Как и кому повысят пенсии?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и кому повысят пенсии?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Размеры государственных социальных пособий зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума (ПМ), устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Пособие по инвалидности

В 2022 году размер пособия по инвалидности от общего заболевания I группы составляет 71 787 тенге (1,92 ПМ), II группы – 57 206 тенге (1,53 ПМ), III группы – 38 885 тенге (1,04 ПМ).

С 1 января 2023 года размеры государственных социальных пособий по инвалидности будут повышены на 8,5% в связи с изменением величины ПМ.

Размер пособия по инвалидности от общего заболевания I группы составит 77 889 тенге (1,92 ПМ), II группы – 62 068 тенге (1,53 ПМ), III группы – 42 190 тенге (1,04 ПМ).

Пособие по потере кормильца

В Казахстане семьям умерших кормильцев оказывается материальная поддержка в виде государственного социального пособия по случаю потери кормильца в зависимости от целого ряда факторов, а также от величины прожиточного минимума.

В 2023 году вырастет прожиточный минимум, это значит, что и пособие по потере кормильца также будет повышено — на — 8,5 процента

Размеры пособий по случаю потери кормильца с 1 января 2023 года составят:

  • при наличии 1 нетрудоспособного члена семьи — в размере 0,86 ПМ, или 34 888 тенге;
  • при наличии 2 – 1,49 ПМ, или 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии 3 – 1,85 ПМ, или 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии 4 – 1,96 ПМ, или 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии 5 – 2,03 ПМ, или 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи.

Возможна ли отмена этой нормы?

Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.

Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.

Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.

Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.

Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.

Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.

При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.

То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.

Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.

Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.

Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.

Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.

Индексация иных выплат

В соответствии с законом Республики Казахстан «О соцпособиях по инвалидности, по потере кормильца и по возрасту в РК», пособие по потере кормильца в стране назначается и выплачивается нетрудоспособным членам его семьи.

В первую очередь это касается детей-инвалидов 1, второй и третьей групп.

Пособие по потере кормильца предоставляется на весь период, в течение которого член семьи безвременно ушедшего человека считается недееспособным.

Человеку, претендующему на пособие, необходимо предъявить ксерокопию любого документа, который подтверждает родственную связь с умершим:

  1. Свидетельства о заключении брака.
  2. Документа об установлении отцовства (материнства).
  3. Удостоверения личности.

Таблица расчета базовой пенсии в Казахстане. Новый расчет пенсии по стажу

Размер базовой пенсии привязан к трудовому стажу и рассчитывается от суммы минимального расчетного показателя в Казахстане. В 2022 году величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 36 018 тенге. То расчет будет выглядеть так:

Стаж работы Размер базовой пенсии
нет стажа или стаж до 10 лет 54% или 19 449,72
стаж 11 лет 56% или 20 170,08
стаж 12 лет 58% или 20 890,44
стаж 13 лет 60% или 21 610,8
стаж 14 лет 62% или 22 331,16
стаж 15 лет 64% или 23 051,52
стаж 16 лет 66% или 23 771,88
стаж 17 лет 68% или 24 492,24
стаж 18 лет 70% или 25 212,6
стаж 19 лет 72% или 25 932,96
стаж 20 лет 74% или 26 653,32
стаж 21 год 76% или 27 373,68
стаж 22 года 78% или 28 094,04
стаж 23 года 80% или 28 814,4
стаж 24 года 82% или 29 534,76
стаж 25 лет 84% или 30 255,12
стаж 26 лет 86% или 30 975,48
стаж 27 лет 88% или 31 695,84
стаж 28 лет 90% или 32 416,2
стаж 29 лет 92% или 33 136,56
стаж 30 лет 94% или 33 856,92
стаж 31 год 96% или 34 577,28
стаж 32 года 98% или 35 297,64
стаж 33 года и более 100% или 36 018

Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат по возрасту… Документы для оформления пенсии по возрасту в РК

Приказом министра труда и социальной защиты населения РК от 6 мая 2020 года внесены изменения в Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, государственных специальных пособий.

Так, лица, имеющие право на получение базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий и государственного специального пособия представляют по месту жительства заявление и для идентификации — документ, удостоверяющий личность через:
1) Государственную корпорацию — для назначения пенсий и пособий.

При этом по выбору заявителя по принципу «одного заявления» заявление могут подать на оказании государственных услуг:
— лица, по достижении пенсионного возраста, за назначением пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда, базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту;
— лица, в установленном порядке признанные инвалидами, за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.

2) подразделение МСЭ — при первичном установлении инвалидности по выбору услугополучателя подается заявление по принципу «одного заявления» за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.

3) через портал — для назначения базовой пенсии, государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

4) через проактивную услугу — предоставление заявления при назначении государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца через проактивую услугу не требуется. Порядок оказания проактивных услуг по назначению государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца предусмотрен главой 4 настоящих Правил.

Читайте также:  Как провести расчет за недвижимость между покупателем и продавцом

В случае обращения за назначением пенсий и государственных социальных пособий лиц, имеющих статус оралмана, для идентификации представляется удостоверение оралмана.

Для назначения пенсий и пособий недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам заявление и необходимые документы, подаются их законными представителями.

Заявление для назначения пенсий и пособий третьими лицами подается по доверенности.

При представлении документов, составленных на иностранном языке, нотариус свидетельствует верность перевода документа на казахский или русский язык.

Для назначения пенсионных выплат по возрасту заявителем представляются Дополнительно:

1) при наличии справка о суммах дохода, выплаченных физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов, а для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), — документ о доходах, выданный органом государственных доходов.

В случае ликвидации организации (предприятия) представляется архивная справка с указанием сведений о доходе или электронная копия архивного документа, удостоверенная электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива.

В случае невозможности представления архивного документа о среднемесячном доходе, размер среднемесячного дохода устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд.

Лицами, работавшими в российских организациях комплекса «Байконур», представляется справка работодателя о доходах, выплаченных в валюте Российской Федерации (при наличии).

Сведения об официальном курсе национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам, установленном Национальным банком на день обращения за назначением пенсионных выплат по возрасту, отделение Государственной корпорации получает из официального интернет-ресурса Нацбанка.

2) К документам, подтверждающим трудовой стаж, относятся: трудовая книжка; справки архивных учреждений, электронные копии архивных документов, удостоверенные электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива, или с места работы при отсутствии или негодности трудовой книжки, отсутствии соответствующих записей в трудовой книжке, наличии исправлений, неточностей, разночтений.

При наличии также представляются:
— документ об образовании;
— военный билет или справка управления (отдела) по делам обороны;
— свидетельства о рождении детей (выписка из актовой записи о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— справка о реабилитации, выданная органами прокуратуры в соответствии со статьей 10 закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;
— справка военного комиссариата об участии в боевых действиях;
— решение суда, подтверждающее факт осуществления и период ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающихся в посторонней помощи, престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, ребенком-инвалидом в возрасте до шестнадцати лет;
— документ, подтверждающий проживание за границей супруги (супруга) работника учреждений, находившихся на территории Советского Союза, учреждений РК, международной организации;
— документ, подтверждающий проживание супруги (супруга) военнослужащего, сотрудника специального государственного органа в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства по специальности;
— документ, подтверждающий трудовую деятельность в стране выбытия этнических казахов, прибывших в РК в целях постоянного проживания на исторической родине.

Для подтверждения ухода неработающей матери за малолетними детьми представляется один из следующих документов (в зависимости от их наличия):
— документ, удостоверяющий личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— аттестат об окончании среднего учебного заведения детей;
— диплом об окончании средне-специального или высшего учебного заведения либо справка учебного заведения, подтверждающая обучение детей;
— свидетельство о смерти детей (либо актовая запись о смерти или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— документ, подтверждающий прохождение воинской службы на детей.

3) свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии).

В случае назначения пенсионных выплат по возрасту женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, дополнительно представляются: свидетельства о рождении детей (или актовая запись о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния) и документы, подтверждающие факт воспитания детей до восьми лет.

К документам, подтверждающим факт воспитания детей до восьми лет (в зависимости от их наличия), относятся:
— документы, удостоверяющие личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— документ об обучении в учебном заведении детей;
— свидетельство о смерти детей (выписка из актовой записи о смерти, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданная органом записи актов гражданского состояния);
— военный билет;
— решение суда об установлении факта воспитания, усыновления (удочерения) ребенка (детей).

Расходы на соцсферу в Казахстане в 2023 году запланированы в размере 10,6 триллиона тенге. Они вырастут практически на 2 триллиона тенге. Больше всего денег в бюджете заложено на социальное обеспечение и соцпомощь населению — 4,6 триллиона тенге.

Такой рост расходов на социальную сферу объясняется ежегодной индексацией. Кроме того, увеличивается количество получателей соцпособий и повышаются зарплаты бюджетников. Также в бюджет 2023 года заложены деньги на реализацию нескольких национальных соцпроектов.

Однако если соотнести расходы на соцсферу с валовым внутренним продуктом, то обнаружится, что они снижаются — с 9,5% в 2022 году до 9% в 2023. В том числе соотношение расходов на соцобеспечение и соцпомощь к валовому внутреннему продукту сокращается на 1%, на здравоохранение — на 0,5%, на образование — на 1%.

Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%.

Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана от 1 сентября текущего года представил новый пакет мер по повышению эффективности пенсионной системы. В целях их реализации в рамках проекта Социального кодекса РК будет предусмотрено повышение размеров базовой пенсии и увеличение максимального дохода для исчисления солидарных пенсий, передает Arnapress.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства труда и социальной защиты населения РК.

Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%.

На сегодняшний день в результате проведенных преобразований в Казахстане сформирована многоуровневая пенсионная система, включающая в себя базовую и солидарную пенсии, а также пенсионную выплату из ЕНПФ (формируется за счет пенсионных накоплений работника).

Как известно, система солидарных пенсий постепенно сворачивается, так как при их назначении учитывается трудовой стаж, выработанный только до 1 января 1998 года, то есть до введения накопительной системы.

В целях повышения эффективности пенсионной системы и обеспечения граждан адекватными размерами пенсий в рамках проекта Социального кодекса планируется провести следующие преобразования:

1. В период с 2023 по 2027 годы предусматривается поэтапное доведение размеров минимальной базовой пенсии с 54 до 70%, максимальной – со 100 до 120% от величины прожиточного минимума.

За этот период размер базовой пенсий будет повышен в среднем до 51%. При этом ежегодный рост среднего размера базовой пенсии будет составлять порядка 13% и коснется всех двух миллионов пенсионеров.

2. С 1 января 2023 года для граждан, выходящих на пенсию, предусматривается повышение величины максимального дохода, используемого для исчисления солидарных пенсий с 46 до 55 месячных расчетных показателей.

«Предлагаемые меры позволят к 2025 году повысить совокупную пенсию в среднем на 27% (в течение трёх лет – со 109 до 138 тысячи тенге) и увеличить удельный вес государственных выплат в совокупной пенсии.

Таким образом, государство принимает на себя обязательства по недопущению роста бедности среди пожилого населения» – пояснили в Минтруда.

Пенсионный возраст в Казахстане

В настоящее время в Казахстане проводится пенсионная реформа, согласно которой в 2022 г. для мужчин выход на пенсию в 63 года, а для женщин в 60,5. Для женской половины страны предусмотрен поэтапный переход к общему пенсионному возрасту в 63 года (таблица выхода на пенсию):

2023 г. 61
2024 г. 61,5
2025 г. 62
2026 г. 62,5
2027 г. 63

Накопительная пенсия в Казахстане

Пенсионные накопления – это деньги вкладчиков (получателей выплат), учитываемые на их индивидуальных счетах, включающие отчисления — обязательные, добровольные и добровольные профессиональные, инвестиционный доход, пеню, иные поступления.

Правомочия на платежи из ЕНПФ за счет обязательных — стандартных и профессиональных отчислений по установленному графику имеют лица, имеющие вклады в ЕНПФ:

  1. Мужчины по достижении – 63 лет, женщины – с 1.01.2022 г. — 60,5 лет,
  2. Инвалиды 1,2 гр., если инвалидность установлена бессрочно.

В 2022 г. при расчете используется показатель КПД: 60 000 (ИАС) – 19 450 (ббз) = 40 550 тенге. То есть в 2022 г. минимальный ежемесячный платеж из ЕНПФ должен быть таким.

Читайте также:  Как и где выписать умершего человека из квартиры

Обязательные пенсионные взносы работодателей

Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.

Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.

«Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.

В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.

Особенности расчета стажа и суммы

По «пенсионному» Соглашению между странами СНГ и российскому законодательству пенсионные права, сформированные до 2002 года, можно было учесть и для расчета суммы пенсии – но только по официальному курсу Центробанка РФ. По факту пенсии выходили низкими – в большинстве стран СНГ в 90-е годы был период экономического кризиса, а деньги быстро обесценивались.

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

Что после пенсионной реформы планируется и будет?

Реализация пенсионной реформы предусматривает рост пенсий от размера прожиточного минимума с 54% до 70%.

Для сравнения в 2021 году размер этих выплат составляет 18 524 тенге, а после введения новой системы они вырастут до 24 011,4 тенге.

В этом случае даже лица, не располагающие трудовым стажем необходимой продолжительности и не осуществлявшие отчислений в Пенсионный фонд, смогут получать выплаты в размере минимум 24 011,4 тенге.

Также предусмотрено снижение длительности минимального трудового стажа до 5 лет вместо текущих 10 лет. В этом случае для получения пенсии больше минимального уровня достаточно проработать не менее 5 лет и делать отчисления в Пенсионный фонд.

Реформирование пенсионной системы также включает в себя отмену максимального ограничения размера пенсионных выплат. В 2021 году оно равняется одному прожиточному минимуму (34 302 тенге), если трудовой стаж пенсионера составляет не менее 33 лет.

Как изменятся размеры МРП, МЗП, базовые пенсии и ВПМ в 2021 году?

  • Пенсия в детство! / Актуально
  • COVID-19 обнаружен у прилетевших из ОАЭ и Египта троих казахстанцев
  • Казахстан председательствует в ЕАЭС: всё о целях и задачах на 2021 год / Время Сената
  • 61 пациент с COVID-19 находится в крайне тяжелом состоянии
  • В 7 областях объявлено штормовое предупреждение

С 15 июля 2019 через информационные ресурсы электронного правительства пенсионеры смогут получить сведения о том, на сколько увеличилась их пенсия. Автоматический перерасчет пенсий по новой методике начисления уже сделан единовременно. По сведениям С. Жакуловой, замминистра ведомства по труду и соцзащите населения, 44,5% пенсионеров будут иметь базовую пенсию в размере 100% от прожиточного минимума, примерно столько же могут рассчитывать на выплаты от 74% до 90%. Надбавка у 120 тыс. граждан, которые уже стали пенсионерами, но не имеют стажа свыше 10 лет, составит 54% прожиточного минимума.

Таким образом, базовая пенсия вырастет до:

  • минимальная — 15274 тенге;
  • максимальная — 28284 тенге;
  • средняя — 25400 тенге.

В рамках реформы в РК впервые применят на практике более объективную систему учета трудового участия граждан, планирующих выйти или уже отправленных на заслуженный отдых. Например, до июля 2019 года базовая пенсия в Казахстане составляет 54% прожиточного минимума независимо от трудового стажа. В будущем чем больше времени человек отдал трудовой деятельности, тем выше будут выплаты в процентном отношении от прожиточного минимума. В результате, если рассматривать только плоскость базовых выплат, канет в лету уравниловка пенсионеров. В данный момент все они имеют одинаковую базовую выплату, но при этом разные трудовые стажи.

Перерасчет пенсий будет осуществляться в соответствии со строгим математическим подсчетом. Если пенсионер вообще не располагает трудовым стажем, или он не превышает 10 лет, будет выплачиваться минимальная базовая пенсия, то есть 54% от прожиточного минимума. За каждое десятилетие стажа сверх установленного минимума размер базовой пенсии вырастет еще на 2% в год. Граждане, отработавшие до выхода на пенсию не менее 33 лет, получат 100% прожиточного минимума ежемесячно.

Мужчины в праве рассчитывать на пенсии в 2019 году при достижении 63 лет, женщины — 58 лет. Постепенно пенсионный возраст женской части населения в 2018-2027 годах будет увеличиваться на полгода ежегодно, пока не достигнет, как и у мужчин, 63 лет. Необходимость многоступенчатого увеличения женского пенсионного возраста объясняется следующими обстоятельствами:

  • демографическая ситуация отмечается ростом продолжительности жизни в целом по РК;
  • более 2/3 нынешних пенсионеров — женщины.

Предусмотрено, что отдельные категории граждан имеют право на льготы в виде снижения пенсионного возраста до:

  • 53 лет женщинам, которые являются родителями (усыновителями) более 4 детей и воспитывали их до достижения каждым 8 лет;
  • 50 лет мужчинам (45 — женщинам), имеющим трудовой стаж до 1998 г. не менее 25 лет (20 — для женской части населения), проживавшим в период с 29.08.1949 до 05.07.1963 на территории зон с высоким экологически рискомот 5 лет и более и пострадавшим из-за испытаний атомного оружия на Семипалатинском полигоне.

Пенсии в Казахстане планомерно увеличиваются год от года с того момента, как забота о социально незащищенной категории граждан стала важной частью государственной внутренней политики. В начале каждого отчетного периода Правительством готовится соответствующее постановление, которое вступает в силу с начала следующего года. В 2013 пенсионеры получали как минимум 19066 тенге, а размер базовых пенсий составлял 9330 тенге. Через год минимальный уровень пенсионного обеспечения вырос на 900 тенге и в итоге был равен 19966 тенге. Согласно данным Минтруда и соцзащиты населения на 1 августа 2018 года, разные виды пенсионных выплат составляли:

  • выплачиваемые за счет бюджета — 81093 тенге;
  • базовые — 25664 тенге;
  • солидарные в среднем — 55429 тенге.

Увеличение пенсий планируется и дальше за счет поступления в бюджет целевых средств в виде взносов на пенсионное страхование от работодателей и собственных отчислений работающих. Так, с 2018 года работодатели платят на пенсионное страхование 1,5% от начисленной зарплаты, а в 2020 и 2022 будут платить 2% и 3% соответственно. Наемные работники также будут участвовать в обеспечении собственной старости. С 2019 г. они вносят 1%, а с 2020 г. будут вносить 2%. Социально уязвимые слои населения по-прежнему останутся на попечении государства.

С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров повысились на 6,3%. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составил 6044 руб. 48 коп., стоимость одного пенсионного коэффициента — 98 руб. 86 коп.

Очередное массовое повышение выплат запланировано на апрель, когда вырастут социальные пенсии. Ожидается, что индексация составит 2,6%.

Но некоторые пенсионеры получат прибавку и с февраля.

✓В первую очередь это касается тех, кто в минувшем месяце перешагнул 80-летний рубеж. У них повышается фиксированная выплата, которая входит в состав пенсии. А соответственно, увеличивается и общий размер страховой пенсии по старости. Прибавка у них составит 6044 рублей.

Кстати, напомним, что пенсионеры старше 80 лет могут получать еще по 1200 рублей в месяц. Для этого надо, чтобы кто-то из неработающих родственников или знакомых официально оформил уход над ними. Это могут быть даже их внуки старше 14 лет.

✓Прибавку получ��ют также пенсионеры, у которых появляются иждивенцы — нетрудоспособные члены семьи. Рост также обусловлен увеличением фиксированной выплаты.

✓На рост пенсии могут рассчитывать те, кто переехал на ПМЖ в Северные или приравненные к ним районы. Пенсия растет за счет районного коэффициента.

✓На получение в феврале пенсии со всем индексациями могут рассчитывать те пенсионеры, которые уволились с работы в октябре прошлого года. Напомним, что по сегодняшним нормам, первую пенсию с учетом индексации пенсионер получит только на четвертый месяц после увольнения. Но выплата будет с прибавкой за все эти 3 месяца.

!Увеличение выплат может проходить и по другим индивидуальным показателям, которых довольно много. Но, как правило, обращаться для этого никуда не надо, все происходит в автоматическом режиме (конечно, кроме случая с переездом в северный регион).

В 2021 году пенсии и другие виды социальных выплат будут проиндексированы на 2,6%. Помимо этого будет увеличен минимальный размер выплат пенсионерам и уровень ГСС.

По полученной информации, минимальная фиксированная выплата для пенсионеров в Москве составит 13 496 рублей. При этом получить надбавку смогут все граждане, выплаты которых ниже установленного уровня.

Читайте также:  Порядок начисления и оплаты за общедомовые нужды (ОДН)

Также будет увеличен размер выплат в рамках ГСС, в 2021 году он составит 20 220 рублей. ГСС в Москве устанавливает размер выплат для пенсионеров, которые на протяжении 10 и более лет проживают на территории Москвы.

Дополнительно будут проиндексированы все виды социальной помощи, пособий и надбавок для граждан, проживающих и зарегистрированных на территории Москвы. В следующем году размер выплат будет увеличен на 2,6%. При этом получить надбавку смогут все пенсионеры, которые попадают под специальные условия.

На информационном портале Госуслуги с 1 декабря 2020 года появился перечень с указанием всех видов социальных выплат и надбавок. Пенсионеры могут посмотреть перечень возможных доплат. По словам Сергея Собянина, средний размер надбавок составит 1500 рублей.

В 2021 году в России пройдет обязательная индексация всех видов пенсий, которые получают неработающие пенсионеры — страховых, военных, социальных и государственных. При этом для каждого вида пенсионного обеспечения законодательно установлена своя дата проведения индексации и процент, в соответствии с которым будут увеличены пенсионные выплаты. К сожалению, для работающих пенсионеров индексация на 2021 год не запланирована, а единственная прибавка, которая их ожидает, будет назначена в августе в результате перерасчета пенсии за дополнительный стаж. Однако, ситуация скоро может измениться. Президент поручил правительству до 1 февраля представить предложения относительно индексации пенсий этой категории россиян (читайте об этом ниже).

Помимо повышения пенсий, в 2021 году пройдет индексация социальных выплат, которые осуществляются Пенсионным фондом РФ. В частности, она коснется ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), которые выплачиваются инвалидам, чернобыльцам, ветеранам боевых действий и другим категориям федеральных льготников. Причем такое повышение произведут как для неработающих, так и работающих получателей социальных выплат.

В 2021 году для работающих пенсионеров, получающих страховую пенсию, по-прежнему будет действовать мораторий на индексацию и поэтому утвержденное на 1 января 2021 г. повышение пенсий на 6,3% их не коснется.

Однако для этой категории граждан предусмотрен ежегодный перерасчет пенсии за стаж, который в автоматическом режиме осуществляется Пенсионным фондом в августе.

  • В ходе этого перерасчета размер пенсии пересчитывают с учетом дополнительных пенсионных баллов, которые пенсионер заработал за предыдущий год. Соответственно, в августе 2021 г. работающим пенсионерам учтут в размере пенсионной выплаты те баллы, которые они заработали в течение 2020 г.
  • Величина августовской прибавки определяется как стоимость накопленных пенсионером баллов, но не более трех. При этом стоимость пенсионного балла берется по нормативу, установленному законом на дату оформления пенсионного обеспечения. С учетом этих условий сумма доплаты в августе 2021 г. будет не более 279 рублей.

Также прибавку в 2021 году получат те работающие пенсионеры, которые примут решение об увольнении с работы. Для них будет проведен перерасчет с учетом пропущенных ими индексаций за то время, пока они работали. Прибавка будет назначена с 1 числа следующего после увольнения месяца, но с учетом установленных законом сроков перерасчета поступит чуть позже — через 3-4 месяца после увольнения, но с компенсацией за эти месяцы задержки.

Чтобы рассчитывать на повышение пенсии в 2021 году нужно иметь статус неработающего пенсионера либо уволиться на момент проведения индексации, как это указано выше. После того как пройдет перерасчет, граждане смогут продолжить трудовую деятельность.

Кроме этого пересмотр пособий не коснется лиц, выплачивающих страховые взносы, например, работающие на основании гражданско-трудового договора. Аналогичная ситуация со всеми гражданами, кто зарегистрирован в качестве индивидуальных предпринимателей.

Бывали случаи, когда надбавок лишались руководители некоммерческих организаций, например СНТ, гаражных кооперативов, а также члены правлений подобных структур. Спорные ситуации возникали из-за того, что на таких граждан в ПФ подавались специальные отчеты о стаже, на основании которых ведомство признавало их официально работающими и отказывало в повышении выплат. П��этому перечисленные нюансы нужно обязательно учитывать и заранее принимать необходимые меры, чтобы попасть под индексацию.

Страховые пенсии неработающих пенсионеров в 2021 году планируется проиндексировать на 6,3%, в 2022 – на 5,9%, в 2023 – на 5,6%, говорится в проекте бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

  • Размер индексации пенсий неработающих пенсионеров составит в 2021 году – 6,3%; в 2022 году – 5,9%; в 2023 – 5,6%.
  • Согласно проекту бюджета ПФР, средний размер пенсии в 2021 году составит 17 432 руб., в 2022 – 18 357 руб., в 2023 году – 19 283 руб.

С 1 января 2020 года страховые пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы на 6,6%.

МРП, МЗП, прожиточный минимум на 2023 год в Казахстане

  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 778 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 42 500 тенге.
  3. Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 17 641 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии – 40 441 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 32 668​ тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 525 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 42 500 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты – 16 037 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии – 36 108 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 29 698 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2405 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 28 284 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты – 15 274 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии – 33 745 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 28 284 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 269 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 24 459 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 12 802 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии — 28 148 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 24 459 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 121 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 22 859 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 11 965 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии — 25 824 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 22 859 тенге.
  1. Месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 1 982 тенге.
  2. Минимальный размер заработной платы (МЗП) — 21 364 тенге.
  3. Размер государственной базовой пенсионной выплаты — 11 182 тенге.
  4. Минимальный размер пенсии — 23 692 тенге.
  5. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 21 364 тенге.

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

«Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов», – сказано в документе.

Закон утвердил:

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

Минимальная заработная плата (далее также МЗП) является минимальным порогом начисления зарплаты работнику в Республике Казахстан за полный рабочий месяц, а также для исчисления некоторых видов налогов, таких как:

  • Обязательные пенсионные взносы
  • Социальный налог
  • Социальные отчисления

Ставка МЗП устанавливается ежегодно законом “О Республиканском бюджете”.


Похожие записи:

Добавить комментарий