

1219,54

Граждане, получ. суммарную эффект. дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр)

2532,98

1219,54

Граждане, получившие суммарную эффект. дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр)

793,09

793,09

Дети до 18 лет 1,2 поколения, получ. эффект. дозу облучения свыше 5 сЗв

793,09

793,09

Граждане, получившие лучевую болезнь вследствие аварии на ПО Маяк в 1957 г.

2532,98

1219,54

Граждане, ставшие инвалидами вследствие аварии на ПО Маяк в 1957 г.

3164,22

1850,78

Граждане, направл. на ликвид. последствий аварии на ПО Маяк 1957-58 гг.

3164,22

1850,78

Граждане, направл. на ликвид. последствий аварии на ПО Маяк 1959-61 гг.

2532,98

1219,54

Граждане, прожив. в насел.пунктах ,где доза облуч. свыше 1 мЗв (0,1 бэр)

633,24

633,24

Граждане, эвакуир, пересел, добровольно выехавшие из зоны загр. Маяк и Теча

2532,98

1219,54

Дети 1,2 поколен, страдающие забол. вследствие воздействия радиации на родит.

1582,12

268,68

Граждане, не имеющие инвалидности из подразделений особого риска

3164,22

1850,78

Граждане-инвалиды из подразделений особого риска

3164,22

1850,78

Конечно, этот список не полный. Различных категорий получателей ЕДВ существует больше 50. В нашу таблицу вошли самые массовые группы льготников.

Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2022 г.*

Ежемесячные компенсационные выплаты

  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
    • 1103,44 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • с 26 апреля 1986 года — 147,13 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
    • 294,27 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
    • с 26 апреля 1986 года — 220,71 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 147,13 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
    • с 26 апреля 1986 года — 1471,28 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
    • инвалидам I группы — 23071,70 руб.
    • инвалидам II группы — 11535,86 руб.
    • инвалидам III группы — 4614,32 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
    • 1153,61 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
      • 271,10 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
      • детям первого года жизни — 692,84 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
      • 542,26 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
      • 210,86 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
      • детям первого года жизни — 692,84 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
      • 542,26 руб.

      Основание для назначения:

      • Пун��т 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
      • 105,45 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
      • 542,26 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
      • 279,10 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I

    Ежегодные компенсационные выплаты

    • Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
      • 367,82 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
      • инвалидам I и II групп — 1839,06 руб.
      • инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1471,28 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация на оздоровление:
      • гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1103,44 руб.
      • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 735,58 руб.
      • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 367,82 руб.

      Основание для назначения:

      • Статья 40 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
      • 367,82 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I

    Ежединовременные компенсационные выплаты

    • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
      • инвалидам I группы — 36780,99 руб.
      • инвалидам II группы — 25746,72 руб.
      • инвалидам III группы — 18390,55 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
    • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
      • семьям, потерявшим кормильца — 36780,99 руб.
      • родителям погибшего — 18390,55 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

    *) С 1 февраля 2022 года компенсационные выплаты чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2021 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 57 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году” в размере 1,084.

    **) В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий