Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности коммерческих и некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей (участников) уставным капиталом. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
- И те и другие могут исполнять на рынке роли продавцов, покупателей, поставщиков или потребителей. То есть и те и другие могут вести деятельность в рыночных нишах.
- Оба варианта подходят, чтобы получать прибыль, заниматься инвестированием, управлением собственными финансовыми средствами.
- И в том, и в другом случае компании должны, чтобы оставаться на плаву получать больше средств, чем тратят.
- Бухгалтерский учёт — обязательное действие как для коммерческих, так и для некоммерческих фирм.
- После перечисления общих черт хочется спросить, а в чём собственно разница, раз всё настолько одинаково. Однако есть существенные различия, которые нужно понимать.
Глава 3. Особенности реорганизации юридических лиц
Реорганизация – это перестройка, переустройство юридического лица или юридических лиц, которая означает прекращение деятельности конкретного юридического лица или лиц без ликвидации дел и имущества с последующей государственной регистрацией нового юридического лица или без таковой.
Ст. 57 ГК РФ устанавливает, что реорганизация может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Реорганизация существует в 5 формах:
— слияние;
— присоединение;
— разделение;
— выделение;
— преобразование;
Любая реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с ГК РФ. В противном случае такое решение, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Специфической чертой всякой реорганизации независимо от ее формы является универсальное правопреемство, т.е. процесс перехода прав и обязанностей как единого целого от одного юридического лица (правопредшественника) к другому юридическому лицу (правопреемнику).
Правопреемство охватывает все права и обязанности юридического лица, а не только вытекающие из обязательств с его участием (как это может ошибочно показаться исходя из п. 1 ст. 59 ГК).
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.
При присоединении одного юридического лица к другому права и обязанности первого переходят ко второму.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.
Наконец, при преобразовании юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (ст. 58 ГК).
Согласно ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к его преемникам должен оформляться передаточным актом или разделительным балансом, который составляется при реорганизации в форме разделения или выделения. Его основная функция — определить, какие права и обязанности и в каком объеме переходят к каждому из правопреемников. При слиянии, присоединении и преобразовании каждое из юридических лиц, прекращающих деятельность, составляет передаточный акт.
Требования ГК РФ и к разделительному балансу, и к передаточному акту, в принципе, одинаковы. Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и те обязательства, которые реорганизованное юридическое лицо оспаривает.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) реорганизуемого юридического лица, а в случае принудительной реорганизации — теми же органами, которые приняли решение о ней. Кроме того, представление этих документов необходимо для государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц или для внесения изменений в учредительные документы уже существующих организаций (при реорганизации в форме присоединения). Непредставление передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве становятся причиной безусловного отказа в регистрации.
Если разделение или выделение происходит одновременно со слиянием или с присоединением, разделительный баланс выполняет функции передаточного акта (п. 8 ст. 19.1 Закона об АО).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК (и с учетом пп. 1, 2 ст. 57 ГК) при реорганизации юридического лица добровольной передаточный акт или разделительный баланс утверждаются его учредителями (участниками), при вынужденной — уполномоченным государственным органом, принявшим решение о реорганизации, при принудительной — судом.
Передаточный акт или разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Их непредоставление (равно как и отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица) влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). Данное последствие может касаться только тех четырех из пяти форм реорганизации, при которых возникают новые юридические лица (оно не касается присоединения). В свою очередь, некачественное документирование правопреемства не является безусловным препятствием для правопреемства как такового, что подтверждает правило п. 3 ст. 60 ГК.
Помимо передаточного акта и разделительного баланса, предусмотрено заключение договора о слиянии (между сливающимися обществами) или присоединении (между присоединяемым обществом и обществом, к которому происходит присоединение) для соответствующих форм реорганизации. Договоры о слиянии и присоединении, а также решения о реорганизации посредством других форм должны содержать ряд существенных условий, определяемых законом (п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19, п. 3 ст. 20 Закона об АО). В обществах с ограниченной ответственностью (а в силу п. 3 ст. 95 ГК — и в обществах с дополнительной ответственностью) договор о слиянии заменяет учредительный договор и признается учредительным документом общества, создаваемого путем слияния (см. п. 3 ст. 52 Закона об ООО).
На практике, как для самого реорганизуемого юридического лица, так и для его партнеров огромное значение имеет вопрос о том, в какой момент переходят права и обязанности к преемнику. С кого, допустим, кредитор должен требовать исполнения обязательства, если организация-должник приняла решение о реорганизации. В Гражданском кодексе 1964г. говорилось, что имущество переходит в день подписания передаточного баланса. Однако нормы нового ГК РФ подобный подход исключают.
Между принятием решения о реорганизации (утверждением передаточного акта или разделительного баланса) и ее проведением, естественно, проходит какое-то время. В ст. 57 ГК РФ четко определен момент, когда юридическое лицо считается реорганизованным. При реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования таким моментом является день государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Правопреемство не основано на каком-либо отдельном договоре, оно представляет собой следствие самой реорганизации юридического лица.
Соответственно определяющее значение для перехода прав и обязанностей имеет именно факт государственной регистрации вновь создаваемых организаций. До этого момента переход прав и обязанностей невозможен, поскольку юридическое лицо — правопреемник еще не создано.
Реорганизация юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица считается произошедшей с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Иными словами, опять же момент перехода прав и обязанностей связан с фактом внесения соответствующей записи в государственный реестр. При другом подходе сложилась бы ситуация, когда одно самостоятельное юридическое лицо передает права и обязанности другому лицу лишь на том основании, что в будущем они планируют провести реорганизацию.
По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.
Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:
а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);
б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);
в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗот 30.12.2008 № 6-ФКЗ.
2. Гражданский кодекс РФ: Ч. 1 от 30.11.1994 г. №51-ФЗ: принят Гос. Думой РФ 21.12.1994, в ред. от 30.12.2015. // РГ. – 1994г. – 12 декабря.
3.Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О сельскохозяйственной кооперации» //»Собрание законодательства РФ», 11.12.1995, N 50, ст. 4870.
4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ( в ред. от 29.06.2015г.)//СЗ РФ 1996.№1. №1.Ст.
5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ( в ред. от 30.03.2016г.) .)//СЗ РФ 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
6. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3302
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(ред. От 15.02.2016) // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
8.Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 30.03.2016) « О некоммерческих организациях» // СЗ РФ.- 1996 г. № 3 ст. 145
9. Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. — 1996. — N 9.
10. Бурыкин Д.А Изменение в законодательстве об ООО и государственной регистрации юридических лиц: Цели и вероятные последствия реформы корпоративного законодательство//Российский юридический журнал,2015,№5 – 19с.
11. Гражданское право. Учебник. Ч.1. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Волтерс Клувер. – 2012 г. – 488 С.
12.Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права. – 2014. — № 9. — с. 80-81.
13. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) // Под ред. О.Н.Садикова. – М.: Статут. –2013. – 614 С.
14. Коробкин Н.А. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления и потребительская кооперация // Юрист,2014. №5. С.19
15.Рыбаков В.А. О функциях гражданско-правового регулирования//Гражданское право.-2014.№1.С.10-15
16. Суханов Е.А. О концепции развития законодательство о юридических
лицах//Российское право,2012.№1.С.5-12
17.Тарасенко Ю.А О развитии коммерческих организационно правовых форм в России(на примере хозяйственных товарищств и обществ). Корпорация и учреждение: Сб.ст./ Отв. ред. М.А. Рожков.- М.:Статут,2014-С.41-43
18. Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2010 года: Утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010г. // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2010.- № 9.
Виды (формы) некоммерческих организаций
Написать комментарий
- И те и другие могут исполнять на рынке роли продавцов, покупателей, поставщиков или потребителей. То есть и те и другие могут вести деятельность в рыночных нишах.
- Оба варианта подходят, чтобы получать прибыль, заниматься инвестированием, управлением собственными финансовыми средствами.
- И в том, и в другом случае компании должны, чтобы оставаться на плаву получать больше средств, чем тратят.
- Бухгалтерский учёт — обязательное действие как для коммерческих, так и для некоммерческих фирм.
- После перечисления общих черт хочется спросить, а в чём собственно разница, раз всё настолько одинаково. Однако есть существенные различия, которые нужно понимать.
Отличие коммерческих организаций от некоммерческих
Итак, принято решение регистрировать Фонд. Но чем же фонд отличается от благотворительного фонда, спросите Вы.
Первое — это цели. Благотворительный фонд вправе реализовывать цели, которые предусмотрены статьей 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Цели создания Фонда шире целей создания Благотворительного фонда, но есть и свои минусы. Так в наименовании Благотворительного фонда может не содержаться указание на характер деятельности, то есть наименование может быть следующим: Благотворительный фонд «Вера в чудо» или Благотворительный фонд «Радость», при этом в наименовании не требуется указывать какую деятельность будет осуществлять фонд, так как может он реализовывать все цели, предусмотренные статьей 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Обычный Фонд должен иметь в своем наименовании обязательно указание на характер деятельности, например, Фонд развития спорта, Фонд развития культуры и искусства, Фонд помощи инвалидам, Фонд поддержки молодежи.
Обычный Фонд может создаваться для достижения социальных, культурных, научных целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, содействия в защите прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Потребительские кооперативы
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем ооъединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК)
Правовое положение потребительского кооператива (далее — кооператив) определяется ГК (ст. 116) и федеральными законами об отдельных видах кооперативов — 1) жилищных и жилищно-строительных (раздел V ЖК); 2) кредитных (ФЗ о кредитной кооперации); 3) жилищных накопительных (ФЗ о ЖНК); 4) садо-водческих, огороднических и дачных (ФЗ о садоводческих объединениях); 5) сельскохозяйственных потребительских кооперативах (ФЗ о сельхозкооперации); 6) потребительских обществ и их союзов (Закон о потребкооперации).
Из всех некоммерческих организаций потребительские кооперативы являются наиболее коммерциализованными. Им всем разрешена предпринимательская деятельность в пределах, допускаемых законом и уставом. Многие из них занимаются исключительно либо преимущественно предпринимательской деятельностью (сельскохозяйственные потребительские кооперативы и потребительские общества). А некоторые из кооперативов создаются специально для занятия строго определенным видом предпринимательской деятельности (кредитные и жилищно-накопительные кооперативы).
Потребительские кооперативы являются разновидностью кооперативных товариществ и потому имеют много общего с кооперативами производственными в институте членства, учреждении кооператива, управлении кооперативом, его имущественной обособленности и т.д. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей их членов (в жилых помещениях, финансовых средствах, товарах, работах и услугах и др.).
Вместе с тем этот признак оказывается нерешающим в отграничении потребительского кооператива от производственного. Потребительские кооперативы необычайно разноообразны. Сегодня в составе потребительских кооперативов, которые в России переживают не лучшую пору в своей истории и во всем уступают своим коллегам на Западе, можно различать, во-первых, кооперативы, которые создаются для приобретения и эксплуатации общего имущества (жилищные, жилищно-строительные, садовые, огороднические, дачные, гаражные); во-вторых, кооперативы для приобретения имущества для своих членов (жилищно-накопительные); в-третьих, кооперативы для оказания своим членам финансовой помощи — удовлетворения потребности в денежных средствах путем предоставления займов на выгодных условиях (кредитные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные кооперативы); в-четвертых, кооперативы для продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг своим членам на условиях более выгодных по сравнению со всеми иными лицами (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы).
Только кооперативы первой и второй группы можно уверенно отличать от производственных кооперативов по признаку извлечения прибыли. Они все получаемые от своих членов средства вкладывают в приобретение (строительство) имущества, которое передается в пользование, а затем и в собственность их членам. Разница между ними очень незначительная. Первые, утрачивая со временем право собственности на имущество, которое переходит к их членам, постепенно превращаются в лиц, занятых обслуживанием общих потребностей членов кооператива — эксплуатацией их общего имущества (организацией ремонта и обслуживания здания и коммуникаций, оказания коммунальных услуг, обслуживания придомовой территории, водо- и энергоснабжением садовых, огородных, дачных и гаражных хозяйств и т.д. и т.п.). Вторые (жилищно-накопительные кооперативы) ограничиваются только оказанием содействия своим членам в приобретении жилых помещений и жилых домов в собственность на льготных условиях, после чего членство в кооперативе прекращается. Однако ни первые, ни вторые, исходя из главных особенностей их организационно-правовой формы, не должны ставить основной своей целью извлечение прибыли.
Совсем другое дело кооперативы третьей и четвертой группы. Они не только заняты извлечением прибыли, но вообще не могут существовать, этой прибыли не извлекая (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, жилищно-накопительные кооперативы).
Но и это еще не все. Главный признак, отличающий некоммерческие организации от коммерческих, в потребительских кооперативах перестает действовать: доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности (а значит, прежде всего прибыль), осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК).
Автономная некоммерческая организация
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (п. 1 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях).
Автономные некоммерческие организации (далее — АНО) могут учреждаться как физическими, так и юридическими лицами. Их учредителями могут быть даже публичные образования (п. 1 ст. 63 ФЗ об общих принципах местного самоуправления), в том числе Российская Федерация. Число учредителей законом не определено, так что автономная некоммерческая организация может быть иметь и единственного учредителя. Нет ограничений на число учредителей даже для публичных образований. Одна автономная некоммерческая организация может быть учреждена несколькими публичными образованиями с соблюдением установленного порядка межбюджетных отношений, что обычно считается недопустимым ни для унитарных предприятий, ни для публичных учреждений. Там действует принцип: одна организация (предприятий или учреждение) — один публичный учредитель. Таким образом, форма автономной некоммерческой организации кажется удобной для реализации некоторых социальных проектов на коммерческой основе путем объединения средств бюджетов разного уровня и оказания платных услуг, доходы от которых компенсируют затраты. Удобна она и для частных учредителей тем, что, с одной стороны, выводит их изпод ответственности по обязательствам автономной некоммерческой организации, а с другой — позволяет контролировать действия автономной некоммерческой организации так же, как действия учреждения, за исключением права изъятия и перераспределения имущества.
Участие в учреждении автономной некоммерческой организации не порождает прав членства. Этим автономная некоммерческая организация отличается от некоммерческого партнерства, хотя так же, как и НП, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью.
Конечно, предпринимательская деятельность автономной некоммерческой организации по смыслу закона не может быть основной. Она создается для оказания различных услуг «нехозяйственного характера»: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследовательских, консультационных и других. В форме автономной некоммерческой организации действуют некоторые СМИ («Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня», «ТВ-Новости» и др.), Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, образовательные и культурно-просветительные организации.
Исходя из сказанного правоспособность автономной некоммерческой организации может быть только специальной: она вправе приобретать права и создавать обязанности, соответствующие предмету и целям своей деятельности. Тем не менее закон, как и в случае с некоммерческим партнерством, дает общее разрешение любой организации в форме автономной некоммерческой организации на занятие предпринимательской деятельностью: автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация (п. 2 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях).
Поскольку учредителям, несмотря на отсутствие у них прав членства, закон предоставляет право надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами (п. 3 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях), данная форма кажется похожей на организационно-правовую форму учреждения, деятельность которого также контролируется учредителем, не имеющим прав членства. Вот только учреждение, по общему правилу, заниматься предпринимательской деятельностью не должно и собственником имущества не является. Здесь же собственник в своих действиях оказывается юридически подконтролен лицам, собственниками не являющимся, вследствие чего право собственности его не является полным, зависящим исключительно от его воли и осуществляемом в его интересе.
Формы учредительского надзора законом нерегламентированы, и, следовательно, их выбор оставлен на полное усмотрение учредителей. Это может быть и создание специального контрольного органа по типу попечительского совета в фонде или наблюдательного совета, ревизионной комиссии, установление форм отчетности, в том числе и публичной, а также путем непосредственного участия в управлении автономной некоммерческой организацией. Порядок осуществления контроля также должен быть определен учредителями в учредительных документах организации.
Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав, но учредители могут по желанию заключить между собой учредительный договор, также считающийся в этом случае учредительным документом (п. 1 ст. 14 ФЗ о некоммерческих организациях).
В автономной некоммерческой организации создается высший коллегиальный (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В состав этого органа входят как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, однако, не должны составлять более одной трети общего числа членов этого органа. Закон не уточняет наименование такого органа, но обычно его именуют либо попечительским, либо наблюдательным советом.
Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом (президентом, управляющим, директором). Уставом организации также может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа. Порядок формирования и компетенция исполнительных органов определяются учредительными документами автономной некоммерческой организации.
Автономная некоммерческая организация несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, так как здесь вообще нельзя ставить вопрос об ответственности каких-то участников (учредителей). Однако поскольку учредители автономной некоммерческой организации должны относиться к лицам, определяющим решения юридического лица, постольку допустимо ставить вопрос об их дополнительной ответственности в случае доведения автономной некоммерческой организации до банкротства. В остальном учредители не отвечают по обязательствам автономной некоммерческой организации.
По решению высшего органа автономной некоммерческой организации может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд, но только не в коммерческую организацию (п. 3 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях. Закон допускает возможность признания автономной некоммерческой организации несостоятельной (банкротом).
Юридическое лицо — признаки, преимущество, виды, как получить статус
Первый, из которых исходит из цели деятельности юридического лица и имеет применение, как к коммерческим, так и некоммерческим организациям, второй является дополнительным и относится исключительно к некоммерческим организациям, не предоставляя им возможности распределения полученной прибыли между своими участниками.
ГК РФ. Детализированные правила создания и функционирования ООО и АО предусмотрены отдельными федеральными законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
НКО функционируют только в строго определенных формах. Они не могут существовать в форме ООО, ПАО или тем более ИП.
Но вскоре выяснилось, что никаких особенно ценных товаров под пуховиком не было. Девушка всего лишь купила и спрятала под пуховиком два воздушных шара.
Общественные объединения
1. Понятие общественного объединения
Общественные объединения представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.
К числу общественных объединений относятся разного рода творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам и пр. Юридическая личность названных организаций, которая дает им возможность участвовать в гражданском обороте, составляет лишь одну, причем не главную, сторону их правового статуса. Не случайно действующее законодательство допускает существование общественных объединений, например общественного движения или органа общественной самодеятельности, без государственной регистрации и без прав юридического лица (ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях»; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Общественные объединения обладают правоспособностью, имеющей строго целевой характер. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение уставных целей и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем они могут выступать учредителями (участниками) коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. Например, профсоюзы вправе учреждать фонды (страховые, культурно-просветительские и пр.), а также коммерческие банки, если их деятельность будет соответствовать уставным целям профсоюзов (п. 6 ст. 24 Закона о профессиональных союзах). По смыслу закона деятельность таких коммерческих организаций должна не только служить укреплению материальной базы их деятельности, но и соответствовать уставным задачам конкретной организации.
Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его уставе, и не могут распределяться между его участниками или работниками (п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). Общественные объединения должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т.е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел.
Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Так, религиозные организации должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).
Учредительным документом общественного объединения является его устав. Помимо данных, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и др. сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений.
Источниками образования имущества общественного объединения являются вступительные и членские взносы его участников, добровольные пожертвования, доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности, например издательской, проведения выставок, лотерей, других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и пр.
Как правило, собственником имущества является само общественное объединение как юридическое лицо. Однако крупным общественным объединениям, состоящим из первичных и (или) иных звеньев с правами юридического лица, закон предоставляет возможность самостоятельно решить в уставах вопрос о субъекте права собственности на соответствующее имущество. Собственником может быть признано каждое правосубъектное звено объединения в отношении имеющегося у него имущества, как это имеет место в профсоюзах, либо объединение в целом, которое может наделять свои правосубъектные звенья ограниченным вещным правом на закрепленное за ними имущество.
Общественные объединения реорганизуются и ликвидируются по общим правилам, установленным для юридических лиц. Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную, т.е. по решению суда, ликвидацию общественных объединений. Остаток имущества объединения, образующийся в результате его ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные его уставом или решением его высшего органа, а при их отсутствии — на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных объединениях). Он не может распределяться между участниками организации, которые также не вправе претендовать ни на какие доходы от его деятельности. Согласно п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве общественные объединения, за исключением политических партий и религиозных организаций, могут быть признаны несостоятельными (банкротами).
2. Управление общественным объединением и права и обязанности его членов
Высшим (волеобразующим) органом общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание членов, которые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и обладают исключительной компетенцией, определенной законом и уставом объединения. Из числа своих членов общественные объединения в обязательном порядке избирают коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т.п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом данного юридического лица. В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).
Все члены общественных объединений имеют равные права и обязанности, предусмотренные их уставами. Каждый член объединения вправе принимать участие в управлении его деятельностью в порядке, предусмотренном уставом, обладая одним голосом при решении вопросов его деятельности. Уставом общественного объединения для его членов может быть предусмотрено корпоративное право пользования имуществом объединения. Это означает, что в процессе осуществления деятельности объединения все его члены вправе безвозмездно пользоваться его имуществом в порядке и на условиях, определенных уставом объединения.
Члены общественного объединения несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов. В соответствии с уставом объединения за нарушение своих обязанностей его члены могут быть исключены из состава объединения.
Выход участника из состава объединения не влечет для него никаких имущественных последствий, а потому осуществляется беспрепятственно. Никакой взаимной имущественной ответственности объединения и отдельных его членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК).
Отличие коммерческих организаций от некоммерческих
Основные отличия предприятий заключаются в направленности деятельности.
Так, коммерческая организация создается с целью извлечь прибыль, а некоммерческая направлена на достижение целей иного, нематериального характера. Исходная цель предприятия. Коммерческая организация стремится к увеличению стоимости предприятия и повышению дохода собственников; компания некоммерческого характера выполняет работу, обозначенную в уставе, подразумевающую оказание услуг и иной деятельности без извлечения учредителями прибыли.
Работа с прибылью. Вся вырученная прибыль в коммерческом предприятии распределяется между ее участниками либо направляется на его дальнейшее развитие. В некоммерческой компании понятие «прибыли» вообще отсутствует. Зато есть , которые расходуются на конкретные дела и не распределяются между участниками.
Услуги и товары. Коммерческие предприятия изготавливают товары и услуги индивидуальной направленности.
Различия коммерческих и некоммерческих организаций
У некоммерческих компаний направление — это общественные блага и нужды социального характера. Аудитория. Для любой предпринимательской деятельности — конечный потребитель.
Тот, кто купит товара или услугу.
В случае некоммерческой компании — клиенты и участники фирмы. Штат. С одной стороны сотрудники, нанятые по трудовому договору с определённым уровнем оплаты за труд.
С другой стороны все те же самые, но также и добровольцы-волонтёры. Откуда средства. В предпринимательской сфере всё решает коммерческая деятельность, которая приносит прибыль.
В некоммерческом варианте помогают инвесторы, различные социальные фонды, само государство. Также средства могут поступать из взносов участников, от сдачи в аренду, процентов и так далее. Форма деятельности. Для предпринимателей — ООО, АО, ПАО, МУП, ГУП, товарищества и кооперативы — всё, как предписывает статья 50 Гражданского Кодекса РФ.
Отличие коммерческих спортивных организаций от некоммерческих
Простейшая маркетинговая стратегия, которую организация использует для работы с клиентами, – предоставление им возможности участвовать в мероприятиях. Какие еще методы может использовать организация?
Важно понять, фонд не оказывает услуг, ничего не производит и не участвует в реализации самостоятельно. Вся деятельность фонда построена на содействии.
Регистрация такой организации происходит как юридического лица в том же порядке, что и других некоммерческих организаций.При регистрации необходимо будет выбрать форму НКО.
Многообразие организационно-правовых форм некоммерческих организаций и большое количество законов и подзаконных актов, регулирующих их деятельность, делает регистрацию некоммерческой организации процессом длительным, трудоемким и требующим индивидуального подхода к каждому отдельному случаю.
Решение об утверждении учредительных документов принимается на первом общем собрании учредителей (если учредителей более одного) или решением учредителя (если учредитель единственный).
После принятия решения и формирования инициативной группы, перед учредителями НКО встает важный вопрос – выбор организационно-правовой формы. Это является первой «трудностью», поскольку многие затрудняются в выборе подходящей формы из-за их обилия или выбирают первую понравившуюся форму, так как мало знают о ее преимуществах или недостатках.
Извлечение прибыли с последующим распределением между участниками не может являться основной целью спортивного общества, созданного в виде некоммерческой организации.В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах.
После принятия решения и формирования инициативной группы, перед учредителями НКО встает важный вопрос – выбор организационно-правовой формы. Это является первой «трудностью», поскольку многие затрудняются в выборе подходящей формы из-за их обилия или выбирают первую понравившуюся форму, так как мало знают о ее преимуществах или недостатках.
НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ).
В таких ситуациях приобретение государством гражданских прав и осуществление им гражданских обязанностей происходит опосредованно2.
Юридическая форма организации представляет собой комбинацию определенных признаков, которые объективно различаются в общей системе признаков организаций. Они отличают эту группу компаний от всех других.
Рассмотрим возможные варианты организации НКО более подробно.
Правовое положение некоммерческих корпоративных организаций заключается в том, что к ним относятся организации, которые не преследуют прибыль в качестве главной цели своей работы и не распределяют прибыль между участниками. Учредители получают право принимать участие в управлении этими компаниями и формировать их высший орган в согласовании с пунктом 1 ст. 65.3 ГК РФ.
Организационно-правовые формы некоммерческих корпоративных компаний следующие:
- потребительский кооператив;
- общественная организация;
- объединение (объединение);
- нотариальная палата;
- товарищество собственников недвижимости;
- казачье общество;
- община коренных малочисленных народов России.
Организационно-правовые формы некоммерческих унитарных компаний следующие:
- фонды;
- учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации.
Фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, которая была создана гражданами и организациями на базе добровольных имущественных платежей. Он осуществляет благотворительные, культурные, образовательные либо прочие социальные, общественно полезные задачи.
Учреждение является унитарной некоммерческой организацией, которая была создана обладателем для реализации управленческих, общественно-культурных либо других функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).
Автономная некоммерческая организация является унитарной некоммерческой организацией, которая не имеет членства и организована на базе имущественных взносов людей и организаций в целях оказания услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и остальных областях некоммерческой работы (ст. 123.24 ГК РФ).
Достоинства и недостатки разных форм организации
Потребительский кооператив:
- Плюсы: распределение доходов, стабильность торговли, муниципальная поддержка.
- Минусы: ответственность за долги, полный рабочий процесс, необходимость дополнительных инвестиций в случае затрат.
НП:
- Плюсы: безопасность прав на имущество, перед кредиторами нет ответственности, свобода выбора организационной структуры.
- Минусы: прибыль не распределяется, разработка документации.
Ассоциация:
- Плюсы: трансформация в товарищество, бесплатное пользование услугами участников.
- Минусы: ответственность бывших членов по долгам сохраняется в течение 2 лет.
Фонд:
- Плюсы: возможность предпринимательства, огромное количество владельцев, отсутствие долговой ответственности, имеет свою собственность.
- Минусы: ежегодная общественная отчетность, возможность признания банкротства, нет возможности преобразования.
Религиозные объединения:
- Плюсы: не имеют имущественных прав.
- Минусы: не несут ответственности за долги.
Учреждения:
- Плюсы: предоставление услуг за некоторую плату.
- Минусы: ответственность перед кредиторами, собственность принадлежит владельцу.
Общественные организации:
- Плюсы: не несут ответственности за долги, предпринимательство разрешено. Свобода в выборе задач, способов работы.
- Минусы: члены не претендуют на переданные активы и взносы.
Унитарные НКО:
- Плюсы: нет членов, имеют преимущество быстро принимать решения насчет возникающих проблем.
- Минусы: трудность принятия конечных решений с огромным числом владельцев.
Таким образом, НКО, несмотря на то что не заняты получением дохода, являются организациями в силу особенного законодательного статуса и правового положения некоммерческих организаций. Они наделены надлежащими правами и обязательствами (с чертами, которые были установлены особыми законодательными актами).
Одновременно главной особенностью законодательного статуса некоммерческих компаний будет то, что они производят деятельность в согласовании с целями, обозначенными в их уставах, которые не связаны с извлечением дохода.
В итоге некоммерческая организация, название которой успешно зарегистрировано в установленном порядке, приобретает исключительное право на ее создание. Местом некоммерческой организации считается место ее государственной регистрации. Эти сведения, а конкретно заглавие и местонахождение, непременно должны указываться в учредительной документации.