Ответственность за незаконный оборот алкогольной продукции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за незаконный оборот алкогольной продукции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это, пожалуй, самая важная информация, с которой стоит ознакомиться перед организацией торговли пивом. Учитывая, что пиво – это алкогольный напиток, понятно, что оно не должно быть доступным в любом месте и время.

Какой штраф за продажу алкоголя без лицензии

Как только нарушение зафиксировано, в дело вступают штрафные санкции. Штраф за продажу алкоголя без лицензии будет назначен в зависимости от того, какое нарушение выявлено. В целом же штрафы оговорены в части 3 статьи 14.17 КоАП:

  • от 500 000 ₽ до 1 000 000 ₽ с конфискацией — для должностных лиц;
  • не более 1/5 совокупного размера выручки (не оборота!) за год с конфискацией продукции (в случае продавца или импортёра) и оборудования (в случае производителя).

Большинство продавцов и производителей алкогольной продукции работают легально, с лицензией. Однако зачастую и у них могут обнаружить нарушения, приводящие к штрафу или другим наказаниям.

Пример: на этикетке нет информации о том, что алкоголь опасен для здоровья — это одно из лицензионных требований, а его отсутствие подпадает под админответственность по ч. 1. ст. 18 КоАП.

Штраф за подобные нарушения может составлять от 100 до 150 тысяч рублей.

Алкоголь отражается в учете, прежде всего, по правилам, применяемым к МПЗ согласно ПБУ 5/01. В качестве примера рассмотрим проводки, применяемые организациями-производителями алкогольной продукции.

Согласно ПБУ алкоголь в данном случае – материальные запасы, предназначенные для продажи. Он учитывается на счете 43 «Готовая продукция» или 40 «Выпуск продукции». Теоретически можно учитывать алкоголь по фактической себестоимости или по нормативной, плановой, практически почти всегда применяются нормативные (плановые) цены.

Проводки (фактическая стоимость):

  • Д43 К20 — в течение месяца готовая продукция поступает на склад.
  • Д90/2 К43 — списывается себестоимость готовой продукции.

Способ применяется крайне редко: себестоимость в процессе выпуска продукции невозможно определить по факту, лишь в конце месяца, при подсчете всех затрат (прямых, косвенных).

Проводки (плановая стоимость). Плановые показатели и сумму отклонений можно учитывать на одном счете 43:

  • Д43 К20 — в течение месяца продукция поступает на склад по учетным ценам.
  • Д90/2 К43 — списана себестоимость в конце месяца по учетным ценам.
  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д43 К20 (сторно или прямая проводка) — отклонения фактической себестоимости от плановой.
  • Д90/2 К43 (сторно или прямая проводка) — сумма отклонений в части реализованного алкоголя.

Допустимо использовать и счет 40 по следующей схеме проводок:

  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д40 К20 — зафиксирована фактическая стоимость продукции.
  • Д43 К40 — учтена продукция по плановым ценам.
  • Д90/2 К43 — списана плановая себестоимость.
  • Д90/2 К40 — учтены в себестоимости отклонения: экономия или перерасход (сторно или обычная проводка).

При учете выручки могут использоваться следующие проводки:

  • Д90/1 К62 — зафиксирована в учете выручка от продаж.
  • Д90 К68 (по субсчетам) — начисление НДС и акцизов.

По аналогии, руководствуясь ПБУ 5/01 и иными нормативными актами, учитывают алкоголь и при его оптовой или розничной продаже. В этом случае используются стандартные проводки со счетами 41,42 и корреспондирующими им счетами.

Если организация использует алкоголь в розничной торговле, например, для приготовления коктейлей, можно пользоваться и счетом 10.

Перечень документов для получения лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции

  1. заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия;

  2. копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);
  3. копия документа о государственной регистрации организации ‒ юридического лица. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц;

  4. копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет;

  5. копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах; Пошлина 2600 руб.

  6. документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;
  7. документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

  8. Лицензия получается в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка.

О прилегающих территориях

Что касается прилегающих территорий, к ним относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425. Прилегающая территория включает в себя:

  • обособленную территорию (ограниченную, допустим, забором) (если таковая имеется);
  • дополнительную территорию (примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположена детская, образовательная или медицинская организация либо объект спорта). В свою очередь, дополнительная территория определяется:
  • от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект (при наличии обособленной территории);
  • от входа для посетителей в здание (строение, сооружение) до входа для посетителей в стационарный торговый объект (при отсутствии обособленной территории).

Алкоголь в организациях культуры

В организациях культуры в рамках оказания услуг общепита продавать алкоголь можно (причем не важно, является ли данная организация коммерческой или некоммерческой). Но данное исключение из общего запрета на розничную продажу алкогольной продукции в организациях культуры работает в том случае, если организация не занимается видами деятельности, которые указывают на то, что она является, например, еще и детской. Обратимся к Решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2014 по делу № А60-32901/2013, оставленному без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 № 17АП-16250/2013. В проверяемом периоде негосударственное частное культурное учреждение занималось предпринимательской деятельностью по продаже алкогольной продукции в розлив через предприятие общественного питания (кафе), функционирующее при учреждении. Исходя из видов осуществляемой деятельности (создание хореографических коллективов, студий бального танца, балета, вокальных студий) учреждение является также детским учреждением. В связи с этим розничная продажа алкогольной продукции производиться не может.

Последние изменения в законе о торговле алкоголем

Поправки в нем появляются стабильно, ведь это одна из самых значимых тем в нашей стране. Вот, что уже было внесено:

С 2018 года в российских магазинах запретили продавать так называемые “энергетики”;

  • Также с 2018 года внедрен помарочный учет алкоголя (ЕГАИС);
  • Хранить спиртные напитки разрешили только в специальных помещениях, то есть это не могут быть фургоны или дворики на территории торговой точки;
  • В текущем году, произошли изменения МРЦ на подобную продукцию, дан старт эксперимента по маркировке пива;
  • Были сдвинуты сроки сдачи отчетности из-за пандемии;
  • Введен запрет на реализацию алкоголя в многоквартирных домах;
  • Не разрешается рекламировать крепкие напитки в интернете;
  • Необходимо в обязательном порядке регистрировать оборудование, на котором производится спиртное.

Реклама алкогольной продукции

Безусловно, алкоголь, как и любая другая продукция нуждается в рекламе. Но а в этом случае есть определенные правила:

  • рекламные щиты не должны быть близко расположены к спортивным клубам, физкультурно-оздоровительным комплексам, школам;
  • нельзя размещать рекламу о спиртном в газетах, журналах на главных страницах, в видеороликах для подростков до 18 лет, на стадионах, в кинотеатрах;
  • в разрешенной рекламе не допускается рассказывать о том, что трезвость это плохо, утверждать, что алкоголь безвреден, что он помогает достичь признания и успеха.

Наказание за продажу без лицензии

Каждая компания, продающая спиртные напитки, должна оформлять предварительно лицензию на этот процесс. Исключением являются ситуации:

  • продажа медицинских лекарств, содержащих спирт;
  • реализация продукции посредником от лица фирмы, обладающей разрешением на продажу.

В остальных ситуациях требуется лицензия на продажу алкогольной продукции. Если она отсутствует, то применяются меры наказания:

  • должностные лица уплачивают штраф в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн руб., а также они будут дисквалифицированы на срок от 2 до 3 лет;
  • компании уплачивают штраф в размере от 3 млн руб. до 1/5 прибыли за год работы, конфискуется вся продукция, а также деятельность предприятия может быть приостановлена на срок от 60 до 90 суток.

Нормативное регулирование времени продажи алкоголя в России

Время продажи алкоголя в России регулируется ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Этим законом установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции.

Читайте также:  Пять индексаций. Что в 2023 году ждёт пенсионеров и льготников?

На основании п. 9 ст. 16 вышеуказанного закона:

  • с 23 часов до 8 часов на всей территории России продавать алкоголь в розницу запрещено;
  • с 8 часов до 23 часов розничная торговля алкоголем разрешена, если дополнительные ограничения не введены на региональном уровне.

Время определяется не «по Москве», а согласно часовому поясу, в котором расположен регион.

Существуют и исключения. В частности, запрет не распространяется на оказание услуг общественного питания и на продажи в магазинах беспошлинной торговли.

Региональные власти имеют право расширять временные ограничения на свое усмотрение. Сужение же рамок времени, в которое продажа алкоголя запрещена, на региональном уровне невозможно.

Расчеты для бизнес-плана

Составляя бизнес-план алкогольного бизнеса для розничного магазина, необходимо учитывать объем первоначальных затрат, сумму ежемесячных расходов и составить прогноз возможной выручки, чтобы определить, насколько выгодно содержать такой объект. Капитальные расходы представлены в виде таблицы:

Расходы Сумма, руб.
Регистрация юр. лица в налоговой от 4 000
Госпошлина за оформление лицензии от 65 000
Расходы на сбор и оформление всевозможной документации от 50 000
Покупка торгового, складского и офисного оборудования от 350 000
Формирование товарного запаса от 1 500 000
Итого 1 969 000

«Схема» с курьерской доставкой

Одно время многие магазины практиковали «хитрый» способ с привлечением курьера. Мол, мы не доставляем алкоголь, вы сами заказываете курьера, а мы продаем уже курьеру в лицензированном месте. Однако в суде схема не раз трещала по швам:

Использование сторонних курьеров также будет попадать под доставку алкогольной продукции

Решение Московского городского суда от 20.10.2014 по делу N 7-4133/14

Как следует из представленной в материалы дела расходной накладной N *** от 24 июля 2014 г., данный документ оформлен ООО «Компания Симпл» на основании интернет-заказа N ***, поступившего 23 июля 2014 г. в 16 ч 09 мин. от *** Е. на приобретение алкогольной продукции, форма оплаты определена наличными по факту (л.д. 5).

Возможность приобретения алкогольной продукции через интернет путем направления заказа подтверждается распечаткой с интернет-сайта ООО «Компания Симпл», где представлен каталог с описанием характеристик и цены реализуемой обществом алкогольной продукции с предлагаемой возможностью ее приобретения путем покупки через электронную корзину (л.д. 56).

Данное обстоятельство с учетом перечисленных выше положений норм права, свидетельствует о заключении ООО «Компания Симпл» договора розничной купли-продажи дистанционным способом с *** Т.С. и совершении тем самым административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Указанные выше обстоятельства полностью опровергают довод жалобы заявителя о том, что покупка алкогольной продукции совершена *** Т.С. непосредственно в помещении магазина ООО «Компания Симпл», где ею был оформлен заказ на доставку приобретенного товара.

Действия ООО «Компания Симпл» квалифицированы по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ».

По данной статье предусмотрена ответственность на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой

Доставка алкоголя в номер гостиницы

Интересно, что продажа алкоголя из ресторана гостиницы с доставкой в номер тоже может быть квалифицирована как продажа дистанционным способом

Гостиницу оштрафовали на 100 000 р. за продажу алкоголя в номер (доставка)

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.08.2018 N Ф05-10349/2018 по делу N А40-250972/2017

«Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Релаксплюс» осуществляет деятельность на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 25.11.2015 N 77РПО0010843, 02.10.2017 по адресу: г. Москва, г. Щербинка, Симферопольское шоссе, д. 21, стр. 1, в помещении гостиницы ИП Козловский Р.В. установлен факт дистанционной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.

Суды установили, что в номер гостиницы были доставлены следующие товары из ресторана (ООО «Релаксплюс»): 1 бутылка водки «Русский Стандарт», 0,5 л, одна пачка сока «Добрый» 1 л; одна пачка сигарет «Парламент».

Судами установлено, что 02.10.2017 по адресу: г. Москва, г. Щербинка, Симферопольское шоссе, д. 21, стр. 1 ООО «Релаксплюс» допустило факт дистанционной торговли алкогольной спиртосодержащей продукцией, по указанному факту составлен акт закупки от 02.10.2017, также в отношении заявителя составлен протокол осмотра от 02.10.2017. алкогольная продукция изъята на основании Протокола изъятия вещей и документов от 02.10.2017.

В силу п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки). Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания через мини-бары, находящиеся в гостиничном номере».

Итог: штраф 100 000 руб.

Что делать гостиницам? Просто вместо доставки алкоголя пополнять мини-бар. Странная позиция суда, но что есть, то есть. Видимо, нужно было пополнить мини-бар тем, что предусмотрено в меню мини-бара и позиционировать перед гостем эту услугу именно так: мы не доставляем алкоголь в номер, а пополняем мини-бар.

Последние изменения в законе о торговле алкоголем

В 2017 году депутаты внесли более десяти существенных поправок в закон о продаже алкоголя в 2018 году. Новые правила касаются времени продажи, складирования спиртных напитков, запрета продажи энергетиков. Часть из них вступила в силу уже 1 января 2018 года.

Читайте также:  Курс- Эксперт " Документы в Общественном Питании"

Разберем главные поправки в 171-ФЗ, касающиеся розничных продаж. Основных изменений шесть:

Запрет на продажу алкоголя с тонизирующими веществами в 2018 году.

Продавать алкогольные энергетические напитки с 1 января 2018 года запрещено в отечественных магазинах. Производить алкогольные энергетические напитки можно только на экспорт.

В законодательстве слабоалкогольные напитки считаются энергетическими, если там есть тонизирующие вещества. Например, теин, матеин, угольная кислота и другие.

Отменяются декларации для больших предприятий, занимающихся пивом, вином и более крепкими спиртными напитками.

Учет алкоголя в ЕГАИС постепенно приведет к тому, что декларации не потребуются. Однако пока необходимо декларировать свою работу мелким пивоварням (с выпуском пива и других слабоалкогольных напитков меньше 300 тыс. дал (декалитров)). Таким образом, государство пытается контролировать малый бизнес и качество его продукции.

Попробуйте товароучетную программу Бизнес.Ру, в которой реализована 100% поддержка ЕГАИС для продажи алкоголя и передача всей необходимой информации в Росалкорегулирование. Попробуйте полную версию программы Бизнес.Ру бесплатно>>

Хранить алкоголь можно только в стационарных помещениях. Например, нельзя с 1 января 2018 года сказать проверяющим, что склад алкоголя находится в фургоне во дворе магазина.

Сформировалась градация полномочий федеральных и региональных властей. Местным депутатам дали возможность решать судьбу розничной торговли алкоголем (в смысле, принимать новые местные законы: вводить новые запреты алкомаркетам). А вот кафе и рестораны, торгующие спиртным, вывели из-под действия законов региональных властей.

Последнее можно считать поблажкой. Например, в Краснодаре ранее запретили продажу алкоголя магазинах, кафе и ресторанах на первых этажах жилых домов. А после поправок в закон кафе и рестораны вывели из-под запрета.

Список деревень и поселков без доступа к сети Интернет, где можно не использовать ЕГАИС, должен формироваться только высшим исполнительным органом власти субъекта РФ.

Росалкоголь может отказать в выдаче лицензии, если остались неоплаченные административные штрафы за нарушения в сфере продаже спиртных напитков.

Порядок получения необходимых документов

Остановимся на требованиях лицензирующего органа подробнее. Начнем с требований, предъявляемых к юридическому лицу. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” устанавливает для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем один миллион рублей.

Здесь речь идет о магазинах, торговых центрах, гипермаркетах и т.д. Что касается ресторанов, клубов, кафе и других мест общественного питания уставный капитал юридического лица должен составлять сумму не менее 10 000 рублей.

Это требование относится ко всем коммерческим организациям. Также с 01 июля 2012 года в данный закон вносятся следующие поправки: «организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику».

Сейчас перейдем к требованиям, которые предъявляются законом к оформлению лицензии на розничную торговлю алкогольной продукции.

Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для получения лицензии в лицензирующий орган организации необходимо предоставить:

  • заявление о выдаче лицензии;
  • копию устава общества (с предъявлением оригинала в случае, если копия документа не заверена нотариусом);
  • копию Свидетельства о государственной регистрации юридического лица (с предъявлением оригинала в случае, если копия документа не заверена нотариусом);
  • копию Свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия документа не заверена нотариусом);
  • копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;
  • документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (Справка из банка, квитанция и т.д.);
  • документы, подтверждающие наличие у организации стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (договор аренды, субаренды, купли-продажи) с приложением документов из БТИ;
  • заключение уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти о соответствии складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям (заключение МЧС);
  • заключение специально уполномоченных государственных органов о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям (заключение СЭС);
  • документ о постановке на учет контрольно-кассовой техники.

Дополнительно к вышеуказанному списку документов могут быть затребованы:

  • копии Свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • справка об отсутствии задолженности организации перед налоговым органом; информационное письмо Госкомстата;
  • копии решений учредителей/акционеров общества.

При наличии данных документов лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии в течение 30 дней. Срок действия лицензии не может превышать пяти лет. По окончании срока действия лицензии организация вправе продлить её на новый срок.


Похожие записи:

Добавить комментарий