Когда ставить зимнюю резину по закону в 2022 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда ставить зимнюю резину по закону в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


МВД разработало поправки в перечень «неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В частности, в него предлагают внести запрет на использование на автомобилях летней резины в зимнее время и шипованной — в летнее. Документ направлен в аналитический центр при правительстве. МВД рассчитывает, что поправки вступят в силу с марта 2023 года.

Когда лучше переходить на зимнюю резину?

Нет никаких требований ГИБДД относительно таких условий, как:

  • при какой температуре переобуваться,
  • с какого числа до начала официальной зимы (декабря) менять шины,
  • наличие наледи на дорожном покрытии.

Есть только обязанность эксплуатировать машину с зимними покрышками в декабре, январе и феврале.

Но по опыту автолюбителей можно выделить 2 основных этапа переходящих на зиму:

  • те, кто переобувается сразу после первого снегопада – это рационально делать, если Вы часто ездите по трассе, Ваш автомобиль не очень устойчив в поворотах и/или летняя резина уже изрядно изношена; также есть смысл, если у Вас липучки – они, после того, как первый снег оттает, не испортятся на чистом асфальте,
  • те, кто переобувается, когда начнётся настоящая зима – если Вы ездите преимущественно по городу, у Вашего авто полный привод, то этот подход для Вас.

МВД предложило штрафовать за езду на летней резине зимой

Запрет на летнюю резину на период с декабря по февраль собираются ввести для легковых автомобилей (категория М1) и легких грузовиков (N1). Шипованную резину летом (июнь—август) намерены запретить на всех транспортных средствах. Регионы смогут вводить эти ограничения на разный срок в зависимости от погодных и климатических условий.

Водители грузовиков типов N2 и N3, а также автобусов (M2, М3, но для последней категории предусмотрено исключение, если нельзя установить цепи) при отсутствии зимних шин (шипованных или нешипованных) должны быть оснащены цепями противоскольжения. Но это требование будет применяться в зависимости от решения региональных властей, которые также установят период его действия. Требование не коснется полноприводного транспорта повышенной проходимости (категория G).

Последняя редакция перечня была утверждена правительством в минувшем мае. Она включает семь частей, которые касаются неисправностей тормозов, рулевого управления, внешних световых приборов, устройств очистки ветрового стекла, колес и шин, двигателя и других элементов автомобиля.

Относительно шин в данной редакции перечислены следующие недопустимые неисправности:

  • внешние повреждения;
  • нарушения крепления;
  • недостаточная глубина рисунка протектора;
  • несоответствие шин по размеру или нагрузке автомобиля, на котором они установлены;
  • установка разных шин на одну ось автомобиля.

За наличие какой-либо из перечисленных в перечне неисправностей может грозить штраф 500 руб. согласно п. 1 ст. 12.5 КоАП.

Для кого зимние колеса обязательны?

Вопрос эксплуатации автомобилей регулируется техрегламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (действует с 11 ноября 2018 года).

Обратимся к п. 5.5 Приложения 8. В соответствии с ним в течение трех зимних месяцев запрещается эксплуатация ТС категорий M1 (машины для перевозки пассажиров с количеством мест до 8) и N1 (автомобили для перевозки грузов с максимальной массой до 3500 кг), на которых не установлены зимние покрышки. На другие транспортные средства ограничения не распространяются.

Зимние покрышки, в свою очередь, должны соответствовать ряду требований (раздел 5 Приложения 8). На одну ось не допускается установка шин разных модификаций. При этом тип покрышек значения не имеет, поэтому разрешается использование нешипованной и шипованной резины.

В соответствии с п. 5.6.3 того же Приложения пригодными для использования считаются зимние шины, имеющие маркировку в виде комбинации букв M+S, M S, M&S, рисунок со снежинкой и остаточную глубину протектора не менее 4 мм.

Особенности всесезонной резины

Для изготовления всесезонных шин используется резина средней твердости. Покрышки имеют относительно низкий протектор, при этом рисунок наносится шире и глубже по сравнению с летними вариантами, но менее глубоко, чем у зимних колес. Наилучшие свойства такая резина показывает при температуре от –10°C до +10°C. Количество липучек и шипов уменьшено, если сравнивать с зимними шинами.

Читайте также:  Какова сумма алиментов с безработного в 2020-2021 годах

Такой вариант хорошо подходит для межсезонья с частыми сменами положительных и отрицательных температур. В период очень теплой или морозной погоды эффективность «универсалов» снижается. При высоких значениях резина «плывет», а на холоде дубеет. Поэтому большинство производителей всего лишь допускает возможность эксплуатации всесезонных шин в таких условиях.

Каждой покрышке – свой сезон

Сезонность эксплуатации резины придумали неслучайно, так как езда на летней резине зимой очень опасна. Такие покрышки на холоде становятся твердыми, как пластик, что повышает риск заноса и «вылета» на встречную полосу. По этой же причине сильно возрастает длина тормозного пути. На обледенелой поверхности или плотно укатанном снегу автомобиль на летних колесах просто не сможет сдвинуться с места и начнет пробуксовывать.

Зимние шины изготавливаются из более мягкой резины, нежели летние. Применение таких покрышек в теплый период также влечет множество проблем:

  • заметно возрастает тормозной путь;

  • увеличивается расход топлива;

  • ухудшается управляемость автомобиля;

  • существенно ускоряется износ шин, шипы начинают вылетать;

  • имеет место повышенный шум при передвижении по причине сопротивления качению;

  • создается колейность асфальтового покрытия.

Установка на одну ось летних покрышек, а на другую шипованной резины – не лучший выход. Подобные «фокусы» сразу сказываются на эффективности торможения. При вхождении в поворот заметно увеличивается вероятность заноса из-за разного коэффициента сцепления с дорожным покрытием.

Использование покрышек в соответствии с сезоном – не просто дань моде или нормативное требование закона. Это гарантия безопасности для себя и других участников дорожного движения. Не стоит подходить к такому вопросу формально, ведь на кону стоит жизнь и здоровье людей.

Сроки езды на зимней и летней резине

Возьмем Технический регламент ТР ТС 018/2011, который называется «О безопасности колесных транспортных средств», и откроем приложение № 8. Читаем п. 5.5, где четко обозначено: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август)».

Дальше написано, что с декабря по февраль запрещено использование автомобилей (кат. M1, N1) без зимних шин, которые отвечают условиям п. 5.6.3 данного Приложения и должны быть установлены на все четыре колеса машин. Запрет на эксплуатацию может быть продлен на усмотрение региональных органов госуправления стран, которые вошли в Таможенный союз, с учетом их географических и климатических условий.

Что здесь имеется в виду:

  1. Летом (с июня по август) не разрешается эксплуатировать шипованные шины и возможен штраф за зимнюю резину. Данное правило касается всех без исключения транспортных средств.
  2. Зимой (декабрь – февраль) необходимо ездить только на зимней резине (с шипами или без). Причем она должна иметь определенный рисунок и маркировку MS, M&S либо М+S. Это относится к автомобильной категории B, куда входят грузовики (N1) и легковушки (M1). С 11.11.2018 на остальные ТС это не распространяется.
  3. Срок указанных ограничений может только продлеваться государственными органами всех уровней (местными и федеральными), но не сокращаться. К примеру, в вашей области могут запретить шипованные шины на период май – сентябрь. Уменьшить продолжительность запрета власти не имеют права. Из чего следует, что в продолжение июня – августа автомобильный транспорт всей страны не должен ездить на шипах.

Как видим, у нас четко обозначены периоды эксплуатации шин:

  • Летний комплект (без обозначений М+S и др.) – март – ноябрь. Возможен штраф за зимнюю резину, не замененную на летнюю.
  • Зимняя шипованная резина (с меткой М+S и др.) – сентябрь – май.
  • Шины без шипов для зим (с отметкой М+S и др.) – круглогодично.

Какие и когда нужно использовать покрышки, показано в таблице ниже:

Время года

Тип резины

Зимняя с шипами

Зимняя без шипов

Летняя

Лето

нет

да

да

Осень

да

да

да

Зима

да

да

нет

Весна

да

да

да

Когда переходить на зимнюю резину согласно закону?

К упомянутому техрегламенту добавлены Приложения, среди которых №8 имеет пункт 5.5. В нем-то и содержится ответ на вопрос: «Когда менять летнюю резину на зимнюю?». Обратившись к нему, видим, что летом шипованные шины устанавливать запрещено. Это относится ко всем транспортным средствам без исключения. Также документ «гласит», что зимой разрешено использование соответствующих шин независимо от того, имеют они шипы или нет. Основное требование таких шин – они должны иметь маркировку «М+S», «M S» или «M&S». Любая из трех аббревиатур также должна сопровождаться рисунком, на котором изображена «гора со снежинкой». Такому требованию должны подчиняться все владельцы легкового транспорта категории В. С ноября 2021 года это ограничение потеряло силу в отношении других ТС.

Читайте также:  Минтруд ожидает рост зарплат по итогам года ниже инфляции

Из пункта 5.5 также можно выделить, что сроки описанного запрета не могут быть сокращены, лишь увеличены и только в соответствии с законом на любом уровне (региональном или федеральном).

Интервалы использования авторезины выглядят так:

  1. Летние шины, лишенные аббревиатуры «M S», используются только с марта по ноябрь.
  2. Зимние шины с шипами и буквами «M S», применяются с сентября по май.
  3. Нешипованные зимние шины с маркировкой «M S» могут эксплуатироваться круглогодично.

Выходит, что зимой можно использоваться резину как с шипами, так и без них.

Оптимальным временем для обратной замены такой резины считаются зимние месяцы, для всех видов шин – весной и осенью, только для летнего варианта – с июня по август. Если автовладелец, который обладает немаркированной летней резиной и шипованной зимней, получается, что произвести замену можно только по осени. А весной запастись нервами для обратной замены шин с марта по май.

Чтобы лучше понять помесячное распределение замены, лучше свести все показатели в таблицу.

С декабря по февраль С марта по май С июня по август С сентября по ноябрь
Летний вариант резины + + +
Зимний вариант резины с шипами + + +
Зимний вариант резины без шипов + + + +

За колёса другого размера – большего размера, чем родная?

Есть штраф 500 рублей.

Обратите внимание, выше мы писали о том, что нельзя ставить колёса разной размерности на одну ось. За это положен штраф в размере 500 рублей, но это частный случай.

В Техрегламенте тоже есть требования по размерности колёс. Пункт 5.2.1 Приложения №8 предписывает, что установленные размеры должны соответствовать эксплуатационной документации к машине. Поэтому, если вы поставите, например, на Ладу Приору колёса большего радиуса – R18, то это будет нарушением.

Но самое главное – за нарушение регламента, как мы упоминали выше не раз, штрафа нет. Но таковой есть за нарушение Перечня неисправностей, а пункт 5.4 нам говорит о запрете размера, а также допустимой нагрузки шины модели автомобиля.

Кроме того, ввиду бросающегося в глаза нарушения есть возможность того, что после остановки инспектором ДПС через несколько дней придёт письмо об аннулировании регистрации автомобиля.

Установка цепей противоскольжения по сути также является добавлением не предусмотренной конструкцией детали. Но по факту вряд ли вам что-то сделают, если вы будете пользоваться ими на заснеженной или заледенелой дороге.

Если же вы выедете с ними на асфальт и будете портить его, то могут подвести под статью 12.33 со штрафом 5-10 000 рублей.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Есть ли штраф за езду с разбитым, лопнутым или треснувшим лобовым стеклом и какой?
  • Можно ли выбить катализатор? Какие последствия: штраф и техосмотр?
  • Можно ли установить зеркало-видеорегистратор в машину вместо родного по ПДД? Грозит ли штраф?

Закон о зимней резине в Крыму

Производители летней авторезины советуют снимать летнюю при +4 градусах. Конкретного срока в Крыму для смены покрышек на зимние шины по закону нет. Но руководство ГИБДД советует делать это 1 ноября, потому что погодные условия полуострова мало предсказуемы. Для безопасности путешественников на зимней покрышке советуют кататься до 31 марта.

Морской климат вносит свои коррективы, иногда неожиданно и резко. Поздней осенью и в начале зимы тут часто бывает гололед на дорогах, как в городской черте, так и за городом.

Местность во многих местах гористая. Подняться по обледеневшему серпантину на гору Ай-Петри, к примеру, практически очень трудно и опасно. На летней резине, без шипов и цепей это равносильно самоубийству.

На территории Крыма, к административной ответственности, не привлекается владелец автомобиля за то, что не поменял летнюю резину на зимнюю.

Хотя противоречивая погода начинается здесь уже в середине октября, когда утром воздух бывает нулевой температуры, а днем нагревается до 10 тепла. Если днем еще погода теплая, то ночью материал летней автошины дубеет и дорогу не держит. Водители должны учитывать этот факт.

Закон о зимней резине в Белгородской области

Штрафуют ли за летнюю резину зимой? Рассказы о больших штрафах за отсутствие зимней шины оказались сильно преувеличенными. Пока что максимум, грозящий автолюбителю за лысую покрышку – 500 рублей.

Повод для беспокойства – проект закона, внесенный в госдуму в январе 2013 года. Вадим Тюльпанов – член совета Федерации предложил ввести штраф на 5 тысяч рублей, если с 1 декабря по 1 марта на автомобиль не установят зимнюю резину.

Читайте также:  Размер и особенности выплаты пособия на погребение

В пояснительной записке сенатор отмечал, что отдельные районы страны могут установить свои сроки смены сезонной резины. Законопроект до сих пор не приняли, поэтому он не имеет юридической силы.

При этом штраф, в десять раз меньший, можно получить, если использовать в декабре, январе, феврале автомобили, на все колеса которых не установлены шины с маркировкой M+S, трех пиков горы, со снежинкой внутри, когда протектор стерт ниже 4 мм. Это правило распространяется на рисунок протектора всесезонных шин.

В остальное время водитель должен руководствоваться погодными и температурными условиями. Каждый должен помнить, что при температуре ниже 6 градусов тепла материал летних шин дубеет и автомобиль заносит. Это чревато авариями.

Можно ли обжаловать штраф за езду на зимней резине

Есть ситуации, в которых, действительно, возможно обжаловать начисленный сотрудниками ГИБДД штраф. Среди таковых следующие:

  • В квитанции на оплату указано больше 500 рублей. Такой размер штрафа не меняется и не зависит от желания работника службы.

  • Штраф начислен за то, что водитель использовал зимние шины в другой сезон. Важно понимать, что это запрещено, но по закону штраф не положен.

  • Во время остановки представителем контролирующих органов водитель направлялся на СТО. Если на машине была установлена запаска, а автовладелец ехал её сменить, можно обжаловать штраф.

В некоторых случаях представители ГИБДД накладывают штраф, не разбираясь в ситуации. Иногда глубина протектора сезонной шины считается абсолютно нормальной, но либо её не мерят, либо водитель не знал сначала, что на это надо было обратить внимание. Такое наказание тоже можно обжаловать, руководствуясь имеющимися фактами.

Когда будут выписывать штрафы за летнюю резину зимой 2020 года

Законодательство в России такое, что есть рекомендации по езде в зимнее и летнее время, а вот санкций за халатное отношение к ним нет. На данный момент времени сотрудник ГИБДД не может выписать штраф, поскольку он не предусмотрен законом. Может быть только предупреждение за использование ненадлежащих шин в зимнее время.

В МВД поняли, что рекомендации есть, а штрафов нет. В связи с этим, в новых ПДД уже будет штраф за отсутствие шипованной резины в зимнее время. Также штрафы будут не только за отсутствие необходимых шин, но и за потертость протекторов, порезы и многое другое. В новых правилах к этому подошли основательно.

Если владелец автомобиля выедет на дорогу в зимнее время на летней резине, ему могут выписать штраф в размере 500 рублей. Оплата не освобождает водителя от повторного штрафа, если он не переобует свой автомобиль, как того требуют правила езды в зимнее время.

В большинстве регионов России автомобили должны быть укомплектованы шипованной резиной с 1 декабря до конца февраля. Однако на местах сами определяют, до какого времени нужно ездить на зимней резине. Все зависит от погодных условий.

Основные положения Техрегламента

Штраф за отсутствие зимней резины может быть наложен, однако не все так однозначно. Закон, который регламентирует использование зимних покрышек, содержит следующую информацию:

  • Описывает характеристики зимней резины и дает ее понятие. Но технические особенности напрямую зависят от грузоподъемности машины и ее типа.
  • Штраф за отсутствие зимней резины в России может быть наложен сотрудником ГИБДД только в том случае, когда колеса не соответствуют предписанным характеристикам и не подходят для использования в зимний период времени.
  • Штраф может быть заменен предписанием, если присутствует лишь небольшая неточность в описании покрышек.

Многих водителей волнует вопрос, полагается ли штраф за отсутствие зимней резины, если используются всесезонные покрышки. В Техрегламенте такого понятия не существует. При изучении колес, которые используются летом и зимой, принимаются во внимание технические характеристики резины и ее маркировка.

Некоторых водителей волнует не только когда, но и зачем менять резину. Понятно, что по закону в 2022 году необходимо установить вместо летних покрышек зимние при наступлении холодов. Но с какой целью проводится обратная замена?

Зимние шины изобретены специально для поездок по дорогам, покрытым льдом. Шипы улучшают сцепление автомобиля с поверхностью трассы, поэтому риски скольжения сводятся к минимуму. Использование зимних покрышек в теплое время года может дать обратный эффект.

Использовать их не следует по 3 основным причинам:

  • лишний шум при движении;
  • неблагоприятное влияние на дорожное покрытие, вплоть до разрушения;
  • плохое сцепление с дорогой.


Похожие записи:

Добавить комментарий