Отправить пояснения к НД по НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отправить пояснения к НД по НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Опасаясь углубленных «камералок», многие компании переносят вычет НДС на будущие периоды, чтобы исполнить норматив, несмотря на то что он не является для налогоплательщиков обязательным.

Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540-О).

В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам кон-
трагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.

Превышение допустимой доли вычетов

Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года

Регион I квартал II квартал Динамика*
Российская Федерация в том числе: 88,8 88,4 –0,4
Центральный федеральный округ
Белгородская область 90,0 88,6 –1,4
Брянская область 89,3 90,1 0,8
Владимирская область 86,1 83,6 –2,5
Воронежская область 91,2 91,7 0,5
Ивановская область 91,5 91,6 0,1
Калужская область 88,3 89,3 1,0
Костромская область 87,7 87,7 0,0
Курская область 94,5 91,7 –2,8
Липецкая область 104,3 104,2 –0,1
Московская область 88,3 88,9 0,6
Орловская область 88,1 89,4 1,3
Рязанская область 88,3 88,4 0,1
Смоленская область 91,1 92,7 1,6
Тамбовская область 95,2 93,6 –1,6
Тверская область 87,2 87,8 0,6
Тульская область 96,8 96,3 –0,5
Ярославская область 86,5 89,3 2,8
город Москва 88,8 89,4 0,6
Северо­Западный федеральный округ
Республика Карелия 71,3 70,2 –1,1
Республика Коми 80,0 77,0 –3,0
Архангельская область 85,4 91,2 5,8
Вологодская область 99,7 102,2 2,5
Калининградская область 63,9 64,3 0,4
Ленинградская область 90,2 91,8 1,6
Мурманская область 185,7 161,9 –23,8
Новгородская область 96,2 97,8 1,6
Псковская область 92,1 91,5 –0,6
город Санкт­Петербург 88,4 88,4 0,0
Ненецкий АО 110,8 108,0 –2,8
Северо­Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 85,4 84,4 –1,0
Республика Ингушетия 95,7 93,6 –2,1
Кабардино­Балкарская Республика 90,8 91,5 0,7
Карачаево­Черкесская Республика 91,0 88,6 –2,4
Республика Северная Осетия — Алания 86,6 87,9 1,3
Чеченская Республика 96,8 95,1 –1,7
Ставропольский край 93,5 91,7 –1,8
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 87,4 85,5 –1,9
Республика Калмыкия 116,3 87,0 –29,3
Республика Крым 87,8 86,4 –1,4
Краснодарский край 91,6 91,8 0,2
Астраханская область 78,5 76,6 –1,9
Волгоградская область 93,6 87,7 –5,9
Ростовская область 95,0 95,2 0,2
город Севастополь 83,1 81,9 –1,2
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 93,1 93,3 0,2
Республика Марий Эл 89,6 90,4 0,8
Республика Мордовия 89,3 90,4 1,1
Республика Татарстан 92,0 91,3 –0,7
Удмуртская Республика 82,3 79,4 –2,9
Чувашская Республика 82,4 84,6 2,2
Кировская область 84,8 85,4 0,6
Нижегородская область 92,5 90,2 –2,3
Оренбургская область 75,3 72,1 –3,2
Пензенская область 87,6 86,9 –0,7
Пермский край 86,3 81,5 –4,8
Самарская область 84,3 82,9 –1,4
Саратовская область 86,8 86,8 0,0
Ульяновская область 88,0 90,0 2,0
Уральский федеральный округ
Курганская область 85,2 85,1 –0,1
Свердловская область 91,6 91,6 0,0
Тюменская область 84,2 82,2 –2,0
Челябинская область 89,9 89,8 –0,1
Ханты­Мансийский АО — Югра 66,8 60,4 –6,4
Ямало­Hенецкий АО 75,9 69,7 –6,2
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 90,0 88,9 –1,1
Республика Тыва 81,3 88,9 7,6
Республика Хакасия 85,6 84,5 –1,1
Алтайский край 89,0 88,1 –0,9
Красноярский край 83,4 81,6 –1,8
Иркутская область 78,9 79,7 0,8
Кемеровская область — Кузбасс 93,8 92,6 –1,2
Новосибирская область 88,6 89,1 0,5
Омская область 88,2 84,1 –4,1
Томская область 73,6 74,5 0,9
Дальневосточный федеральный округ
Республика Бурятия 93,1 92,6 –0,5
Республика Саха (Якутия) 86,9 87,2 0,3
Приморский край 97,7 96,3 –1,4
Хабаровский край 90,8 89,1 –1,7
Амурская область 143,9 137,1 –6,8
Камчатский край 91,3 95,9 4,6
Магаданская область 100,5 103,4 2,9
Сахалинская область 91,9 92,8 0,9
Забайкальский край 98,0 99,3 1,3
Еврейская автономная область 86,2 83,3 –2,9
Чукотский АО 124,1 149,4 25,3
БАЙКОНУР 75,2 72,5 –2,7
Читайте также:  На Камчатке пенсионерам увеличили компенсации за отдых в санаториях

* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.

При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.

Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.

Как отсрочить представление пояснений

На представление пояснений или уточненной декларации по требованию у налогоплательщика в распоряжении пять рабочих дней. В отличие от требований на предоставление документов, отсрочка по представлению пояснений не предусмотрена (п.3 ст. 93, п.5 ст.93.1 НК РФ, приказ ФНС РФ от 25.01.2017 г. №ММВ-7-2/34@).

Однако компании могут в целом продлить на законных основаниях сроки для дачи пояснений к требованию. Напомним, что квитанцию о получении требования налоговиков, компания должна отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней. А пятидневный срок для дачи пояснений начинает исчисляться с даты отправки квитанции в налоговую инспекцию о получении требований.

В требовании из инспекции о даче объяснений по НДС обязательно должны быть сформулированы причины его выставления:

  • невыполнение контрольных соответствий;
  • разночтение данных с данными контрагентов;
  • не записанные в книгу продаж сведения (письмо ФНС от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752).

В требованиях налоговой о представлении пояснений по НДС обязательно указываются коды выявленной налоговиками ошибки.

Код ошибки

Значение кода

Возможные причины

1

Отсутствие в декларации контрагента (КА) записи о данной операции

КА не представил отчет по налогу.

КА сдал нулевую отчетность.

Допущены ошибки в записях по счету-фактуре у вас или вашего КА

2

Расхождение данных в разделах 8 и 9 (книгах покупок/продаж или доплистах к ним)

Есть ошибки в вычетах по авансовым счетам-фактурам.

КА не отразил авансовый счет-фактуру

3

Расхождение данных в разделах 10 и 11 (журналах выставленных/полученных счетов-фактур)

Имеют место несоответствия при отражении посреднических операций между отчетами вашим и вашего КА

4

Ошибка в какой-либо графе отчетности

Номер графы с ошибкой указан в скобках

Рубрика «Вопрос – ответ»

Вопрос №1. ООО «Сателлит» получило требование по пояснению ошибок, которые привели к занижению налоговой базы НДС. После сверки документов и перерасчетов, проведенных «Сателлитом», наличие ошибки подтвердилось, то есть фирма действительно занизила сумму налога к оплате. Каким образом «Сателлиту» необходимо откорректировать сумму налога? Как правильно составить ответ на требование?

В данном случае «Сателлиту» необходимо подать уточненную налоговую декларацию с указанием корректной суммы налога к оплате. Пояснение на требование предоставлять не нужно. Срок подачи «уточненки» — 5 дней с момента отправки квитанции о приеме требования.

Вопрос №2. В ходе проверки ФНС выявлены расхождения между данными декларации ООО «Курс» с информацией, указанной контрагентом. 12.07.17 «Курсу» направлено требование. В ходе изучения документов бухгалтером «Курса» выявлено, что счет-фактура, указанная в декларации контрагента, «Курсом» фактически выставлена не была (операция отсутствует). Как бухгалтеру «Курса» правильно составить ответ на требование?

Факт неподтвержденной сделки необходимо отразить в таблице, форма которой утверждена приказом ФНС (ММВ-7-2/189 от 08.05.15). В таблице следует указать сумму операции, которая не подтверждается, данные контрагента (ИНН), дату и номер счета-фактуры.

Опасаясь углубленных «камералок», многие компании переносят вычет НДС на будущие периоды, чтобы исполнить норматив, несмотря на то что он не является для налогоплательщиков обязательным.

Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540‑О).

В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.

Ответ на требование № 5/54 от 06.08.2018
о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/54 от 06.08.2018 поясняет следующее. Сумма налога и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 5 200 100 руб.

Расхождение с данными контрагента ООО «Лютик» возникли из‑за переноса вычета по НДС в сумме 515 000 руб. со II квартала 2018 года
на III квартал 2018 года.

Контрагент ООО «Лютик» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 29.06.2018 № 4512 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года.

Компания, пользуясь правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ, заявит вычет по указанному счету-фактуре в III квартале 2018 года.

При переносе вычетов компании нужно иметь в виду, что нельзя переносить:

  • вычет с аванса («отработанный» аванс, возврат аванса);
  • «командировочные» вычеты;
  • вычеты покупателя, исполняющего функции налогового агента;
  • вычет по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал (письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@, Минфина России от 17.11.2016 № 03‑07‑08/67622, от 09.10.2015 № 03‑07‑11/57833, от 21.07.2015 № 03‑07‑11/41908, от 09.04.2015 № 03‑07‑11/20290).

Высокая доля вычетов НДС

Компании получат требования налоговиков, если заявляют высокую долю вычетов.

На сегодняшний день налоговики применяют норматив, утвержденный Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Налоговый вычет по НДС не должен превышать:

– 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев;

– долю вычета НДС по региону.

Приведем образец ответа на подобный запрос.

Ответ на требование № 5/53 от 06.08.2018
о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/53 от 06.08.2018 поясняет следующее. Высокий удельный вес вычетов в декларации по НДС за II квартал 2018 года обусловлен такими факторами:

1. Основным видом деятельности компании является оптовая продажа и хранение в резервуарах нефтепродуктов. Основной объем закупаемых нефтепродуктов приходится на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу. В силу сложной экономической ситуации торговля нефтепродуктами была заморожена в период с марта по апрель 2018 года. Торговля возобновилась лишь с мая 2018 года. Поэтому компания приобретала значительное количество нефтепродуктов для последующей продажи, что и обусловило рост вычетов НДС.

2. Цены на нефтепродукты неуклонно росли, а договоры поставки нефтепродуктов были заключены на фиксированные цены. В связи с этим компания в данный период понесла убытки. Кроме того, в связи с неопределенностью на рынке нефтепродуктов сократились объемы продаж. Из-за снижения покупательского спроса выручка от реализации товаров во II квартале 2018 года снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 35 %.

3. В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения договора с новыми АЗС. Это должно привести к уменьшению доли вычетов НДС и увеличению облагаемой НДС выручки.

Какой срок для ответа на требование?

Обычно в требовании указывается срок, до которого необходимо предоставить информацию или запрашиваемые документы. Как правило, на представление документов дается от 5 до 10 дней, на дачу пояснений — 5 дней.

Требование ИФНС может прийти по почте или в электронной форме. А еще его могут вручить налогоплательщику при личном визите в ИФНС.

Способ получения требования также влияет на сроки для ответа.

  • При получении требования по ЭДО нужно оповестить налоговую о его получении в течение 6 рабочих дней, иначе заблокируют расчетный счет. После приема начинает течь срок для ответа на требование.

  • Если требование пришло по почте, то нужно ответить на 6-ой рабочий день после получения. Если требование пришло с задержкой, ни в коем случае не выбрасывайте конверт. Опираясь на даты почтовых штампов, вы легко сможете доказать, что сроки ответа на требование не нарушены.

  • Если ИФНС вручает требование лично, то срок для ответа начинает течь с момента вручения.

Получается, что в рамках ЭДО у налогоплательщика могут быть 6 дополнительных дней, для подготовки ответа.

В случае, если по каким-либо причинам невозможно предоставить истребуемое документы в течение установленного срока, надо письменно уведомить ИФНС об этом с указанием причин. Причем сделать это нужно в течение дня, следующего за днем получения требования.

Для требований, представленных в рамках камеральной налоговой проверки, действуют иные сроки:

  • общий срок — 10 дней;

  • 20 дней при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков;

  • 30 дней при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет.

Обычно в требовании указывается срок, до которого необходимо предоставить информацию или запрашиваемые документы. Как правило, на представление документов дается от 5 до 10 дней, на дачу пояснений — 5 дней. Требование ИФНС может прийти по почте или в элек

Проблема: у нас на обслуживании находилась Компания А, которой поступило требование от налоговой о предоставлении документов. В числе запрашиваемых документов необходимо было представить закрывающие документы по сделке (акты выполненных работ). Проблема заключалась в том, что контрагент (Компания Б), который должен был предоставить нашему клиенту закрывающие документы по сделке, их не предоставил из-за увольнения бухгалтера.

Следует отметить, что Компания Б не является фирмой-однодневкой, и непредставление закрывающих документов с их стороны было просто неудачным стечением обстоятельств, связанным с увольнением главбуха. В свою очередь, проверка со стороны налоговой возможно была связана с выявлением недобросовестных сделок, проводимых Компанией Б, т. к. движение денежных средств по счетам проходило, а отчетность вовремя не сдавалась.

Решение проблемы: чистота совершенной сделки была доказана. Мы своими силами восстановили закрывающие документы и передали их на подпись в Компанию Б. Директор Компании Б подписал акты и передал возвратные экземпляры. Таким образом, нам удалось собрать все запрашиваемые документы и исполнить обязанность по предоставлению документов и ответу на требование.

Как ИФНС проверяет декларации?

НДС-отчеты всех российских компаний и предпринимателей попадают в единую базу данных. Прежде всего они проверяются на внутренние ошибки. Существуют соотношения между значениями определенных строк декларации по НДС, которые должны исполняться. Если этого не происходит, значит, отчет содержит ошибку. При этом налогоплательщику автоматически будет направлено требование представить пояснение к декларации по НДС.

Далее проводится внешняя проверка отчетов в разрезе каждой сделки. Для этого по заказу ФНС был разработан специальный программный комплекс. По операции, отраженной в декларации покупателя, система находит контрагента. Затем информация из раздела 9 декларации поставщика сравнивается с тем, что покупатель отразил по той же операции в разделе 8 своего отчета.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры 2022

Подача уточненной декларации

Если ошибки, выявленные налоговым органом, подтвердились, возможно, придется подавать уточненную декларацию по НДС. Это необходимо в тех случаях, когда некорректные данные привели к уменьшению налоговой базы либо к завышению вычета. То есть если ошибка вызвала уменьшение суммы НДС к уплате, уточненная декларация должна быть подана обязательно. Сделать это нужно в тот же срок, который отведен на пояснение, то есть в течение 5 рабочих дней после получения требования. Но перед подачей «уточненки» следует уплатить недостачу по НДС, а также пени за просрочку, что повысит шансы избежать штрафа.

В тех случаях, когда некорректная информация в декларации не вызвала уменьшение НДС к уплате, уточненную декларацию можно не подавать. Достаточно будет направить в ИФНС пояснение.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Цель пояснений по убыткам в налоговую — обосновать их размер и раскрыть причины возникновения. Соответственно, в пояснительной записке следует:

  1. На цифрах показать, за счет чего образовался отраженный в декларации убыток (то есть привести детализацию доходов и расходов).
  2. Пояснить, что к нему привело. Разумеется, причины у каждой компании свои. К примеру, ими могут быть:
  • сокращение объема производства или продаж из-за кризиса, нестабильной ситуации на рынке и в экономике;
  • вынужденное понижение цен на продукцию и товары из-за падения спроса;
  • рост затрат в связи со снижением курса рубля по отношению к иностранным валютам;
  • крупные затраты (ремонт, приобретение оборудования, применение амортизационной премии, инвестиции и т. п.).

Все указываемые в пояснениях причины лучше подтвердить документально, например, выписками из налоговых и бухгалтерских регистров или иными документами (п. 4 ст. 88 НК РФ). Это предотвратит дальнейшие вопросы налоговиков.

Когда налоговая запрашивает пояснения

Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:

  • Причина 1 — «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.

  • Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.

  • Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.

Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.

Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки. В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Пояснения в налоговую по ндс (образец)

Налоговик вправе запросить пояснения с расчетом и документами, на основании которых плательщиком снижена сумма налоговых обязательств.Помимо пояснений НДС-декларации, налоговики нередко дают запросы относительно уточнения данных, указанных в декларации по налогу на прибыль. Как и в ситуации с НДС, в случае подачи «уточненки» с суммой налога в сторону уменьшения, ФНС вправе запросить пояснения и документы. Кроме того, органы ФНС запрашивают обоснования в случае подачи «убыточной» декларации.

Справедливости ради отметим: если Вы подали «уточненку» с уменьшением налога или предоставили декларацию с убытками, то ФНС запросит у Вас пояснения практически в 100% случаев. Действия ФНС в подобных ситуациях объясняются просто. Во-первых, убытки, отраженные в декларации, могут быть фиктивными с целью снижения налоговых обязательств.

О проблематике ситуации

Налоговый кодекс в статье 176 кратко описывает всю процедуру возврата НДС плательщику из бюджета. Нужно учитывать, что возврат НДС считается довольно серьезной и сложной процедурой, если сравнивать его с применением нулевой ставки НДС или же с зачетом налога.

Но сугубо с теоретической точки зрения процедура достаточно проста и ясна. Правда, практика идет по иному пути.

Возврат налогов плательщикам, конечно же, не выступает в качестве одного из профильных направлений деятельности налоговых органов. Следовательно, эти органы абсолютно не спешат возмещать НДС.

Часто причиной отказа в возмещении становится неправильное оформление поставщиком-контрагентом налогоплательщика первичных документов.

Соответственно, налогоплательщику нужно тщательно проверять правильность оформления счет-фактур во избежание трудностей впоследствии.


Похожие записи:

Добавить комментарий