Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Гражданско-правовая ответственность — это ответственность лица, за нарушение Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Эта мера ответственности может возлагаться на правонарушителя вместе с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. Характерной особенностью этой ответственности является возмещение нанесенного вреда пострадавшей стороне.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований охраны труда установлена в главе 59 ГК РФ.

Гражданско-правовая ответственность наступает для должностных лиц в случае причинения вреда или нарушения прав других субъектов. В этом случае должностные лица обязаны возместить имущественный или моральный вред пострадавшей стороне, в зависимости от вида правонарушения.

В зависимости от основания применения мер ответственности, существует:

— договорная ответственность;
— внедоговорная ответственность.

В зависимости от характера, выделяют:

— долевую ответственность;
— солидарную ответственность;
— субсидиарную ответственность.

Защита нарушенных прав осуществляется судами общей компетенции, арбитражными и третейскими судами в особом процессуальном порядке с использованием норм Гражданского кодекса РФ.

Ответственность за нарушение охраны труда

Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [1]

Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:

1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений

2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)

Как действует система управления охраной труда на предприятии?

Согласно статье 217 Трудового Кодекса, при численности работников свыше 50 человек создается служба охраны труда в организации или вводится должность специалиста по ОТ у работодателя

В компетенцию этой структуры входит налаживание работ по ОТ. В том числе разработка и внедрение актуализированной системы управления охраной труда на предприятии: регулярная оценка условий труда, анализ причин производственного травматизма, планирование, проведение необходимых мероприятий по ОТ (информационное обеспечение, инструктажи, предварительные и периодические медосмотры, обеспечение сотрудников средствами индивидуальной или коллективной защиты и т. д.), разработка новых или внесение изменений в действующие нормативные акты по ОТ, организация обучения и проверки знаний и т. д.

Когда общее число работников организации не превышает цифру 50, то работодатель имеет право самостоятельно осуществлять организацию работ по ОТ или возложить функции специалиста по ОТ на другое уполномоченное лицо. Но часто бывает, что в организациях малой формы многие работники уже занимаются несколькими направлениями или выполняют по два-три функционала (например, главный бухгалтер, может одновременно и менеджером по подбору персонала, и исполнять функции инспектора отдела кадров, то есть оформлять человека на работу). Учитывая эту особенность, ТК также оговаривает, что есть возможность нанимать по договору гражданско-правового характера профильные организации, оказывающие услуги по ОТ. Не стоит также забывать, что создание и внедрение современной СУОТ требует от специалиста соответствующей подготовки. Опыт показывает, что такой подход является оптимальным для субъектов малого бизнеса.

Внедрение системы управления охраной труда требует обязательного информирования сотрудников об изменениях в политике по ОТ, принятой в организации, и ведения необходимой документации. Эффективное управление охраной труда невозможно без нормативных документов, содержащих политику предприятия в сфере ОТ и методы обеспечения защиты жизни и здоровья сотрудников.

Сюда же можно отнести такие нарушения, как отсутствие стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, а также допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

Указанные нарушения грозят:

  • неосознанным нарушением работником требований охраны труда, невыполнением требований техники безопасности;
  • несчастным случаем на производстве;
  • предписанием государственного инспектора труда об устранении нарушения;
  • административной ответственностью по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда;
  • судебным спором с пострадавшим и/или наказанным за нарушение охраны труда работником.

Чаще всего подобные нарушения выявляются на промышленных предприятиях.

Система управления охраной труда на предприятии

Создание здоровых и безопасных условий труда на производстве

Система управления охраной труда (СУОТ) — целевая подсистема в системе управления предприятием любой отрасли промышленности.

Основные функции системы :

1. Организация и координация работ в области охраны труда.

2. Планирование работ в области охраны труда.

3. Контроль состояния охраны труда.

4. Учет и анализ показателей состояния охраны труда.

[2]

5. Стимулирование работы по ОТ.

Основные функции системы:

1. Обучение работающих безопасности труда и пропаганда охраны труда.

2. Обеспечение безопасности производственного оборудования.

3. Обеспечение безопасности производственных процессов.

4. Обеспечение безопасности зданий и сооружений.

Какие документы по охране труда подготовить

Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.

Таблица. Охрана труда: документы 2020

Положения Положение о СУОТ

Положение о службе охраны труда

Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки

Положение об обеспечении работников СИЗ

Приказы по охране труда · Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда

· Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

· Приказ об утверждении инструкций по охране труда

· Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

· Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

· Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки

· Приказ об утверждении графика проведения СОУТ

· Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

· Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

· Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Журналы · Журнал регистрации вводного инструктажа

· Журнал регистрации НС

· Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

· Журнал инструктажа на рабочем месте

· Журнал инструктажей по пожарной безопасности

Программы · Программа проведения вводного инструктажа по ОТ

· Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте

· Программа производственного санитарного контроля

· Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям

· Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Перечни и списки · Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа

· Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам

· Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств

· Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям

· Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

· Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

Инструкции Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда

Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность

Прочие документы Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Читайте также:  Как купить баллы для пенсии в 2023 году и сколько это стоит

Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании.

Ответственный по охране труда в организации — кто это?

Ответственным по охране труда в организации назначается работник, который прошёл в установленном порядке обязательное обучение (и проверку знаний) по охране труда в размере 40 часов. Такой работник будет следить и руководить организацией и проведением необходимых мероприятий по охране труда в организации. Что касается назначения ответственного, здесь есть пара нюансов:

  • если в организации штат насчитывает более 50 работников, то ответственным по охране труда автоматически становится специалист по охране труда (штатная единица которого в этом случае должна быть введена в обязательном порядке), или руководитель службы охраны труда;
  • если же штат организации насчитывает менее 50 работников, и ответственный по охране труда не назначен, то им автоматически становится руководитель организации.

Создание службы охраны труда

Во всех без исключения организациях вопросами охраны труда занимаются служба охраны труда либо штатный специалист по охране труда (при отсутствии такого специалиста в штате организации — руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник). Имейте в виду, что руководители и специалисты организаций должны проходить специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (п. 2.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций; далее — Порядок) . Можно также заключить гражданско-правовой договор с физическим или юридическим лицом, оказывающим услуги в области охраны труда и имеющим государственную аккредитацию.

Утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29.

На производственных предприятиях с численностью работников более 50 человек в обязательном порядке создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ). Остальные организации имеют право выбора из указанных вариантов.

Производственная деятельность — это совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ст. 209 ТК РФ).

Формирование системы охраны труда регламентировано рядом нормативно-законодательных актов, один из них — упомянутые Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда (СОТ) находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и обычно выполняет следующие функции:

  • контролирует выполнение персоналом организации требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;
  • организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний;
  • проводит мероприятия по улучшению условий труда.

При определении необходимой численности сотрудников СОТ и формировании ее организационной структуры следует руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников службы труда в организациях .

Ответственность за СОУТ в организации

Если требования по ОТ не соответствуют нормативным, то на организацию возлагается ответственность согласно законодательству. На предприятие может быть возложен штраф, только не за отсутствие положения о СУОТ, а за нарушение требований ОТ. Если они повлекли за собой ущерб здоровью или жизни сотруднику, то ответственность может быть возложена уголовная.

Если же нарушение не повлияло на здоровье работника, то ответственность может быть возложено административное взыскание.

На предприятиях в тех или иных случаях приоритетным направлением является ОТ, так как при выполнении любого задания имеются опасности, оказывающие негативное влияние на сотрудника. Чтобы выполнить весь комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, лучшим решением будет подходить к этим вопросам системно.

В положении прописываются все функции руководства, и какие мероприятия должны проводиться, и с какой частотой. К тому же дому документ утверждается приказом, а требования приказа необходимо выполнять.

Система управления охраной труда на предприятиях удобна для решения важных вопросов и регулирования процессов контроля ТБ.

Какие требования предъявляются к специалисту по охране труда

Некоторые организации часто используют такой подход, когда функции специалиста по охране труда возлагаются на работника службы делопроизводства. Так быть не должно. Это может стать причиной неблагоприятных последствий по результатам проверки контролирующими ведомствами.

Примечательно: для повышения авторитета и престижа должности, Министерство труда в приказе №524н от 4 августа 2014 г. ввело профессиональный стандарт под названием «Специалист по охране труда».

Требования, включенные в профстандарт, разработаны и введены для достижения ряда целей. В том числе, для снижения уровня травматизма на производствах.

Низкий уровень квалификации сотрудника, занимающего должность специалиста по охране труда, может стать причиной не только несчастных случаев, но и ответственности работодателя.

Приказ Минтруда №524н закрепляет следующие требования к должности «Специалист по охране труда»:

Наличие высшего профильного образования по специальности, касающейся области обеспечения безопасности процессов производства и охраны труда.

Охрана труда на предприятии (общие положения)

Согласно положениям ст. 212 Трудового кодекса РФ, обеспечение безопасности работников и создание системы управления охраной труда на предприятии является обязанностью работодателя. Это значит, что не предпринимать никаких действий, направленных на сохранение жизни и здоровья трудящихся, он попросту не имеет права.

Более того, согласно ст. 217 Трудового кодекса РФ, на любом предприятии, штат которого состоит более чем из 50 наемных работников, должно быть сформировано подразделение, основным направлением деятельности которого является организация охраны труда. Впрочем, по усмотрению руководства эти обязанности могут быть возложены и на одного профильного специалиста. Но даже в том случае, когда количество сотрудников на предприятии не превышает 50, руководству стоит задуматься о том, как обеспечить их безопасность в ходе рабочего процесса.

Планирование мероприятий по охране труда

Этот вид планирования является важнейшим элементом охраны труда на предприятии и представляет собой организационный процесс, осуществляемый руководством с целью обеспечения безопасности труда работников. Разработка плана позволяет равномерно распределить необходимые мероприятия во времени, а также определить примерный объем финансовых затрат, необходимых для их реализации.

План по охране труда на предприятии образца 2021 года представляет собой таблицу следующего вида:

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственное лицо

Стоимость реализации

1

Аттестация рабочих мест

1 раз в год

Генеральный директор

100 000 руб.

Специфика организации ОТ на производствах

Создание систем ОТ в производственных компаниях имеет существенные особенности. Во-первых, практически деятельность любого промышленного производства связана с возникновением вредных и опасных факторов в процессе манипуляций с оборудованием, ядовитым, пожароопасным сырьем и материалами.

С целью определения степени и интенсивности влияния вредных воздействий на физическое состояние персонала на промышленных объектах рабочие места подлежат специальной оценке условий труда. По закону, замеры в цехах и на складах должна делать независимая соответствующая организация. В обязанности стороннего замерщика входит составление официальной отчетной документации по результатам проведенных исследований. Это протоколы, базируясь на которых собственная комиссия компании, на чьих производственных мощностях проводилась проверка, разрабатывает карты специальной оценки рабочих мест по актуальным условиям труда занятых на них сотрудников. В состав внутренней комиссии включают также специалистов по охране труда, числящихся на предприятии.

В рамках оценки рабочих мест проверяющая организация выявляет наличие:

  • химически опасных воздействий;
  • э-м полей и ионизирующих излучений;
  • акустической опасности, превышения уровня шума;
  • недостаточной освещенности рабочих зон;
  • высоких вибрационных воздействий.

А также определяет:

  • уровни травмоопасности рабочих мест;
  • параметры микроклиматических условий в помещениях;
  • необходимость применения барьерных средств для защиты;
  • общий уровень сложности и напряженности трудовой деятельности на предприятии.

По результатам проведенных исследований специалисты проверяющей организации выявляют рабочие места, персонал которых имеют право на компенсации или какие-либо льготные условия работы. К примеру, сотрудники, выполняющие свои профессиональные обязанности с повышенным риском для здоровья, могут получить:

  • надбавку к основной заработной плате в виде повышения оклада или тарифной ставки;
  • продление основного трудового отпуска на срок не менее 7 рабочих дней;
  • возможность досрочного выхода на пенсию (например, некоторые работники металлургических предприятий с «горячим» стажем имеют право на страховую пенсию уже в 50 лет);
  • возможность работать по сокращенному графику рабочей недели.

Руководству компании, специализирующейся на производственной деятельности, следует помнить, что честная и грамотная оценка рабочих мест — это не столько формальная обязанность, которая вменяется по закону, сколько залог безопасного, а значит, и эффективного, более производительного и качественного труда персонала.

«Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) — документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда» (статья 1 «Закона об основах ОТ»).

Читайте также:  Продажа дома в деревне – какие документы нужны

В соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.99 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» каждый работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации (статья 4).

Организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ но охране труда в организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (статья 6).

Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях (статья 21, п. 3).

Непосредственное проведение сертификации осуществляют органы по сертификации с привлечением, в необходимых случаях, испытательных (измерительных, исследовательских) лабораторий.

Начиная с 2002 г. обязательная сертификация работ по охране труда проводится в соответствии с Правилами по проведению сертификации работ по охране труда. Согласно этим Правилам сертификация проводится путем проверки и оценки соответствия отдельных видов деятельности по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях и секторах экономики.

Приложение № 2
к постановлению Минтруда России
от 24.04.02 № 28

ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящие Правила предназначены для организации и проведения сертификации работ по охране труда в организациях в ССОТ, созданной Минтрудом России.

Правила учитывают требования нормативных правовых актов Российской Федерации по организации работ в области охраны труда, включая организацию и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

2. Настоящие Правила разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:

Трудовым кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» с изменениями и дополнениями (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 26, ст. 966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 4; 1998, № 10, ст. 1143, № 31, ст. 3832);

Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26 (зарегистрированы Минюстом России 27 июня 2000 г., № 2284);

Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17 (зарегистрированы Минюстом России 3 апреля 1998 г. № 1502), далее — Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации.

3. Настоящие правила устанавливают порядок и процедуры проведения сертификации работ по охране труда в организациях, осуществляемые органами по сертификации, аккредитованными в установленном Минтрудом России порядке (в том числе схемы сертификации, правила отбора и идентификации рабочих мест для проведения выборочных измерений и оценок, форма сертификата безопасности, порядок рассмотрения апелляций, правила проведения инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда в организациях).

4. Объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5. Сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляют органы по сертификации. Органы по сертификации сертифицируют работы по охране труда и выдают сертификаты безопасности.

6. Сертификация работ по охране труда в организациях осуществляется посредством проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях и секторах экономики.

7. Сертификацию работ по охране труда в организациях проводят по схемам сертификации работ по охране труда в организациях, предусмотренным приложением № 1 к настоящим Правилам и основанным на схемах 2 и 6 Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17 (зарегистрированы Минюстом России 3 апреля 1998г. №1502).

8. ССОТ установлен знак соответствия работ по охране труда в организациях (форма знака — приложение № 2 к настоящим Правилам), который наносится на сертификат безопасности и регистрируется Госстандартом России.

9. Оплата работ по сертификации работ по охране труда в организациях производится заявителем в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

10. Основой информационного обеспечения деятельности по сертификации работ по охране труда в организациях является государственный реестр ССОТ, образованный в установленном Минтрудом России порядке.

Государственный реестр ССОТ содержит сведения об участниках и объектах сертификации работ по охране труда в организациях.

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

11. Сертификация работ по охране труда в организациях включает следующие этапы:

— подачу заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

— проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

— анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;

— выдачу сертификата безопасности;

— инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда.

12. Подача заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения.

12.1. Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации работ по охране труда в организации, форма которой предусмотрена приложением № 3 к настоящим Правилам.

Заявитель вправе обратиться в любой из органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации.

12.2. Орган по сертификации регистрирует и в двухнедельный срок рассматривает заявку на сертификацию работ по охране труда в организации.

12.3. По результатам рассмотрения документов, представленных заявителем в соответствии с заявкой на проведение сертификации работ по охране труда в организации, орган по сертификации принимает решение по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение № 4 к настоящим Правилам).

12.4. В случае принятия положительного решения орган по сертификации сообщает заявителю основные условия проведения сертификации.

При этом орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения сертификации работ по охране труда в организации.

В программе сертификации работ по охране труда в организации устанавливается перечень работ по охране труда, подлежащих проверке, при использовании схемы сертификации 2.1, предусмотренный приложением № 1 к настоящим Правилам, перечень и объем контрольных выборочных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах.

12.5. В случае принятия отрицательного решения по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации заявителю направляют уведомление о невозможности проведения сертификации работ по охране труда с указанием причин такого решения.

13. Проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организациях установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

13.1. Сертификацию работ по охране труда в организации осуществляют посредством проверки и оценки представленных заявителем документов, а также проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

13.2. Проверку соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляет комиссия, формируемая руководителем органа по сертификации.

В комиссию должны входить представители органа по сертификации, включая штатных и внештатных экспертов по сертификации.

13.3. Процедура подтверждения соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда включает:

— оценку соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

— оценку деятельности службы охраны труда;

— оценку деятельности работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

14. Анализ результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности.

14.1. Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности.

14.2. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

15. Выдача сертификата безопасности.

15.1. При положительных результатах проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации оформляет сертификат безопасности по форме, установленной приложением № 5 к настоящим Правилам, регистрирует его и выдает заявителю.

Читайте также:  Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

15.2. Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации работ по охране труда в организациях, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда.

15.3. При внесении изменений в государственные нормативные требования охраны труда, в организационно-правовую форму юридического лица и других изменениях, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации работ по охране труда в организациях, держатель сертификата безопасности должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.

15.4. Знак соответствия работ по охране труда в организациях наносится на сертификат безопасности. Использование знака соответствия работ по охране труда в организациях в рекламных и печатных изданиях осуществляется согласно положению о знаке соответствия работ по охране труда в организациях.

15.5. Сертификаты безопасности вступают в силу с даты их регистрации в органе по сертификации.

16. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда.

16.1. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда проводит орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при сертификации работ по охране труда в организации.

16.2. Результаты инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда оформляются актом, в котором орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, делает заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата безопасности.

16.3. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено. Решение о приостановке, отмене или возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.

16.4. В случае несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, отказа держателя сертификата безопасности от проведения инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата безопасности.

16.5. Решение о приостановлении действия сертификата безопасности принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

16.6. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

— приостанавливает действие сертификата безопасности;

— информирует об этом соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда (государственную экспертизу условий труда), на территории которого находится организация;

— устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

— проверяет ход выполнения корректирующих мероприятий.

16.7. После выполнения корректирующих мероприятий и при положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата безопасности. Информация о возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.

16.8. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата безопасности и в трехдневный срок информирует об этом заявителя, Минтруд России и заинтересованных участников сертификации работ по охране труда в организациях.

16.9. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.

16.10. При проведении инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда в организациях орган по сертификации действует в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

IV. РАССМОТРЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИИ

17. Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (испытательных центров) и экспертов по сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов безопасности и по другим вопросам сертификации работ по охране труда в организациях, при Минтруде России формируется комиссия по апелляциям.

18. Комиссия по апелляциям выполняет функции:

— регистрирует поступающие апелляции участников сертификации (жалобы, претензии), связанные с сертификацией работ по охране труда в организациях;

— рассматривает апелляции (жалобы, претензии), связанные с сертификацией работ по охране труда, и принимает по ним решения на основе материалов, поступающих от участников сторон спора;

— обеспечивает объективность принимаемых решений по всем видам своей деятельности;

— взаимодействует с организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор, общественными и другими организациями по рассматриваемым вопросам;

— обеспечивает конфиденциальность информации, составляющей государственную, коммерческую и служебную тайны, получаемой в процессе своей деятельности;

— обеспечивает своевременное оформление результатов работы и доведение принятых решений до заинтересованных сторон, ведет документацию по всем вопросам своей деятельности;

— представляет информацию о своей деятельности в ЦО ССОТ;

— готовит предложения о принятии мер по результатам конкретных апелляций (жалоб, претензий).

19. Персональный состав и председатель Комиссии по апелляциям утверждаются приказом (распоряжением) Минтруда России.

20. Периодичность заседаний Комиссии по апелляциям устанавливает ее председатель исходя из количества поступивших документов и сроков их рассмотрения.

О месте, дате и времени заседания Комиссии по апелляциям ее члены, представители сторон, апелляции которых будут рассматриваться на заседании, а также лица, привлекаемые по инициативе Комиссии, уведомляются не менее чем за три дня до начала проведения заседания.

21. При возникновении спорных вопросов по сертификации работ по охране труда в организациях участник сертификации первоначально подает апелляцию в комиссию по апелляциям. В случае несогласия участника сертификации работ по охране труда в организациях с решением комиссии по апелляциям и при не достигнутом соглашении между членами самой комиссии по апелляциям жалоба подается в центральный орган отраслевой подсистемы ССОТ, ЦО ССОТ либо, при невозможности разрешения спорного вопроса ЦО ССОТ, в Минтруд России.

22. Комиссия по апелляциям рассматривает апелляции (жалобы, претензии), оформляет решение и направляет его заявителю и в ЦО ССОТ в течение одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней. В тех случаях, когда для рассмотрения апелляции (жалобы, претензии) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения апелляции (жалобы, претензии) могут быть в порядке исключения продлены председателем Комиссии по апелляциям не более чем на один месяц с сообщением об этом заявителю, подавшему апелляцию (жалобу, претензию).

23. Заседание Комиссии по апелляциям считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 2/3 ее членов.

24. Решения принимаются большинством голосов членов Комиссии по апелляциям.

25. Для разъяснения возникающих при рассмотрении спора вопросов, требующих специальных знаний. Комиссия по апелляциям вправе привлечь специалистов Минтруда России и других организаций с целью проведения экспертиз или проверочных испытаний (измерений) и оценок при наличии разногласий.

Заключение по результатам проведенных экспертиз представляется в письменном виде и должно содержать обоснованные ответы на поставленные Комиссией по апелляциям вопросы.

Экспертное заключение оценивается Комиссией по апелляциям в совокупности со всеми другими доказательствами по рассматриваемой апелляции (жалобе, претензии) и может быть отклонено полностью или частично с указанием в решении основания отклонения.

26. Спорные вопросы, связанные с работами по сертификации работ по охране труда в организациях и возникающие между участниками сертификации работ по охране труда в организациях, могут быть решены также в установленном порядке.

27. Комиссия по апелляциям в первом квартале текущего года представляет в ЦО ССОТ отчет о результатах работы за истекший год.

Приложение № 1
к Правилам сертификации работ по охране труда,
утв. постановлением Минтруда России
от 24.04.02 № 28

СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
работ по охране труда в организациях

1. Состав схем сертификации работ по охране труда в организациях

Номер схемы

Оценка выполнения работ по охране труда в организации

Проверка (измерения) результатов работ по охране труда в организации

Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организации

2.1.

Оценка выполнения работ по охране труда

Оценка организации работ по охране труда и достоверности результатов аттестации рабочих мест по условиям труда с проведением выборочных контрольных измерений и оценок

Контроль за соответствием выполняемых работодателем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

2.2.

Оценка проведения работ по охране труда

Оценка организации работ по охране труда и материалов аттестации рабочих мест по условиям труда без проведения выборочных контрольных измерений и оценок

Контроль за соответствием выполняемых работодателем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.


Похожие записи:

Добавить комментарий