Как вести воинский учёт в организации: пошаговая инструкция 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести воинский учёт в организации: пошаговая инструкция 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Актуальная пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2021 году включает в себя и такое отдельное направление, как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении лицам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки и от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение, в том числе порядок бронирования организацией граждан, пребывающих в запасе, и контроль за этим осуществляет межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования лиц, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Иногда решения принимаются на уровне субъекта, как это делает Крым или Севастополь. Впоследствии это решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

Как вести воинский учёт: алгоритм

  1. Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
  2. Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
  3. Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
  4. Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
  5. Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
    • мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
    • военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
  6. Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.

    Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.

  7. Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
  8. В организации должны иметься:

  • приказ о воинском учёте;
  • план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
  • картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
  • журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
  • расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
  • переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
  • списки граждан, пребывающих в запасе;
  • справочная информация;
  • прочие документы.
Читайте также:  Льготы ветеран мурманской области

Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.

Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.

  • Поставьте организацию на учёт. Это можно сделать в территориальной комиссии по бронированию граждан в запасе. Обычно такие комиссии располагаются при городских администрациях и районных управах. Для регистрации потребуется заполнить карточку организации по форме 18.
  • Оформите информационный стенд по воинскому учёту. Специальных правил по его оформлению нет, организация оформить его на своё усмотрение. Нужно разместить всю необходимую информацию для военнообязанных работников: нормативные документы, правила оформления документов воинского учёта, контакты ответственного специалиста.
  • Как вести карточки по воинскому учёту

    С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.

    Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).

    В карточках необходимо указывать:

    • личные данные сотрудников;
    • сведения о воинском учёте;
    • сведения о приёмах и об увольнениях.

    Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).

    Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.

    Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.

    В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:

    1. Офицеры запаса.
    2. Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
    3. Военнообязанные запаса женского пола.
    4. Призывники.

    Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.

    Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:

    • которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
    • снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.

    Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе

    Контроль состояния работы по бронированию лиц, пребывающих в запасе, осуществляется не реже одного раза в три года по решению руководителя контролирующего органа. Контроль проводится:

    • федеральными органами государственной власти — в организациях, находящихся в сфере ведения или деятельность которых связана с их деятельностью;
    • территориальными и районными комиссиями по бронированию ГПЗ — в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов государственной власти или деятельность которых связана с их деятельностью;
    • военными комиссариатами с привлечением территориальных и районных комиссий — во всех организациях.

    Кто относится к пребывающим в запасе

    Состав запаса Вооруженных Сил России формируется из числа дееспособных, вменяемых лиц, достигших совершеннолетия. Для всех военнообязанных обязательно проставляется группа учета РА в военном билете в установленном порядке. Этот документ имеет две разновидности:

    • для офицеров, уволенных в запас;
    • для солдат, мичманов, прапорщиков, сержантов и старшин.

    Мобилизационный запас необходим для увеличения численности армии в военное время, и он состоит из резерва и ресурса. Резервисты заключают контракт, требования к этой категории жестче, чем к гражданам из людского ресурса. Стоит уточнить: военнообязанный или невоеннообязанный — как можно определить? Человек считается военнообязанным, если он пригоден или ограниченно годен к армейской службе и если его возраст не превысил установленный законом ценз.

    Помимо военнослужащих, закончивших срочную службу и уволившихся по окончании контракта, запас формируется из следующих категорий граждан:

    • выпускников вузов, прошедших программу военной подготовки;
    • выпускников вузов, обучавшихся на военной кафедре;
    • граждан, получивших отсрочку от срочной службы;
    • уклонистов, достигших возраста 27 лет;
    • служивших на альтернативной службе;
    • женщин со специальностями, подлежащими военному учету.

    Запасник должен пройти военно-врачебную комиссию для определения степени его годности к службе. Гражданин в запасе – это не постоянный статус.

    Работа, проводимая по воинскому учёту в компаниях, подлежит инспектированию. В КоАП предусмотрены админнаказания за нарушения проведения регистрационных мероприятий по ВУ и регламентных обязанностей компетентного сотрудника.

    Применяемые санкции собраны в таблице:

    Вид нарушения Сумма, руб.
    Не произведено оповещение сотрудника о вызове его в военкомат 500-1000
    Сведения, поданные в военкомат, не соответствуют действительности 300-1000

    Степень выполнения возложенных обязанностей проверяется руководством. Для чего назначается внутренняя проверка. Деятельность рассматривается согласно нормативам, и найденные огрехи протоколируются. Ответственный устраняет найденные нарушения, чем позволяет администрации не попасть под штраф.

    Согласно обязанностям уполномоченный обязан вносить любые изменения, касающиеся данных о сотруднике. Для этого существует личная карточка. Информировать об изменениях также получает райвоенкомат.

    Читайте также:  Возврат излишне уплаченного налога

    Как определить перечень должностей, которые бронируются на предприятии?

    Работа по БГПЗ проводится в соответствии:

    1. указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
    2. постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
    3. с Конституцией Российской Федерации;
    4. федеральными законами;
    5. постановлениями и распоряжениями Межведомственной комиссии по вопросам БГПЗ;
    6. «Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в ОГВ, ОМСУ и организациях» (утвержденной Постановлением МВК по вопросам БГПЗ от 22.12.1999 N 144).

    Бронирование ГПЗ осуществляется: — по перечням должностей и профессий (утвержденный Постановлением МВК N 140 от 22 декабря 1999 г.); — персональное; — по постановлениям МВК.

    Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

    Актуальная пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2021 году включает в себя и такое отдельное направление, как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении лицам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

    Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки и от призыва на военные сборы.

    Нормативное и методическое обеспечение, в том числе порядок бронирования организацией граждан, пребывающих в запасе, и контроль за этим осуществляет межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

    Для бронирования лиц, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

    Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Иногда решения принимаются на уровне субъекта, как это делает Крым или Севастополь. Впоследствии это решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

    Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

    Ответственными лицами испорченные бланки СВУ сдаются для уничтожения в ВК не реже раза в квартал. Самостоятельно их уничтожать запрещено.

    Для начала разберемся с терминами и расскажем, что означает словосочетание «бронирование граждан, пребывающих в запасе». Здесь подразумевается комплекс процедур, проводимых в спокойное время с целью обеспечения компаний в период мобилизации и во время войны работниками из числа людей, пребывающих в запасе. Достигается это путем выдачи им отсрочек (отсрочка может предоставляться на срок до 6 месяцев) от призыва на военную службу (ВС), а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и спецформирований.

    Руководство данной работой осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, за организацию ответственен военный комиссариат. Сама процедура осуществляется на местах.

    В первую очередь бронирование ведется на предприятиях, имеющих мобилизационное задание и обеспечивающих жизнедеятельность населения района и функционирующих в неспокойное время. Списки таких фирм утверждаются территориальными комиссиями и через районные (городские) комиссии доводятся до военных комиссариатов. Эти списки в военных комиссариатах являются основанием для бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях.

    Чтобы доступным языком объяснить, что такое специальный воинский учет, представим себе положение военного времени. После проведения всеобщей мобилизации все мужчины и определенный контингент женщин, утвержденный положением о воинском учете, подлежат немедленному призыву для обеспечения защиты.

    К примеру, гражданин работает на оборонном предприятии. Он как никто другой нужен не в рядах армии, а на своей постоянной работе. Не привлекаются к службе научные деятели, связанные с разработкой в области военной промышленности.

    Теперь рассмотрим спецучет более канцелярскими терминами. Специальному учету подлежат лица, которые по утвержденному порядку бронируются на время мобилизации или в период военного положения. Эта бронь закрепляется за органами государственной власти, административными территориальными органами управления и некоторыми организациями. В частном порядке бронируются лица, пребывающие на службе в органах МВД, УФСИН, пожарной безопасности, контроля за оборотом наркотиков. Бронирование подразумевает отсрочку от армии на период мобилизации.

    Кроме кадрового делопроизводства, в организации должен вестись воинский учет. Увы, многие руководители не задумываются об этом.

    Основными нормативными актами, регламентирующими ведение воинского учета в организации, являются:

    — Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ);

    — Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

    — Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение);

    — Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»;

    Читайте также:  Как получить льготы ветеранам труда в Мурманске в 2022 году

    Воинский учет делится на общий и специальный. На специальном учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в ОВД, ГПС, учреждениях и органах УИС, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

    В отношении военнообязанных, работающих в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, состоящих на общем воинском учете, военные комиссариаты при наличии заявок указанных органов составляют планы по направлению таких военнообязанных для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

    Какие документы по воинскому учету должны быть в организации?

    Помимо нормативных актов, регламентирующих ведение воинского учета в организациях, на основании п. 39 Рекомендаций в организациях разрабатываются (ведутся):

    — приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе»;

    — план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

    — картотека личных карточек формы Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

    — журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

    — расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

    — служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

    — другие документы.

    Какие документы отнести к «другим», спросите вы? Отвечаем. Это всевозможные планы работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (разрабатывается по форме приложения 17 к Рекомендациям и согласовывается с военкоматом), акты приема-передачи документов, необходимых для работы по воинскому учету и бронированию граждан (п. 22 Рекомендаций), и пр.

    Основные требования по организации ВУ и бронирования граждан, пребывающих в запасе

    Организации, ведущие ВУ и осуществляющие бронирование, должны состоять на учете в органах местного самоуправления.

    Для ведения документов на предприятиях должны иметься специалисты. Исходить при этом нужно из следующих норм:

    • 1 рабочий — совместитель, — при наличии на ВУ менее 500 человек;
    • 1 работник — при наличии на ВУ от 500 до 2000 граждан;
    • 2 сотрудника — при наличии на ВУ от 2000 до 4000 лиц;
    • 1 работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на ВУ;
    • если в организации трудятся от 2000 до 4000 людей, подлежащих ВУ, то создается военно-учетный стол.

    Должностные обязанности специалиста по ведению ВУ и бронированию граждан определяются приказом директора, оформленного по форме, указанной в Приложении № 4 к «Методическим рекомендациям по ведению ВУ в организациях». Проект приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования. Также согласованию подлежат и дальнейшие кадровые изменения, касающиеся данного сотрудника.

    Какие обязанности возложены на таких специалистов? Они:

    • ведут бронирование лиц, пребывающих в запасе;
    • направляют ходатайства о предоставлении отсрочек;
    • выдают удостоверения;
    • проводят анализ обеспеченности компании трудовыми ресурсами;
    • своевременно предоставляют необходимые отчеты в городскую комиссию по бронированию ГПЗ и т. д.

    Определение и назначение бронирования граждан на предприятиях

    Мобилизация военнообязанных лиц, которые пребывают на учете ВС, происходит не одноразово, а постепенно. При этом привлекаются не все кандидаты, а только часть военных, которая соответствует заявленным требованиям (уровень подготовки и квалификация). Поэтому мобилизационная работа проводится в несколько потоков с отбором тех профессионалов, участие которых в текущих условиях необходимо.

    Основные положения по осуществлению бронирования предусматривают, что работодатель (юридическое лицо, принявшее на работу военнообязанного мужчину) имеет право представить документы, которые дают отсрочку призыва на установленный или неограниченный срок. Подача заявления и полного пакета сопутствующих документов будет целесообразна тогда, когда отсутствие профессионала на рабочем месте может существенно нарушить производственный процесс.

    Таким образом, бронирование военнообязанных лиц на предприятиях – субъективный анализ профессиональных качеств работника по каждой из поставленных задач и определение, где занятость гражданина будет нужнее.

    В период военного времени руководители предприятий имеют право подготовки документов на отсрочку. Но подача обращения не гарантирует, что заявление на бронирование будет удовлетворено.

    При осуществлении ВУ и бронирования предприятия должны руководствоваться:

    • Конституцией РФ (ст. 59);
    • Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 01.08.2018) «Об утверждении Положения о ВУ»;
    • ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 29.12.2017);
    • ФЗ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (ред. от 22.02.2017);
    • ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 03.08.2018);
    • Указом Президента РФ от 14.08.1992 № 890;
    • Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 156;
    • Инструкцией по бронированию граждан РФ от 03.02.2015 № 664;
    • Методическими рекомендациями Генерального штаба ВС РФ по ведению ВУ в организациях.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий