Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила вывоза и ввоза валюты в Россию в январе 2023 года году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таможней принято считать государственный орган, который обеспечивает соблюдение установленного законодательством порядка перемещения транспортных средств, товаров и иных вещей через государственную границу. Помимо соблюдения порядка перемещения, таможня контролирует прохождение иных таможенных процедур, уплату ввозных пошлин, оформление ввозимых вещей.
Перемещения через таможенную границу транспортных средств
Перемещения через таможенную границу транспортных средств (ТС) могут осуществлять как физлица, так и юридические лица и ИП. К ТС относятся автомобили, водные и воздушные суда, при этом ТС, как и любые другие товары, подлежат таможенному оформлению. Если ТС не используются в качестве средств международной перевозки, то с точки зрения таможенных правил, их рассматривают товары, перемещаемые через таможенную границу. Временно ввозимые ТС международной перевозки от уплаты таможенных платежей освобождаются.
Существуют различные способы перемещения через таможенную границу транспортных средств:
- «своим ходом», когда владелец или водитель-перегонщик управляет ТС;
- перевозчиком в автовозе или в кузове грузового автомобиля;
- железнодорожным транспортом на платформе или вагоне;
- морским транспортом;
- авиационным транспортом.
Что подлежит декларированию
В случае соблюдения всех вышеуказанных предельных сумм, эквивалентов и объемов, закон не требует прохождения таможенного декларирования. Если же предельные показатели превышены, граждане и иностранцы при ввозе товаров, даже если перевозят для личного использования, обязаны вносить их в таможенную декларацию.
Кроме таких товаров, согласно ст. 8 Соглашения, внесению в декларацию подлежат:
- вещи личного использования, транспортируемые перевозчиком по адресу гражданина или транспортируемые в несопровождаемом багаже;
- вещи личного использования, к которым могут применяться запреты и ограничения;
- транспортные средства, кроме зарегистрированных в ТС;
- культурные и исторические ценности, признанные таковыми на государственном уровне;
- вещи сопровождаемого багажа, если его владелец перевозит несопровождаемый багаж, и так далее.
В настоящее время действует Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации и совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 г. № 124, который регламентирует заполнение пассажирской таможенной декларации в виде электронного документа.
Представляется, что среди направлений совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования в условиях действия ЕАЭС, можно выделить, прежде всего, ряд общих целей и задач. К таким общим задачам можно отнести следующие.
1. Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным контролем (путем упрощения таможенных процедур и ускорения таможенных операций).
2. Развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры.
3. Расширение применения таможенными органами Российской Федерации прогрессивных таможенных технологий.
4. Разработка и внедрение автоматизированных информационных технологий таможенного контроля.
5. Совершенствование таможенной инфраструктуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законодательное регулирование
Все процессы, связанные с перемещением через таможенную границу как людей, так и товаров, регулируются некоторыми внутригосударственными нормативными актами, которые действуют на территории РФ, а также международными документами, подписанными с граничащими по соседству странами.
В настоящее время внутригосударственное регулирование перемещения через российскую границу происходит на основании положений, представленных Таможенным кодексом РФ. В тексте данного документа указан не только порядок перемещения, но еще и особенности осуществления таковых действий. Более того, данный нормативный документ предписывает полный перечень товаров, которые категорически запрещено провозить через линию разграничения. Также данный акт в полной мере регулирует определенные меры ответственности за совершенные нарушения в сфере пересечения таможенной границы, а также порядок привлечения к ней.
Перемещение валюты и ценных бумаг
Рассматривая особенности перемещения товаров через таможенную границу Таможенного Союза, непременно следует обратить внимание на особенности перевозки ценных бумаг и валюты.
Законодатель допускает как ввоз, так и вывоз рассматриваемых объектов через границу РФ, однако в отношении данного вида перемещаемых объектов действует правило обязательного декларирования средств, превышающих сумму, эквивалентную 10000 долларам США. При перемещении материальных средств через таможенную границу Таможенного Союза обязательно проводится перерасчет общей суммы денег по отношению к доллару. Что касается перерасчета иностранной валюты, то этот процесс осуществляется в соответствии с курсом, установленным Центральным банком на момент перевоза ценностей.
Как вести себя во время процесса
1. Будьте активным участником административного процесса
Возбуждение в отношении предпринимателя или компании дела об административном правонарушении значит, что вам придется как-то на эту ситуацию реагировать. И вы можете занять две противоположных позиции:
1. Со всем согласиться, ничего не делать и надеяться на снисходительность должностного лица, рассматривающего дело.
2. Вы также имеете право:
- Представлять доказательства своей невиновности и правоты. Это могут быть любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, которые позволят вам убедить суд в вашей правоте
- Заявлять отводы и ходатайства. Например, просить об отстранении судьи вы можете в том случае, если он лично (прямо или косвенно) заинтересован в исходе текущего дела
- Иметь представителя, если вы не готовы самостоятельно представлять свои интересы, у вас есть право воспользоваться услугами адвоката
Перемещение физическими лицами (гражданами) через таможенную границу Донецкой Народной Республики товаров для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью в случае переезда на постоянное место жительства
Согласно пункту 3 части 4 статьи 298 Закона при ввозе (пересылке) гражданами на таможенную территорию Донецкой Народной Республики освобождаются от обложения таможенными платежами товары, предназначенные для обеспечения обычных повседневных нужд гражданина и начального обустройства, которые ввозятся (пересылаются) гражданами в связи с переселением на постоянное место жительства в Донецкой Народной Республике в течение шести месяцев со дня выдачи документа, подтверждающего право гражданина на постоянное проживание в Донецкой Народной Республике, при условии документального подтверждения того, что до дня выдачи этого документа гражданин проживал на территории страны, из которой он прибыл, не менее трех лет:
- а) товары, предназначенные для обеспечения обычных повседневных нужд гражданина и начального обустройства;
- б) транспортные средства личного пользования, классифицируемые в одной из товарных позиций 8702, 8703, 8711 согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (в количестве одной единицы на каждого гражданина, достигшего 18-летнего возраста), при условии документального подтверждения того, что до дня выдачи документа, подтверждающего право на постоянное проживание в Донецкой Народной Республике, гражданин был владельцем (или совладельцем) такого транспортного средства не менее одного года, а транспортное средство находилось за ним на постоянном учете (регистрации) в соответствующих регистрационных органах страны постоянного места предыдущего проживания гражданина не менее одного года, если данное транспортное средство подлежит регистрации в этой стране;
- в) товары, классифицируемые в товарной позиции 8716 согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (в количестве одной единицы на каждого совершеннолетнего гражданина) при условии одновременного ввоза транспортных средств личного пользования, классифицируемых в одной из товарных позиций 8702, 8703, 8711 согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Запрет на перемещение субъектами хозяйствования и физическими лицами (гражданами) товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики вне мест расположения установленных пунктов пропуска
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 120 хакона местами перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ДНР являются установленные законодательством Донецкой Народной Республики пункты пропуска (пункты контроля) через таможенную границу ДНР. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Донецкой Народной Республики в иных местах запрещено, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством ДНР. Въезд на таможенную территорию, а также выезд с таможенной территории Донецкой Народной Республики осуществляется исключительно через пункты пропуска (пункты контроля), определенные в соответствии с приказами республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере в сфере налогообложения и таможенного дела.
Перечень пунктов пограничного и таможенного контроля на линии соприкосновения утвержден совместным приказом Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики и Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 14.07.2017 г. № 64/52.
Суть и назначение режима
Для начала разберем, что за товары считаются припасами в понимании таможенного законодательства. Представим себе пассажирский самолет. Чтобы он добрался в пункт назначения, нужно горючее. Еще потребуются продукты и напитки для самого экипажа и всех пассажиров. То же самое касается водного транспорта и поездов. Все нужные для поездки вещи и считаются припасами.
Их можно поделить на три группы:
- припасы для эксплуатации транспортного средства (это топливо и горюче-смазочные материалы), к этой группе не относятся запчасти и любое оборудование, они вообще не считаются припасами!)
- припасы для потребления (еда, напитки, гигиенические средства и другие, необходимые в пути вещи), их можно раздавать бесплатно или продавать за деньги.
- припасы для продажи (товары, которые компания-перевозчик реализует в полете своим пассажирам). Если вы когда-нибудь летали международным рейсом, наверняка помните, как стюардессы предлагают купить духи, сувениры, косметику и тому подобную мелочь.
Все эти вещи прибывают в Россию на время стоянки и проезда, пролета по ее территории. Поэтому помещать их под какую-либо таможенную процедуру нет смысла. Но в то же время позволить ввезти или вывезти товар без всякого оформления тоже нельзя. Это противоречит основам безопасности государства и таможенным правилам.
Поэтому и был придуман режим припасов. Суть его проста: все припасы перевозчик или иное уполномоченное лицо декларируют при въезде в страну или выезде из нее, указывая, что это за товары, сколько его и другие сведения. Сотрудники таможни получают возможность все проверить и исключить возможные нарушения.
- Использование этого режима облегчает жизнь компаниям-перевозчикам, ведь подать декларацию легче, чем оформлять таможенную процедуру. А еще при соблюдении условий использования припасов можно не платить пошлину.
- Есть и минусы. Если появилось намерение использовать иностранный товар иначе, не как припасы, его придется заново декларировать, оплачивать пошлины и помещать под соответствующий режим.
Когда временная таможенная декларация не годится
Представление временной таможенной декларации не является основанием для отказа в применении нулевой ставки НДС. Но за исключением случаев, когда представление полной таможенной декларации прямо предусмотрено НК РФ.
Вот случаи, когда для подтверждения права на нулевую ставку требуется полная таможенная декларация:
- вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ);
- реализация работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов (подп. 3 п. 3.2 ст. 165 НК РФ);
- оказание услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа (подп. 2.3 п. 3.3 ст. 165 НК РФ);
- оказание услуг по транспортировке природного газа трубопроводным транспортом в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (подп. 2 п. 3.3-1 ст. 165 НК РФ).
Актуальность темы исследования заключается в том, что процесс обмена товаров и транспортных средств через таможенную границу является основной задачей таможенных органов, а статус таможенного оформления непосредственно таможенными органами обеспечивает экономическое благополучие и безопасность государства.
Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков его технологичности и цивилизованности. Спрос на высокоразвитые транспортные системы все больше растет с интеграцией европейской и глобальной экономик. Место, соответствующее высокоразвитому государственному уровню, — это необычная экономическая ситуация в нашей стране, которая требует особого внимания со стороны автотранспортных работников при работе с организациями и управление наземным транспортом.
При решении этих серьезных вопросов необходимо повысить точность планирования, анализа и экономической оценки работы крупных транспортных систем и отдельных транспортных средств. Только на основе точных расчетов и анализа можно создать разумную схему экономии ресурсов при международной перевозке грузов.
В рыночных условиях основным требованием участника ВЭД является быстрый товарообмен. Для достижения этих целей необходим минимальный, но крайне эффективный таможенный контроль в международных автомобильных пунктах пропуска. В этом аспекте таможенная служба может оказать влияние на скорость грузооборота и, соответственно, развитие внешнеторговой деятельности.
Цель исследования: исследовать транспортный контроль при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза автомобильным транспортом.
Задачи исследования:
- выявить понятие и особенности транспортного контроля при перемещении товаров через границу ЕАЭС;
- исследовать нормативное правовое регулирование транспортного контроля при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС автомобильным транспортом;
- привести практику осуществления транспортного контроля в международных автомобильных пунктах пропуска;
- провести анализ судебной практики, связанной с перемещением товаров автомобильным транспортом через границу ЕАЭС;
- перечислить проблемы по осуществлению транспортного контроля при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и предложения по их решению;
- выявить перспективы развития транспортного контроля при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС автомобильным транспортом.
Какие сроки установлены для таможенного оформления товаров?
Сроки выпуска товаров регламентированы ст. 119 ТК ЕАЭС и составляют 4 часа. Отсчет начинается с момента регистрации таможенной декларации. Он передвигается, если до конца рабочего дня таможенного органа на время подачи декларации осталось менее четырех часов. Начатая процедура должна быть доведена до конца на следующий рабочий день. Это – идеальная ситуация, когда документы и груз соответствуют требованиям. В ином случае сроки таможенного оформления товара будут в разы длиннее. К таким ситуациям относятся:
- Таможенники запросили документы, которые подтверждают достоверность информации, включенной в декларацию;
- Декларант обратился в ФТС с заявлением об изменении или дополнении декларации;
- Декларант/таможенный представитель не внесли изменения в декларацию по требованию таможенников.
1.1. Товары — любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество:
«товары, перемещаемые физическими лицами в сопровождаемом багаже» — товары (за исключением автомобилей), предназначенные для личного пользования физическими лицами, следующими через государственную границу Российской Федерации, и предъявляемые таможенному органу физическим лицом (или перевозчиком) непосредственно при въезде этого физического лица на таможенную территорию Российской Федерации или его выезде с этой территории (в том числе в ручной клади);
«товары, перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже» — товары, предназначенные для личного пользования физическими лицами, следующими через государственную границу Российской Федерации, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации перевозчиками по договорам перевозки (по багажной квитанции, накладной, коносаменту), заключенным с физическими лицами, и предъявляемые таможенному органу перевозчиками (т.е. место и (или) время прибытия указанных товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо убытия с этой территории не совпадают с местом и (или) временем фактического пересечения физическими лицами государственной границы Российской Федерации).
1.2. Лица:
российские лица — физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей;
иностранные лица — физические лица, постоянно проживающие в иностранном государстве;
Перемещение товаров для личного пользования, вышедших за беспошлинные лимиты , оплачивается в размере 30% таможенной оценки избытка, если это ≥ 4 € за 1 кг. Кроме этой мелочевки, есть еще снегоходы (не санки и не лыжи), мопеды, автофургоны, мотоциклы. Уплата за всю такую машинерию, включая электромобили и кузова, реализуется совокупным таможенным платежом (СТП). Ввоз легковых автомобилей любым образом, как и вышеописанных в таблице 2 предметов для личного потребления, оплачивается по единой процентной ставке от стоимости.
Таблица 3.
Характеристики автомобиля | Размер пошлины |
≤3 лет с момента выпуска; цена ≤ 8 500 € | 54 % от стоимости, ≥2,5 € за 1 см3 рабочего объема двигателя |
≤3 лет; цена >8 500 € | 48% от стоимости, ≥2,5-20 € за 1 см3 * |
>3 лет | 1,5-5,7 € за 1 см3 * |