Процедура установления публичного сервитута

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура установления публичного сервитута». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Когда необходимо установление публичного сервитута на земельные участки, желающие должны обращаться в администрацию и приносить с собой уведомление о том, что участок земли действительно необходимо выделить в пользование. Документ должен быть составлен на имя главы городского или сельского исполнительного комитета.

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;

  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

С какой целью устанавливается сервитут?

Сервитут устанавливается в интересах государства или общества, а также в интересах ограниченного круга частных лиц. Основная цель, которой служит сервитут — обеспечить доступ к чужому (обычно соседнему) участку для прохода, проезда по нему или для проведения коммуникаций.

Также это могут быть следующие причины: размещение на участке межевых знаков, государственных геодезических, гравиметрических пунктов, забор водных ресурсов из водоемов, рыбная ловля, прогон сельскохозяйственных животных, охота. Строительство, эксплуатация и реконструкция линейных объектов ЖКХ, временная установка строительной техники для расширения или строительства магистральных сетей также требуют установления сервитута.

Чаще всего право сервитута используется в садоводческих товариществах и дачных поселках. Это ситуации, когда дом огорожен таким образом, что к нему не могут подъехать социальные службы, когда владельцы дачных участков сплошными заборами перекрыли путь к озеру, реке или лесу. А также воспользоваться правом сервитута можно, если при проведении коммуникаций требуется доступ к соседскому земельному участку.

Использование сервитутного права подразумевает наименее обременительные условия для владельца собственности, в отношении которой оно устанавливается. Если сервитут применяется к землям сельскохозяйственного назначения, то законодательством рекомендовано учитывать требования об обеспечении рационального использования таких земель.

Основания для прекращения действия сервитута

Обычно сервитут прекращает свое действие вследствие устранения причин, вызвавших наложение обременения на чужую собственность. Например, инженерные работы по монтажу электросетей были закончены вовремя или раньше оговоренного в соглашении срока. Сервитут прекращает свое действие по истечению срока, на который он был установлен.

Важно! Как и установление права возможности использования территории чужой собственности, прекращение действия соглашения о сервитуте также подлежит государственной регистрации.

Но существуют иные основания для прекращения действия сервитута. Ими могут быть следующие факторы:

  • Стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соглашение об этом;
  • Прекратили действовать основания, на которых он был установлен. В этом случае собственник обремененного участка вправе требовать прекращения сервитута;
  • Обремененный участок земли не может использоваться по целевому назначению из-за сервитута. В таком случае собственнику обремененного участка необходимо обратиться в суд;
  • Уполномоченный орган принял акт об отмене публичного сервитута.

Определение понятия публичный сервитут в законодательстве

Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком (объектом недвижимости) в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта Российской Федерации, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Территория сервитута определяется на стадии подготовки документации по планировке территории — проекта межевания (Решение Совета депутатов городского округа Щербинка МО от 23.03.2012 N 404/91 «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Щербинка Московской области»)

Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (статья 1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10)

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.3 Земельного кодекса РФ («Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности») введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Читайте также:  Как самостоятельно оформить визу в Финляндию. Самая полная пошаговая инструкция

Теперь Земельным кодексом предусмотрена возможность установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности). Если такой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, с целью заключения соглашения об установлении сервитута необходимо обратиться к землепользователю, землевладельцу, арендатору (п. 1 ст. 39.24 ЗК РФ).

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок?

Для того чтобы ввести публичный сервитут, нужно пройти несколько этапов.

1. Подача заявления. Подавать заявление могут органы государственной власти или местного самоуправления, физические и юридические лица.

Пробелом в законодательстве все еще остается вопрос, куда же идти с этим заявлением?

Если толковать закон, то получается, что если речь идет об органе местного самоуправления – то обращаемся в администрацию муниципального образования; если о нуждах субъекта – то в соответствующий исполнительный орган, который занимается земельными вопросами в субъекте.

Например, в Пензенской области распоряжение об установлении сервитута выдает местное Правительство.

Еще одним интересным вопросом является то, каким именно актом будет устанавливаться сервитут: нормативным или индивидуальным?

Если исходить из логики законодателя, то сервитут является обременением для конкретного участка и для конкретного владельца; поэтому правильнее будет говорить об издании индивидуального акта.

Но, с другой стороны, речь идет о том, что через этот сервитут будет «проходить» неограниченное количество лиц – значит, акт все же должен носить нормативный характер.

В заявлении должно быть указано:

  • участок, на котором устанавливается сервитут;
  • цели установления обременения;
  • срок действия сервитута;
  • сведения о собственниках участка;
  • сведения о лицах, для которых устанавливается сервитут и т.д.

Кoгдa тpeбyeтcя cepвитyт?

3aкoнoдaтeльcтвo в cтaтьe 274 Гpaждaнcкoгo кoдeкca pacкpывaeт вoпpoc — cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк, чтo этo тaкoe. Oфopмлeниe oгpaничeннoгo paзpeшeния тpeбyeтcя, кoгдa peшaютcя cпopы мeждy coбcтвeнникaми coceдниx зeмeль пo пoвoдy пoльзoвaния oбщeгo xapaктepa.

Cepвитyт ycтaнaвливaeтcя нa зeмeльный yчacтoк пo cлeдyющим нaибoлee чacтым пpичинaм:

  1. Pacпoлoжeниe нa yчacткe пpиpoднoгo oбъeктa, нaпpимep иcтoчникa ключeвoй вoды. Oбъeкт нe являeтcя coбcтвeннocтью влaдeльцa зeмли, a пpинaдлeжит гocyдapcтвy и oтнocитcя к oбщeмy пoльзoвaнию, пoэтoмy вoдy мoгyт нaбиpaть вce жeлaющиe. B тaкoм cлyчae coбcтвeнник имeeт пpaвo ycтaнoвить oгpaничeния и пoтpeбoвaть пpaвo пpoxoдa к иcтoчникy зa oпpeдeлeннyю плaтy.
  2. Cтpoитeльныe paбoты пo пpoклaдкe кoммyникaциoнныx тpyб к yчacткy дoлжны пpoвoдитьcя чepeз coceднюю тeppитopию. 3aкoнный пpaвooблaдaтeль имeeт пpaвo нaлoжить oбpeмeнeниe в фopмe cepвитyтa и yкaзaть кoнкpeтнoe мecтo для paзpeшeния пpoклaдывaния тpyб.

Кaк ycтaнaвливaют cepвитyты?

Cepвитyты ycтaнaвливaютcя coглacнo 3 ocнoвным вapиaнтaм, зaкpeплeнным зaкoнoдaтeльнo:

  • Нa ocнoвaнии пoдпиcaния peзoлюции пoлнoмoчным пoдpaздeлeниeм мecтнoгo caмoyпpaвлeния, мyниципaлитeтoм или гocyдapcтвoм.
  • Peзoлюция пpинимaeтcя в xoдe пyбличнoгo cлyшaния o нaлoжeнии oгpaничeний.
  • Нa ocнoвaнии oбщeгo coглaшeния гpyппы зeмлeвлaдeльцeв или зaинтepecoвaнныx лиц.
  • Пo cyдeбнoмy пocтaнoвлeнию.
Читайте также:  Является ли 2 группа инвалидности рабочей или нерабочей: ограничения по труду

Пopядoк ycтaнoвлeния пyбличнoгo cepвитyтa нa зeмeльный yчacтoк cлeдyющий:

  1. Oбъявлeния cлyшaния мyниципaлитeтoм или aдминиcтpaциeй.
  2. Oфopмлeниe peзoлюции.
  3. Oглaшeниe peзyльтaтoв coглacoвaния пoльзoвaния yчacткoм — тpeбoвaния, кoмпeнcaция.
  4. Peгиcтpaция cepвитyтa в Pocpeecтpe.

Taкжe cyщecтвyeт пopядoк дoбpoвoльнoгo coглacoвaния пo иcпoльзoвaнию зeмeльнoгo нaдeлa и нaклaдывaния cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк нaxoдящийcя в чacтнoй coбcтвeннocти:

  1. 3aинтepecoвaннoe лицo oбpaщaeтcя к зeмлeвлaдeльцy c пpocьбoй o чacтичнoм пoльзoвaнии зeмлeй.
  2. Cтopoнaм нeoбxoдимo oфopмить coглaшeниe cлeдyющeгo coдepжaния: гpaфa o coглacии зeмлeвлaдeльцa o нaклaдывaнии oбpeмeнeния, пpaвa cтopoн, oбязaтeльcтвa cтopoн, цeли иcпoльзoвaния, плoщaдь и кoopдинaты тpeбyeмoй тeppитopии, cpoк пoльзoвaния.
  3. Дaлee cлeдyeт peгиcтpaция coглaшeния в Pocpeecтpe.

Для peгиcтpaции пoтpeбyютcя cлeдyющиe дoкyмeнты:

  • зaявлeниe;
  • квитaнция oб oплaтe гocyдapcтвeннoй пoшлины (для физичecкиx лиц — 1 500 pyблeй, для юpидичecкиx — 6 000 pyблeй);
  • coглaшeниe в кoличecтвe 3 экзeмпляpoв;
  • coглacиe oт тpeтьиx лиц тpeбyeтcя кoгдa нyжнo ycтaнoвлeниe cepвитyтa нa зeмeльный yчacтoк нaxoдящийcя в зaлoгe, ecли нaдeл нaxoдитcя в coвмecтнoй coбcтвeннocти, ипoтeчнoм зaклaдe, apeндe.

BAЖНO. Дeйcтвиe cepвитyтa нaчинaeтcя c мoмeнтa пpoxoждeния гocyдapcтвeннoй пpoцeдypы peгиcтpaции. Пocлe этoгo зaкoнoм paзpeшaeтcя иcпoльзoвaть yчacтoк зeмли coглacнo yкaзaниям в дoгoвope, a coбcтвeнник имeeт пpaвo тpeбoвaть кoмпeнcaцию.

В каких случаях возможно установление сервитута на земельный участок, и как его оформить? На каких основаниях сервитут может устанавливаться

  1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
    • проведение инженерных изысканий;
    • капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
    • строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
    • осуществление геологического изучения недр;
    • осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
    • размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
  3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
  4. Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

Он по-прежнему может владеть, пользоваться и распоряжаться своей землей, а также имеет право получать от субъекта, который инициировал установление сервитута (сервитуария) в отношении земельного участка, денежную компенсацию за пользование участком.

Обременение земельного участка, что это

Обременения различного рода в сделках с недвижимостью практиковались издавна. Широкое применение получил сервитут. Римские юристы описывали его еще в древности.

В сегодняшней России обременением недвижимости или участка земли считается ограничение владельца в полной мере использовать и распоряжаться своей собственностью.

Сервитут требуется в следующих ситуациях:

  • Для обеспечения свободного передвижения или проезда через чужой участок земли.
  • Для прокладывания проводов телефонной линии или ЛЭП, предполагаемых дальнейшую эксплуатацию.
  • Для обеспечения жилых домов водоснабжением или в агрономических целях.
  • Для предоставления собственнику возможности использовать земельный участок в своих нуждах, если их осуществление невозможно без данного обременения.

В последнем пункте описаны обстоятельства, когда на определенном земельном участке возведен чужой жилой дом, а его собственнику необходимо иногда или регулярно использовать участок земли или его часть для эксплуатации своего жилья.

Например, собственнику соседнего участка необходимо поменять окно в доме, которое находится на стороне чужих владений, и добраться до него, не ступая на земельную собственность соседа ― невозможно.

Читайте также:  Как изменятся пенсии по инвалидности в 2023 году

Как установить публичный сервитут?

Для установления публичного сервитута необходимо пройти несколько этапов. Среди этапов установления публичного сервитута в юридической литературе различают:

  1. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута;

  2. Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний;

  3. Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам общественного слушания;

  4. Решение органа государственной власти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута;

  5. Государственная регистрация публичного сервитута.

Земельный сервитут и условия применения

Законодательно установлен порядок регистрации земельных сервитутов и внесения сведений об этом в единый реестр. Основное условие осуществления публичного земельного сервитута ― это рациональная эксплуатация земельного надела, которая будет соответствовать указанному в договоре целевому назначению. Земельный кодекс был дополнен статьей, которая регламентирует порядок установления публичного сервитута на земельных участках. В законодательном порядке было указано следующее:

  • Какие конкретно государственные органы могут принимать нормативные акты по обременению участков.
  • Перечень условий установления ограниченного пользования.
  • Прописаны требования к ходатайству о праве на частичное использование земельного надела.
  • Как законно выявлять землевладельцев, в отношении которых будет устанавливаться сервитут.
  • В каком порядке принимать решение о введении права на использование участка.
  • Перечислены законные основания для отказа от договора.
  • Регламентированы сроки действия публичного сервитута.
  • Учитываются последствия при невозможности использования участка в таких целях.
  • Определяется порядок начисления оплаты за эксплуатацию земли.
  • Прописаны права и обязанности всех участников договора.

Заинтересованные лица подают ходатайство, которое становится условием установления сервитута. Муниципальные органы могут утвердить акт в случаях, если требуется на определенных земельных участках проводить ремонтные работы в сфере транспортной инфраструктуры федерального или местного значения, и для этого нужно разместить временные сооружения, склады материалов, стоянки спецтехники. Публичный сервитут нужен для установки объектов коммунального хозяйства, линий связи и электросетей, газо- и нефтепроводов. Все работы, связанные с укладкой железнодорожных путей, устройством автомобильных трасс общественного пользования, также будут требовать установления публичного сервитута.

Не затрагивают такие условия частные земельные наделы, где собственники содержат огороды, сады и подсобные хозяйства. Могут быть исключения для необходимых инженерных подключений к общим сетям. Земли, имеющие сельскохозяйственное назначение, обременяются публичным сервитутом с учетом требований их рационального использования.

Собственник земельного участка должен знать в первую очередь, что установление публичного сервитута, независимо от целей, не может лишить его права на владение наделом. После обременения никто не получит возможность распоряжаться даже частью участка, указанной в документах. Предусматривается лишь частичное пользование в конкретных целях. В случае отсутствия возражений законного владельца составляется договор на основе подачи следующих документов:

  • Публичный сервитут предполагает наличие нормативно-правового акта от органов властей, частный ― соглашения сторон.
  • Правильно заполненное заявление для регистрации.
  • Указанные паспортные данные заявителя и оригинал паспорта.
  • Весь пакет документов на земельный участок, включающий сведения из кадастра и подтверждающие право собственности.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.
  • При оформлении договора публичного сервитута та организация, что требует обременения, предоставляет свои уставные документы.
  • Если организацию или частного заявителя будет представлять третье лицо, для подтверждения этого права потребуется нотариальная доверенность на представительство.

В случае возражений владельца против решения властей по личным или другим причинам он имеет право подать иск. Для начала нужно проанализировать нормативные документы с целью выявления в них достаточных причин на установление сервитута. Например, обременение всего участка, а не части его возможно только в случае доказательств крайней необходимости. Оспорив такие доказательства и предложив иные варианты решения, владелец может в суде выиграть иск. Чтобы избежать судебных тяжб, лучше принимать решение об установлении частичного пользования с учетом интересов собственника.

Суд может назначить дополнительную экспертизу, для которой заявитель должен будет предоставить всю документацию в пользу необходимости назначения публичного сервитута.

Что касается платы за использование части земельного надела, она рассчитывается исходя из разницы рыночной стоимости участка до и после его обременения. Выплачиваться может как одноразово, так и производиться периодическими выплатами.


Похожие записи:

Добавить комментарий