Что изменится для водителей в 2023 году: штрафы и новые правила

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для водителей в 2023 году: штрафы и новые правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такие рекомендации содержатся в распоряжении Минтранса, которое в ведомстве разослали во все регионы в конце ноября 2022 года. Для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.

Штрафы с камер за шум, фары и непристегнутые ремни

Усовершенствование алгоритмов распознавания и внедрение дополнительных нейросетевых технологий позволило за последние два года запустить новые виды фиксаций нарушений ПДД с помощью камер, в том числе непристегнутый ремень безопасности, непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых перекрестках, выезд на запрещающий сигнал светофора и контроль знака «стоп», поворот направо/налево не из крайней полосы, проезд по островкам безопасности. В 2022 году операторы и разработчики дорожных камер провели новые тестирования и готовы расширять возможности устройств в разных регионах — если комплексы новые, зачастую достаточно обычной перепрошивки, чтобы расширить перечень фиксируемых составов, что также приведет для автомобилистов к риску получить новые штрафы.

К примеру, в «МВС Груп», операторе дорожных камер в Московской области, рассказали, что технически готовы к запуску следующих видов автоматической фиксации:

  • -движение без включенного света фар или ходовых огней;

  • -использование мобильного телефона за рулем;

  • -несоблюдение безопасной дистанции;

  • -нарушение ограничения максимальной разрешенной массы.

Интересные факты о дне ДПС

Интересные факты о дне ДПС:

  • День сотрудников ГИБДД установили, чтобы повысить престиж профессии и сохранить преемственность в отделах ГАИ.
  • В России патрульных больше мужского пола. В других странах, наоборот женщины, как сотрудников службы, больше.
  • В 1936 году СНК Советской Республики утвердил ГАИ, как дорожную службу.
  • Первые жезлы были красного цвета, вторые- белые, третьи– черно- белые.

Интересные факты из истории:

  • В 1719 году при Петре I уже были первые правила дорожного движения (1799 было уже 10 отрядов патрульных).
  • Раньше, до 1970 года, главным смотрителем за порядком на дорогах был дворник. Он имел право выписать штраф.
  • Во время Великой Отечественной войны автоинспекция по запросу давали водителя и технику.

Действие прав старого образца

Водительские права, срок которых заканчивается в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, не обязательно сразу менять.

Рассчитать, как долго будет действовать водительское удостоверение, просто. Так, к дате истечения 10-летнего срока действия документа нужно прибавить три года. То есть, если права «заканчиваются» 1 августа 2022 года, то новые права нужно получить до 1 августа 2025 года.

При этом штрафы за использование неактуальных документов сотрудники ГИБДД выписывать не будут. Все сведения и изменения будут прописаны в базе данных Госинспекции. Благодаря этому сотрудники поймут, что права все еще действительны.

Однако если же водитель планирует выехать за границу за рулем автомобиля, обновить документ все же придется. Для поездок по ряду государств также необходимо оформить международное водительское удостоверение.

Новые причины остановки и проверки документов

А начнём мы, пожалуй, с одного из самых наболевших при общении водителей с ДПС вопросов – основания для требования об остановке транспортного средства и проверки документов.

Про возможность проверки водительских прав, свидетельства о регистрации и страховки ОСАГО на стационарных постах официальную трактовку убрали ещё в далёком 2017 году, когда ввели, собственно Приказ №664 с его регламентом. Это для справки для тех, кто не в курсе об изменениях законодательства в России.

В текущей редакции Административного регламента существуют свои причины для остановки автомобиля и другие – для проверки документов. Причём, основания последней процедуры ссылаются на первые. В новом же Приказе, можно сказать, что полномочия ГИБДД в этом плане расширили.

Но получилась своего рода абсурдная ситуация. Почему? А потому что одним из оснований для требования об остановке является проверка документов водителя. А причиной для последнего является – остановка машины.

То есть представьте себе диалог водителя и инспектора ДПС после того, как последний остановил первого:

— Предъявите ваши водительское удостоверение, регистрационный документ и полис ОСАГО! – требует сотрудник ГИБДД.
— А какая причина остановки? – вопрошает водитель.
— Проверка документов.
— Хорошо, а основания для проверки?
— Я вас остановил.

Читайте также:  Как работать с ПФР по доверенности

И такое общение в ГИБДД будет вполне в рамках закона. Вот официальная трактовка из нового Приказа:

77.Сотрудник вправе предъявить требование о передаче ему для проверки предусмотренных Правилами дорожного движения документов, в случаях:


остановки транспортного средства;

55.Остановка сотрудником транспортного средства производится, для выполнения возложенных на полицию обязанностей в случаях:


55.13. Необходимости проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Обязательность подтверждения спецмероприятий

Уже давно одним из оснований для остановки транспорта и проверки документов являются спецмероприятия или рейды ГИБДД. Камнем преткновения было то, что фактически инспектор после остановки, к примеру, не мог подтвердить наличие такого рейда соответствующим документом и был попросту не обязан этого делать – не было такого требования для него. Как итог, водителя могли остановить и без причин, просто указав выдуманное мероприятие.

Теперь всё изменилось, но сложностей для автолюбителей прибавилось. В новом Приказе прописали право водителя ознакомиться с документами о таких рейдах. Но иметь эти документы на месте остановки инспектор ДПС не обязан. А своё право водитель может реализовать в подразделении ГИБДД по месту дислокации – пункт 29 нового Приказа.

История праздника День ГАИ

На официальном уровне День ГИБДД отмечают недавно. В 2009 году, согласно приказу Министра внутренних дел Р. Нургалиева было объявлено об учреждении профессионального праздника сотрудников ГАИ и официальной дате – 3 июля.

Число выбрано неслучайно, так как 3 июля 1936 года в нашей стране была образована Государственная автомобильная инспекция. Сами работники отмечают торжество давно, по праву считая «своим» днем именно эту дату.

Созданная в непростые 30-е годы, служба ГАИ-ГИБДД прошла большой путь от начала автомобилизации страны до наших дней. Менялись названия, требования, руководство, но неизменной оставалась главная задача ведомства – обеспечение безопасности участников дорожного движения. С 1936 по 1998 годы название подразделения – ГАИ, с 1998 года и по настоящее время – ГИБДД, при этом с 2002 года добавилось и второе официальное наименование – Госавтоинспекция.

Расшифровка аббревиатуры ГАИ – Государственная автомобильная инспекция, ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Если ранее сотрудник был «вооружен» жезлом и свистком, то сейчас в распоряжении полицейских современные автомобили, технологичные средства связи, а также наборы специальных средств (видеорегистраторы, системы геолокации, фиксации скорости, медицинские укладки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП).

Профессиональный праздник многие сотрудники подразделения встречают на рабочих местах, такова специфика службы в этом подразделении. В 2023 году третьего июля планируются масштабные мероприятия, чествования и поздравления ветеранов подразделения, концерты, показательные выступления. Свои коррективы вносит пандемия, так что пока точно неизвестно, какие торжества пройдут в традиционном, а какие – в онлайн-формате.

  • В большинстве стран мира вождение машины в нетрезвом виде несет за собой строгое наказание и высокие штрафы. Однако в Уругвае алкогольное опьянение является смягчающим обстоятельством.
  • В швейцарском городе Церматт запрещено передвигаться на автомобиле с топливным двигателем. В качестве транспорта разрешено использовать только велосипеды, электромобили и лошадей.
  • На Кипре правила дорожного движения запрещают принимать пищу и пить за рулем, так как это является провоцирующим фактором для ДТП.
  • В Мексике ослы являются личным транспортом. Для перемещения верхом на них владельцы должны получить права, в которых должны обязательно присутствовать фотографии хозяина и осла.
  • Историки считают, что первые правила дорожного движения были разработаны в Древнем Риме под руководством Гая Юлия Цезаря. Согласно этим правилам транспорт разделялся на категории: лошади, коляски, колесницы, носилки и телеги. При этом женщинам запрещалось управлять колесницами.
  • Чтобы управлять велосипедом в конце XIX века в России требовалось специальное разрешение. Водители велосипедов сдавали экзамен, после чего получали специальный документ и номера на свое транспортное средство.

ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения) – орган, осуществляющий надзор и контроль над транспортными средствами, соблюдение правил их управления и эксплуатации. Он также предоставляет ряд разрешительных документов, связанных с перемещением грузов, перевозкой пассажиров и установкой различных конструкций около мест движения.

Автоинспекторы следят за соблюдением многочисленных правил дорожного движения, имеют право штрафовать и задерживать нарушителей. Этот орган выполняет задачи по предотвращению и оформлению дорожно-транспортных происшествий, сопровождению грузов и колонн, а также обеспечивает безопасность на магистралях.

Сотрудники ГИБДД могут закрепляться в ряде специализированных подразделений. Среди них — регистрационно-экзаменационные службы дорожной инспекции, розыска автотранспорта, патрулирования и организации движения, технического осмотра и регистрации.

Для поступления в ряды ГАИ необходимо пройти срочную службу в Вооружённых Силах или иметь профильное образование, полученное в структурах МВД РФ. Претендент на должность обязан осуществить подготовку по будущей профессии, знать законы, порядок действий во время несения дежурства. Необходимо продемонстрировать умение обращаться с оружием, управлять автомобилем.

В подразделениях имеются звания, идентичные воинским. Занятие должностей происходит в строгом соответствии с возрастом и знаками отличия на погонах. Отслужившие в ГИБДД могут досрочно выходить на пенсию по выслуге лет, получая социальный пакет. Он подразумевает льготы в оплате коммунальных услуг, посещение санаториев, лечебных учреждений, баз отдыха.

Читайте также:  Как правильно тушить загоревшуюся на человеке одежду

С 1 октября 2022 года можно предъявлять сотруднику ГИБДД электронные права – это правда?

Да, но есть нюансы…

О возможности с 1 октября 2022 года предъявлять водительское удостоверение в виде QR-кода с электронного устройства сообщил начальник ГИБДД Михаил Черников. Это произошло в ходе международного форума Kazan Digital Week, где обсуждались цифровые технологии в различных сферах жизни России.

Однако речь идёт всего лишь о пилотном проекте. Ни законом, ни даже законопроектом он не является. По факту это всего лишь инициатива Минцифр и МВД, которую как раз и начали обкатывать с 1 октября. Если эксперимент будет признан удачным, то, скорее всего, нас ждёт цифровизация водительских удостоверений.

Плюсы и минусы цифровизации ВУ

Обсуждая инициативу, водители и эксперты разделились на два лагеря. Первые считают, что электронный документооборот – это серьёзный шаг вперёд и сплошные удобства. Вторые настроены скептически, полагая, что нас ждёт «цифровое рабство» с множеством технических проблем.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы предъявления электронных прав:

  • Отсутствие необходимости постоянно возить с собой бумажное в/у – достаточно иметь под рукой телефон (который забыть труднее) и установленное в нём приложение «Госуслуги Авто» со штрих-кодом ВУ,
  • Трудности с подделкой QR-кода, поскольку он генерируется самой системой на основе сведений из бумажного водительского удостоверения,
  • Отсутствие покрытия интернета в районе остановки инспекторами, хотя разработчики заверяют, что уже сейчас трудятся над возможностью загружать цифровые права без подключения к сети,
  • Телефон может попросту выключиться или разрядиться, и тогда QR-код предъявить не удастся,
  • Риск утечки личных данных водителя в случае взлома его устройства,
  • Сбои в работе Госуслуг или информационных баз ГАИ.

Таким образом, недостатков хватает и их будут пытаться устранять.

Россия впрок запаслась зимней резиной

«Не думаю, что у инспекторов возникнут проблемы с определением сезонности шин, это видно невооруженным взглядом, летняя резина определяется по маркировке»,— указывает капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов. Эксперт обратил внимание на то, что регионы получили право лишь увеличивать зимний период запрета езды на летней резине, тогда как ряд регионов, например, Краснодарский край или Адыгея, напротив, могли бы сократить его до одного месяца. Автовладельцы порой ездят на летней резине «не от хорошей жизни», добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: покрышки подорожали, ассортимент сокращается. Он также говорит о возможных сложностях, которые могут возникнуть у автовладельцев при перемещениях между регионами, например из Краснодара в Москву.

«По идее в каждой поездке нужно будет переобуваться, но делать этого никто не будет,— говорит господин Шапарин.— Вопрос нужно как-то отрегулировать».

Комментируя усиление контроля за световыми приборами, эксперт рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках регуляторной гильотины Григорий Шухман пояснил: нештатные ксеноновые и светодиодные лампы грамотный инспектор в состоянии обнаружить через стекло фары или подняв капот, хотя в случае с газоразрядными сделать это чуть сложнее. «В любом случае вскрытие фары с анализом сменной лампы однозначно говорит, стандартная она или нештатная альтернатива лампе накаливания»,— резюмирует он.

Достоинства и недостатки

Рост уровня заработной платы сотрудников ГАИ был направлен на снижение коррупции на российских дорогах. В целом можно заметить, что взяток сейчас стали брать значительно меньше, чем ранее, в том числе начальники. Однако это стало возможным не благодаря удачной политике правительства, а увеличению средств контроля: диктофонов, регистраторов, камер видеонаблюдения и так далее.

Одни инспекторы могут реально отвергать взятку, предложенную за не наложение штрафов ГИБДД исходя из личных моральных убеждений. Тогда как другие — лишь из-за опасения быть запечатлёнными на камеру. Ведь в подобном случае им может грозить уголовное наказание.

Помимо стабильной заработной платы, сотрудники дорожной полиции становятся обладателями максимально возможного социального пакета, включающего в себя бесплатный проезд, льготное внеочередное зачисление детей в дошкольные учреждения, ранний выход на пенсию и др.

В случае взыскания или нарушения, обнаруженного начальством, сотрудник может получить выговор с занесением в личное дело (или без него). А также в отношении нарушителя применяется такое наказание, как снижение премиального начисления. Это своеобразный вычет из зарплаты, которую он ещё не получил.

Официальная трактовка на 2022 год

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом..

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Имеются некоторые правила, которым при общении с водителями должны следовать сотрудники ГАИ. Остановка для проверки документов разрешается только при наличии веских оснований. При этом учитываются требования:

  • автоинспектор должен самостоятельно подойти к водителю и представиться, причем сообщить он должен не только ФИО, но и должность;
  • оговаривается причина остановки машины: проверка документов или нарушение водителем ПДД;
  • излагается требование автоинспектора о передаче документов;
  • передаются бумаги на машину вместе с водительским удостоверением должностному лицу;
  • после их изучения сотрудник ГИБДД должен отдать документы водителю и попрощаться.
Читайте также:  Банкротство физических лиц: как обнулить долги и что будет потом

Если же процедура затягивается по разным основаниям, то важно поинтересоваться о причинах у автоинспектора. При отсутствии внятного ответа можно позвонить по телефону доверия или непосредственно в дежурную часть для получения консультации относительно дальнейших действий.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ГИБДД И ВОДИТЕЛЯ: ВСЁ ПО ПРАВИЛАМ

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Проверка документов сотрудниками ДПС вне стационарного поста в 2019 году: имеют ли право

До настоящего времени у некоторых автомобилистов возникает желание поспорить с сотрудниками ГИБДД, остановившими их на дороге вне стационарного поста. Насколько обоснованы такие споры и какие права предоставлены сотрудникам ДПС, поднимающим жезл на городской дороге или трассе?

Сначала разберёмся с предысторией вопроса. В 2009 году был принят Административный регламент ГИБДД (Приказ МВД от 02.03.2009 N 185), обрадовавший многих водителей, как профессионалов, так и обычных автовладельцев. Согласно п.

63 старого Регламента, остановка транспортного средства для проверки документов могла быть осуществлена только на специально оборудованных постах.

Такое решение было принято в рамках проведения антикоррупционных мероприятий в системе МВД.

Трудно сказать, дала ли эта мера какой-то результат, но некоторая абсурдность ситуации была очевидна.

Наибольшее количество правонарушений, не связанных с ДТП, выявляется именно при выборочной проверке документов, а оборудованные стационарные посты в пределах города остались во временах дяди Стёпы.

Фактически был утрачен правовой механизм для эффективного выявления и предупреждения правонарушений.

Работа инспектора ГИБДД заключается в следующих обязанностях:

  • регулирование движения транспорта и транспортных потоков на дорогах
  • предупреждение аварийных ситуаций
  • проверка водительских прав, технических паспортов владельцев автомобилей
  • осмотр и выяснение причин дорожно-транспортных происшествий
  • проверка состояния водителей при наличии в организме алкогольных или наркотических веществ
  • участие в поиске разыскиваемых транспортных средств
  • осмотр багажа и перевозимых грузов
  • просветительская деятельность по правилам дорожного движения
  • контроль за профессиональной подготовкой водителей.

Преимущества профессии

У профессии инспектора ГИБДД есть ряд важных преимуществ:

  1. Стабильная заработная плата и социальный пакет. Деньги инспекторам ГИБДД выплачиваются вовремя. При добросовестном выполнении обязанностей, они будут обеспечены работой на всю жизнь.
  2. Большие возможности для продвижения по карьерной лестнице. Через десять лет инспектор может стать генералом. И занять должность начальника области. Или даже страны.
  3. Один год службы считается так, будто бы специалист отработал 18 месяцев. Соответственно, инспектор ГИБДД может уйти на пенсию значительно раньше, чем представители других профессий. В возрасте всего 45 лет. При наступлении этого периода, сотрудник может либо остаться работать в ГИБДД. Либо начать заниматься какой-либо другой деятельностью.
  4. Возможность служить родине. И наполнять казну своего государства за счет выписанных штрафов. Инспектор ГИБДД — довольно благородная профессия.


Похожие записи:

Добавить комментарий