Уведомление об участии в иностранных организациях 2019

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление об участии в иностранных организациях 2019». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В соответствии с российским законодательством иностранные организации, а также структуры без образования юридического лица(ИСБОЮЛ), которые являются собственниками налогооблагаемой недвижимости на территории России, обязаны наряду с предоставлением налоговой декларации сообщать в налоговую инспекцию еще некоторые сведения. Так, иностранные компании должны сообщать о своих участниках, а структуры без образования юридического лица – о бенефициарах, учредителях, управляющих. Форма сообщения предоставляется в электронном формате. Сведения передаются по состоянию на 31 декабря актуального налогового периода.

Контролирующие лица КИК и доли участия

К контролирующим субъектам относятся физические или юридические лица с долей участия в КИК более 25 %, а также юридические лица и физические лица (в том числе в совокупности с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия более 10 %, если доля участия всех резидентов Российской Федерации в этой организации превышает 50 %.

Порядок определения доли участия установлен статьей 105.2 НК РФ
Согласно налоговому законодательству выделяются два вида участия организации в другой организации.

Прямое участие (принадлежность контролирующей организации долей уставного (складочного) капитала, голосующих акций контролируемой организации, а также принадлежность доли пропорциональной количеству других участников в организации).

Косвенное участие (все последовательности участия одной компании в другой, определяемые через прямое участие каждой предыдущей компании в каждой последующей в соответствующей последовательности и измеряемая через долю прямого участия каждой предыдущей компании в последующей компании)

Положения, установленные в статье 105.2 НК РФ, также используется при определении участия физлиц.
Можно заключить, что увеличился (по сравнению с изначальным проектом закона) порог процента владения до 25 % для признания лица, контролирующим иностранную компанию. Однако, если в иностранной компании налоговым резидентам Российской Федерации принадлежат более половины акций или иных составных средств уставного капитала, в зависимости от организационной формы компании, контролирующим процентом для одного резидента становится доля в размере 10 %.

Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 25.13 НК РФ лицо может считаться контролирующим даже без прямого соответствия, установленным выше признакам, если им осуществляется контроль над компанией в собственных или «семейных» (жены и несовершеннолетних детей) интересах. Следовательно, контролем является не только конкретная доля участия.

Что признается осуществлением контроля?

Осуществление контроля над организацией включает в себя право распределения прибыли после налогообложения, основанное на долях прямого и косвенного участия или же специальном договоре об управлении финансовыми потоками организации.

При этом существует определенная разница между осуществлением контроля над организацией и контролированием иностранной структуры без образования юридического лица. В случае последней право на распределение активов может быть предусмотрено помимо специального договора, законодательством иностранного государства.

Законодатель дает оговорку, что о контролируемости организации может свидетельствовать свершение следующих сделок:

  • Заключение договора об оказании услуг номинального директора
  • Заключение трастового соглашения и договора доверительного управления имуществом
  • Выдача лицу генеральной доверенности на управление активами и иными средствами.

Резюмируя, можно заключить, что контролирующими лицами могут быть признаны не только непосредственные «владельцы» иностранной организации, но и ее бенефициары, так или иначе задействованные в распределении прибыли.

Законодатель в понятии «осуществление контроля» стремился охватить максимально большое количество разновидностей возможного контроля российских резидентов, создавая тем самым казуальные критерии, которые при буквальном толковании игнорируют некоторые виды иностранных компаний. Таковыми являются частные фонды, которые функционируют в классических офшорных зонах Кипра, Сейшельских островов в качестве юридических лиц и не могут быть признаны КИКами, если их учредители лишены права распределения прибыли. В дальнейшем это может вызвать множество споров на практике между потенциальными налогоплательщики и налоговыми органами.

Значение выводов суда: освобождение от ответственности и отсутствие события правонарушения

Как указано в тексте рассматриваемого решения, в данном деле суд разграничивает освобождение от ответственности за правонарушение и отсутствие события правонарушения следующим образом:

  1. сам факт подачи только специальной декларации без каких-либо приложений уже означает невозможность привлечения налогоплательщика к ответственности за неподачу в срок уведомления на основании статьи 129.6 НК РФ. В данном случае суд руководствовался пунктом 3 части 1 статьи 4 ФЗ-140.
    Примечательно, что по мнению суда в случае подачи специальной декларации налогоплательщик освобождался бы от ответственности в виде штрафа и в случае непредставления уведомления об участии в иностранных организациях вовсе, а не только в случае просрочки его подачи (это один и тот же состав правонарушения, предусмотренный пунктом 2 статьи 129.6 НК РФ).
  2. факт подачи просроченного уведомления при наличии специальной декларации исключает само событие правонарушения (пункт 3.1 статьи 25.14 НК РФ).
    Гипотетически, если данный вывод получит свое развитие в практике и будет применяться исключительно в формальном понимании, то сама по себе специальная декларация с указанием иностранных компаний может послужить инструментом для освобождения от штрафов за непредставленные вовсе (ни одновременно со специальной декларацией, ни после нее) уведомления об участии и, возможно, уведомления о КИК.
Читайте также:  Изменения в отчетности работодателей в связи с объединением ПФР и ФСС

Значение выводов суда: единовременность подачи документов

Необходимо в первую очередь отметить, что в тексте решения суда по рассматриваемому делу не анализировалась и не толковалась формулировка о представлении уведомлений об участии и уведомлений о КИК вместе со специальной декларацией. Она используется в упомянутом ранее пункте 3.1 статьи 25.14 НК РФ:

«Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации».

Какие штрафы грозят за непредставление сведений?

На сегодняшний день штраф за непредставление сведений либо за ее несвоевременное представление стоит 50 тысяч рублей (п.2.1 ст.129.1 НК РФ).

Какой-либо арбитражной практики, касающейся предоставления сведений, за нераскрытие какой-либо информации, нет.

В судебной практике рассматривался случай непредставления в срок сведений об одном из участников иностранной компании.

Так, компания Гринрэй Системз, которая состояла на учете в российских налоговых органах в связи с нахождением недвижимости в России, не подала сведения об участнике.

Налоговики привлекли компанию к ответственности и оштрафовали на 108,6 тыс. рублей. Тогда ст.129.1 НК РФ предусматривала более жесткие санкции. Компания пыталась в апелляции снизить сумму штрафа, но суд отклонил ходатайство (постановление 13 ААС от 29.03.2018 г. №А56-70738/2017).

Какие законы и что запрещают в отношениях с иностранными компаниями

01 марта 2022 года Президентом РФ издан Указ № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации».

Пункт «а» части 1 данного Указа со 02 марта 2022 года, по своей сути запрещает без согласования следующие операции и сделки с иностранными государствами, совершающими недружественные действия (список этих государств представлен ниже):

  • предоставлять кредиты и займы иностранным компаниям/физическим лицам
  • продавать недвижимость и ценные бумаги иностранным компаниям/физическим лицам
  • покупать недвижимость и ценные бумаги у иностранных компания/физических лиц

Понятие иностранного юридического лица

В первую очередь следует разобраться, чем юридическое лицо отличается от физического. Для этого обращаемся к ст. 48 Гражданского кодекса РФ, согласно которой юридическим лицом является организация, имеющая собственное имущество, отвечающая по собственным обязательствам и обладающая гражданской правоспособностью.

Исходя из этого, иностранными юридическими лицами по российскому законодательству считаются лица, которые созданы, зарегистрированы и действуют на территории и по законам иностранного государства. В силу действия такого определения иностранным юрлицом может быть признан достаточно широкий круг организаций, действующих или планирующих действовать на территории РФ практически во всех формах.

Нужно понимать, что основной смысл, который несет понятие иностранного юридического лица, состоит в том, что правоспособность этого субъекта возникает по законодательству других стран. Но в это же время его участие в гражданском обороте на территории РФ, в силу ГК, должна регулироваться российским законодательством.

Таким образом, несмотря на разную трактовку в международном праве понятия юридических лиц, иностранные юрлица, действующие в России, имеют те же определение и признаки, что применяются для организаций с российским происхождением.

Разновидности правовых режимов

Правовые режимы иностранных физических и юридических лиц в РФ традиционно формулируются в международных договорах, заключенных государством. В качестве базовых режимов обычно используются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования, зафиксированный Россией посредством заключения двустороннего международного договора или соглашения, обязывает предоставить юрлицам и гражданам другой страны не менее благоприятные льготы, привилегии, права и преимущества, чем те, которые Россия предоставляет представителям третьих стран. Это, в частности, касается и таможенного режима, налогообложения, правил оформления и иных формальностей.

При действии национального правового режима Россия обязуется предоставить юридическим лицам и гражданам иностранного государства тот объем прав и свобод, которыми пользуются российские граждане и компании.

Национальный режим традиционно фиксируется в двусторонних соглашениях о защите инвестиций и может формулироваться как общий режим недискриминации, основанный на нормах международного публичного права.

Национальность и личный статут иностранных юридических лиц

При характеристике юридических лиц в международном частном праве традиционно используются две категории – личный статут и национальность. В терминологии российского законодательства под личным статутом понимается понятие «личный закон», которым, согласно ст. 1202 ГК, является право страны, где было создана такая организация. Для ее определения необходимо подтверждение места нахождения иностранного юридического лица.

Читайте также:  Освободят ли от ответственности за покушение на грабеж

Этой же статьей определен перечень вопросов, решаемых на основе применения личного закона, а именно:

  • сам статус юрлица и его организационно-правовая форма;
  • требования к его наименованию;
  • порядок создания, реорганизации и ликвидации;
  • правоспособность и правосубъектность;
  • отношения между участниками;
  • ответственность учредителей и самой организации.

Соответственно, актуальным становится вопрос национальности юридического лица, который является доктринальным и в законодательных актах не упоминается. Правовая литература трактует национальность юрлиц как принадлежность их к тому или иному государству, в которых они были учреждены. Отметим, что в остальных вопросах обязательным является применение российского законодательства к иностранным компаниям, если законом не предусмотрено иное.

Сведения о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогах

К доходам согласно ст. 309 НК РФ, полученным иностранной организацией от источников в Российской Федерации и подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты, относятся:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, контейнеров, используемых в международных перевозках, доходы от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитанные исходя из всей суммы лизингового платежа за вычетом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;
  • иные аналогичные доходы.

Налоговая база по данным доходам иностранной организации и сумма налога, удерживаемая с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает эти доходы. При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу (кросс-курсу) Центрального банка РФ на дату осуществления таких расходов.

Не будет считаться доходом иностранной компании:

  • когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде;
  • когда в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, предусмотрена налоговая ставка 0 %;
  • доходы, полученные при выполнении соглашений о разделе продукции, если законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в Российской Федерации при их перечислении иностранным организациям;
  • доходы, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения.

Ответственность за непредставление иностранной компанией налоговых деклараций

Если организация не ведет никакой деятельности, однако зарегистрирована в Российской Федерации, то ответственность за непредоставление деклараций по любым налогам с нее не снимается.

Непредставление налогоплательщиком в налоговые органы в установленный законодательством срок налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 ст. 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

В связи с этим, даже если иностранная организация уплатила налог, но не представила декларацию, ответственность все равно не снимается. Уплата налога не освобождает налогоплательщика от сдачи декларации.

Если налоговая декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленных сроков, то это влечет взыскание штрафов в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на ос­нове этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Причем уплата суммы исчисленного на­лога в установленный законодательством о налогах и сборах срок не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление налого­вой декларации.

Непредставление в уста­новленный срок налоговым агентом на­логового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организаци­ям доходов и удержанных налогов влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый случай непредставления этого до­кумента. В соответствии со ст. 15.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ нарушение установленных законодательством сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. Непредставление или отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов влечет аналогичную ответственность.

Трансформация в российские юрлица

Согласно принятым поправкам, филиал или представительство иностранной компании по решению суда можно будет преобразовать — с передачей имущества и лицензий — в российское ООО, совладельцами которого с тем уже уровнем контроля станут акционеры или участники иностранной компании. Такое преобразование должно применяться, если структура из «недружественной» страны мешает непрерывной деятельности филиала или представительства в России, пытается ее прекратить или уклоняется от целевого использования его имущества. О наличии оснований для трансформации филиала, говорится в поправках, могут свидетельствовать, в частности, заявления иностранных собственников «в отсутствие очевидных экономических причин» о прекращении или приостановке работы в России, а также совершение действий, нацеленных на соблюдение санкций, уведомление более трети сотрудников о сокращении.

Читайте также:  Что нужно для открытия автошколы?

Принудительной трансформации могут подвергнуться российские филиалы иностранных компаний, которые владеют в России лицензией на пользование недрами или объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры. Но для этого должен одновременно соблюдаться ряд условий: акции компании не торгуются на бирже, у нее не более 50 совладельцев, не менее 25% в ней принадлежит российским лицам.

Российские совладельцы, согласно законопроекту, смогут инициировать в суде рассмотрение вопроса о трансформации филиала в ООО. Дела будет рассматривать Арбитражный суд Московской области в сжатые сроки — в течение 30 дней, а на время разбирательства — вводить обеспечительные меры, например наложить арест на денежные средства или иное имущество, запретить совершать сделки с имуществом, ввести запрет на увольнение.

Избежать переоформления филиала в российское юрлицо иностранная компания сможет, если представит суду убедительные доказательства, что устранит обстоятельства, которые стали основанием для обращения в суд.

Законопроект предусматривает, что новому ООО будут переданы права и обязанности по любым соглашениям иностранного юридического лица и имущество, которое связано с ведением деятельности в России. В случае преобразования, лицензия на пользование недрами и иная разрешительная документация переходят к вновь образованному хозяйственному обществу. Однако часть обязательств может остаться за иностранной компанией и не будет переведена на новое ООО. Российские банки и стратегические организации вправе отказаться от замены должника. Кроме того, список переходящих на новое ООО обязательств может сократить и суд, если сочтет, что стоимость имущества и суммы обязательств, переходящих новому ООО, явно несоразмерна имуществу и обязательствам иностранного юридического лица.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях

В силу подп. 3 п. 31 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — физические лица обязаны уведомлять налоговый орган по месту своего жительства о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК) подлежит представлению в налоговый орган в срок до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании (п. 2 ст. 2514 НК РФ).

Таким образом, подлежат установлению следующие обстоятельства:

  • является ли иностранная организация контролируемой;
  • в какой момент необходимо отразить прибыль КИК в составе доходов контролирующего лица.

В соответствии со ст. 2513 НК РФ иностранная организация признается контролируемой, если она удовлетворяет следующим требованиям:

  • такая организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации (т.е. не является компанией, зарегистрированной в РФ);
  • контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Филиал и представительство иностранной компании – обособленные подразделения, действующие по указанию головной компании и выполняющие все или часть её функций. Подразделения полностью подчиняются учредившей их компании, по обязательствам отвечает головная компания.

В чем отличие филиала от представительства?

Представительство наделяется минимальным объемом полномочий и не вправе вести предпринимательскую деятельность (ч. 1, 3 ст. 55 ГК РФ). Оно может заниматься только маркетингом и рекламной деятельностью, вести поиск потенциальных партнеров, заключать контракты, разрешать конфликтные ситуаций и пр.

Филиалможет полноценно осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная иностранная компания (ч. 2 ст. 55 ГК РФ), т.е. функционал филиалов в принципе такой же, как и у российских компаний.

Иностранная организация – налоговый агент по налогу на прибыль

Если у иностранной компании в РФ есть постоянное представительство, то она является налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате некоторых видов доходов иностранным компаниям, у которых отсутствуют постоянные представительства в РФ.

Налогооблагаемые доходы, получаемые иностранными компаниями без представительств в РФ, приведены в ст. 309 НК РФ. Данный перечень включает в себя:

  • дивиденды, уплачиваемые участнику российской компании;
  • доходы, которые получены при распределении прибыли/имущества российской компании (включая распределения при ликвидации);
  • проценты по любым долгам, в том числе долговые обязательства по гос- и муниципальным эмиссионным ценным бумагам;
  • доходы, полученные в результате использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы, полученные в результате продажи акций или долей российских компаний, активы которых свыше 50% состоят из недвижимого имущества, находящегося в РФ;
  • доходы, полученные от реализации российской недвижимости;
  • доходы, полученные от сдачи имущества в аренду или субаренду, использование которого происходит в РФ;
  • доходы, полученные от международных перевозок;
  • штрафы, пени, полученные за нарушение обязательств;
  • иные доходы.


Похожие записи:

Добавить комментарий