ЕВРАЗИ́ЙСКИЙ ЭКОНОМИ́ЧЕСКИЙ СОЮ́З

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕВРАЗИ́ЙСКИЙ ЭКОНОМИ́ЧЕСКИЙ СОЮ́З». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.

В ЕАЭС принят новый формат финансирования проектов промышленной кооперации

9 Декабря, 2022 Высший Евразийский экономический совет на заседании 9 декабря в Бишкеке принял решение о создании нового формата финансирования проектов промышленной кооперации.

Впервые за десять лет существования Евразийской экономической комиссии будет запущен действенный механизм поддержки в этой сфере, который позволит предприятиям стран Союза реализовать значимые стратегические проекты. Он поможет эффективно продвигать инициативы бизнеса, существенно увеличить взаимные инвестиции между странами, число рабочих мест, повысить устойчивость производственных комплексов и т.д.

Ранее главы государств-членов неоднократно отмечали потребность в создании необходимых условий для развития промкооперации и появления в Союзе новых совместных предприятий и инфраструктурных проектов. Ведь без этого, по сути, невозможно ускоренное промышленное развитие ЕАЭС. А оно, в свою очередь, необходимо для формирования в странах Союза независимой, сильной экономики.

В этих целях Комиссия и государства-члены предложили меры по поддержке промышленных предприятий, в частности по конкретным источникам и механизмам финансирования совместных проектов. В качестве механизма финансирования определено субсидирование из бюджета Союза процентных ставок по кредитам и займам, выданным на реализацию кооперационных проектов. Механизм рассчитан на пять лет с возможностью пролонгации.

Согласно предварительным расчетам будет сформирован фонд в размере около 20 млн долларов США в год. Это позволит ежегодно поддерживать проекты на сумму около 16-17 млрд российских рублей.

Комиссия и союзные государства в качестве критериев при отборе проектов считают важным участие трех и более сторон, формирование добавленной стоимости в кооперационной цепочке, финансовую эффективность и устойчивость, рост объемов взаимной торговли, инвестиций и другое.

Утверждены Основные направления международной деятельности ЕАЭС на 2023 год

9 Декабря, 2022 Главы государств Евразийского экономического союза на заседании Высшего Евразийского экономического совета 9 декабря в Бишкеке утвердили Основные направления международной деятельности ЕАЭС на 2023 год.

Как отмечается в документе, приоритетами для ЕАЭС в 2023 году будут активизация взаимодействия с государствами СНГ и другими странами ближнего зарубежья, развитие системного диалога с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейским союзом (ЕС), странами БРИКС и другими заинтересованными государствами и объединениями в Центральной Азии и на Ближнем Востоке в контексте идеи Большого Евразийского партнерства, содействие реализации экспортного потенциала стран ЕАЭС, в том числе за счет выхода на новые рынки и расширения использования национальных валют во взаимных расчетах.

Кроме того, среди приоритетов на 2023 год – поиск новых возможностей для бизнеса в условиях меняющейся глобальной экономики, содействие бизнесу в преодолении барьеров, связанных с нарушениями транспортно-логистических цепочек и ограничениями финансовых расчетов в международной торговле.

Основные усилия Союза будут сосредоточены на развитии уже созданных механизмов сотрудничества, в том числе в рамках заключенных меморандумов, деклараций и торговых соглашений. Этому посвящен первый раздел документа.

Среди международных организаций здесь отмечены Организация Объединенных Наций (ООН), в том числе ее региональные комиссии, Всемирная таможенная организация (ВТамО), Всемирная торговая организация (ВТО) и другие, среди региональных объединений — Исполнительный комитет СНГ, ШОС, АСЕАН, Африканский союз и другие.

Читайте также:  Удержания по исполнительным листам

Что касается третьих стран, то в приоритете будет сотрудничество с государствами – наблюдателями при ЕАЭС, с Китаем в рамках Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, с Вьетнамом, Сербией, Сингапуром и Ираном в соответствии с преференциальными торговыми соглашениями.

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Налогообложение в ЕАЭС

Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:

  • НДС.
  • Акцизы.

Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.

Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:

  • На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
  • Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
  • Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.

При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:

  • Договорами.
  • Заявлениями.
  • Транспортными документами.

Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе

Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.

Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.

Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.

1994 год: инициатива Нурсултана Назарбаева по созданию экономического Евразийского Союза.

1995 год: подписание Соглашение о создании ТС тремя республиками.

1996 год: Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подтверждают свои намерения о сближении, подписав Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

1999 год: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают первоначальный Договор о Таможенном союзе (ТС), но через полтора года состав участников ТС изменился из-за разногласий.

2000 год: подписание Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, РФ и Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание первого надгосударственного органа – суда ЕЭС.

Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан.

В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.

Читайте также:  Правила и сроки возврата товара в магазин «Эльдорадо»

В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.

В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:

  • Армения,
  • Киргизия.

Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:

  • Беларусь,
  • Россия,
  • Казахстан,
  • Армения,
  • Киргизия.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.

Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.

Международная деятельность

Союз решает внешнеэкономические задачи, стоящие перед его членами. В рамках компетенции налаживается сотрудничество с госструктурами, объединениями, прочими субъектами по отраслевым направлениям.

Международная работа, заключение договоров опираются на решения Высшего Евразийского экономического совета. На этой базе также ведутся переговоры, подписываются соглашения, с учетом выполнения внутригосударственных процедур.

Общие процессы сотрудничества отражаются в международных актах. К компетенциям относят:

  • экономико-финансовую сферу;
  • торговлю и таможенное взаимодействие;
  • электронный документооборот и техническое регулирование;
  • развитие промышленности и АПК;
  • энергетическое сотрудничество.

Таможенный союз и СЭЗ

В рамках соглашения между странами ЕАЭС функционирует:

  • внутренний рынок товаров, услуг;
  • единый тариф;
  • режим торговли в отношениях с третьими сторонами;
  • общее регулирование;
  • свободное перемещение между территориями без деклараций, госконтроля.

Ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению, распределению между бюджетами государств-членов.

Социально-экономическое развитие стран-участниц возможно с помощью:

  • привлечения инвестиций;
  • модернизации, инновационного подхода на производствах;
  • организации транспортной системы;
  • развития туризма, санаторно-курортного бизнеса и т.п.

В ЕАЭС создаются и работают свободные экономические зоны, где действуют особые правила торговли и налогообложения.

Органы управления ЕАЭС:

  • Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав которого входят президенты государств-членов Союза;
  • Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов;
  • Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза;
  • Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Читайте также:  Будут ли продлять приватизацию после в 2023 году

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Состав Таможенного союза

Формирование ТС – это длительный и сложный процесс, началом которого стал 1997 год, когда главы 4-х государств (Россия, Казахстан, Беларусь и Кыргызстан) подписали соответствующее соглашение. Согласно документу, страны объединились для образования единого экономического союза, который официально начал работать только с 01.01.2010 г.

Документ об образовании Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года. Заключение союза послужило основанием для образования общего таможенного пространства, куда входят территории стран-участниц, для формирования внешних рубежей с другими государствами. С учетом этого государства, которые входят в Союз, используют единый таможенный подход к продукции, которая ввозится и вывозится через его границы. Таким образом, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, финансов и рабочей силы.

Россия, благодаря членству в ЕАЭС, получила доступ к новым рынкам сырья, а также рынкам сбыта своей продукции. После распада СССР Москва потеряла большинство месторождений хромовой и марганцевой руды, титана, свинца, урана, цинка, молибдена и некоторых других металлов.

По этой причине Россия была вынуждена закупать подобное сырьё на территории ближнего зарубежья. С появлением ЕАЭС задача облегчилась, и Россия может свободно закупать ресурсы у стран — участниц союза.

К тому же у России есть возможность поставлять свою продукцию в республики ЕАЭС.

«В товарной структуре взаимной торговли государств — членов ЕАЭС наибольший удельный вес занимают минеральные продукты (27,1% объёма взаимной торговли), из которых 85% на рынок ЕАЭС поставляет Российская Федерация. Существенны поставки машин, оборудования и транспортных средств (17,5% объёма взаимной торговли, из которых 54,7% приходится на Российскую Федерацию и 41,9% — на Республику Беларусь). Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила 16,1% объёма взаимной торговли, из которых 52,5% приходится на Республику Беларусь и 35,9% — на Российскую Федерацию», — говорится в документе.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.


Похожие записи:

Добавить комментарий