Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение объема аудита и оценка стоимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.
Срок и адресаты представления аудиторского заключения
Аудиторское заключение в настоящее время не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а нормами НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).
В ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) закреплена обязанность экономического субъекта представлять один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации организации.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ при представлении в орган государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется:
-
вместе с такой отчетностью либо
-
не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (смотрите дополнительно приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).
Этапы аудита и условия подачи аудиторского заключения
Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.
Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:
- подготовительный (предварительный) этап – получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
- проведение аудита – включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
- оформление заключения по итогам обязательного аудита – для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
- передача заключения заказчику – организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.
Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.
Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Комплексный аудит и его преимущества
Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.
Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:
- своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
- оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
- получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
- работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.
Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.
Условия осуществления аудиторских проверок
Меры аудита всегда принимаются в комплексе и определённой последовательности. Состоит он из следующих этапов:
- Планирование и организация процесса, во время которых происходит обсуждение условий сотрудничества с заказчиком, заключение договора на проведение работ, изучение аудитором специфики работы предприятия и разработка тактики действий;
- Сбор и анализ имеющейся информации, направленные на поиск доказательств и аудит контрольных средств. Регистрация данных при этом происходит с задействованием методов, упомянутых выше (выборочный, сплошной, комбинированный, документальный);
- Подведение итогов, которое предусматривает систематизацию полученных данных, составление отчёта и независимого заключения, которые передаются руководству компании, её собственнику или инвесторам в зависимости от того, кто из них является заказчиком.
В каких случаях требуется аудиторское заключение?
Бухгалтерская отчетность, подлежащая опубликованию должна включать аудиторское заключение (п. 10 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете) | С 1 января 2020 года обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности представляется только в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. |
Каждый пункт, который рассмотрен в общем плане, может быть подвергнут расширению, что более подробно приведено в программе аудита. Программа аудита отличается от плана аудита тем, что ее можно составить и согласовать после момента подписания договора. В процессе проверки в программу можно вносить согласованные изменения. Тем не менее, не рекомендуется вносить изменения в сроки проведения аудита и сумму выполнения работ.
Программу аудита формируют как по всем пунктам общего плана единовременно, так и в форме отдельных программ по каждому подпункту. В этом случае наименование процедуры вносится в заголовок. Такое составление документации считается дробным и оно не совсем привычно для российской практики аудита. Тем не менее, его принято считать более удобным в случае потребности внести изменения в документы. Примером может быть вариант оформления части программы аудита по разделу 2.7 общего плана аудита «Аудит денежных средств» (табл. 3).
Таблица 3. Примерная программа аудита
Аудиторская организация |
Проверяемый субъект |
|||
Лицензия №…, со сроком действия до… |
Вид деятельности |
|||
Реквизиты |
Реквизиты |
|||
№ пп |
Процедуры (работы) по общему плану |
Период с … по …. |
Ответст венный проверяющий |
Ответственный консультант (от компании) |
2.7 |
Денежные средства (сч. 50, 51,52, 55, 57, 58, 59 и др.) |
01.01.2017– 01.03.2017 |
Ф.И.О. |
Заместитель главного бухгалтера |
2.7.1 |
Кассовые операции |
|||
2.7.2 |
Операции по р/с |
|||
2.7.3 |
Движение денежных средств |
|||
2.7.4 |
Операции по валютным счетам |
|||
2.7.5 |
Операции по специальным счетам |
|||
2.7.6 |
Денежные средства в пути |
|||
2.7.8 |
Финансовые вложения |
|||
2.7.9 |
Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги |
|||
2.7. 10 |
Другие моменты, которые относятся к специфике работы предприятия |
|||
Подписи аудиторской компании, дата |
Подписи проверяемого субъекта, дата |
Программа аудиторской проверки и ее разработка проводится аудиторами самостоятельно при руководстве общим указаниям ФСАД, стандартами саморегулируемых объединений и внутрифирменными стандартами. РАссмотрим еще один вариант, как можно оформить программу аудита (табл. 4).
Характеристика программы
Программа позволяет выполнить полный гидравлический расчет системы, в рамках которого:
- Подбирает диаметры трубопроводов.
- Определяет гидравлические сопротивления отдельных участков с учетом гравитационного давления, являющегося следствием остывания теплоносителя в трубопроводах и потребителях тепла.
- Определяет общие потери давления в системе.
- Уменьшает избыток давления в участках посредством подбора предварительных настроек клапанов или подбора диаметра отверстия дроссельной шайбы. Учитывает необходимость обеспечения надлежащего гидравлического сопротивления участка.
- Подбирает настройки регуляторов перепада давления, установленных проектировщиком в выбранных им местах (основание стояка, ветвь системы, т.д.).
- Автоматически учитывает требования относительно авторитетов термостатических клапанов (соответствующий перепад давления на клапанах).
- Подбирает квартирные станции с теплообменниками
- Подбирает буферные накопители тепла, работающие с квартирными станцями
- Подбирает насосные группы.
- Подбирает насосы.
- Позволяет применять гидравлические стрелки.
- Позволяет применять спаренные коллекторы.
Программа позволяет выполнять тепловой расчет, в рамках которого:
- Определяет теплопоступления от трубопроводов, находящихся в помещениях.
- Определяет остывание теплоносителя в трубопроводах.
- Для указанной потребности в тепловой мощности определяет требуемые размеры отопительных приборов.
- Подбирает нужный расход теплоносителя, поступающего в существующие потребители тепла с учетом его остывания в трубопроводах, а также теплопоступления от трубопроводов (вариант регулирования существующей системы, напр., в утепленных зданиях).
- Учитывает воздействие остывания теплоносителя в трубопроводах на значение гравитационного давления в отдельных участках, а также на тепловоую мощность потребителей тепла.
- Определяет параметры проектируемых напольных отопительных приборов.
В программе возможно спроектировать следующие системы:
- Насосная система.
- Система трубопроводов: однотрубная, двухтрубная, смешанная.
- Тепло- или хладоноситель: вода, этиленгликоль, пропиленгликоль.
- Нижняя и верхняя разводка, системы с горизонтальной разводкой, коллекторные системы.
- Конвекционные, напольные или стеновые отопительные приборы.
- Автоматические воздухоотводчики (не должно быть воздуховыпускной системы).
- Обычные или термостатические радиаторные клапаны.
- Предварительная регулировка посредством использования клапанов с преднастройкой или дроссельных шайб.
- Стабилизация перепада давления путем использования дроссельных стабилизаторов.
- Возможность использования регуляторов расхода.
- База программы включает в себя данные по трубопроводам, арматуре и отопительным приборам.
В одном проекте можно одновременно использовать арматуру, трубопроводы и отопительные приборы различных производителей.
Программа С.О. дает возможность проектировать большие системы (даже 140 стояков и 12000 отопительных приборов). Поставляемая вместе с программой библиотека типовых фрагметов рисунков (блоков) таких как этажестояки, элементы поквартирных и распределительных систем позволяет быстро создавать развернутую плоскую схему. Кроме того пользователь сможет создавать почти неограниченное количество собственных блоков, состоящих из любых фрагментов рисунка. Данные блоки могут быть затем использованы
в других проектах. Благодаря функции размножения элементов рисунка можно, напр., ввести фрагмент развернутой плоской схемы системы для всего этажа (очередные стояки или поквартирные системы) и затем автоматически создать схему и данные для следующих этажей.
Аксонометрический чертеж системы трубопроводов
Программа С.О. в версии 4.0 оснащена аксонометрическим чертежем системы трубопроводов, который позволяет быстро посмотреть спроектированную систему и проверить заданные данные. Проектировщик сможет оценить корректность расположения трубопроводов и других элементов системы по отношению к конструкции здания. Для того, чтобы аксонометрия была более читаемая, имеется возможность определения видимости элементов разного типа, напр., отопительных приборов или зон помещений, а также возможность просматривания каждого этажа в отдельности. |
Организация внутрипроизводственного аудита не относится к вопросам, регламентируемым законодательно государством. Это прерогатива самого предприятия. Между тем от эффективности его функционирования зависит не только сохранность активов экономического субъекта, но и работоспособность самого предприятия. Внутренний аудит способен совершенствовать систему управления.
Осуществление функций внутреннего аудита может быть возложено на специальные службы или отдельных аудиторов, состоящих в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоров), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешних аудиторов. Служба внутреннего аудита может быть создана как самостоятельное подразделение аппарата управления, при этом она подчиняется только руководителю организации. Международный опыт организации предлагает также возможным вынесение внутреннего аудита за рамки предприятия с подчинением совету директоров или учредителям.
Внутренний аудит – это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К структурам внутреннего аудита относятся назначаемые собственника ми экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. Отличительной особенностью данного определения является то, что к институтам внутреннего аудита, помимо внутренних аудиторов или групп внутренних аудиторов, отнесены также ревизоры и ревизионные комиссии.
Для определения места внутреннего аудита в системе контроля необходимо определиться с его структурой. Из элементов системы внутреннего аудита можно выделить наиболее существенные факторы.
Субъекты контроля – специалисты, осуществляющие внутренний аудит. Чем выше их профессиональная квалификация и объективность, тем выше результаты контроля. Требования к знаниям и умениям работников внутреннего аудита включают: знание особенностей функционирования предприятия, структуры управления; владение техникой и методикой проведения проверок; знание норм законодательства; умение правильно определить круг вопросов, подлежащих внутренней и внешней проверке; способность обобщать результаты отдельных проверок для выработки комплекса рекомендаций.
Объект внутреннего аудита – это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объекты выбираются в соответствии с целями.
Метод внутреннего аудита организации – это способ достижения цели, который характеризуется использованием как общенаучных методических приемов исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, редукция, эксперимент и др.), так и собственных эмпирических методических приемов (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы и др.), а также специфических приемов смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).
Выбор аудиторских процедур
Процедуры аудиторской проверки аудитором выбираются с вниманием на ограниченный характер некоторых процедур.
Факт наличия ценных бумаг не может быть доказательством по отношению к правам на них и их стоимостной оценке. Процедура наблюдения ограничивается временными рамками в тех случаях, когда происходит ее проведение. Процесс запроса сам по себе не способен дать необходимых и достаточных аудиторских доказательств отсутствия существенных искажений.
Одна и та же система процедур аудита иногда обеспечивает формирование аудиторских доказательств, которые являются уместными по отношению к одним утверждениям руководства, но неуместными по отношению к другим. По этой причине для формирования совокупности уместных аудиторских доказательств важна целевая направленность аудиторской процедуры с определением утверждения руководства (существование, полнота, оценка и т.п.), которое подлежит проверке.
Так, когда цель аудитора состоит в том, чтобы выявить завышенную кредиторскую задолженность по части утверждения существования (оценки), уместная аудиторская процедура представлена тестированием остатка по счету кредиторской задолженности. Когда основная цель проверки заключается в выявление занижения кредиторской задолженности, то необходимо тестировать последующие платежи и неоплаченные документы поставщиков.
В связи с рассмотренным выше, можно отметить, что именно по отношению к аудиторским процедурам важным является понятие «объем аудита».
Объем аудита включает аудиторские процедуры, которые, как считает аудитор, необходимы в ходе проверки для достижения цели. Выбор процедур — предмет профессионального суждения аудитора, который осуществляется при учете федеральных стандартов аудита, внутренних стандартов, используемых СРО, членом которой является аудитор.
Кроме стандартов аудитор, определяя объем аудита, должен обратить внимание на федеральные законы, прочие нормативно-правовые акты и, по необходимости, рассмотреть условия аудиторского задания и требования в области подготовки аудиторского заключения (п. 5 ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»)..
Требования к применению аналитических процедур регулируются ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры» (введено постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 № 228). В международной практике использование аналитических процедур регулирует MCA 520 с аналогичным названием.
В соответствии с обозначенными стандартами аналитические процедуры состоят из нескольких действий:
- рассматривается финансовая и другая информация о проверяемом субъекте и сравнивается с информацией за предыдущие периоды, ожидаемым результатом, работой аналогичных компаний (например, сравнивается отношение суммы выручки от продаж проверяемого субъекта к сумме дебиторской задолженности и средние отраслевые показатели или показатели других субъектов сопоставимого размера в этой же отрасли);
- рассматриваются взаимосвязи между элементами, предположительно соответствующими прогнозируемому образцу (по опыту проверяемого субъекта); финансовой и прочей информацией (например, между затратами по оплате труда и числом рабочих).
Аналитические процедуры осуществляются различными способами: простым сравнением, комплексным анализом, сложными статистическими методами и др.
Виды аудита:
– по отношению к пользователям : внешний (проводится аудиторскими фирмами), внутренний (проводится штатными аудиторами);
– по характеру заказа : инициированный (по решению руководства), обязательный (проводится согласно ФЗ);
– по объектам аудита : общий, банковский, страховой, государственный и пр.;
– по назначению : аудит финансовой отчетности (оценка достоверности); аудит на соответствие нормам закона, налоговый, специальный (экологический, операционный и др.);
– по времени осуществления : первоначальный, повторяющийся, оперативный ;
– по характеру проверки : подтверждающий (проверка почти каждой хозяйствующей организации); системно-ориентированный ; базирующийся на риске (углубленная проверка с высоким риском).
Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на две группы .
К первой группе относятся услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Ко второй группе относятся услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
Сопутствующие аудиту услуги подразделяются также на:
А) услуги действия (услуги по созданию документов);
Б) услуги контроля (услуги по проверке документов);
В) информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т. д.).