Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое КФХ. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.
2.товарищество на вере (коммандитное товариществ – объединение капиталов) п.3. ст. 66 ГК РФ
Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, вкладчиками же в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица (п.4 ст.66 ГК РФ).
Хозяйственные товарищества могут быть (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ и другими законами.
Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Полное товарищество. Полным признается такое хозяйственное товарищество, участники которого, во-первых, осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и, во-вторых, субсидиарно несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69 ГК). Если же у участника полного товарищества отсутствует личное имущество, в связи с чем кредиторы для покрытия его личных долгов обращают взыскание на его долю в складочном капитале товарищества, его участие в полном товариществе прекращается (ст. 80 ГК). Несмотря на наличие индивидуальной имущественной ответственности участников по долгам такого объединения, в русском гражданском праве оно традиционно признавалось юридическим лицом. В этом качестве оно принципиально отличается от простого товарищества, которое является договором о совместной деятельности (ст. 1041 ГК).
Ответственность полных товарищей по долгам товарищества личным имуществом делает излишним предъявление каких-либо особых требований к складочному капиталу товарищества, ибо важнейшей гарантией погашения возможных долгов становится имущество каждого из товарищей. Поэтому закон не требует наличия у товарищества обязательного минимума имущества, хотя определенный складочный капитал у него должен быть и фактически всегда имеется. Кроме того, ответственность полных товарищей объясняет указание в фирменном наименовании полного товарищества имен (или фирменных наименований) его участников (п. 3 ст. 69 ГК).
Полное товарищество создается на основании учредительного договора, который должен быть подписан всеми его участниками (выражающими тем самым свою волю на создание товарищества и на свое участие в нем). С момента государственной регистрации этого договора товарищество возникает как юридическое лицо.
Ведение дел полного товарищества может осуществляться как традиционным способом — каждым из его участников, так и по их воле, прямо выраженной в учредительном договоре, всеми участниками совместно (т.е. по их обязательному согласию на совершение каждой сделки товарищества) либо одним или несколькими отдельными, наиболее опытными участниками (п. 1 ст. 72 ГК). В последнем случае остальные участники товарищества при необходимости совершения сделок от его имени должны получить доверенность от таких ответственных за ведение общих дел товарищей. Вместе с тем контрагенты товарищества не обязаны знать о возможных ограничениях правомочий отдельных участников товарищества. При заключении сделки им достаточно удостовериться в том, что они имеют дело с одним из полных товарищей, предполагая, что он вправе действовать от имени товарищества. Поэтому сделки, заключенные от имени товарищества любым его участником, будут действительными, если только само товарищество не сможет доказать, что контрагент по сделке знал или должен был знать об отсутствии правомочий у конкретного участника.
Изменение состава участников влечет прекращение деятельности товарищества (ч. 2 ст. 81 ГК). Однако этого может и не произойти, если учредительным договором или соглашением остающихся участников товарищества предусмотрено продолжение его деятельности и в данной ситуации (п. 1 ст. 76 ГК).
Товарищество на вере представляет собой такое объединение лиц, в котором одни участники осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и при этом солидарно отвечают своим личным имуществом по его долгам, т.е. являются полными товарищами (и составляют полное товарищество внутри коммандитного), в то время как другие лишь вносят вклады в имущество товарищества, не участвуя непосредственно в его предпринимательской деятельности, и несут только риск их утраты (вкладчики, коммандитисты) (п. 1 ст. 82 ГК). Две категории участников: полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). Включение в фирменное наименование коммандиты имени (наименования) вкладчика автоматически ведет к превращению его в полного товарища и, следовательно, к его неограниченной солидарной ответственности по долгам товарищества (п. 4 ст. 82 ГК). Ведь указание имени участника в фирменном наименовании товарищества всегда служит важным ориентиром для потенциальных кредиторов.
По тем же причинам, что и в полном товариществе, единственным учредительным документом коммандиты остается учредительный договор, подписываемый всеми полными товарищами, и только ими (п. 1 ст. 83 ГК).
Крестьянское (фермерское) хозяйство. КФХ может быть образовано как без юрлица, так и являться юрлицом. В сельском хозяйстве предпринимательская деятельность без образования юридического лица может осуществляться в форме ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Если в деятельности хозяйства участвуют трудоспособные члены его семьи, другие родственники и иные лица, то они предпринимателями не являются. В качестве предпринимателя выступает только глава крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК). Ст. 257 ГК устанавливает режим общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства если законом или договором между членами хозяйства не определено иное.
Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство (ст. 86.1).
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации.
Крестьянское (фермерское) хозяйство как юрлицо основывается на членских отношениях (объединение вкладов членов КФХ). Членами КФХ являются как родственники каждого из супругов (члены семьи), количество которых не ограничено, так и не родственники, количество которых не должно превышать 5 человек. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, образованное вкладами членов, принадлежит ему на праве собственности.
При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
Фермерские хозяйства могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.
КФХ — это физическое лицо?
Так все-таки КФХ — это юридическое или физическое лицо?
Согласно п. 5 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься деятельностью в области сельского хозяйства на основе соглашения о создании КФХ, не образуя при этом юридическое лицо.
Этому положению корреспондируют:
- Ст. 4 закона № 74-ФЗ, согласно которой граждане, решившие создать (зарегистрировать) КФХ, составляют между собой соглашение, в котором указывается глава КФХ и члены фермерского хозяйства.
- Ст. 17 закона № 74-ФЗ, согласно которой глава КФХ является официальным представителем КФХ, может действовать от его имени и в его интересах без доверенности.
- Пп. 15, 34 Адм. регламента, утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н, в соответствии с которыми для регистрации фермерского хозяйства в ФНС по месту жительства главы КФХ подаются документы, в результате чего в ЕГРИП вносится запись о регистрации КФХ, а заявителю на руки дается лист записи в ЕГРИП.
Как вести бухучет в КФХ
Организация бухучета в КФХ зависит в первую очередь от правовой формы хозяйства. КФХ можно создать в виде юридического лица или без его образования. Во втором случае глава КФХ должен быть зарегистрирован, как ИП (п. 1 ст. 86.1 и п. 5 ст. 23 ГК РФ).
ИП формально может не заниматься бухгалтерией, если ведет налоговый учет. Однако сельхозпроизводство — сложный процесс и в большинстве случаев одного налогового учета для контроля и управления бизнесом будет мало. В частности, без полноценной бухгалтерии сложно рассчитать себестоимость сельхозпродукции или провести инвентаризацию.
Организации обязаны вести бухучет, но могут делать это в упрощенном формате, если относятся к малому бизнесу (п. 4 ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Общие подходы к организации бухучета в КФХ изложены в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 20.01.2005 № 6. В документе есть регламенты, как для полного, так и для упрощенного бухучета. Конкретные методы учета каждое хозяйство выбирает самостоятельно с учетом закона № 402-ФЗ, нормативных актов Минфина и специфики своей деятельности.
Как вести налоговый учет КФХ при ЕСХН
ЕСХН разработан специально для сельхозпредприятий, но использовать его могут только те КФХ, которые не менее 70 % доходов получают от сельскохозяйственной деятельности. В эту сумму могут быть включены и доходы, полученные от оказания услуг другим сельхозпроизводителям (ст. 346.2 НК РФ).
База для начисления сельхозналога — разница между доходами и расходами, которые определяются кассовым методом, т.е. по мере поступления выручки или оплаты поставщикам.
КФХ в форме юридического лица ведут расчет налоговой базы для ЕСХН по данным бухгалтерского учета. Регистры бухучета необходимо адаптировать к расчету налога с учетом кассового метода и других особенностей (п. 8 ст. 346.5 НК РФ).
Предприниматели на ЕСХН должны использовать специальную книгу учета доходов и расходов (приказ Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н).
ИП и организации на ЕСХН с годовой выручкой от 60 млн руб. обязаны платить в бюджет еще и НДС. Поэтому они должны выставлять покупателям счета-фактуры, а также вести книги покупок и продаж. Формы регистров налогового учета для НДС утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
КФХ может быть организовано, как в виде юридического лица, так и в формате ИП. Предприниматели не обязаны вести бухучет, но в силу специфики сельского хозяйства без полноценного учета им будет сложно управлять бизнесом. При ведении бухучета в КФХ нужно учитывать особенности сельскохозяйственного производства.
Организация налогового учета зависит от выбора системы налогообложения. Для КФХ в общем случае доступны все налоговые режимы — ЕСХН, УСН (АУСН), ПСН и ОСНО. Здесь надо учитывать правовую форму, лимиты по выручке, другие ограничения, а также выгоду конкретного варианта с учетом особенностей бизнеса.
Для каждого налогового режима законодательством утверждены либо формы учетных регистров, либо общие правила их составления.
Регистрация КФХ в качестве юридического лица: пошаговая инструкция
Государственная регистрация фермерского хозяйства производится в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденным Приказом ФНС России от 13.01.2020 года № ММВ-7-14/12@.
В целях государственной регистрации указанных субъектов предпринимательской деятельности ФНС России издан Приказ от 31.08.2020 года № ЕД-7-14/617@, в который специальная форма заявления о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица не включена, поскольку порядок государственной регистрации таких хозяйств действующим законодательством РФ не установлен.
Легальное понятие акционерного общества содержится в п. 1 ст. 96 ГК: акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Наиболее значимые черты акционерного общества:
— акционерное общество является чисто капиталистическим объединением, открытой корпорацией;
— акционерное общество является инструментом привлечения денежных средств больших неопределенных групп лиц;
— правовой режим акционерного общества построен на исключительно императивном методе регулирования, удельный вес диспозитивных норм ничтожно мал.
Правовое положение акционерного общества определяется нормами ГК, а также Законом об акционерных обществах. Кроме того, в связи с тем, что способом присвоения корпоративных прав является ценная бумага — акция, на правовое положение акционерного общества прямое воздействие имеет «ценнобумажное» право.
В соответствии с законом выделяются два вида акционерных обществ — публичное и непубличное.
Публичным является акционерное общество, акции которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК). Все иные акционерные общества являются непубличными.
В отношении публичного акционерного распространяются повышенные меры государственного контроля, именно такое общество публично раскрывает значительный объем информации о своей деятельности. Причиной такого подхода является источник формирования имущества публичного общества: публичное акционерное общество предлагает неопределенному кругу лиц приобрести его акции за деньги, т.е. стать акционером в обмен на корпоративные права, прежде всего потенциальную неочевидную возможность получения дохода в виде дивидендов.
При создании акционерного общества формируется уставный капитал, минимальный размер которого для публичных акционерных обществ составляет 100 тыс. руб., для непубличных — 10 тыс. руб. Особенностью формирования уставного капитала акционерного общества является способ размещения акций, который заключается в выполнении предписаний законодательства о рынке ценных бумаг, касающихся регистрации выпуска (эмиссии) акций и оплаты таковых. Регистрацию выпусков ценных бумаг осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Все последующие операции с уставным капиталом (как увеличение, так и уменьшение) также осуществляются в соответствии с требованиями законодательства о рынке ценных бумаг и связаны с регистрацией выпусков акций. Существо процедуры регистрации выпусков акций сводится к проверке Банком России условий такого выпуска, обеспеченности выпускаемых акций действительным наполнением имуществом и выдаче разрешения на допуск таких акций для оборота на рынке ценных бумаг.
Поскольку в уставном капитале акционерного общества может участвовать значительное число лиц, зачастую уставный капитал является «распыленным», «дисперсным», степень корпоративного контроля каждого отдельного акционера — незначительной, в связи с чем акционеры могут объединяться в группы для совместного осуществления прав по акциям. Формой закрепления взаимных прав и обязанностей для совместного осуществления таковых является акционерное соглашение (ст. 32.1 Закона об акционерных обществах).
Поскольку акционерное общество является капиталистическим объединением, прекращение участия в нем допустимо исключительно путем продажи акций. По общему правилу состав акционеров меняется помимо и против воли акционерного общества (акции находятся в свободном обороте). Возможность исключения акционера из непубличного акционерного общества, установленная абз. 4 п. 1 ст. 67 ГК, по смыслу правовой природы такой корпорации должна применяться в виде исключения и не должна иметь широкого распространения.
В публичном акционерном обществе обязательными являются четыре органа: высший орган — общее собрание акционеров, орган управления и контроля — совет директоров, исполнительный орган и контрольный орган — ревизионная комиссия.
В публичном акционерном обществе обязательно создается совет директоров. В непубличном акционерном обществе функции совета директоров может осуществлять общее собрание акционеров.
ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).
Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).
Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).
Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.
Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).
В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).
Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.
Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.
Особенности правового положения казенного, бюджетного учреждений и частного учреждения определены соответственно в нормах БК и Закона о некоммерческих организациях, автономного учреждения — Закона об автономных учреждениях. Кроме того, правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осу��ествляемых ими функций и видов деятельности, определяется в многочисленных федеральных законах, в том числе не являющихся специальными Законами об учреждениях: «Об образовании в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.
Наличие прав и обязанностей
Хозяйство имеет право на:
- Самостоятельную деятельность;
- При наличии статуса юрлица реализовывать право собственности на продукцию;
- Использовать в личных целях полезные ископаемые;
- По согласованию с администрацией заниматься строительством;
- Получать компенсацию за удобрение земли в случае ее изъятия;
- Проводить мелиорацию и строительство искусственных водоемов;
- Являться арендодателем;
- Требовать установление или устранение сервитута.
Его обязательства:
- Использовать земли только в целевом направлении;
- Вести охрану земли;
- Платить пошлину за землю;
- Осуществлять деятельность только на своей территории;
- Своевременно рассчитываться по платежам любого уровня.
Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г.
Такая правовая форма была предусмотрена Законом РСФСР 1990 года. Закон регламентировал деятельность в образованном фермерском хозяйстве и имущественные отношения его членов.
КФХ – самостоятельный субъект хозяйствования с правами юридического лица, представленный одним гражданином, членами семьи или лицами, осуществляющими производственные работы, деятельность по переработке и реализации сельхозпродукции на основе использования имущества, находящихся в их пользовании земельных участков.
Земельные участки могли быть взяты в аренду, находиться в пожизненно наследуемом имуществе или в собственности. Главой хозяйства являлся один из членов коллектива совместно ведущего хозяйство, дееспособный, трудоспособный человек.
Следует особо сказать, что право открывать КФХ имел каждый каждый совершеннолетний гражданин, имеющий опыт работы в с/х и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку.
Статус юридического лица КФХ приобретало после регистрации в гос. органе.
Налогообложение фермерской деятельности
При выборе системы налогообложения учитывается специфика деятельности КФХ, предполагаемый доход, оборот и другие факторы. ОСНО чаще всего используется при утрате права на ЕСХН или упрощенку. Режим является базовым. При регистрации он выбирается автоматически. Для перехода на УСН или сельхозналог налогоплательщик подает соответствующее заявление в ИФНС в установленный срок.
Кому доступны спецрежимы? Всем фермерским хозяйствам, которые соответствуют условиям, установленным действующим законодательством. Для применения УСН, например, есть ограничения по обороту, величине ОС, среднесписочной численности. Применение ЕСХН возможно при определенном размере доли сельскохозяйственной продукции.
Признание доходов и расходов при упрощенке и сельхозналоге осуществляется кассовым методом. При ОСНО может использоваться метод начисления. Основным налогом при УСН является налог, заменяющий налог на прибыль, НДС. При ЕСХН КФХ платит сельхозналог. Хозяйства на ОСНО рассчитывают налог на прибыль и другие налоги.
Налоговая база при упрощенке может определяться с учетом доходов или разницы между доходами и расходами. Для пользователей ЕСХН доступен один способ ее определения – доходы минус расходы. Аналогичным способом определяется налоговая база при ОСНО.
Чаще всего фермерские хозяйства работают на сельхозналоге. Это обусловлено наличием ряда преференций, в том числе по уплате отдельных налогов (НДС, имущественного и других). Также к преимуществам режима стоит отнести упрощенный порядок отчетности и ведения бухучета.