Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подставные ДТП для страховой: инсценировка и наказание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон «О страховании» разрешает страховщикам заниматься расследованием аварии, запрашивать необходимые сведения в медучреждениях, ГИБДД, следственных отделах, банках. Вопросами возможной фиктивности ДТП в больших страховых компаниях занимаются специальные управления или отделы, специализирующиеся по борьбе с автомошенниками. Сотрудники таких отделов — в прошлом инспекторы ГИБДД, аварийные комиссары, следователи из полиции. Сомнительные случаи расследуются с особой тщательностью: перепроверяются показания свидетелей и сторон, тщательно анализируются детали аварии. Любое несоответствие может стать толчком к раскрытию подлинной картины преступления.
Какие ДТП являются подставными
Большая часть происшествий на дорогах вызвана стечением ряда случайных событий. Подставное, или умышленное ДТП вызвано целенаправленными действиями одного или нескольких участников движения, и это только первый признак происшествий данного типа. Вторым признаком является их цель – получение денежной выгоды. Объектом получения преступного дохода может быть как участник дорожного движения, так и страховая компания.
В связи с повсеместным распространением ОСАГО в последнее время именно страховщики чаще всего являются жертвами подобных махинаций. В этом случае все участники происшествия могут быть задействованными в преступной схеме.
До введения ОСАГО основными жертвами подобных преступлений являлись обычные автомобилисты. Преступники действовали группой, последствия подставного ДТП умышленно преувеличивались. Их задачей было запугать водителя и добиться выплаты значительных денежных средств. Кстати, этот метод используется и сейчас.
Однако теперь основная задача преступников состоит в том, чтобы добиться от жертвы нарушения установленных правил оформления ДТП, а потом потребовать денежные средства.
В ситуации правильного оформления происшествия основную ответственность несет страховая компания. У страховщиков работают хорошие специалисты, и факт дорожной подставы может быть легко доказан, поэтому преступники, видя настойчивое желание потенциальной жертвы оформить происшествие по всем правилам, просто ретируются.
Инсценировка ДТП ради получения страховки
Инсценировка ДТП для страховой выплаты в последнее время встречается достаточно часто. По мнению экспертов, до 15 % всех страховок сегодня попадает в карманы злоумышленников. Способов мошенничества со страховкой довольно много:
- страховка машины или ответственности уже после происшествия;
- фиктивные аварии;
- подмена водителя – если у реального виновника происшествия нет полиса страхования гражданской ответственности, вину на себя берет водитель, имеющий такой полис;
- при реальной аварии получивший небольшие повреждения автомобиль могут специально разбить сильнее, чтобы увеличить компенсацию;
- мошенничество с бланками страховых документов.
Что такое подставное ДТП?
Подставное ДТП – умышленное происшествие на дороге, в котором есть сценарий и провокационные действия исполнителей. Дорожные инсценировки характерны для городов с интенсивным движением.
Есть несколько принципов подбора жертвы и обстоятельств подставного ДТП:
- Поскольку свидетели тут не нужны, пострадавшими становятся водители без пассажиров.
- Их опыт вождения или стиль оставляет желать лучшего: неуверенность за рулем, резкие маневры, разговоры по телефону.
- Объектом подстав становятся машины среднего ценового диапазона.
- Аварии провоцируются в условиях маневрирования задним ходом, при разворотах или перестроении. Обычно это не опасные касательные столкновения, при которых исключены телесные повреждения водителя.
- Степень повреждений ТС при подставе незначительна, поскольку так проще добиться компенсации от зазевавшегося водителя.
Популярные схемы автоподстав
За подставное ДТП виновников ждут серьезные последствия, но это мало кого останавливает. Мошенники часто используют уже проверенные «рабочие» схемы для обмана граждан или страховых компаний. Самыми распространенными из них являются:
- Инсценировка аварии. Это преднамеренное решение ухудшить состояние автомобиля с целью предъявления его в качестве пострадавшего в ДТП. В такой ситуации важно найти свидетелей, которые подтвердят факт отсутствия дорожного происшествия. Тогда мошенники не получат денег от страховой.
- Двойные выплаты. Часто после аварии стороны договариваются об урегулировании конфликта без привлечения сотрудников ГИБДД. В такой ситуации виновник отдает некую сумму денег на месте и уезжает. После этого пострадавший вызывает ДПС и оформляет протокол: таким образом, взыскивая компенсацию за причиненный ущерб еще раз.
- Оформление полиса на битую машину. Если в аварии получает повреждения незастрахованный транспорт, многие виновники пытаются скрыть этот факт через заключение договора ОСАГО с компанией и взыскание с нее компенсации. Чтобы все прошло гладко, заодно со злоумышленниками должен быть один из сотрудников компании.
- Подставной угон. Мошенничество состоит в том, что заключается договор КАСКО. После этого транспорт разбирается на запчасти или вывозится за границу. При этом собственник обращается в правоохранительные органы, и заявляет о похищении машины, после чего оформляет выплату компенсации.
Порядок составления схемы и протокола ДТП
- На схеме ДТП должны быть обозначены контуры проезжей части, название улиц (дорог и т.д.), направление движения, расположение транспортных средств (далее ТС) «А» и «В» в момент столкновения и конечные положения указанных ТС, дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, ширина проезжей части, предметы, имеющие отношения к данному ДТП, ограждения, тротуары, следы торможения, расположение поврежденных деталей и т.д.
- Как осуществлять выезд на место ДТП и составлять схему и протокол, подробно изложено в Приказе МВД, которым утвержден административный регламент по осуществлению надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства.
- Схема ДТП должна быть составлена тщательно, с указанием всей необходимой информации. Участвуя в составлении схемы, внимательно смотрите, что в ней отражается.
- Непосредственно на схеме должно быть указано, что это «схема ДТП» или «схема к протоколу осмотра места происшествия». Необходимо указать на схеме место происшествия, дату и время.
- После схемы необходимо указать, кто составил схему ДТП, если присутствовали понятые, свидетели, указанных лиц также указать в схеме и они должны расписаться. Участники ДТП должны указать, согласны они со схемой ДТП или нет, и соответственно расписаться. Также в схеме должны быть указаны условные обозначения и их расшифровка.
Наказание за подставы
Доказательство совершенной подставы — сложный и тяжелый процесс, поскольку любая авария все же считается ДТП, а выявить, был ли умысел очень проблематично.
Если факт мошенничества все же выявлен, то автоподстава влечет наказание в зависимости от степени тяжести проступка.
С юридической точки зрения требование “решить” вопрос на месте и передать денежные средства без обращения в соответствующие органы расценивается двумя видами:
- самоуправство;
- вымогательство.
В зависимости от того, как будет расценен проступок, будет и назначаться наказание:
- самоуправство карается штрафом в размере 8400 руб. либо арестом на 6 мес.;
- вымогательство может наказываться арестом на срок до 4х лет в случае индивидуального проступка. В случае действия группы лиц — от 3 до 7 лет с конфискацией имущества;
- вымогательство в особо крупных размерах, исполненное группой лиц, карается штрафом в размере 42000 руб., а также лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имеющегося имущества.
Как оспорить схему ДТП?
Если лицо не принимало участие в составлении схемы по каким-то причинам, например, было госпитализировано в медицинское учреждение, то при выявлении не соответствия схемы, она может быть оспорена им, часто это требуется для обжалование обоюдной вины при ДТП и доказывания своей невиновности. Но в данном случае под оспариванием схемы больше имеется ввиду выражение не согласия с ней и предоставлении доказательств, подтверждающих, что схема составлена неправильно
Для оспаривания основанием может служить, например, то, что:
- в схеме не отражена информация о наличии ям, луж, каких-то дорожных знаках,
- неверно указана информация о расположении транспортных средств, о ширине проезжей части;
- схема оформлена с нарушением требований закона.
Схемы, используемые сотрудниками компаний
На отечественном рынке услуг по страхованию ОСАГО значительная доля афер совершается самими сотрудниками страховых компаний. Зачастую организовываются целые преступные структуры, центральным звеном которых являются недобросовестные специалисты-страховщики, решившие заработать, благодаря своему служебному положению.
Сотрудниками отдела борьбы с махинациями были выявлены следующие случаи подобных обманов:
- оформление страхового полиса задним числом, когда ОСАГО регистрируется на автомобиль, уже побывавший в ДТП;
- добавление ущерба, несуществующего в реальности, для увеличения суммы выплаты. Данная схема предполагает сговор сотрудника с владельцем машины, который после получения денег перечисляет ему определенный процент от полученных средств;
- махинации со стоимостью деталей и запчастей автомобиля. Путем сговора служащие пытаются обмануть свою компанию совместно с работниками СТОА, в которой будет осуществляться обслуживание авто. В направлении на ремонт указывается завышенная цена запчастей, требующих замены. Компания оплачивает большую сумму, чем фактическая стоимость ремонта, а разница достается мошенникам;
- сокрытие работником страховой организации важных обстоятельств ДТП, например того факта, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения;
- сбыт поддельных полисов, пустых бланков ОСАГО и другие махинации с документами с целью заработать на своем служебном положении.
Схемы мошенничества с участием третьих лиц
Нередко в махинациях замешаны, на первый взгляд, посторонние лица, не имеющие прямой выгоды от мошеннических операций. Соучастниками преступления они выступают в следующих ситуациях:
- Инсценировка ДТП. Данный способ был отнесен именно в эту категорию, так как подставные аварии в большинстве случаев организуются совместно с сотрудником ГИБДД, в сговоре с которым обмануть страховщиков значительно проще. Именно он предоставляет страховым организациям фальшивые протоколы с места аварии и прочие необходимые документы.
- Фальсификация обстоятельств аварии, а также результатов различных экспертиз (технической, медицинской и т.п.). К этому виду обмана относится огромное количество самых разных афер, в которых деятельное участие принимают оценщики, эксперты, соучастники ДТП, опрашиваемые свидетели аварии и другие лица.
Нужно отметить, что зачастую разные схемы мошенничества крепко переплетаются и организовываются структуры, в которых обмануть и заработать пытаются и владельцы машин, и сотрудники страховых компаний, и работники ГИБДД, из-за чего раскрыть такие махинации очень трудно.
Что делать если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО?
После того как в вас въехали выясняется, что у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, он просрочен или поддельный, то есть купленный за копейки и конечно же его нет в базе РСА. В такой ситуации вам придется взыскивать деньги с виновника ДТП, как раньше, по старинке когда не было полисов страхования.
Взыскивать деньги скорее всего придется по суду, так как добровольно возмещать ущерб, готовы не многие, а точнее подавляющее меньшинство. Но сперва необходимо получить все документы из ГИБДД, справка и определение, на основании данных документов будет ясно, кто и когда вам причинил ущерб и как только вы получите на руки данные документы, то можно двигаться дальше, то есть в сторону взыскания денег на ремонт вашего авто с виновника ДТП.
Но для того, что бы взыскать деньги, необходимо узнать, какой же реальный размер ущерба причинен вашему авто, для этого вам необходимо обратиться в организацию проводящую независимую экспертизу авто. В таких организациях работают независимые эксперты, которые смогут посчитать какой ущерб был причинен вашему автомобилю. Стоимость такой экспертизы колеблется от 5000 до 10000 рублей, все зависит от сложности экспертизы, от количества повреждений и других моментов.
Мошенничество является уголовным преступлением, которое преследуется по закону. Этот факт редко останавливает преступников, желающих заработать обманным путём. Аферы встречаются во всех сферах жизни. Не редко можно столкнуться с мошенничеством на дорогах. Преступники в таких случаях пытаются заработать либо на доверии и страхе гражданина, либо на договоре со страховой компанией.
Автоподстава – это спланированное или инсценированное ДТП, с целью получения денег с водителя-жертвы или страховой компании. Существуют определённые различия между такими аферами.
Если автоподстава нацелена на получение средств с водителя, то повреждения будут не большими, чтобы водитель не настаивал на обращении в страховую и ГИБДД. Что бы сэкономить время и деньги жертва охотно соглашается разойтись «полюбовно» не подозревая о том, что имеет дело с мошенниками. Для таких целей выбирают обычно водителя без пассажиров, за рулём иномарки эконом или среднего класса. У таких людей обычно есть наличные деньги, но нет, ни времени, ни желания дожидаться полицию или агента страховой.
Автоподстава для страховой обычно организуется несколькими водителями. Руководствуются они или желанием возместить починку, приобретённую в результате не страхового случая, либо же стремятся заработать на договоре со страховой. Давайте более подробно рассмотрим схемы, которыми обычно пользуются махинаторы.
Автоподставы распространены повсеместно, и могут случиться практически с каждым. Более того мошеннических схем несчётно количество, и каждый день они совершенствуются. Можно выделить несколько видов мошенничества на дорогах, которые наиболее распространены:
- «Подрезание». Здесь самая банальная схема обгона транспорта на узких дорогах может превратиться в оружие мошенников. Суть такой автоподставы заключается в том, что после осуществления обгона автомобиль, оказавшийся впереди, резко тормозит. Так подстраивают столкновение;
- «Откат». Обычно применяется на пригорках или дорогах с уклоном, перед светофорами. Автомобиль, стоящий впереди, начинает откатываться назад, пока не столкнётся с сзади стоящей машиной. Мошенники давят на то, что водитель не сохранял дистанцию;
- «Коробочка». Как и предыдущая схема, рассчитана на довольно широкие дороги, и подразумевает участие 2х и более автомобилей мошенников. Более дорогой автомобиль оказывается слева от жертвы и инсценирует потерю управления, начиная вилять и вести себя опасно. Жертва пытается избежать столкновения, перестраивается в правый ряд, где уже поджидает вторая машина, намеренно двигаясь чуть быстрее. За счёт того что второй автомобиль двигается чуть левее от центра занимаемой полосы, происходит столкновение;
- «Уступи дорогу». Такая схема подразумевает участие 2х автомобилей мошенников и наиболее часто встречается на дорогах где 3 и более сонаправленных полос движения. Один из них пристраивается за автомобилем жертвы и просит уступить полосу. Когда жертва осуществляет перестроение из правого крайнего ряда выезжает ещё один автомобиль злоумышленников, который невозможно заметить, поскольку он располагается в слепой зоне;
- Сымитированное столкновение также нельзя считать редкостью. Злоумышленники заранее наносят на свой автомобиль следы удара или притирки. Во время движения в машину жертвы швыряют предмет, стреляют из рогатки или попросту кидают картофелину, чтобы в салоне был слышен звук удара. После имитированного столкновения начинается вымогательство;
- Пешеходы также не редко пытаются вымогать деньги с автолюбителей. Обычно пешеходы оказываются на переходе совершенно внезапно и имитируют травмы. Здесь вариантов может быть бесконечное количество, поэтому стоит снижать скорость движения при проезде по пешеходному переходу даже в ночное время;
- Автоподставы для страховой выглядят совершенно по-разному, и могут включать в себя вышеописанные схемы или просто разыгрываться участниками аферы. Если речь идёт о махинации с целью получения страховой выплаты, то задействованы обычно дорогостоящие КАСКОванные автомобили. Для получения максимально возможных выплат, махинаторы могут подкупить независимого эксперта, который выдаёт завышенную оценку ущерба. Соответственно, выплаты будут куда выше реальных затрат на устранение последствий столкновения.
Стоит понимать, что опытные страховщики способны распознать аферы, и такие махинации не редко бывают раскрыты, а организаторы вместо страховых выплат получают наказание по всей строгости Уголовного Кодекса РФ. Давайте рассмотрим последствия, которые ожидают преступников за дорожные махинации.
Виды мошенничества в страховании
Аферисты используют несколько способов получения незаконных страховых выплат. Некоторые из них предполагают содействие недобросовестных работников страховой компании. Наиболее распространены следующие схемы:
- Оформление страхового полиса после ДТП. Обман состоит в том, что сообщник, работающий в СК, выписывает страховку задним числом, чтобы виновнику аварии не пришлось самому компенсировать ущерб.
- Замена водителя. Если во время аварии машиной управлял человек, не вписанный в полис, страховая может выдвинуть регрессивные требования по компенсации возмещения пострадавшему. Чтобы переложить ответственность на страховую компанию, мошенники делают вид, что за рулем находилось другое лицо.
- Эта схема используется и в случае, когда водитель был в состоянии опьянения и по этой причине не имеет права на возмещение ущерба.
- Дополнительные повреждения. При незначительной аварии владелец авто может усугубить повреждения, чтобы получить больше денег. Как вариант, имеющиеся ранее дефекты представляются как результат ДТП.
- Подстава ДТП для получения страховки. Уже поврежденную машину страхуют, после чего имитируют аварию или специально устраивают легкую аварию, чтобы списать на нее полученные повреждения. Цель подставной аварии — получение денег на ремонт, который был необходим еще до момента столкновения.
Для того, чтобы защититься от автоподставщиков, необходимо соблюдать простые правила безопасностей на дороге, а именно:
- соблюдение правил дорожного движения для обеспечения собственной безопасности и обеспечения возможности подтверждения собственной законопослушности;
- использование видеорегистратора для записи всего, что происходит на дороге и вокруг автомобиля;
- максимальное обеспечение собственной безопасности дорожного движения, в том числе вызов инспекторов ДПС или аварийного комиссара на место происшествия (вызвать их необходимо самостоятельно для того, чтобы быть уверенным в том, что прибудут именно они, а не сообщники мошенников).
В том случае, если преступление мошеннического характера все же было совершено, следует обратиться в полицию по месту регистрации с соответствующим заявлением.
В этом документе, который ложится в основу проведения проверки по факту совершения преступления, следует указать:
- дату и место дорожно-транспортного происшествия, а также указать автомобили, которые в нем участвовали;
- предоставить данные о том, был ли осуществлен вызов аварийного комиссара или инспекторов ДПС на место происшествия;
- указать, какие мероприятия были проведены инспекторами Государственной инспекции дорожного движения для установления истинных виновных в произошедшем дорожно-транспортном происшествии;
- перечислить количество и вид материалов, используемых в качестве доказательств того, что имело место быть преступление мошеннического характера, а также того, что заявитель является жертвой такого преступления.
Предоставленные материалы проверяются сотрудниками полиции и по результатам проверки выносится решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом. Последний может быть обжалован в суде.