Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок регистрации безработных граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для права на трудоустройство допустимо быть реализованным рядом способов и включать в себя некоторые правомочия безработного. Речь идет о праве на содействие в том, чтобы найти подходящую работу; о праве на то, чтобы выбрать место работы, сюда же относится возможность трудоустройства в иной местности, а также о праве на профессиональную деятельность вне границ РФ; о праве на бесплатную профессиональную ориентацию и подготовку, переподготовку и повышение квалификации, имя на то направление органов службы занятости; о праве на участие в общественных работах оплачиваемого характера; о праве на то, чтобы получать содействие в организации своего дела.
Особенности понятий подходящая и неподходящая работа
Так как с приобретением и сохранением правового статуса безработного тесно связаны такие понятия, как «подходящая работа» и «неподходящая работа», то следует уделить им особое внимание.
На основании ст.4 Закона «О занятости» в качестве подходящей выступает такая работа (сюда же относится и временная работа), которая отвечает профессиональной пригодности сотрудника, учитывая уровень его профессиональной подготовки, условия последнего места работы, состояние здоровья, транспортную доступность рабочего места.
В качестве транспортной доступности выступает максимальная удаленность работы, которая подходит, от места жительства безработного, определяемая необходимым органом местного самоуправления, учитывая развитие сети общественного транспорта в данной локальности.
К примеру, на основании постановления Администрации г. Волжского Волгоградской области определены ряд требований к транспортной доступности рабочего места для ряда граждан, которые зарегистрированы в Центре занятости населения для того, чтобы найти подходящую работу, или для ряда безработных.
В состав статуса безработного входят права и обязанности, ответственность за некорректное исполнение или неисполнение обязанностей, а также ряд социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством для того, чтобы предоставить безработному гражданину возможности на реализацию предоставленных прав.
Обязанности безработного гражданина
Каждый гражданин РФ, который состоят на учете в центре занятости населения, обязан:
- приходить на отметку в центр занятости в установленный ему срок без опозданий;
- в случае неявки в указанный срок предъявлять подтверждающие документы тех причин, по которым он не явился;
- совершать самостоятельный поиск соответствующего места работы;
- посещать различные мероприятия по требованию сотрудников центра занятости для скорейшего поиска работы;
- в случае самостоятельного трудоустройства уведомлять об этом сотрудников центра занятости;
- проходить собеседования по направлению от центра занятости.
В том случае, если безработный нарушает правила состояния на учете в центре занятости населения и не является на отметку без уважительной причины, отказывается от собеседования, сотрудниками центра может быть принято решение о незамедлительном снятии с учета такого безработного и, как следствие, полной остановки выплаты пособия по безработице.
Понятие и оформление статуса безработного
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах занятости в поисках подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из данного определения, безработный гражданин обладает всеми этими признаками в своей совокупности.
Выделим эти признаки:
- трудоспособный гражданин;
- не имеет работы;
- не имеет заработка;
- зарегистрирован в органах занятости населения;
- ищет работу;
- готов приступить к работе.
При отсутствии одного из подобных признаков гражданин не может являться безработным. Таким образом, можно установить, что если трудоспособный гражданин имеет работу, но не имеет заработка (например, стажировка, практика), то такой гражданин уже не может признаваться безработным.
Для признания гражданина безработным соблюдается следующий порядок действий:
- Обращение по месту постоянной регистрации (регистрации по месту жительства) в орган занятости населения. При себе иметь в наличии документы: паспорт, документы об образовании, квалификации, обучении, ученых степенях, ученых званиях, трудовая книжка (если таковая имеется), справка о среднем заработке, для инвалидов (естественно, рабочей группы) – ИПР.
- Центр занятости направляет трудоспособного гражданина с соответствующим бланком в поисках подходящей работы.
- Далее центры занятости направляют (в случае необходимости) запросы для подтверждения представленных сведений.
- В случае признания трудоспособного гражданина безработным сведения о нём вносятся в специальный регистр.
- В случае неудачного поиска работы со специальным пустым бланком трудоспособный гражданин признаётся безработным и ему устанавливается пособие по безработице.
Не признаётся безработным гражданин, который:
- отказался от двух вариантов предложенной работы (в том числе при направлении его центром занятости в целях самостоятельного поиска работы с пустым бланком);
- при двух отказах гражданина, впервые ищущего работу или ранее не работавшего от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы;
- неявка в течение 10 дней без уважительной причины для постановки на регистрационный учет в качестве безработного;
- неявка в установленный срок для принятия решения о признании безработным;
- представление гражданином заведомо ложных сведений об отсутствии работы и заработка, а также иных недостоверных данных для признания безработным.
Ответственность безработного
К видам ответственности можно отнести:
- Гражданско-правовая. Заключается в том, что безработному может быть за различные нарушения приостановлено пособие по безработице либо гражданин может быть вовсе лишен статуса безработного.
- Уголовная ответственность. Как правило, подобный вид ответственности наступают при незаконном получении пособия по безработице, что предусматривает наказание по ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат». Здесь имеется один спорный момент. Дело в том, что в настоящее время существует такая система получения пособия по безработицы, как получение пособия по безработице в течение 6 месяцев, потом на определенный период пособие по безработице приостанавливается, а далее вновь возобновляется. И по истечении определенного срока безработный продолжает числиться на учете в качестве безработного, но пособия по безработице уже не получает. И возникает такой вопрос – имеется ли состав ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат», если данные выплаты (пособие по безработице) безработный не получает. Инспекторы занятости считают, что состав мошенничества при получении выплат присутствует даже в подобном случае и любят запугивать безработных даже обращением в ФСБ России (при чем тут вообще орган, занимающийся разведывательной и контрразведывательной деятельностью?).
Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице
Существуют массовые случаи, когда гражданину необходимо для решения вопроса о трудоустройстве в ту или иную организацию необходимо пройти стажировку. Стажировка при этом может быть оплачиваемой и неоплачиваемой. Если с определением оплачиваемой стажировкой всё понятно, то поясним, что такое неоплачиваемая стажировка.
Неоплачиваемая стажировка – это трудовая деятельность, выполняемая безвозмездно в пользу других лиц в целях приобретения опыта или трудовых навыков. Таким образом, безработный работает без оплаты, в интересах других лиц. И в таком случае вновь возникает вопрос о наличии или отсутствии состава мошенничества при получении выплат.
С одной стороны, мы наблюдаем, что неоплачиваемая стажировка – это вид трудовой деятельности. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие каких-либо выплат в пользу безработного гражданина. И есть опасения, что работодатели массово введут какие-либо сроки неоплачиваемых краткосрочных или долгосрочных стажировок, в том числе вместо ученических договоров. Особенно актуален данный риск в условиях тотального запрета почти всех видов деятельности по причине коронавируса и самоизоляции (о конституционности которой говорить крайне сомнительно, так как прямо нарушается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Тем не менее, полагаем, что стажировка в подобных случаях допустима.
Служба занятости является основным учреждением, которое определяет права и обязанности безработного, определяет их правовой статус, выплату пособий. Неработающему человеку нужно выполнять все обязательства, касающиеся этих центров. Следует посещать его в установленные сроки, представлять отчёт о результатах собеседования. Кроме этого необходимо активно искать работу, не ожидая предложений и направлений.
Безработные, зарегистрированные в службах занятости, имеют определённые преимущества. Они могут проходить бесплатное обучение, получать информацию о новых местах работы. Кроме этого неработающему населению положены определённые выплаты. Вакансии службы занятости позволяют человеку как ждать предложение по старой профессии, так и освоить новую. Их список периодически пополняется, поэтому все желающие рано или поздно найдут подходящее место.
Последствия получения статуса безработного
В течение десятидневного срока после регистрации в целях подбора работы человек официально не является безработным.
До дня получения такого статуса специалистами центра занятости используются все возможности для трудоустройства обратившегося. Если усилия не увенчались успехом, приказ о признании безработным издается вместе с приказом о назначении социальной выплаты (пособия по безработице).
Регистрация на бирже труда с получением статуса безработного дает человеку возможность:
- пользоваться услугами службы занятости бесплатно;
- иметь финансовое обеспечение в виде пособия на период поиска работы;
- получать направления на работу по актуальным вакансиям, представленным работодателями;
- принимать психологическую поддержку квалифицированного специалиста;
- научиться приемам самопрезентации и адаптации на рынке труда;
- получить консультационную и финансовую помощь при организации самостоятельной занятости;
- обучиться на курсах профессионального обучения, получить дополнительное образование с назначением стипендии и материальной помощи;
- гражданам, испытывающим трудности в поисках работы, участвовать в мероприятиях временного трудоустройства с материальной поддержкой помимо заработной платы;
- получить предложение досрочного оформления пенсии.
По мнению безработных, отрицательными моментами состояния на учете в центре занятости являются:
- небольшой размер пособия по безработице;
- необходимость явки на биржу труда в строго назначенные специалистом дни;
- слишком суровое наказание в виде лишения пособия (до 3 месяцев) в случае фиксации нарушений;
- обязательное личное посещение работодателя по каждому полученному направлению на работу.
Выплаты по безработице
Данные выплаты являются распространенным видом государственной поддержки граждан, которые находятся в поиске работы. Если на другие социальные выплаты со стороны государства человек может рассчитывать лишь при соответствии определенным условиям, то на данную поддержку имеет право практически каждый человек, в отношении которого было принято решение о порядке признания гражданина безработными. Однако не стоит забывать, что период подобных выплат не безграничен.
Величина ежемесячных выплат зависит от срока, в течение которого человек не работал, а также от того, работал ли гражданин до обращения на биржу труда. Категории граждан, которых уволили из организаций на любом основании в течение года, предшествующему началу безработицы, выплаты по безработице начисляются так:
- в первые 3 месяца без работы – 75 % от среднемесячного заработка, который гражданин получал на последнем месте работы;
- в следующие 4 месяца – в размере 60 %;
- дальнейшие месяцы — в размере 45 %.
Выплаты по безработице
Данные выплаты являются распространенным видом государственной поддержки граждан, которые находятся в поиске работы. Если на другие социальные выплаты со стороны государства человек может рассчитывать лишь при соответствии определенным условиям, то на данную поддержку имеет право практически каждый человек, в отношении которого было принято решение о порядке признания гражданина безработными. Однако не стоит забывать, что период подобных выплат не безграничен.
Величина ежемесячных выплат зависит от срока, в течение которого человек не работал, а также от того, работал ли гражданин до обращения на биржу труда. Категории граждан, которых уволили из организаций на любом основании в течение года, предшествующему началу безработицы, выплаты по безработице начисляются так:
- в первые 3 месяца без работы – 75 % от среднемесячного заработка, который гражданин получал на последнем месте работы;
- в следующие 4 месяца – в размере 60 %;
- дальнейшие месяцы — в размере 45 %.
Понятие безработного его основные права и обязанности
Рассказывая об услугах в сфере занятости, чаще всего мы говорим о правах безработных граждан и о государственных гарантиях в этой области и как-то редко вспоминаем об обязанностях безработных, хотя законодательством о занятости предусмотрены не только права, но и определенные обязанности безработных граждан.
Поскольку закон относит к числу безработных тех трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, то и обязанности безработных определяются этими требованиями. Прежде всего, безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству.
Выполнение указанной обязанности выражается не только в регулярном посещении службы занятости в установленные сроки, своевременной явке на переговоры с работодателями, готовности приступить к подходящей работе, но и в самостоятельном поиске работы, который предполагает такие меры как:
— посещение ярмарок вакансий, проводимых центром занятости;
-поиск места работы с использованием газет, телевидения, а также справочников, содержащих информацию о предприятиях, учреждениях, организациях города (района);
— разговоры со знакомыми;
-личное обращение на предприятия, звонки и письма работодателям, дача объявлений в средствах массовой информации и другие меры.
Следующая обязанность безработных граждан заключается в соблюдении порядка и условий регистрации и перерегистрации.
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.
Неявка граждан без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных, влечет за собой отказ в признании безработными.
Граждане несут ответственность за достоверность предоставляемых при регистрации сведений об имеющемся трудовом стаже, среднем заработке по последнему месту работы, под которым понимается, в том числе и временная работа, работа на условиях неполного рабочего времени, предпринимательская деятельность и иных, необходимых при регистрации в качестве безработного данных. Предоставление безработными документов с заведомо неправильными или ложными сведениями, послужившее основанием незаконного получения государственных пособий, могут повлечь за собой такие последствия как привлечение к уголовной ответственности.
Закон обязывает граждан, признанных безработными, в сроки, установленные органами службы занятости (дни и часы) проходить перерегистрацию, при этом перерегистрация производится не реже двух раз в месяц. При перерегистрации безработные обязаны предъявить трудовую книжку и паспорт.
Обязанности безработных
Их необходимо четко соблюдать. В противном случае человек может лишиться статуса безработного, а следовательно, всех прав, которыми он наделяется.
Обязанности безработных:
- Человек обязан приходить в Центр Занятости в назначенный день и время.
ВниманиеТам он проходит перерегистрацию. На руках должны быть документы. Процедура проходит дважды в месяц.
- Активно искать работу.
- В случае заболевания нужно оформлять больничный лист.
- Своевременно информировать сотрудников уполномоченного органа об обстоятельствах, которые лишают соискателя права на получение пособия.
Эти действия заключаются в требованиях рассмотрения каждой вакансии, предложенной Центром Занятости. Отказ от нее должен быть мотивированным.
Ответственность безработного за неисполнение своих обязанностей
При вынесении судом решения о взыскании незаконно полученного пособия с гражданина взыскивается также государственная пошлина. Гражданин, получивший пособие по безработице незаконно, может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 159 Уголовного Кодекса РФ «Мошенничество» или к административной ответственности по статье 7.27 КоАП «Мелкое хищение». То есть, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 159 “мошенничество” Уголовного кодекса РФ может служить сокрытие гражданином факта занятости, предоставление фиктивной справки о среднем заработке, предоставление трудовой книжки с ложной записью, сокрытие безработным гражданином факта трудоустройства либо назначения трудовой пенсии и т.
Правовой статус безработного
Трудовое право уделяет большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.
Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах содействия занятости в качестве таковых для поиска им подходящей работы, которые готовы приложить свои трудоусилия на рынке труда, ищут работу и не трудоустроены в течение 10 дней со дня обращения в указанные органы.[5,38]
Однако не считаются безработными лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу — единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся в службу занятости в течение 10 дней по неуважительным причинам со дня их регистрации для поиска подходящей работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.
Регистрация безработных осуществляется органами занятости по месту их жительства и включает в себя следующие процедуры:
- 1) первичная регистрация;
- 2) регистрация в целях поиска подходящей работы;
- 3) регистрация в качестве безработных;
- 4) перерегистрация.
Первичная регистрация служит средством общего учета граждан, относящихся к категории безработных, обратившихся в орган занятости без предъявления документов. В процессе регистрации испрашиваются установочные данные на граждан, включающие фамилию, имя, отчество, адрес проживания, образование, возраст и некоторые иные сведения. Сам обратившийся гражданин в свою очередь получает информацию, характеризующую рынок труда и потребности работодателей в рабочей силе, о возможности переподготовки и переквалификации, правах и обязанностях безработных.
Регистрация в целях поиска подходящей работы носит более конкретный и целенаправленный характер. Граждане для регистрации представляют справки о зарплате за последние три месяца по предыдущей работе, документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, иные документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, трудовой стаж, образование и т.п. От отдельных категорий граждан (впервые ищущих работу, инвалидов) могут потребоваться дополнительные документы.
Предоставление перечисленных документов органу содействия занятости влечет у обратившегося в него гражданина право постановки их на учет для подыскания подходящей работы. В течение 10 дней со дня регистрации гражданину должна быть предложена работа, включая временную. Предложение включает два варианта подходящей работы. А впервые ищущим работу гражданам, ранее нигде не работавшим, не имеющим специальности, предлагается два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.
Выплаты безработным гражданам
Для работников, которые увольнялись не единожды при нарушении трудовой дисциплины, также предлагается любая оплачиваемая вакансия. В случае, если открытые вакансии отсутствуют гражданину назначается временное пособие по безработице. Его выплачивают ежемесячно, при условии, что работник не имеет дохода, состоит на учете в центре занятости и ведет поиск работы.
Для граждан, которые уволены при сокращении или ликвидации сохраняют размер среднего дохода с последнего места работы. Размеры выплат выглядят следующим образом:
Сроки | Выплаты |
Первые три месяца | 75% от размера среднего дохода |
Последующие четыре месяца | 60% от размера среднего дохода с последнего места работы |
Свыше шести месяцев | 45% от размера среднего дохода |
Свыше двенадцати месяцев | 1 МРОТ, может увеличиваться на районный коэффициент |
Максимальный размер пособия | 4900 рублей |
Минимальная сумма пособия, которое назначается гражданам, вставшим на учет в центре занятости составляет 850 рублей. При этом региональные власти могут менять данную величину в сторону увеличения на свое усмотрение. К примеру, в Кемеровской области величина минимального уровня пособия составляет 1105 рублей, а максимум составляет 6370 рублей в месяц.
Поэтапный порядок регистрации безработных
Трудовая занятость граждан обеспечивается Конституцией РФ. В случае потери заработка и должности вне зависимости от причины увольнения осуществляется процедура регистрации безработных. Происходит она в несколько этапов:
Виды регистрации безработных | Что происходит |
Первичная | · Кандидата знакомят с вакансиями;
· Информируют о заработке, который предполагается выплачивать в случае трудоустройства; · Информируют об условиях труда; · Предоставляют возможность обучения, переподготовки на смежные вакансии; · Знакомят с правами, обязанностями кандидата при трудоустройстве и в процессе поиска вакансий |
Для поиска работы | · Кандидат передает все документы сотрудникам центра занятости;
· На протяжении 10 дней предоставляются минимум две вакансии на выбор; · Предоставляется на выбор два вида переподготовки по профессии |
Для безработных граждан первичная | · Осуществляется прикрепление к центру занятости как безработный;
· Решение выносится не позже 10 дней; · Первичные предложения работы не подошли кандидату |
Перерегистрация | · Лицо, вставшее на учет обязательно должно появляться в районном центре занятости два раза в месяц;
· Информировать сотрудников о результатах самостоятельном поиске вакансий |