Налог на имущество физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Хоть налог и называется «на имущество физических лиц», по факту им облагается только недвижимое имущество. Ст. 130 ГК четко регламентирует, какая именно собственность относится к недвижимости. Если кратко – то критерием является невозможность их перемещения без ущерба.

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

IV. Распределение ЕНП

Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:

  1. недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.

Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).

Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:

  1. госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
  2. авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):

  1. налог на профессиональный доход,
  2. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Вычеты по налогу на имущество физических лиц

Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Налоговые вычеты действуют при начислении налога на имущество по кадастровой стоимости. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет же уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, а общая сумма налога на имущество становится значительно меньше.

Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.

Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости:

Дом — 50 м², квартира — 20 м², комната — 10 м², загородный дом площадью 100 м² — с налогоплательщика возьмут вдвое меньше, а за дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

Пример: площадь обычной квартиры — 50 м², но платить необходимо будет только за 30 м².

Льготы для физических лиц

Важно знать, что налог на имущество платят не все граждане. Некоторым категориям могут предоставляться льготы в размере от 50%-100%.

Льготы предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности (квартира, дом, гараж). Данную льготу можно получить только на один объект каждого вида, не более.

Основания для предоставления налоговых льгот

Налоговые льготы предоставляются определенным категориям граждан (инвалиды первой и второй группы, участники ВОВ, пенсионера и т.д.). С полный списком льготных категорий можно ознакомиться в 407 статье налогового кодекса. Для них льготы по налогу на имущество равны 100%.

Это федеральные льготы, но помимо них есть еще и местные, которые бывают равны как полной сумме налога, так и его определенной части.

Налог на имущество физических лиц – это налог, который обязаны платить все граждане, являющиеся собственниками объектов недвижимости. Он относится к местным – то есть, ставки и иные условия определяют местные органы власти, и в местный же бюджет он поступает. Согласно НК РФ, платить за право собственности на недвижимость обязаны и юридические лица, но для них существует отдельный налог.

Раньше налог рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости объекта, из-за чего далеко не всегда сумма учитывала реальную стоимость недвижимости. Но уже несколько лет как почти все регионы перешли на кадастровую стоимость (КС), поэтому рассчитать налог при желании может любой гражданин.

Если в собственности лица находится не полностью объект, а его часть, то налог на имущество начисляется пропорционально доле владения. Если человек не проживает и не пользуется своим имуществом, то этот факт не освобождает от уплаты. В народе его часто называют налог на недвижимость или налог на квартиру – по сути, это так и есть, ведь облагается им именно недвижимое имущество.

Кто освобождается от уплаты налога на имущество

Так как налог должны платить только собственники недвижимости, не платят его те, кто собственниками не являются:

  • физические лица, которые арендуют жилую площадь – тогда налог должен платить собственник;
  • если жилое помещение получено по договору социального найма – его собственником остается муниципалитет (правда, вместо налога нужно платить арендную плату городу);
  • военнослужащие, заключившие контракт и получившие для себя и членов семьи бесплатное служебное жилье. В этом случае недвижимость предоставляется во временное пользование и физлицу формально не принадлежит.

В статье 406 НК РФ прописаны базовые ставки для вычисления налогового сбора. Они могут быть понижены по решению местных властей до 0% или увеличены, но не более чем в 3 раза.

Для расчета по новым правилам применяются следующие ставки:

  • 0,1% – для квартир, комнат, гаражей, жилых домов, машино-мест;
  • 2% – для административно-деловых зданий, торговых центров и иных объектов, цена которых превышает 300 миллионов рублей;
  • 0,5% – для прочих объектов.

На основании п. 8.1 ст. 408 введено ограничение по ежегодному приросту суммы налогового сбора. При исчислении налога по кадастровой оценке, начиная с третьего налогового периода, будет применяться коэффициент 1,1. Этот коэффициент предназначен для сдерживания скачка роста суммы налога к уплате.

Если исчисленная сумма налога превысит размер сбора за предшествующий период, то налогоплательщику нужно будет заплатить размер налога, рассчитанный по предыдущему году и умноженный на коэффициент 1,1.

Коэффициент не будет применяться в отношении недвижимого имущества коммерческого назначения, таких как торгово-административные здания, но он применяется в отношении гаражей и машино-мест, расположенных в них.

В переходный период с 2015 по 2019 год при исчислении применяется специальный коэффициент для уменьшения суммы налога:

  • 0,2 – в первый год;
  • 0,4 – во второй год;
  • 0,6 – в третий год.

Порядок применения коэффициента прописан в п. 8 ст. 408 НК РФ. Если при исчислении налогового сбора по кадастровой стоимости его размер будет меньше или равен сумме налога, рассчитанной по инвентаризационной оценке, то коэффициент для уменьшения не применяется.

Для расчета по инвентаризационной стоимости налоговая ставка устанавливается исходя из оценки объекта, с учетом доли налогоплательщика в праве собственности:

  • до 300 тыс рублей – 0,1%;
  • 300-500 тыс – 0,1-0,3%;
  • свыше 500 тыс – 0,3-2%.

К ставкам может быть применен понижающий коэффициент. Он может устанавливаться в зависимости от конкретных параметров недвижимого имущества, таких как вида объекта, его места нахождения или территория, в границах которой он расположен.

Все российские организации, имеющие недвижимость, признающуюся объектом налогообложения, должны платить налог на имущество (п. 1 ст. 373, ст. 374 НК РФ). Обратите внимание, что начиная с 2019 года, налогом облагается только недвижимое имущество. Другие активы налогообложению не подлежат.

Компания признается плательщиком налога на имущество организаций 2019,если имеет следующие активы:

  • недвижимость на счетах 01 и 03 (кроме имущества, не признающегося объектом налогообложения или имущества, в отношении которого действует льгота);
  • жилые дома и жилые помещения, не учтенные в составе основных средств;
  • недвижимое имущество, полученное в рамках концессионного соглашения и учтенное за балансом.

Что подразумевается под недвижимостью? По общему правилу плательщиками налога на имущество организаций в 2019 становятся компании, имеющие:

  • объекты, которые невозможно переместить без ущерба для их назначения (здания, сооружения);
  • самолеты, вертолеты и другие воздушные суда, подлежащие госрегистрации;
  • корабли, суда, подлежащие госрегистрации;
  • жилые и нежилые помещения, машино-места, являющиеся частью здания или сооружения, если их границы зафиксированы по правилам кадастрового учета.

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Читайте также:  Как в ЗУП 3.1 заполнить ЕФС-1 вместо СЗВ-ТД с 2023 года?

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещен��е которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Топ 10 банков для открытия расчетного счета

На федеральном уровне с 2019 года ввели льготу увеличивающий величину имущественного вычета семье от 3 и более детей. На каждого добавляется 5 кв. м. для квартир и комнат, 7 кв. м. для частных и садоводческих домов.

Так же местные власти на своем уровне могут помочь уменьшить сумму налогов на имущество. Мало кто из территорий решает применять такие меры, пока только Нижний Новгород, Краснодар и Новосибирск решением местных Дум освободили семьи с тремя и более детей от имущественного налога.

Налоговый кодекс определил, что инвалиды с детства, ВОВ, а также 1 и 2 групп освобождены от имущественного налога полностью. Это федеральная норма и местные нормативные акты тут роли не играют.

Исключением будет лишь имущество, полученное инвалидом в порядке наследования.


Чтобы узнать точный перечень лиц-льготников и объектов, по которым можно получить льготу, следует обратиться в орган ФНС по месту нахождения имущества. Подать заявление на освобождение от исчисления налога, при этом указать в заявлении сведения об имуществе, по которому вы претендуете на льготу. Право на нее можно подтвердить соответствующими документами.

Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

  • недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ.

Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.

Декларацию сдавайте в следующем составе:

  • Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
  • Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
  • Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
  • Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.

Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.

Новая строка 002 «Признак СЗПК» нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК, «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.

Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:

  • 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
  • 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
  • 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.

Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя. Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2.

С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.

Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.

На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.

Согласно статье 380 НК РФ, размер ставки определяется субъектом РФ, но не должен быть выше 2,2%. Для недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, ставка налога не может превышать 2%. Также есть нулевая ставка, которая применяется в отношении объектов, определенных распоряжением Правительства (от 22.11.2017 № 2595-р).

Законодательные органы субъектов РФ вправе установить свой региональный процент по налогу и даже дифференцировать ставки по категориям имущества и налогоплательщиков, но они должны соответствовать диапазону указанных значений.

Если в вашем субъекте не установлены налоговые ставки, применяйте те, которые указаны в статье 380 НК РФ.

В отношении некоторой недвижимости организации владельцы платят налог не из среднегодовой стоимости, а из кадастровой стоимости.

Под кадастровую стоимость попадают объекты недвижимости из п. 1 ст. 378.2 НК РФ:

  • административные бизнес-центры вместе с помещениями;
  • различные торговые центры вместе с помещениями;
  • нежилые помещения под офисы, магазины, общепит и бытовые нужды (в т.ч. и те, в которых эти виды деятельности уже ведутся);
  • недвижимость зарубежных организаций, у которых нет в России специальных представительств;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

С этой недвижимости нужно платить налог по кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость по ней определена, а сами объекты недвижимости перечислены в региональном законе. Если хотя бы одно из требований не исполнено, налог надо рассчитывать по среднегодовой стоимости. По объектам, перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не составляют региональные перечни. Кадастровое налогообложение этих объектов предусматривается региональным законом. Если кадастровая стоимость не установлена, то тоже считайте налог по среднегодовой стоимости.

Налог на имущество организаций в 2019 году: что изменилось?

Главной новеллой нового года является тот факт, что движимое имущество теперь не будет подвергаться налогообложению.

Также были внесены ограничения по ставкам в отношении линейных объектов, например, магистральных трубопроводов. Предельный размер — 2,2%. Ставка может быть уменьшена, если есть в наличии субъект РФ, который зафиксировал такую возможность в своих НПА.

Сегодня официально не предусмотрена централизованная форма сдачи налоговой отчетности для собственников объектов недвижимости, расположенных в разных муниципальных образованиях, администрируемых различными налоговыми инспекциями. Однако руководство ФНС решило не лишать налогоплательщиков такой возможности.

Основные критерии для использования порядка сдачи отчетности централизованным способом были согласованы Министерством финансов РФ (письмо № 03-05-04-01/83286 от 19.11.2018):

  1. Налогоплательщик должен стоять на учете в своем субъекте РФ в качестве владельца налогооблагаемой недвижимости в разных налоговых органах. Возможен вариант, когда лицо не стоит на учете, но сдает отчетность в разные налоговые инспекции по той причине, что на его балансе стоят различные объекты.

  2. Среднегодовая стоимость используется в качестве базы для определения налога. Если в составе объекта есть офисы, торговые помещения или жилье, где база определяется по кадастровой стоимости, нельзя использовать порядок централизованной отчетности.

  3. Налогоплательщик должен определиться с налоговой инспекцией, куда он будет предоставлять централизованную отчетность.

  4. В субъекте РФ не должно быть норматива распределения налога по уровням бюджетной системы на муниципальные образования.

  5. Налогоплательщик в течение года не может изменить свой выбор налоговой инспекции для единой сдачи отчетности.

Читайте также:  Установление ежемесячного пособия на ребенка

Если все эти условия присутствуют, рекомендуется подать уведомление о том, что вы нацелены сдавать единую централизованную отчетность в выбранный налоговый орган.

Такое уведомление подается до начала сдачи налоговой отчетности за первый отчетный период, то есть до 30.03.2019. Если вы не успеваете подать заявление, для вас ничего не меняется, правила остаются прежними.

ВАЖНО! Уведомление предоставляется не в налоговую инспекцию, в которую планируется сдавать централизованную отчетность, а в управление ФНС по региону, на территории которого находится инспекция, где налогоплательщик стоит на учете.

Такие организации не платят налоги и сборы в отношении имущества, которое значится на их балансе. При этом имущество должно находиться на территории НТЦ в течение 10 лет. Начало течения срока — следующий месяц после того, как имущество будет поставлено на учет.

Увеличивается количество субъектов РФ, где был изменен порядок исчисления налоговой базы. Теперь регионы руководствуются кадастровой стоимостью. Эта возможность существует только у тех субъектов РФ, которые зафиксировали ее в местных НПА, а соответствующие уполномоченные органы сформировали специальный список объектов административно-делового и торгового назначения.

70 регионов страны использовали такие особенности определения налоговой базы уже в прошлом году. С января текущего года присоединяются еще 4 субъекта.

На сайте ФНС можно найти всю необходимую информацию о регионах, где действует механизм определения налоговой базы по новым правилам, с учетом кадастровой стоимости.

В конце лета пошлого года был принят ФЗ № 334. Суть его заключается в регламентировании особенностей применения нового способа формирования налоговой базы по трем налогам:

  • налог на имущество организаций;

  • земельный налог;

  • налог на имущество физических лиц.

Законом установлены унифицированные правила для всех видов налогообложения недвижимости:

  1. С начала года для налогообложения будет использована только кадастровая стоимость, которая отражена в Едином государственном реестре недвижимости. Ранее также имели прямое действие решения комиссии об оспаривании стоимости или судебные решения, которые вступили в силу. Теперь такие решения не принимаются во внимание налоговой инспекцией в связи с тем, что они могут быть оспорены органами МСУ. Порядок оспаривания не отменен, но к сведению ФНС принимает только данные, которые содержатся в ЕГРН.

  2. Если в течение налогового периода изменились какие-либо свойства недвижимости, например, качественные, и владелец зафиксировал эти изменения в ЕГРН, то допускается применение новых условий для определения налоговой базы. Ранее при таких поправках новую налоговую базу можно было применять только с 1 января следующего года.

  3. Новые правила, применяемые к оспариванию кадастровой стоимости. Если в качестве кадастровой установлена индивидуальная рыночная оценка, и решение о таком установлении принято после 01.01.2019, тогда вновь установленную кадастровую стоимость можно применить к предшествующим периодам, когда применялась оспоренная стоимость. Ранее необходимо было ждать начала нового года, чтобы применить результаты оспаривания, и ретроприменение на предшествующие налоговые периоды, за которые владелец не успел предъявить заявления, не распространялось.

Налоговый вычет, как отдельный вид льготы по ННИ

В связи с изменениями, связанными с порядком расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости (далее к/с) объекта, законодатель предусмотрел возможность применения налогового вычета по ННИ, выражающегося в уменьшении суммы налога к уплате, посредством уменьшения налоговой базы на установленный НК РФ размер льготы.

При определении суммы платежа (при расчете исходя из по к/с) площадь недвижимого имущества подлежит уменьшению на:

  • 10 кв.м. для комнаты;
  • 20 кв.м. для квартиры;
  • 50 кв.м. для жилого дома
  • 1 млн.руб. для недвижимого комплекса

Особенности налоговой выплаты

Говоря про принципы налогообложения для физических лиц, стоит сделать акцент на том, что налог является местным. Его основные нормы регулируются федеральным законодательством, то есть налоговым кодексом РФ, но окончательные ставки формируются муниципальными властями.

Он также является прямым, что говорит о том, что взимается он напрямую с дохода налогоплательщиков или его актива – имущества. В данном случае размер налога находится в прямой зависимости от стоимости объекта, на который он накладывается.

В соответствии с нормами российского налогообложения, налогоплательщиками в данном случае являются любые физические лица, имеющие в собственности имущество, которая попадает под в категорию объекта налогообложения. В список подобных объектов относятся:

  • квартиры и комнаты в них;
  • жилые дама или их части;
  • гаражи;
  • недвижимые комплексы;
  • места под машины, находящиеся в собственности;
  • недостроенные объекты имущества, а также любые
    здания и сооружения, которые по документам принадлежат физическому лицу.

Для справки: общее имущество дома, в котором есть много квартир, то есть лифт, подъезд, лестница и так далее, не является объектом налогообложения, поэтому на него налог на имущество (недвижимость) 2020года не распространяется.

Какие организации являются плательщиками налога на имущество — НалогОбзор.Инфо

  • 1. Федеральные льготы
  • 2. Региональные льготы

Плательщиками налога на имущество являются все российские и иностранные организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). Статья 374 Налогового кодекса РФ гласит, какое имущество организации облагается налогом на имущество.

Таким образом, определяя, должна ли организация рассчитывать налог на имущество, перечислять его в бюджет и подавать отчетность по этому налогу, нужно ориентироваться только на состав имеющегося у нее имущества. Наличие льготируемых объектов, а также применение упрощенки или ЕНВД не снимает с организации статуса плательщика налога на имущество.

Условия, при которых организации признаются (не признаются) плательщиками налога на имущество, приведены в таблицах.

Организации – плательщики налога на имущество

Состав имеющегося имущества Основание
Организация применяет ОСНО
Организация имеет имущество, которое признается объектом налогообложения. Льгот нет п. 1 ст. 373, п. 1 ст. 386 НК РФ
Организация имеет имущество, которое признается объектом налогообложения, а также имущество, исключенное из объектов налогообложения (например, основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1) п. 1 ст. 373, п. 1 ст. 386, п. 4 ст. 374 НК РФ
Организация имеет имущество, которое признается объектом налогообложения. Часть имущества подпадает под льготы п. 1 ст. 373, п. 1 ст. 386, ст. 381 НК РФ
Организация имеет имущество, которое признается объектом налогообложения, но полностью подпадает под льготы п. 1 ст. 386, ст. 381 НК РФ
Организация имеет имущество, часть которого не признается объектом налогообложения, а другая часть подпадает под льготы п. 1 ст. 373, п. 4 ст. 374 , п. 1 ст. 386, ст. 381 НК РФ
Организация применяет УСН или ЕНВД
Организация имеет имущество, для которого налоговой базой является кадастровая стоимость Подробнее см.:
  • Какие налоги платить при применении ЕНВД;
  • Как считать налог на имущество, если организация совмещает ОСНО с ЕНВД;
  • Какие налоги, кроме единого, платить при УСН;
  • Как рассчитать налог на имущество
п. 4 ст. 346.26, п. 2 ст. 346.11 НК РФ, письмо Минфина России от 2 июня 2014 г. № 03-05-05-01/26195


Похожие записи:

Добавить комментарий