3. Форма государственного устройства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3. Форма государственного устройства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.
Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).

В чём разница республики от страны? В чём разница республики от страны?

Форма государства, как известно, включает в себя три самостоятельных структурных элемента: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

Форма правления устанавливается в ст. 1 Конституции Российской Федерации и определяется как республиканская. Главные признаки республики — выборность и периодическая сменяемость главы государства. Этим республика отличается от монархической формы правления, при которой статус главы государства является наследственным.

Конституция России не закрепляет непосредственно ни одну из существующих разновидностей республики (парламентская, президентская, смешанная) . Анализ конституционного статуса главы государства, его взаимодействия со всеми ветвями власти, прежде всего с парламентом, позволяет сделать вывод о наличии в нашей стране смешанной республики — президентско-парламентской, или полупрезидентской, с сильной президентской властью, а по сути это суперпрезидентская республика.

Такой вывод основывается на следующих позициях. Президент избирается не парламентским путем, а всеобщим голосованием; он не является главой исполнительной власти, наряду с Президентом действует Председатель Правительства, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу; Правительство осуществляет исполнительную власть, и лишь в незначительной мере ответственно перед парламентом, у него неизмеримо больше ответственности перед Президентом, который назначает главу Правительства после согласования с Государственной Думой. Президент может принять решение об отставке Правительства РФ без какого-либо согласования с кем-либо, назначить и уволить всех вице-премьеров и министров, он по своему усмотрению напрямую подчиняет себе значительное число министерств и ведомств и т. п. Президент обладает собственными конституционными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и парламента.

По форме государственного устройства Россия, как определяет Конституция, является федеративным государством (ст. 1, гл. 3). Российская Федерация состоит из 88 равноправных субъектов, а именно: из 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 9 автономных округов.

Раньше РСФСР состояла из национальных республик и автономных образований, которые считались ее субъектами, а сами принципы федеративного устройства были в основном направлены на решение проблем национально-государственного строительства. Теперь же в состав Российской Федерации входят все территориальные образования, включая края и области, а принципы федерализма направлены на решение как государственно-территориальных, так и национально-государственных проблем.

Как же можно классифицировать субъекты Российской Федерации по видам? В настоящее время практически общепризнанна следующая точка зрения на виды субъектов.

Республика — это государство в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.

Края, области, города федерального значения — это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.

Автономная область, автономные округа — это национально-государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти.

Важен вопрос о правовой основе российского федерализма. Суть таких отношений определяется разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Такое разграничение в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации осуществляется, во-первых, Конституцией, во-вторых, Федеративным договором, в-третьих, иными договорами.

Отличительные признаки государства

Чтобы описать простыми словами, чем отличается государство от страны, достаточно отметить, что оно является обособленной управленческой структурой и отличается от последней следующими признаками:

  • имеет четко организованный механизм, направленный на осуществление правовой власти;
  • обладает структурированной действующей системой законов и правовых норм;
  • по территориальному делению может иметь конфедеративную, федеративную или унитарную форму;
  • ему присущи различные системы правления;
  • различают следующие формы государственного устройства: авторитарная (единовластие, монархия), диктаторская тоталитарная, демократические свободные формы (народовластие).

Разница между республикой и страной

Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.

Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).

Читайте также:  Минздрав утвердил правила аккредитации врачей и медсестер на 2023 год

Чем отличается Государство от Республики?

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика (КНР) является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Понятия «страна» и «государство» не являются тождественными. И хотя они близки по смыслу, но не всегда применимы одновременно к одному и тому же образованию. Выясним, в каком контексте употребляется каждый из терминов и чем отличается страна от государства.

В чем заключается отличие государства от страны

Государством называют политическое образование, обладающее суверенностью и независимостью, целостностью и стабильностью территории, устоявшимися границами, определенной системой власти и управления.

В понятие государство входят различные политические термины, связанные с системой управления населением и внутренним социально-политическим устройством общества, живущего в границах данного образования.

Создание государство всегда преследует политические цели, связано с разработкой законов, которые должны выполнять все его граждане, и с системой исполнительно власти, обеспечивающей исполнение действующих законов.

Любое государство имеет свою конституцию, военную доктрину, армию, правоохранительные и судебные органы, высшую исполнительную власть. Система государственной власти всегда имеет несколько уровней. Государством называют именно политическое устройство, организованное в рамках одной территории, объединенной общими границами, культурой, единой системой управления жизнью общества.

Государство в отличие от страны всегда представляет независимую единицу, в которую может входить несколько стран, объединенных в союзное политическое образование, или на правах подчиненных территорий.

В отличие от страны, которая может существовать в качестве протектората или колонии, государство никогда не должно терять своей суверенности, иначе оно просто исчезнет.

Похожая между собой тематика всегда представляет сложности с правильным применением тех или иных слов. Именно потому не все могут сразу сказать, чем отличается государство от страны. Вся загвоздка здесь в игре значений, которые человек вкладывает при упоминании термина. Правильнее будет употреблять слово «государство» в политическом или социальном контексте. Это будет означать державу со своим правлением, суверенитетом, способностью вести дипломатические связи и другими признаками.

  • Чем отличается страна от государства: определения и примеры
  • Развитые страны и развивающиеся страны: особенности и проблемы
  • География мировых природных ресурсов. Виды и классификация природных ресурсов
  • Виды республик. Чем отличается парламентская и президентская республика?
  • Население Малайзии: численность, занятость, интересные сведения о стране
  • Страны Восточной Европы. Краткая характеристика крупнейших государств региона
  • О чем говорят функции государства?

Парламентская республика. Признаки и примеры

Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.

В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.

Признаки парламентской республики:

Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.

Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.

Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.

Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.

Чем отличается ГОСУДАРСТВО от РЕСПУБЛИКИ

Чтобы определить отличия рассматриваемых понятий, стоит учитывать, что есть определенные особенности в организации одних и тех же вариантов управления. Так, царская власть в России существенно отличалась от режима большевиков, который установился в 1917 году. В Великобритании управление сосредоточено в руках королевы, а в США делится на 2 ветви – парламентскую и президентскую.

При анализе отличий страны от государства стоит учитывать, что оба формирования обладают полицией, экономикой, символами, чиновниками. Главное несоответствие заключается в том, что в первом случае это не принадлежит народу.

Чтобы выявить отличия между рассматриваемыми понятиями, требуется изучить и вопрос самостоятельности. Суверенитет представляет собой политико-правовое свойство, которое связано с волей народа. Для этого понятия характерны следующие признаки:

  1. Верховенство – другая власть выше описываемой отсутствует.
  2. Внешнее равноправие и независимость – государство может самостоятельно определять и проводить внешнюю политику, ориентируясь на принципы сотрудничества на равных с международным сообществом.
  3. Единство – говорит о существовании цельной системы органов, которые представляют власть и проводят ее политику.
  4. Неделимость – свидетельствует о том, что государство едино и не делится на части политическим или военным способом.
  5. Отсутствие отчуждения – от суверенитета невозможно отказаться или передать его другим юридическим лицам.

В отличие от государства, страна обладает своими политическими границами, но не имеет суверенитета. Иными словами, она не способна принимать собственные решения.

Ярким примером отличий между терминами считается существование в прошлом крупных империй, которые обладали колониями. Колониальные империи были суверенными государствами, но не обладали оформленным национальным составом населения, которое бы имело единую культуру, обычаи, традиции. В качестве примера стоит привести испанские колонии в Африке, Америке и Азии.

Читайте также:  Конституция РФ и Права граждан

Еще одним примером считается изменение территориальной целостности, которое происходило вследствие процессов распада или объединения. К примеру, в 1945 году Корея разделилась на 2 государства – Северную и Южную Корею.

Любое общество организовано согласно нормам, признанным в нем. Государство — форма организации, имеющая возможность воздействовать на проживающих в нем: принуждением и управлением. Для установки суверенитета используются правовые порядки. Несмотря на развитость наук, до сих пор нет точного определения унитарного строения.

Государство Республика
Общность людей живущих на одной территории, можно отожествить с понятием «нация», «страна» Одна из форм правления жителями
Многоуровневая политическая система с верховной властью Высшие органы правления избираются представительными учреждениями, при участии в выборах населения
Создано для управления жизнью населения Аристократия и демократия
Термин новый, появился в эпоху Возрождения Возникло в эпоху Античности. Главный принцип – выборность
Может быть демократическим, авторитарным, тоталитарным Дает больше количество прав, как личных, так и политических
Наличие монархии, республики 140 государств имеют подобную форму правления. Предполагается разделение – парламентская и президентская

Чем отличается Государство от Республики?

Австрийский парламент носит название “ландтаг”, а депутаты в него избираются на четырехлетний срок. Центральный парламент страны – Федеральные Сборы Австрии – состоит из двух палат: Национальрат (183 депутата) и Бундесрат (62 депутата). Кроме этого, свой ландтаг есть в каждой из девяти федеральных земель Австрии.

В Австрии зарегистрировано всего около 700 партий, однако на данный момент времени в австрийском парламенте представлены только пять из них.

Немецкий парламент также избирается на четыре года. Он состоит из двух палат: Бундестаг, включающий 622 депутата, и Бундесрат (69 депутатов). Депутаты Бундесрата – это представители всех 16 земель страны. Каждая из федеративных земель имеет от 3 до 6 представителей в государственном парламенте (в зависимости от размеров конкретной земли).

Немецкий парламент избирает на должность федерального канцлера, который возглавляет исполнительную власть и, по сути, является главным лицом в государстве. С 2005 года эту должность в Германии занимает Ангела Меркель – первая женщина на должности федерального канцлера за всю историю страны.

Любое общество организовано в соответствии с нормами, признанным в нем. Государство — форма организации, имеющая возможность влиять на живущих в нем: принуждением и управлением.

Для установки суверенитета применяются правовые порядки. Не обращая внимания на развитость наук, до этого времени нет четкого определения унитарного сооружения.

Государство Республика
Общность людей живущих на одной территории, можно отожествить с понятием «нация», «страна» Одна из форм правления жителями
Разноуровневая политическая система с верховной властью Высшие органы правления избираются представительными учреждениями, при участии в выборах населения
Создано для управления жизнью населения Аристократия и демократия
Термин новый, возник в эпоху ренесанса Появилось в эру Древности. Важный принцип — выборность
Может быть демократическим, авторитарным, тоталитарным Даёт больше кол-во прав, как собственных, так и политических
Наличие монархии, республики 140 государств имеют аналогичную форму правления. Предполагается разграничение — парламентская и президентская

Большое количество обозначений государственно-территориальных образований может запутать даже просвещённого человека. В средствах массовой информации понятия республика и страна, вместе с государством, все время отождествляются.

Тогда что такое «страна Басков», и самостоятельна ли Республика Дагестан? Попытаемся разобраться в этом вопросе и расставить все точки над i.

Что общего между федерацией и республикой?

Исходя из всего вышеперечисленного, можно констатировать, что между федерацией и республикой есть общее. Часто республика может быть федерацией. Это Россия, США, Германия, Мексика, Нигерия, Бразилия. Власть в этих странах носит выборный и сменяемый характер.

Взаимоотношения федерального правительства и регионов заключаются в том, что регионы имеют относительную самостоятельность, особенно ярко это выражено в Соединённых Штатах и Бразилии.

Также федерация может быть союзом республик при объединяющих их целях. Раньше этот тезис подтверждали СССР, Чехословакия и Югославия. Сейчас таких ярких примеров в государственном устройстве нет: Союз Независимых Государств как проект изжил себя, а ЕВРАЗЭС пока носит исключительно экономический характер без создания государственного образования.

Хотя за ближайшим примером от сделанного вывода далеко ходить не стоит: автономные области в Пакистане, сформированные по национальному признаку, фактически близки к автономным республикам.

Принципы федерализма в РФ

Государственная целостность . Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

Равенство и самоопределение народов . Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

Единство системы государственной власти . Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Верховенство федерального права . Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий . Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

Предметы ведения — это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

Равенство субъектов РФ . Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Чем отличается СТРАНА от ГОСУДАРСТВА

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.

Читайте также:  Регистрация дома в СНТ: пошаговая инструкция

Термином «страна» называют географический регион, который имеет строго определенные границы, пользуется государственным суверенитетом или находится под юрисдикцией иного государства, являясь его колонией. На ее территории проживает совокупность людей, называемая обществом.

Чем государство отличается от страны, разберем далее.

Определение этого термина включает в себя особую организацию людей, которые объединены общими социокультурными интересами.

Совет

Оно занимает определенную территорию, обладает собственной системой управления и имеет внутренний и внешний суверенитет.

Термин «государство» используется, как правило, в социальном и политическом или правовом контексте. Сейчас на планете насчитывается около двухсот таких формирований.

Чтобы описать простыми словами, чем отличается государство от страны, достаточно отметить, что оно является обособленной управленческой структурой и отличается от последней следующими признаками:

  • имеет четко организованный механизм, направленный на осуществление правовой власти;
  • обладает структурированной действующей системой законов и правовых норм;
  • по территориальному делению может иметь конфедеративную, федеративную или унитарную форму;
  • ему присущи различные системы правления;
  • различают следующие формы государственного устройства: авторитарная (единовластие, монархия), диктаторская тоталитарная, демократические свободные формы (народовластие).

Для понимания того, чем отличается страна от государства, важно помнить, что в разных формациях существуют расхождения в организации одних и тех же способов правления.

Например, царская власть в дореволюционной России совершенно отличалась от правления большевиков, установившегося после известных событий семнадцатого года двадцатого столетия.

Великобритания известна тем, что управление и в наши дни находится в руках монарха – королевы, а в Соединенных Штатах Америки бразды разделены между двумя ветвями – парламентом и президентом.

Парламентская республика

Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:

  1. Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
  2. Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
  3. Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.

К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.

Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.

Приведенные определения дают понимание того, что термины могут использоваться, как для географического, так и для политического обозначения определенной территории на карте мира. Для того чтобы в полной мере выявить отличия страны от государства, нужно провести комплексное сравнение этих понятий.

Если рассматривать страну, как термин, то становится понятно, что в этом слове в первую очередь заключаются понятия, связанные с с географическим положением, набором культурных традиций. К этому же понятию относится и исторический аспект, указывающий на развитие и совершенствование, формирование границ.

Страна характеризуется определенными категориями. Специалисты относят к ним такие показатели, как численность населения, основная религия, язык. Важным при рассмотрении является также и устоявшийся менталитет. При рассмотрении термина следует относить и такие понятия, как климатические особенности, преобладающий рельеф, наличие и разнообразие полезных ископаемых. Указывается также и состояние, разнообразие и протяженность водоемов. Применимы к термину страна и другие понятия из географии или геологии.

Что общего между федерацией и республикой?

Исходя из всего вышеперечисленного, можно констатировать, что между федерацией и республикой есть общее. Часто республика может быть федерацией. Это Россия, США, Германия, Мексика, Нигерия, Бразилия. Власть в этих странах носит выборный и сменяемый характер.

Взаимоотношения федерального правительства и регионов заключаются в том, что регионы имеют относительную самостоятельность, особенно ярко это выражено в Соединённых Штатах и Бразилии.

Также федерация может быть союзом республик при объединяющих их целях. Раньше этот тезис подтверждали СССР, Чехословакия и Югославия. Сейчас таких ярких примеров в государственном устройстве нет: Союз Независимых Государств как проект изжил себя, а ЕВРАЗЭС пока носит исключительно экономический характер без создания государственного образования.

Хотя за ближайшим примером от сделанного вывода далеко ходить не стоит: автономные области в Пакистане, сформированные по национальному признаку, фактически близки к автономным республикам.

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).


Похожие записи:

Добавить комментарий