Наказание за взятку (наказание за получение взятки)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наказание за взятку (наказание за получение взятки)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На вопрос отвечает помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Александр Сафронов: Согласно статье 204 Уголовного кодекса РФ коммерческий подкуп – это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

Какая ответственность предусмотрена за данные действия ?

За коммерческий подкуп предусмотрена уголовная ответственность.

Наказания различны в зависимости от квалификации (простой подкуп или совершенный группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере ) и могут быть от штрафа до лишения свободы.

Например, за совершение коммерческого подкупа в значительном размере (свыше 25 тысяч рублей) (часть 2 статьи 204 Уголовного кодекса РФ) предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до 3 лет со штрафом в размере до 10 кратной суммы коммерческого подкупа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

За совершение коммерческого подкупа в особо крупном размере (свыше 1 миллион рублей) (часть 4 статьи 204 Уголовного кодекса РФ) предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до 8 лет со штрафом в размере до 40 кратной суммы коммерческого подкупа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 6 лет.

Более того, возможна административная ответственность юридического лица за такие действия .

Так, согласно статье 19.28 Кодекса об административных правонарушениях РФ незаконные передачу предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации

  • денег, ценных бумаг, иного имущества,
  • оказание ему услуг имущественного характера,
  • предоставление имущественных прав

за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением предусмотрена административная ответственность и на юридическое лицо может быть наложен штраф.

Например, за такие действия , совершенные в крупном размере ( свыше 1 миллиона рублей) может повлечь наложение административного штрафа на юридическое лицо до тридцатикратного размера суммы денежных средств ( услуг имущественного характера, иных имущественных прав), незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Способы, которые мне не подошли

Проводить открытую закупку материалов — это значит выкладывать на сайте компании цены поставщиков и искать таким образом контрагентов с более низкими ценами. Но, к сожалению, в нашей компании так поступить не получилось бы. Почти всегда по условиям договоров с заказчиками мы не имеем права разглашать стоимость материалов, которые используем в строительстве. Такой способ подходит крупным организациям, которые используют закупаемые материалы для себя, а не выступают как подрядчики.

Показательно наказывать снабженцев при малейшем подозрении. Это самый легкий путь, но он не решает проблему системно. Ведь так руководитель борется не с причиной коррупции, а со следствием. Я через это прошел: неоднократно срезал премии сотрудников, завышающих цены. Одного даже показательно уволил, когда знакомый поставщик рассказал, что снабженец пытается договориться об откате. Оказалось, санкции и запугивания работают один-два месяца, после этого все начинается снова.

Что считается взяткой?

Уголовный кодекс определяет взятку как материальные ценности или другая выгода, которую получает ответственное лицо (государственный служащий, директор госпредприятия или другое должностное лицо) в обмен на оказание той или иной услуги, которую без подкупа взяткополучатель не должен был или не мог оказать (например, выделение земли вне очереди, ускоренное рассмотрение документов на строительство, закрытие уголовного дела без соответствующих оснований, «правильное» решение суда и т.д.).

В качестве взятки могут выступать как денежные средства, так и другие материальные ценности (драгоценности, техника, недвижимость, автомобили и т.д.), а также различные услуги. Взятка не всегда предполагает фактическую передачу материальных ценностей – иногда она завуалирована под выдачу льготного кредита, выплату зарплаты по фиктивному трудовому договору, завышение гонорара, «проигрыш» в карты и т.д. Эти обстоятельства в том числе делают расследование коррупционных дел очень сложной задачей.

Следует отметить, что в российском законодательстве понятие «взятка» юридически относится только к госслужащим, для аналогичных действий в бизнесе есть отдельное определение – коммерческий подкуп, и ответственность за него другая. Отдельно стоит упомянуть т.н. «откаты», которые нередко фигурирую при выполнении государственных контрактов.

Откат предполагает, что стоимость контракта умышленно завышается, а разница между реальной ценой услуг и заявленной делится между чиновником и подрядчиком. В этом случае госслужащему, кроме статьи о взятке, может вменяться также растрата, поскольку речь идет о средствах, выделяемых из госбюджета.

Примеры употребления в «Секрете»

«Следователи могут блефовать. Один предприниматель участвовал в допросе по статье “Коммерческий подкуп”. Следователь рассматривал при нём фотографии, якобы фиксирующие передачу взятки. Допрашиваемый видел их только с оборотной стороны, но решил, что они доказывают его вину, и сознался».

(Управляющий партнёр компании «Селютин и партнёры» Александр Селютин — о том, как следователи давят на допросах.)

«Денег не растрачивал, бюджетными средствами не распоряжался, никаких денежных средств в качестве коммерческого подкупа не получал. Я отдал этому проекту девять лет жизни и никогда не ставил свои интересы выше интересов дела».

«Откат» — привычная особенность национального бизнеса

Все, кто так или иначе вовлечен в хозяйственную деятельность (а благодаря бурному развитию рыночных отношений в последние годы это довольно значительная часть населения), согласны с тем, что такое явление, как «откат», получило широкое распространение во всех сферах экономической деятельности, по крайней мере данным термином пользуются достаточно часто.

Отношение к этому явлению разное даже в самом бизнес-сообществе (от безоговорочного осуждения до признания необходимым условием успешной работы), но очевидно одно — игнорировать его нельзя. И если «нечто» существует, то для юриста необходимо сначала определить его правовую природу, поскольку только после этого можно пускаться в дискуссии о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Сложно однозначно ответить на вопрос о социально-экономической природе данного явления. «Откат» — проявление национального менталитета, оправдывающего коррупцию (впрочем, за рубежом он тоже знаком и называется kickback — «обратный пинок»). Это двигатель прогресса, поскольку становится основным аргументом в пользу закупки и внедрения новых технологий, в регулировании товарооборота. «Откат» — обычай делового оборота.

По официальным данным МВД РФ, только за ноябрь 2009 г. было зарегистрировано 1657 преступлений в виде коммерческого подкупа и 12 668 случаев взяточничества .

Таким образом, основываясь на анализе обязательных признаков составов получения взятки (ст. 290 УК РФ) и злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), более верно относить явления, связанные с получением «отката» должностным лицом, к разновидности злоупотребления должностными полномочиями ввиду наличия таких признаков:

  • «откат» наносит вред прежде всего нормальному порядку управления в организации, ущемляет права и законные интересы иных хозяйствующих субъектов, нарушает их право на честную конкуренцию;
  • действия, связанные с получением «отката», совершаются должностным лицом в связи с исполнением им возложенных на него полномочий, но вопреки им;
  • деяние совершается из корыстной заинтересованности;
  • наличествует причинная связь между деянием и причиненными им общественно опасными последствиями.

Представляется, что юридическая конструкция взятки не в полной мере охватывает противоправные признаки рассматриваемого деяния, исключая из него: 1) совершение должностным лицом действий в пользу лица, предоставившего «откат», 2) наступившие общественно опасные последствия таких неправомерных действий, 3) обязательное наличие корыстной заинтересованности должностного лица при совершении действий в пользу того, кто предоставил «откат».

Однако в связи с последним толкованием Верховного Суда РФ эта точка зрения должна быть подвергнута корректировке. ВС РФ под корыстной заинтересованностью в ст. 285 УК РФ предлагает понимать стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, оплаты услуг и т.п.) . Получение вознаграждения должностным лицом за содействие в заключении сделки, выходящее за рамки его должностных обязанностей, действительно можно считать незаконным, поскольку каких-либо законных оснований для него в ГК РФ найти невозможно.

Предмет коммерческого подкупа

Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:

  • дача денег (рублей или валюты);
  • передача в собственность ценных бумаг;
  • передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
  • предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
  • возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
  • предоставление ему различных имущественных услуг;
  • списание кредита;
  • погашение займа, взятого получателем мзды;
  • отзыв судового иска;
  • «откаты»;
  • дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
  • завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения закона, предметом коммерческого подкупа не может являться вещь, не имеющая имущественной оценки, представляющая лишь субъективную ценность для дающей или берущей стороны, например, личное письмо, фото и т.п.

Законодательная основа торговой коррупции

То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.

Правовая суть коммерческого подкупа близка к взяточничеству, преследуемому по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса РФ, однако квалифицируется по другой статье – ст. 204 УК РФ, принятой относительно недавно – только в 1996 году. Статьи, касающиеся взяточничества, адресованы государственным и административным работникам, а по ст. 204 могут преследоваться представители коммерческих структур.

СПРАВКА! С 1997 по 2021 год число осужденных по этой статье выросло более чем в 5 раз, эта доля уголовных преступлений постепенно растет.

За коммерческий подкуп могут быть ответственными не только конкретные лица, но и организации в целом – это зона федерального законодательства и административного права:

  • ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • ст. 19.28 КоАП РФ об ответственности юрлиц за неправомерное вознаграждение от имени организации.
Читайте также:  Повышение пенсии по потере кормильца в 2023 году

Коммерческий подкуп и взятка: сходство и различие

Можно сказать, что коммерческий подкуп — это брат-близнец взятки. Оба этих деяния законодательство включает в понятие коррупции (подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

И взятка, и коммерческий подкуп — это передача материальной выгоды (денег, ценностей, услуг) лицу, выполняющему управленческие функции, за действия, связанные с его служебным положением. Различаются они только фигурой получателя, или, говоря языком уголовного права, — субъектом преступления.

Коммерческий подкуп может быть передан руководящему работнику частной фирмы или некоммерческой организации, не имеющих государственного участия (ст. 204 УК РФ).

Получатели взятки — всегда должностные лица, то есть федеральные, региональные и муниципальные чиновники, сотрудники ГУПов, МУПов, государственных компаний (корпораций).

В феврале 2021 г. в УК РФ были внесены изменения, которые приравняли сотрудников компаний, прямо или косвенно контролируемых государством, к должностным лицам.

Теперь работники «дочек» и «внучек» государственных компаний, внебюджетных фондов, акционерных обществ с «золотой акцией» в случае проблем с законом несут такую же ответственность, как и государственные служащие. Соответственно, при получении незаконного вознаграждения их действия будут квалифицироваться как взятка, а не как коммерческий подкуп.

Взяточничество считается более тяжким преступлением и наказывается строже. Так, максимальное наказание за получение коммерческого подкупа в особо крупном размере составляет от семи до 12 лет лишения свободы (ч. 8 ст. 204 УК РФ), а за получение взятки в особо крупном размере уже можно оказаться в колонии на срок от восьми до 15 лет (ч. 6 ст. 290 УК РФ).

В ходе предварительного расследования к обвиняемым во взяточничестве чаще применяют меру пресечения в виде заключения под стражу, чем к обвиняемым в получении и даче коммерческого подкупа.

В соответствии со ст. 23 УПК РФ, если коммерческий подкуп причинил ущерб только интересам коммерческой или иной организации, то уголовное дело может быть возбуждено только по заявлению руководителя этой организации или с его согласия.

Если подкуп получил сам руководитель, то заявление в правоохранительные органы может подать учредитель, член совета директоров, правления или иного аналогичного коллективного органа (п. 31 постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»).

Не всегда руководители компаний, узнав о неблаговидном поведении сотрудников, спешат обращаться к правоохранителям, опасаясь урона своей репутации. Проштрафившихся работников просто тихо увольняют, предпочитая не портить имидж организации.

В случае взятки заявления организации для возбуждения уголовного дела не требуется. Достаточно рапорта оперативника об обнаружении признаков преступления, составляемого по результатам негласных мероприятий.

Кто несет ответственность за получение коммерческого подкупа?

К уголовной ответственности привлекают как тех, кто получает коммерческий подкуп (ч. 5—8 ст. 204 УК РФ), так и тех, кто его передает (ч. 1—4 ст. 204 УК РФ).

Согласно ст. 204 УК РФ получателем коммерческого подкупа может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

К ним относятся четыре категории сотрудников:

  • единоличный исполнительные орган — директор, генеральный директор, председатель кооператива, руководитель фонда или иной руководитель организации;

  • член коллегиального исполнительного органа (совета директоров, правления и т.п.);

  • лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции — руководящее трудовым коллективом или отдельными работниками, имеющее право на применение поощрений и наказаний и т.д.;

  • лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции — распоряжающееся деньгами (банковским счетом) и иным имуществом организации.

Что считается взяткой?

Разобрать данный вопрос следует с определение данного термина итак взяткой в российском законодательстве называют передачу материальных ценностей от одного лица другому в целях совершения получателем взятки определенных действия в отношении взяткодателя используя свои государственно-властные полномочия.

Взятка может быть предоставлена в различных формах в частности можно выделить:

  • Денежные средства, в том числе иностранная валюта;
  • Драгоценные металлы;
  • Имущественные права (право собственности на недвижимость, на автомобиль);
  • Совершение в пользу взяткополучателя сделок;
  • Ценные бумаги;

Таким образом, ответственность наступит не только за передачу денежных средств, под преступление подпадает любое имущество, подлежащее оценке.

Как защититься от обвинения во взятке?

Нередко люди задаются вопросом, как за обычный подарок не сесть на скамью подсудимых и какие подарки не считаются взяткой? Для ответа на данный вопрос следует рассмотреть субъективную сторону преступления, во-первых, лицо должно хотеть дать и должно осознавать, что дает именно взятку, ведь данное преступление характеризуется именно прямым умыслом.

В данном случае, что избежать уголовной ответственности подарок должен быть вручен без ответного действия получателя дара в пользу дающего лица.

Кроме того, гражданское законодательство также ограничивает размер подарка для должностного лица. Как отражено в Гражданском Кодексе РФ сумма дара не должна превышать 3 000 (трех тысяч) рублей.

Как посадить взяточника?

Однако не стоит забывать о лицах, у которых за совершения необходимых им действий попросту вымогают денежные средства. Как же защититься от нерадивых чиновников, требующих необоснованной наживы на простых гражданах.

Нередко простое обращение в полицию не несет необходимых результатов ввиду недостаточности доказательств ведь лица, получающие взятку на регулярной основе достаточно осторожны.

В данном случае для обращения в правоохранительные органы запаситесь хотя бы диктофонной записью разговора с чиновником, в котором последний требует определенную денежную сумму. Только после этого обращайтесь в полицию. Для грамотного обращение следует составить мотивированный процессуальный документ, в котором будут все необходимы для следствия факты и нормативное обоснование позиции, в данном вопросе Вам поможет наше Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры».

Несмотря на ожесточенную борьбу государства коррупция в нашей стране не побеждена и нередки случаи взяточничества в различных кругах власти, подтверждением тому являются многочисленные коррупционные скандалы, которые на представляют средства массовой информации, таким образом для защиты своих прав Вы можете смело обращаться к нашим специалистам за квалифицированной юридической помощью.

Читайте также:  Как открыть табачный магазин с нуля

Преступление без наказания

Большинство тех, кто практикует откаты, осознают противоправность своих действий. Однако часто забывают, что являются не только внутренними нарушителями с точки зрения компании, но и уголовными преступниками – с точки зрения закона.

Откатные схемы квалифицируются в рамках статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации «Коммерческий подкуп». Действие статьи 204 распространяется на «лиц, выполняющих управленческие функции», а также на «организованные группы». Проблема в том, что в откатных схемах участвуют, главным образом, специалисты материально-технического обеспечения, специалисты по закупкам, менеджеры по продажам, менеджеры по рекламе, логисты, маркетологи и другие сотрудники, у которых нет оформленных «управленческих функций» и права принимать окончательное решения. Таким образом, рядовых сотрудников крайне сложно привлечь к уголовной ответственности за откат как разновидность коммерческого подкупа.

Закон позволяет рассматривать действия «откатчиков» как мошенничество. Однако работодатели стараются разбираться с пойманными за руку самостоятельно, не привлекая правоохранительные органы и не доводя дело до суда. Поэтому максимальное наказание для менеджеров, уличенных в откатах, – увольнение.

К уголовной ответственности по этой статье привлекаются в основном руководители коммерческих фирм, получающие так называемые «откаты» за совершение каких-либо действий. Статья очень похожа на взятку, но имеет ряд принципиальных отличий, начинающихся уже с момента возбуждения уголовного дела. По закону возбудить уголовное дело по ст.204 УК РФ нельзя, если нет заявления от потерпевшего, то есть от лица, давшего деньги.

На мой взгляд существование этой статьи в Уголовном кодексе является полнейшим абсурдом, поскольку коммерческая деятельность по закону направлена на получение прибыли. И если зарплата государственного чиновника не зависит от результатов его работы, что и позволяет ему ставить определённые препоны гражданам, чтобы те вынуждены были давать ему взятку, то в коммерческой структуре, установление препонов ударит в первую очередь по самой фирме и по её руководителю. Если же говорить о том, что за «откат» решается вопрос в пользу какого-то конкретного поставщика, то опять же в отличии от государственных структур, коммерческие фирмы не ограничены в выборе контрагентов, и причины выбора того или иного партнёра не должны интересовать государство.

Тем не менее эта статья существует и приходится признать, что по ней выносятся обвинительные приговоры. Однако, как показывает практика абсолютное большинство обвинительных приговоров по ст.204 УК РФ, вынесено в особом порядке судопроизводства, то есть после полного признания вины подсудимым и без исследования доказательств.

Поэтому органы предварительного следствия в первую очередь пытаются напугать подозреваемых, заставить их написать явки с повинной, дать признательные показания. Чаще всего при этом их убеждают не нанимать адвокатов, а пользоваться услугами предоставленных следствием защитников. Для этого устраиваются обыски дома и на работе, в том числе, с применением «маски шоу» (назвать это обеспечением безопасности следователя язык не поворачивается), забираются все документы, все компьютеры, все цифровые носители. При этом чаще всего даже не составляется опись изъятого. Такие действия, как правило, парализуют нормальную деятельность компании. А на просьбы вернуть документы, часто следует ответ, что как только нужный нам человек подпишет признание, так сразу и вернём.

Какое наказание за дачу или получение взятки?

Уголовный кодекс РФ предполагает наказание за коррупционные действия для всех сторон – как для взяткополучателя, так и для взяткодателя. Если в деле фигурируют третьи лица, которые выступают посредниками, «гарантами сделки» и т.д., они также могут стать фигурантами уголовного преследования.

Наказание, которое предусматривают статьи 290 и 291 УК, следующее:

штраф от 200 тыс. до 5 млн. рублей, лишение свободы на срок до года до 15 лет. Кроме того, нередко на виновного в коррупционных действиях накладывается запрет занимать определенные должности, а также конфискуется принадлежащее ему имущество;

штраф до 4 млн. рублей, лишение свободы на сроки от 2 до 15 лет, а также запрет занимать определённые должности, имущество также может быть конфисковано. Следует отметить, что если взятка вымогалась должностям лицом, обвинения могут быть сняты. Также взяткодатель освобождается от ответственности, если сразу после передачи средств сообщил об этом в правоохранительные органы и впоследствии сотрудничал с ними для раскрытия дела.

Степень тяжести наказания определяется суммой взятки, ущербом, который нанесен государству, а также обстоятельствами – была ли создана преступная группа, сколько аналогичных эпизодов зафиксировано, привлекались ли обвиняемые по аналогичным преступлениям ранее и т.д.

Владимир Путин предложил ввести в УК наказание за «откаты»

Президент РФ внес в Госдуму законопроект об усилении уголовной ответственности в сфере госзакупок. Документ есть в электронной базе данных нижней палаты парламента. Глава государства предложил дополнить Уголовный кодекс новыми статьями:

«Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»

и «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Также предусмотрена ответственность за

«провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»

Сейчас преступления, связанные с так называемыми откатами при госзакупках, квалифицируются по статьям о хищениях чужого имущества, злоупотреблениях полномочиями, о коммерческом подкупе, даче и получении взятки, говорится в пояснительной записке. Но ряд нарушений, связанных с целями осуществления


Похожие записи:

Добавить комментарий