Не облагаемые НДС операции: официальные разъяснения и судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не облагаемые НДС операции: официальные разъяснения и судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Комментарии к ст. 149 НК РФ

При применении статьи 149 НК РФ, прежде всего, следует учитывать два момента.

Первый заключается в том, что перечень освобождаемых от налогообложения НДС операций является исчерпывающим.

Второй момент связан с тем, что при отсутствии соответствующей лицензии налогоплательщики не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной статьей 149 НК РФ.

Данная точка зрения изложена в письмах Минфина России от 15.03.2006 N 03-04-05/04, от 18.10.2004 N 03-04-11/169, письмах Управления ФНС России по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16478, от 06.02.2007 N 19-11/10261, от 24.01.2007 N 19-11/00557, от 22.03.2006 N 19-11/22544, от 06.05.2005 N 19-11/32602.

Рассмотрим пример соотносимости права на применение положений статьи 149 НК РФ и наличия у налогоплательщика лицензии.

Минфин России в письме от 27.08.2008 N 03-07-07/81 разъяснил, что операции по реализации не подлежащих лицензированию услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом финансовое ведомство основывалось на норме пункта 2 Положения об образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, согласно которой не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Следует отметить, что в настоящее время данное Постановление утратило силу. С 01.07.2009 вступило в силу Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277.

Новое Положение содержит аналогичную приведенной норму (подпункт а пункта 2 Положения), согласно которой не подлежат лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Следовательно, изложенные выводы Минфина России применимы и в настоящее время.

Однако суды в некоторых случаях указывают, что правомерность применения предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ льготы не зависит от того, выдаются ли после оказания образовательных услуг документы об образовании или квалификации.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.07.2007 N Ф09-5525/07-С2 пришел к выводу, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования при выполнении следующих условий: оказывающая услуги организация должна иметь статус некоммерческой образовательной организации; реализуемые услуги должны относиться к услугам в сфере образования, оказываемым при проведении учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса; на оказание услуг в сфере образования организация должна иметь соответствующую лицензию.

Следовательно, право на освобождение от налогообложения не ставится в зависимость от выдачи образовательным учреждением лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документов о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.

Также следует отметить, что некоторые суды не принимают доводы налоговых органов о том, что льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, может быть применена лишь при наличии лицензии (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2009 N А69-164/09-Ф02-2763/09 и ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А72-14840/05-6/826).

В то же время ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.01.2008 N А56-21648/2006, сделав вывод о правомерности вывода налогового органа об отсутствии у налогоплательщика оснований для применения освобождения, установленного подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, руководствовался, в частности, тем, что образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, лицензированию не подлежит. Данные выводы сформированы судом в отношении осуществления таких видов деятельности, как услуги по занятиям шейпингом и занятиям в тренажерном зале, осуществление которых не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. В то же время данные выводы суда следует учитывать и применительно к решению вопроса о применении НДС образовательными учреждениями в отношении подготовительных курсов, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Таким образом, если подготовительные курсы сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то в отношении таких образовательных услуг применяется льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Если же подготовительные курсы организованы без выдачи документов о соответствующем образовании и (или) квалификации, то, исходя из позиции Минфина России и отсутствия единообразия в судебной практике, льгота по НДС не применяется. Правомерность применения освобождения от НДС в отношении подготовительных курсов, если документы о соответствующем образовании и (или) квалификации не выдаются, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Кроме того, очень важно обращать внимание, в каком пункте — 2 или 3 — упомянуты осуществляемые налогоплательщиком операции, не подлежащие налогообложению. Если они упомянуты в пункте 3 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

В НК РФ отсутствуют положения, закрепляющие конкретную методику ведения раздельного учета, следовательно, налогоплательщик вправе вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить операции, облагаемые и не облагаемые НДС.

В частности, налогоплательщик вправе использовать данные аналитического учета, в том числе ведомости, справки и таблицы, информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.

При этом порядок ведения раздельного учета должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения, в отдельном ее разделе. Для целей раздельного учета по НДС порядок учетной политики ИП должен быть утвержден.

Читайте также:  Расторжение брака во время беременности: все нюансы процесса

Так, Управление ФНС России по г. Москве в письме от 11.03.2010 г. № 16-15/25433 разъяснило, что порядок ведения раздельного учета должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения.

Одной из актуальных проблем, связанных с применением статьи 149 НК РФ, является вопрос о правомерности необложения НДС операций при отсутствии раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и не подлежащих налогообложению.

Законодательство РФ не дает точного определения раздельному учету.

Данная позиция подтверждается Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2008 г. № А40-53517/07-114-304.

Кроме того, согласно данному Решению, поскольку НК РФ не содержит понятия раздельного учета, налогоплательщик должен сам разработать порядок ведения такого раздельного учета и утвердить соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.

Как следует из постановления ФАС Уральского округа от 12.07.2004 г. № Ф09-2683/04-АК, при отсутствии на предприятии раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), основания для применения подпункта 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ отсутствуют.

Вместе с тем согласно другой позиции, представленной в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2005 г. № Ф04-18/2005(8026-А45-31) и от 30.08.2004 г. № Ф04-6025/2004(А45-4028-23), раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения, не влияет на право учебного заведения на налоговую льготу, предусмотренную подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Комментарий к Ст. 149 НК РФ

Статья 149 НК РФ содержит перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС. При этом перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС (освобожденных от обложения НДС), состоит из 2 частей:

во-первых, это перечень операций, указанных в п. 2 ст. 149 НК РФ. В данном случае речь идет об операциях, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) НДС, к которым относится реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации отдельных видов товаров (работ, услуг). В случае если организация или индивидуальный предприниматель осуществляют операции, указанные в п. 2 ст. 149 НК

РФ, они будут обязаны применять освобождение от налогообложения НДС указанных операций; во-вторых, это перечень операций, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации согласно п. 3 ст. 149 НК РФ. Но в данном случае, налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее 1-го года (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Отметим, что порядок возврата к налоговому освобождению от уплаты НДС после истечения срока, установленного п. 5 ст. 149 НК РФ, нормами НК РФ не регламентирован.

По мнению Минфина России, по истечении указанного срока налогоплательщик имеет право применять освобождение от налогообложения НДС, от которого он ранее отказался, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен применять освобождение от налогообложения НДС (Письмо Минфина России от 7 августа 2014 г. N 03-07-РЗ/39083).

Перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не подлежит налогообложению, содержится в п. 2 ст. 149 НК РФ.

1. Согласно пп. 1 и 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса России не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации соответственно:

1) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

а) важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Данные положения применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 г. также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники);

б) протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

в) технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы

исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

г) очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях гл. 21 НК РФ к медицинским услугам относятся:

а) услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому

страхованию;

б) услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и

источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

в) услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями,

оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;

г) услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

д) услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

е) услуги патолого-анатомические;

ж) услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;

Отметим, что Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были внесены изменения в абз. 2 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, предусматривающие освобождение от налогообложения НДС операций по реализации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 г. регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).

Таким образом, указанными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2014 г., терминология вышеупомянутой нормы НК РФ была приведена в соответствие с терминологией, предусмотренной Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

До 1 января 2014 г. в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождалась реализация на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. При этом Перечень такой техники утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19. Примечанием N 1 к указанному Перечню предусмотрено, что к перечисленной в Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в порядке, установленном Минздравом России.

Читайте также:  ВС объяснил, когда протокол ГИБДД является недействительным

Таким образом, как до 1 января 2014 г., так и после этой даты освобождение от налога на добавленную стоимость применяется при реализации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы в установленном порядке регистрационные удостоверения на изделия медицинской техники и на медицинские изделия с указанием кодов Общероссийского классификатора продукции (ОКП), предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19.

2. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты.

Воспользоваться данной льготой можно лишь при соблюдении условий:

услуга оказана государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты; необходимость ухода подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и

органов социальной защиты населения.

Под государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, оказывающими услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения, понимаются организации, созданные в установленном порядке для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемые из бюджета полностью или частично.

Себестоимость без НДС

Одновременно с проводкой по отражению выручки без НДС, возникает необходимость по списанию себестоимости продаваемой продукции, товаров, услуг и иных ценностей.

Себестоимость отражается по дебету счетов 90 или 91 (субсчет 2) в корреспонденции со счетами 41, 43, 44, 20, 01, 04 в зависимости от вида реализуемых ценностей. Данная проводка по списанию себестоимости на продажу выполняется всегда без учета НДС независимо от того, работает продавец с добавленным налогом или нет.

В случае, если НДС не начисляется, то есть компания не имеет таковой налоговой обязанности, то конечный финансовый результат формируется как разность между выручкой и себестоимостью. Если же имеется обязанность начислить и уплатить НДС, то он отражается на 3 субсчете по дебету счетов 90 или 91 в корреспонденции с кредитом счета 68. В этом случае финансовый результат уменьшается на величину начисленного к уплате НДС.

Запись в указанную книгу вносится только при наличии сформированного счета-фактуры. Если такой бланк не оформлялся, то необходимости в заполнении книги нет.

Компания может работать без НДС в трех случаях:

  1. применяется налоговый режим, отличный от традиционного;
  2. используется право на освобождение всей деятельности от уплате данного вида налога по ст.145;
  3. используется право на освобождение отдельных операций по ст.149.

Обязанность по формированию счета-фактуры, а, значит, и по внесению записи регистрационного характера в книгу продаж возникает только во втором случае. При этом в графах счета-фактуры для указания налога и его ставки пишется формулировка «без НДС».

Вносить запись в книгу продаж о формировании такого счета-фактуры нужно с заполнением последней графы 19 (стоимость освобожденных от НДС продаж).

Во всех остальных случаях составлять счет-фактуру и заполнять книгу не требуется, если, конечно, компания по собственному желанию не начислит НДС к стоимости реализации для уплаты в бюджет. Происходит это обычно с целью сохранения важного или крупного клиента. Такой НДС придется уплатить, а клиенту предоставить возможность его возместить с помощью предоставленного счета-фактуры.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ)

Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 29.05.2002 № 57-ФЗ; от 29.06.2004 № 58-ФЗ; от 02.11.2004 № 127-ФЗ)

НДС — косвенный налог, который платится при реализации товаров, услуг и имущественных прав. Его уплата происходит следующим образом.

  • Фабрика заказывает лён для пошива партии летних платьев. Производитель ткани выставляет счёт с учётом НДС.

  • Пока швеи отшивают платья, экономисты рассчитывают их себестоимость. Они смотрят, сколько денег затрачено на пошив. Уплаченный НДС за лён тоже входит в этот список, но записывается в «налоговый кредит».

  • Платья готовы и их отправляют в фирменный магазин. В расчёт ценника входит себестоимость товара, доля на прибыль и сам НДС.

  • Когда платья продали, компания считает прибыль. Из всей суммы вычитается 20%. Их уже оплатил покупатель. Дальше деньги уходят в ФНС.

Работа по НДС в целом выглядит так: при совершении сделки продавец выставляет индивидуальному предпринимателю счет-фактуру, в нем отдельно прописывается НДС. Затем ИП при продаже товара учитывает его в цене для своих клиентов.

Различать нужно два понятия об НДС: входящий и исходящий. Входящий налог на добавленную стоимость – это сумма НДС, входящая в стоимость товаров или услуг, которые вы приобрели у поставщиков, а затем уплатили в бюджет в конкретный налоговый период. Исходящий НДС – это сумма налога, включенная в стоимость реализованных вами товаров и услуг и оплаченная уже вашими покупателями.

Расчет НДС для ИП выглядит так: по завершении отчетного налогового периода вам потребуется высчитать разницу между входящим и исходящим НДС. В итоге вы получите сумму, необходимую для уплаты в бюджет.

Отчетный период – один квартал. То есть всю операцию придется проделывать каждые три месяца. Уплата НДС производится в следующем месяце после завершения отчетного квартала, до 25 числа. Для уплаты налога подайте декларацию в налоговую инспекцию в электронном виде. Если рискнете проигнорировать подачу декларации или просто-напросто забудете это сделать, штраф неизбежен. Если подадите декларацию с опозданием, тоже не ждите ничего хорошего – до поступления денег могут быть приостановлены операции по вашим счетам.

Чтобы рассчитать НДС для ИП на ОСНО, необходимо изначально строго вести отчетность. В частности, все счета-фактуры должны быть занесены в книгу учета продаж и покупок, ведь именно по ним производится итоговый расчет НДС. Ведение финансовой документации и бухгалтерских расчетов – дело все-таки непростое, и его следует доверить профессионалам. Иначе некомпетентный предприниматель рискует потерять в деньгах.

Сроки и порядок уплаты НДС регулируется статьей 174 НК РФ.

НДС уплачивается за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Читайте также:  Расчёт отпускных сотрудникам в 2022 году

Налоговым периодом по НДС является квартал.

Пример

Сумма НДС к уплате за 2-й квартал составила 300 000 рублей. В бюджет уплачивается:

100 000 рублей не позднее 25 июля

100 000 рублей не позднее 25 августа

100 000 рублей не позднее 25 сентября

НДС, который начисляет при ввозе на территорию РФ, уплачивается в особом порядке. Такой НДС уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле при ввозе товара.

Налоговый кредит и налоговое обязательство

Мы посмотрели на формулы, но, сколько же должно быть заплачено нами в бюджет этого налога, спросите вы. Давайте «добьём» тему с джинсами и решим этот вопрос, а заодно разберёмся с такими составляющими понятиями налога на добавленную стоимость, как кредит и обязательство.

Купили мы всё-таки джинсов на 120 000 рублей. Из которых 20 тысяч заплатили как НДС для поставщика. У нас есть от этого поставщика счёт-фактура на нашу партию джинсов, где чёрным по белому написано, что цена товара без НДС — 100 000 рублей, сумма НДС — 20 000 рублей, а общая стоимость — 120 000 рублей.

Далее, цифру НДС при расчётах мы отложили и запомнили как налоговый кредит.

Налоговый кредит — эта та сумма, на которую можно будет в конце отчётного периода сделать налоговый вычет из налогового обязательства — то есть уменьшить сумму налога, оплачиваемого нами в бюджет. А то, что мы должны будем оплатить в бюджет и есть — налоговое обязательство.

Смотрим дальше на джинсы.

В реальности мы будем из суммы в 120 000 рублей для формирования своей цены вычитать уплаченный нами уже НДС. То есть сумма составит те самые 100 тысяч рублей.

Допустим, включив все остальные факторы себестоимости и затрат, да прибавив процент желаемой прибыли, мы получили цену в 200 000 рублей. Именно за столько и будут проданы наши джинсы в нашем магазине конечному потребителю. И именно с этой суммы будет вычитываться наше налоговое обязательство — то есть налог, который мы должны заплатить в бюджет.

От 200 тысяч рублей, по формуле или калькулятору выходит, что НДС равен 33 333 рублей. Это наше налоговое обязательство. Но! У нас ведь есть ещё документы, которые подтверждают наш налоговый кредит в 20 000 рублей (то есть то, что мы уже заплатили 20 тысяч в виде налога на добавленную стоимость). А значит, мы из 33 тысяч можем вычесть 20 уже выплаченных. Итого получим 13 тысяч рублей, которые мы будем платить после продажи всех 10 пар джинсов (допустим, это произошло за один отчётный период).

В бюджет от нас с 200 тысяч рублей 13 000 пошли в виде налога. Но не нужно забывать, что наш поставщик также заплатил свои 13 тысяч в бюджет, которые получил от нас во время покупки джинсов изначально.

Схема оптимизации НДС путем продажи товаров через комитента-упрощенца

Основная идея схемы — плательщик НДС продает товары как комиссионер по договору с комитентом — неплательщиком НДС, как правило, применяющим упрощенку (Пункт 2 ст. 346.11 НК РФ). Большая часть прибыли от сделки остается у комитента, комиссионер получает лишь незначительное вознаграждение. Только с этой суммы и уплачивается НДС (Пункт 1 ст. 156 НК РФ). В то же время комиссионер выставляет покупателям счета-фактуры с НДС на всю стоимость товаров (Пункты 1, 3 ст. 168 НК РФ). Да-да, на всю стоимость товаров. Как он это обосновывает, мы расскажем дальше. В результате покупатели не теряют вычеты по НДС, что было бы невозможно, если бы продавец сам перешел на упрощенку или если бы комитент продавал товары непосредственно покупателям.
Например, раньше компания покупала товар у поставщика за 118 000 руб. с НДС и продавала за 177 000 руб. тоже с НДС. В бюджет ей приходилось платить НДС в сумме 9000 руб.

Купили без НДС — продаем с НДС

Да, нужно. Согласно п. 188.1 НКУ для базы обложения НДС установлена минимальная граница. И зависит она исключительно от того, что вы продаете. Так, при поставке:

• товаров/услуг ориентироваться нужно на цену их приобретения;

• самостоятельно изготовленных товаров/услуг — на обычные цены;

• необоротных активов — на балансовую (остаточную) стоимость по данным бухучета.

Исключение касается лишь:

• товаров (услуг), цены на которые подлежат госрегулированию;

• газа, поставляемого для нужд населения.

Да, еще выпадают из общего ряда операции, база для которых прописана в ст. 189 НКУ.

Как видите, покупки товаров/услуг у неплательщика НДС в список исключений не входят. Поэтому, если продажная цена (без НДС) товара не дотянула до минимальной планки (цены приобретения без НДС), придется доначислить налоговые обязательства (НО), составить налоговую накладную на превышение (тип причины «15») и зарегистрировать ее в ЕРНН.

Пример. Предприятие купило у неплательщика НДС товар стоимостью 120 грн. (без НДС) и продало его по цене 120 грн., но с учетом суммы НДС — 20 грн.

Какие изменения НДС на программное обеспечение ожидают ИТ-компании

Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

С нового года без НДС будет проводиться реализация прав только на программное обеспечение российских правообладателей, которое включено в так называемый Реестр отечественного ПО.

В результате изменений налогового законодательства импорт зарубежного программного обеспечения независимо от вида договора будет облагаться российским НДС.

Обязательно ли указывать ставку НДС в договоре

Взаимоотношения между экономическими субъектами основаны на принципе свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Ограничения здесь возможны только, если в ГК РФ или федеральных законах предусмотрены особые правила для отдельных видов сделок. Например, договор купли-продажи недвижимости должен обязательно включать в себя цену (ст. 555 ГК РФ).

Но речь в данном случае идет о цене вообще, о выделении из нее налога ГК РФ ничего не говорит. Налоговый Кодекс обязывает продавцов выделять НДС в счетах-фактурах (п. 5 ст. 169 НК РФ), но про договоры опять-таки ничего конкретного не говорится.

Получается, что законодательство не содержит прямых указаний на необходимость отражения в договоре сведений об НДС. Но делать это все-таки необходимо, в противном случае может возникнуть немало проблем.


Похожие записи:

Добавить комментарий