Правила оформления европротокола при ДТП в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила оформления европротокола при ДТП в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

Стоит ли вообще заполнять извещение при ДТП?

Если мы напишем, что европротокол придётся составлять при любом ДТП, многие водители удивятся и подумают, что мы пишем какую-то ерунду. Но на самом деле, так и есть… Объясним, почему!

Европротокол — это не официальное название документа, а лишь «народное» определение способа оформления ДТП без участия ГИБДД. На самом же деле, потерпевшему или обоим водителям придётся заполнять извещение о ДТП. Именно так называется самокопирующийся бланк, который выдают страховщики при заключении договора ОСАГО.

И можно сказать, что это самое извещение необходимо заполнять всегда, при любом происшествии – по крайней мере, потерпевшему, намеренному обратиться по страховому случаю за возмещением по ОСАГО. Почему так?

Где взять бланк европротокола?

Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

Как заполнить форму европротокола?

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

  • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку — надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
  • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
  • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений — впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
  • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара — символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

    Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  2. Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
  3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.

Как правильно оформить извещение при ДТП в 2023 году?

После того, как у вас оказался на руках бланк извещения европротокала, убедитесь в наличии у него оборотной и лицевой сторон. В 2023 году указанные на лицевой части данные обязательно должны быть отпечатаны на оборотной стороне. Заполнять поля европротокола надо простой ручкой. Гелевые чернила не подходят. Они будут размазываться. Карандаш тоже не годится, т. к. написанные с его помощью слова можно без особого труда стереть.

В бланке извещения при дорожно-транспортном происшествии каждый из водителей должен будет заполнить свою, отдельную колонку. Здесь должны присутствовать данные относительно их автомобилей. Соответствующая информация указывается на лицевой области бланка извещения, в специально выделенных полях.

Обратите внимание! Наличие повреждений на машине и их характер указывается в 14 пункте бланка. Надо заполнять его внимательно.

Действия виновника ДТП по европротоколу в 2023 году

Виновник дорожно-транспортного происшествия всегда рискует столкнуться с непредвиденными затратами. Вот почему ему надо проявлять внимательность при оформлении европротокола. Порой, сложно понять, во сколько обойдется ремонт отдельной детали чужого авто. Мнение о потерпевшем часто бывает субъективным и ошибочным. Чтобы получить примерное представление о стоимости восстановительных работ, имеет смысл связаться с дилером производителя автомашины.

Ежели вы, будучи виновником происшествия по европротоколу, подозреваете, что цена ремонта находится выше уровня максимальных выплат, в 2023 году лучше оформить аварию, воспользовавшись помощью сотрудников ДПС. Это потребует больше времени, но позволит избежать финансовых претензий.

Максимальные выплаты при оформлении ДТП с участием полицейских составляют 500 тыс руб. Виновника обязуют доплатить за ремонт автомобиля только тогда, когда цена восстановительных работ превышает эту сумму.

Если пострадавший по тем или иным причинам отказывается от обращения к работникам ГИБДД, виновник аварии должен запрашивать от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе он должен указать, что не имеет финансовых претензий в отношении вреда, нанесенного его автомобилю. Имеется в виду часть, превышающая уровень максимально возможной страховой выплаты по договору страхования, согласно европротоколу. В расписке потерпевший должен указать дату оформления этого документа и поставить свою подпись.

Желательно, чтобы потерпевшая сторона в ДТП указала дополнительные сведения:

  • об автомобилях, выступивших участниками аварии;
  • подробную информацию об участниках происшествия, в том числе номерах их водительских удостоверений.

Действия в случае отказа страховой по европротоколу

Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2023 году могут быть обусловлены:

  • ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
  • отсутствием подписи второго водителя;
  • нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
  • просроченной датой предоставления документации;
  • отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
  • свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.

Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.

Если СК в 2023 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.

Что делать после оформления европротокола

Копию извещения о ДТП необходимо передать в страховую компанию, сделать это нужно в течение пяти рабочих дней. При этом требуйте, чтобы вам дали копию с указанием, в какой день приняли, а также печатью.

Вместе с извещением предоставьте следующие документы:

  • Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
  • Паспорт и водительское удостоверение.
  • Документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство.
  • Банковские реквизиты на случай, если страховая компания возместит ущерб не в натуральном виде (отремонтировав транспортное средство), а деньгами и вы хотите получить их не наличными, а переводом на счет.

Каким образом оформляется европротокол

Предварительные действия:

  1. Остановиться, включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки (не менее чем за 15 метров, если авария случилась в населенном пункте, и не менее чем за 30 метров, если авария случилась вне населенного пункта).
  2. Убедиться, что участники аварии не пострадали, не имеют претензий друг к другу относительно того, кто виновник ДТП. Желательно сделать фото- и видеозаписи всех повреждений, а если есть свидетели – записать их показания и взять контактные данные.
  3. Самостоятельно заполнить документы. Оформить европротокол можно на бумажном бланке (выдается при оформлении ОСАГО) или в электронном виде в одном из приложений (их несколько, они имеют разный функционал).

Оформление Европротокола ОСАГО с помощью «Помощника ОСАГО»

Каждому клиенту страховщик в момент подписания договора на предоставление услуг выдает о бланк – «Извещение о ДТП». Именно этот документ заполняют обе стороны происшествия. Но если люди решили обойтись без участия Госавтоинспекции, то можно заполнить все в электронном формате быстрее. И не потребуется везти бланк страховщику лично.

Для этого необходимо иметь на смартфоне или планшете приложение «Помощник ОСАГО». Не обязательно двум водителям заполнять бланк (хотя второму человеку потребуется иметь смартфон с авторизованным кабинетом на Госуслугах, чтобы отсканировать QR-код). Достаточно с одного телефона заполнить бланк и подписать. Придерживайтесь правил:

  • Не оставляйте поля незаполненными.
  • Вписывайте сведения без ошибок, иначе страховщик не выплатит деньги по Европротоколу.
  • Указывайте только данные, совпадающие с информацией в личном кабинете на портале Госуслуг.
  • Заранее внесите сведения на ЕПГУ. Процесс заполнения бланка будет быстрее и точнее.
  • Не забудьте поставить дату и подпись.
  • Указывайте полностью названия улиц, марки машин и т.д. Все без сокращений.
  • Обязательно нарисуйте от руки схему ДТП, а не просто опишите ее словами в приложении.
Читайте также:  Оформление опекунства в 2021 году

Что необходимо сделать водителю после того как он попал в аварию

Зачастую автолюбитель при попадании в ДТП сразу расстраивается и забывает, что нужно делать. На самом деле все очень просто.

Водитель, который попал в аварию, должен:

  • Остановится. Самое главное, что следует сделать – это прекратить движение и оставить авто в таком состоянии до тех пор, пока аварийный случай не будет зафиксирован.
  • Поставить знак аварийной остановки. Согласно правилам, знак должен находиться не менее 15 метров от транспортного средства.
  • Сделать фотографии. Главное – это сделать общий снимок, детально повреждения и автомобили с номерным знаком.
  • Взять координаты свидетелей и уточнить, есть ли поблизости камера видеонаблюдения.
  • Оформить извещение.

Каков порядок заполнения бланка европротокола

Для того чтобы финансовая организация сделала выплату, документ следует корректно заполнить.

Как оформить европротокол:

Лицевая сторона
  • сведения о ДТП: место, дата, количество пострадавших авто;
  • ТС, которые участвовали в аварии: марка и модель, VIN номер, номерной знак;
  • собственник: ФИО и адрес;
  • водители: ФИО, номер прав и дата рождения;
  • страховщик: наименование компании, номер бланка и срок действия;
  • характер повреждений;
  • схема ДТП.
Оборотная сторона
  • обстоятельства ДТП;
  • указать данные ТС, если в ДТП замешено более 2-х авто;
  • может ли ТС передвигаться своим ходом;
  • примечания: важные детали страхового события.

Как получить максимальную выплату по ОСАГО

Несмотря на то, что максимальные выплаты по ОСАГО в 2023 году существенно увеличились, на руки пострадавшим попадает не вся сумма, а иногда ничтожная ее часть. Так происходит, когда страховая компания ограничивается минимальными выплатами по ОСАГО.
Как рассчитываются суммы выплат ОСАГО пострадавшимЗа основу методики расчеты сумм страховых выплат взята таблица, в которой перечислены возможные травмы при ДТП. На основании этой таблицы, страховщики рассчитывают выплату по ОСАГО.

Можно ли требовать доплаты со страховой компании, при превышении лимита выплат по Европротоколу?

После подачи документов в страховую компанию, на основании пункта 10, статьи 12 закона «Об ОСАГО», страховая компания должна назначить Вам дату осмотра Вашего автомобиля. Осмотр автомобиля должен состояться в течение 5 дней, с момента подачи документов (пункт 11, статьи 12 закона «Об ОСАГО»). Также в течение 20 дней, со дня подачи документов, страховая должна выдать направление на ремонт.

Транспортные средства, находящиеся в собственности граждан, и зарегистрированные на территории РФ, на основании пункта 15.1 закона «Об ОСАГО», при возникновении страхового случая, дающего право на возмещение ущерба в рамках ОСАГО, направляются на ремонт в СТО, кроме случаев, предусмотренных пунктом 16.1 закона «Об ОСАГО», при наличие которых, положена денежная выплата.

Так как в Вашем случае ДТП было оформлено по протоколу, то скорее всего Вас направят на ремонт в СТО, но мы знаем, что суммы возмещения от страховой не хватит на полноценный ремонт, так как сумма ущерба, превышает лимит.

Как поступит страховая, если очевидно, что при выплате максимальной суммы по Европротоколу, она не покроет реальную сумму ущерба?

Регрессное требование по Европротоколу (как действовать)

На это в нашем законодательстве есть простые и понятные рекомендации!

На основании пп. «Д», пункта 16.1, статьи 12 закона «Об ОСАГО», в случае если стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, превышает установленную максимальную сумму возмещения при оформлении ДТП по Европротоколу и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО, то возмещение ущерба, производится путем выдачи суммы страховой выплаты.

Что бы не быть голословным, вот статья закона и пункт, где об этом сказано.

Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

16.1. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

Вывод такой, или отказываемся от доплаты на СТО, или соглашаемся на доплату из своего кармана.

Скажу так, соглашаться на доплату из своего кармана в данной ситуации крайне невыгодно, потому как после получения денег, Вы сможете обратиться в любой понравившийся и проверенный Вами автосервис. Вносить доплату все равно придется, но плюс в том, что сроки ремонта точно будут сжатые, по качеству ремонта Вы сможете повлиять уже на автосервис, здесь и сейчас, а не через страховую при направлении на ремонт. Есть возможность договориться с автосервисом, что Вам поставят контрактные запчасти (БУ детали), которые возможно будут оригинальные, и денег от страховой, может вполне хватить на полноценный ремонт, или доплата окажется незначительной.

Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию, советую при общении со страховой, относительно вопроса доплаты за ремонт и получения направления, ничего не глядя не подписывать. Внимательно читаем документы, которые Вам будет передавать страховая и только если Вас устраивают все пункты документа, подписываем его.

Если Вам выдают направление на ремонт, то внимательно читаем его, там может быть прописан пункт, согласно которому, Вы после получения данного акта и выражением согласия на ремонт, соглашаетесь и на произведение доплаты на СТО. Это невыгодно, так как ремонт может стоить дороже, никто не гарантирует его качество, сроки могут затянуться, доплата может потребоваться значительная, а так как Вы согласились на данный способ возмещения, то после изменить его на выплаты, в добровольном порядке, уже не получится.

Читайте также:  Методические материалы для ЧОП и СБ

Что касается взыскания со страховой суммы сверх лимита по Европротоколу?

На основании пункта 8, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», потерпевший не вправе предъявлять страховой дополнительные требования о возмещении ущерба, размер которых, превышает предельный размер страхового возмещения, определенный на основании пунктов 4 и 6, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО».

Вот пункт 8, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО».

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 6 настоящей статьи.

Положения законодательства, явно дают понять, что если потерпевший оформил ДТП, без участия сотрудников полиции, путем оформления протокола, то страховая компания возмещает ущерб, в пределах установленной по закону максимальной суммы, то есть или 100000 рублей, или 400000 рублей.

Все, что выходит за пределы данных сумм, страховая возмещать не обязана по закону.

Это положение подтверждается пунктом 14, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», где сказано следующее:

14. Если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО путем совместного заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (статья 421 ГК РФ, пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).

При наличии такого соглашения осуществление страховщиком страховой выплаты в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО в упрощенном порядке прекращает его обязательство по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

То есть, если страховая компания по Европротоколу выплатила потерпевшему максимальную сумму в пределах 100000, или 400000 рублей, то страховая по закону исполнила свои обязательства перед потерпевшим и более с нее ничего требовать не получится. В таком случае суд не встанет на сторону потерпевшего.

Со страховой все понятно, получили максимальную сумму, взять более нечего, но остался еще один вопрос!

Можно ли требовать доплаты с виновника ДТП, в случае если сумма ущерба, превысила лимит над максимальной выплатой по Европротоколу?

В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
  • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.


Похожие записи:

Добавить комментарий