Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в отчетности с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Масштабные трансформации, связанные с объединением ПФР и ФСС, а также введение ЕНП, повлияли на отчетность по страховым взносам в 2023 году. С 1 квартала будущего года 4-ФСС, как отдельный отчет, перестанет существовать. Последний раз привычную соцстраховскую форму, утвержденную приказом ФСС от 14.03.2022 № 80, работодатели будут сдавать по итогам 2022 года. Представить ее нужно в объединенный фонд, который начнет работу с начала будущего года.
Отчетность по страхвзносам в 2022 году
В настоящий момент нужно сдавать такую отчетность по страхвзносам:
- СЗВ-М сдается в ПФР ежемесячно не позже 15-го числа месяца после отчетного;
- СЗВ-СТАЖ сдается в ПФР ежегодно не позже 1-го марта года, идущего за отчетным;
- реестры застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страхвзносы, сдаются в ПФР ежеквартально не позже 20-ти дней с окончания отчетного периода;
- СЗВ-ТД представляется в ПФР при трудоустройстве или увольнении физлица не позже рабочего дня, идущего за днем издания приказа о приеме или увольнении, а также при иных кадровых мероприятиях не позже 15-го числа месяца после месяца, в котором произошло это событие;
- 4-ФСС по страхвзносам «на травматизм» сдается в ФСС ежеквартально не позже 20-го числа месяца после отчетного квартала (если бумажный расчет), или не позже 25-го числа месяца после отчетного квартала (если электронный расчет);
- РСВ с персонифицированными сведениями о физлицах сдается в ИФНС ежеквартально не позже 30-го числа месяца после отчетного квартала.
Письмо Минфина России № 02-06-07/97427, Казначейства России № 07-04-05/02-29373 от 01.12.2021
Плановая инвентаризация
Прежде чем составить годовой бухгалтерский отчёт, организация проводит инвентаризацию. Это делается в обязательном порядке всеми юридическими лицами для обеспечения достоверности отчётности.
Суть инвентаризации заключается в проверке наличия и состояния, оценке имущества и обязательств компании, а также в их документальном подтверждении. Проверка носит сплошной характер, то есть проверяются все активы и обязательства.
Инвентаризация проводится на основе соответствующего положения, утвержденного руководителем компании, в течение отчетного года.
Этапы инвентаризации:
- создается инвентаризационная комиссия
- получаются последние документы по приходу и расходу имущества и обязательств
- у материально ответственных лиц берутся расписки
- готовятся инвентаризационные описи (акты)
- проводится проверка наличия и состояния активов и обязательств
- результаты инвентаризации обобщаются и утверждаются
- результаты инвентаризации отражаются в учёте
Перечень отчетных форм для госучреждений
Рассмотрим, какие формы должны заполнять бюджетники, или в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:
Общее наименование | Формы | Комментарии | Периодичность предоставления формы | |
Бюджетные и автономные | Казенные | |||
Бухгалтерский баланс | Ф.0503730 | Ф.0503130 | Содержит информацию о показателях бухучета в разрезе счетов. Показатели формируются на начало и на конец года. Предусмотрено внутриформенное разделение по кодам финансового обеспечения в части формы 0503730 | Годовая |
Справка по консолидируемым расчетам | Ф.0503725 | Ф.0503125 | Содержит информацию о передаче имущества, имущественных прав, земельных участков, денежных средств, обязательств между участниками бюджетного процесса. Данные формируются по счетам: 0 304 06 000, 0 304 04 000, 0 401 00 000 | Квартальная, годовая и месячная — для казенных |
Справка по заключению счетов бухгалтерского учета | Ф. 0503710 | Ф.0503110 | Составляется в разрезе видов деятельности, содержит информацию о заключительных оборотах по счетам бухучета | Годовая |
Отчет об исполнении бюджета или ПФХД | Ф. 0503737 | Ф. 0503127 | Документ составляется отдельно по видам деятельности: 1, 2 и 4 и 7, 5 и 6, 3. В отчетной форме заполняются плановые и фактические показатели исполнения бюджета или ПФХД в разрезе кодов вида расхода | Квартальная, годовая |
Отчет о принятых бюджетных обязательствах | Ф. 0503738 | Ф. 0503128 | Бланк предусматривает заполнение отдельно по КФО. Предусматривает совокупные показатели принятых обязательств | Квартальная, годовая |
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения | Ф.0503721 | Ф.0503121 | Документ формируется до заключения счетов бухгалтерского учета. Содержит информацию о финансовых оборотах учреждения в разрезе показателей. Предусмотрено формирование в разрезе КФО | Годовая |
Отчет о движении денежных средств | Ф.0503723 | Ф.0503123 | Отчетная форма предусматривает внесение показателей движения денежных средств организации в разрезе КОСГУ | Квартальная, годовая |
Пояснительная записка | Ф.0503760 | Ф.0503160 | Документ предусматривает текстовую часть, в которой описываются показатели отчетности, даются пояснения отклонениям. Также отчетная форма предусматривает заполнение таблиц и бланков | Месячная, квартальная, годовая |
Отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности считается последний день периода, за который составлена форма. Например, последний день месяца, квартала, полугодия или года.
Для финансовых органов и органов Федерального казначейства предусмотрены иные бланки отчетов (Инструкция № 191н).
Формирование отчетности бюджетных и автономных учреждений
Начиная с отчетности за 2018 г. необходимо пользоваться обновленным порядком. Соответствующие изменения внесены в Инструкцию №33н (приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н) и коснулись практически всех форм бухгалтерской отчетности:
- баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
- сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
- отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
- сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
- справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
- отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
- разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
В новом разделе 2 справки по форме 0503710 не только изменено название, но и добавлена графа «По счетам 0105ХХ440». В ней нужно отражать суммы по счетам 0 105 27 440, 0 105 37 440, 0 105 38 440 (дебет счета 0 401 10 131).
Изменения в Инструкцию № 191н (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 244н) опубликованы 28 декабря 2018 г. Применять новшества нужно с отчетности за 2018 г. Например, по обновленным формам следует составить следующие отчеты:
- справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
- отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
- баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
- сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
- сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
Государственные учреждения могут представлять бухгалтерскую отчетность за 2018 г. только в электронном виде. С 28 ноября 2018 г. по Закону о бухучете учреждения вправе составлять и представлять отчетность только в электронном виде. Поэтому они могут сделать так уже начиная с отчетности за 2018 г. Однако если учреждение по закону или договору обязано представлять бумажную отчетность, то придется изготовить ее бумажную копию. Напомним, ранее отчетность считалась составленной только после подписания руководителем ее бумажного экземпляра.
Поправки в НК РФ можно назвать техническими. Учреждения все так же должны представлять налоговикам годовую отчетность в электронном или бумажном виде не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ; Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ).
Сроки сдачи отчётности в ПФР в 2022 году
Вид отчётности | Период представления | Срок представления |
---|---|---|
Сведения о застрахованных лицах в ПФР (СЗВ-М) | За декабрь 2021 года | Не позднее 17.01.2022 |
За январь 2022 года | Не позднее 15.02.2022 | |
За февраль 2022 года | Не позднее 15.03.2022 | |
За март 2022 года | Не позднее 15.04.2022 | |
За апрель 2022 года | Не позднее 16.05.2022 | |
За май 2022 года | Не позднее 15.06.2022 | |
За июнь 2022 года | Не позднее 15.07.2022 | |
За июль 2022 года | Не позднее 15.08.2022 | |
За август 2022 года | Не позднее 15.09.2022 | |
За сентябрь 2022 года | Не позднее 17.10.2022 | |
За октябрь 2022 года | Не позднее 15.11.2022 | |
За ноябрь 2022 года | Не позднее 15.12.2022 | |
За декабрь 2022 года | Не позднее 16.01.2023 | |
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) и Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1) | За 2021 год | Не позднее 01.03.2022 |
За 2022 год | Не позднее 01.03.2023 |
Периоды, за которые предоставляется бухгалтерская отчетность
Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений можно разделить на внутригодовую и годовую. Внутригодовая включает в себя отчетность за месяц, квартал и полугодие и является промежуточной. Ее ведут с момента начала отчетного периода в порядке нарастающего итога.
Квартальная отчетность сдается по актуальным данным на 1 июля, 1 апреля и 1 октября. Отчетный период полугодия длится до 1 июля, а за годовой отчетный период принято считать календарный год: с 1 января по 31 декабря.
Для организации, которая сформировалась менее года назад, отчетность за год ведется с момента регистрации учреждения по 31 декабря.
Бюджетное учреждение, которое образовалось в течение текущего финансового года в результате изменения его организационной формы, годовую отчетность нужно вести с момента, когда было вынесено решение о замены формы организации, по 31 декабря. Например, если тип учреждения изменился 7 августа, отчетный период будет длиться с 7 августа до конца календарного года.
При преобразовании муниципального учреждения в казенное отчетный год считается с 1 января до момента смены типа учреждения. То есть, если учреждение изменило статус 10 октября, бухгалтерская отчетность за год предоставляется за период с 1 января по 10 октября.
Сроки представления отчетности
Сроки представления бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений устанавливает учредитель (финансовый орган), бюджетной отчетности получателей бюджетных средств – распорядитель (главный распорядитель) бюджетных средств (п. 6 Инструкции № 33н, п. 10 Инструкции № 191н).
Поскольку за I квартал 2020 года бюджетными, автономными учреждениями отчетность не сдавалась, а получатели бюджетных средств сдавали ее в упрощенном порядке, для подготовки отчетности за полугодие потребуется больше времени. Кроме того, по состоянию на 1 июля 2020 года риски распространения коронавируса сохраняются и деятельность учреждений возобновляется постепенно. В связи с этим сроки сдачи некоторых отчетных форм за полугодие 2020 года могут быть сдвинуты на более поздний срок.
Согласно п. 1 приложения к Приказу Минфина РФ № 131н за полугодие 2020 года отчеты (ф. 0503123, 0503128) и сведения (ф. 0503169, 0503173) представляются не позднее срока, установленного для представления месячной бюджетной отчетности на 1 августа 2020 года.
В отношении аналогичных отчетов и сведений, представляемых в составе бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений (ф. 0503723, 0503738, 0503769, 0503773), сроки сдачи устанавливаются учредителем (финансовым органом) с учетом сроков, установленных учредителю (финансовому органу) для представления соответствующих отчетов консолидированной отчетности (п. 1 приложения к Приказу Минфина РФ № 127н). При этом в п. 2.7 Письма Минфина РФ № 02-06-07/58289, Федерального казначейства № 07-04-05/02-13139 сообщается, что главные администраторы средств федерального бюджета обязаны представить такие формы не позднее 15 августа 2020 года.
Обратите внимание: бухгалтерская (бюджетная) отчетность формируется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и представляется с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. Исключением являются случаи, когда у учреждения отсутствует организационно-техническая возможность по формированию электронной отчетности или требование о составление отчетности на бумаге установлено законодательным актом (п. 6 Инструкции № 33н, п. 4 Инструкции № 191н).
Блок 2. Налог на прибыль в 2022 году
Вторая часть программы начнётся с изучения новых правил учёта амортизации, субсидий, имущественных прав, ремонта, реконструкции и др. Вместе с участниками будет проведён подробный обзор новых ФСБУ, вступивших в силу с 1 января этого года, будет дана информация о том, как эти положения влияют на исчисление налога.
Лектор даст практические рекомендации, как оптимизировать налоги в сфере учёта расходов. Расскажет о новой декларации, важных вопросах из судебной практики и другой полезной информации.
Преподаватель – Татьяна Степановна Смирнова, кандидат юридических наук, начальник отдела налоговых проверок и ревизий МВД РФ. Является экспертом в области налогообложения и налогового контроля.
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
Изменения в формы и состав бухгалтерской отчетности в 2021 году не вносились.
Напомним, что бухгалтерская отчетность состоит (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» — далее Закон 402-ФЗ, п. 1 — 4 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций») из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- приложений к бухгалтерскому балансу, в том числе:
- отчета об изменениях капитала,
- отчета о движении денежных средств,
- пояснений, оформленных в табличной и текстовой форме.
Для некоторых компаний, например, субъектов малого предпринимательства (МСП), некоммерческих организаций Законом 402-ФЗ предусмотрен сокращенный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. МСП могут включать в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), могут раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для остальных организаций. Решение о применении перечисленных послаблений следует раскрыть в учетной политике и пояснениях к отчетности.
Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета с учетом требований, определенных федеральными и отраслевыми стандартами (п. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, абз. 2 п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
Важно отметить, что статьи бухгалтерской отчетности должны обязательно подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.
Одно из самых существенных изменений, которые надо учесть при составлении бухгалтерской отчетности за 2021 год — это начало обязательного применения ФСБУ 5/2019 «Запасы», а также возможность досрочного применения по «желанию» организации еще трех новых стандартов по основным средствам, капитальным вложениям и аренде.
Письмо Минфина России № 02-06-07/97427, Казначейства России № 07-04-05/02-29373 от 01.12.2021
Куда и как часто сдавать | В налоговую, ежеквартально, если были операции с товарами, подлежащими прослеживаемости |
Срок сдачи | До 25 июля — за второй квартал |
До 25 июля — за второй квартал | |
До 25 октября — за третий квартал | |
До 25 октября — за третий квартал |
Изменения в 2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру
Вид отчетности | Крайний срок подачи |
---|---|
Сведения СЗВ-М в ПФР (за март) | 15 апреля |
Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности (плюс справка-подтверждение в некоторых ситуациях) в ФСС | 15 апреля |
Форма 4-ФСС, если она сдается на бумаге, в ФСС | 20 апреля |
Форма 4-ФСС, если она сдается в электронном виде, в ФСС | 25 апреля |
Декларация по НДС | 25 апреля |
Декларация по налогу на прибыль | 28 апреля |
Расчет по страховым взносам | 4 мая |
Расчет 6-НДФЛ | 4 мая |
Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
Отчет о финансовых результатах деятельности составляется бюджетными (автономными) учреждениями по форме 0503721, казенными учреждениями – по форме 0503121.
При заполнении данных форм за 2020 год не нужно детализировать по подстатьям КОСГУ итоговые показатели увеличения (уменьшения) материальных запасов. Согласно новым требованиям:
-
в отчете (ф. 0503721) указываются лишь обобщенные данные по статьям 340 (строка 361) и 440 (строка 362) КОСГУ;
-
в отчете (ф. 0503121) также отражаются общие данные по статьям 340 (строка 361) и 440 (строка 362) КОСГУ и дополнительно раскрываются показатели только в отношении подстатей 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений», 447 «Уменьшение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ.
Скорректирован порядок формирования справки по консолидируемым расчетам по форме 0503125, заполняемой участниками бюджетного процесса, в том числе получателями бюджетных средств.
В целях заполнения такой справки нужно будет учитывать также данные по счетам 1 303 05 731 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», 1 303 05 831 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет». Сведения по указанным счетам необходимы для консолидации расчетов по остаткам целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет.
Изменились название и порядок заполнения таблицы 1, представляемой в составе пояснительной записки (ф. 0503760, 0503160). Ее новое название – «Сведения о направлениях деятельности», старое – «Сведения об основных направлениях деятельности».
Согласно новым требованиям в таблицу 1 нужно вносить сведения только о тех направлениях деятельности учреждения, которые были прекращены им в отчетном году или которые впервые были осуществлены им в отчетном году.
Информация в таблице 1 отражается по следующим разделам:
1) относительно года, предшествующего отчетному (коды ОКВЭД по новым видам деятельности, которые не осуществлялись учреждением);
2) относительно очередного года, следующего за отчетным (коды ОКВЭД по видам деятельности, прекращенным в отчетном году).
В данных разделах указываются следующие сведения:
-
в графе 1 – виды деятельности учреждения по ОКВЭД;
-
в графе 2 – коды бюджетной классификации (код раздела, подраздела), по которым отражались операции по соответствующим видам деятельности, указанным в графе 1;
-
в графе 3 – правовое обоснование (пояснения) прекращения или начала вида деятельности, отраженного в графе 1, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами (наименование, дата и номер документа-основания).
К сведению: в составе сводной пояснительной записки таблица 1 не заполняется и не представляется.
Изменены форма и порядок заполнения таблицы 4, представляемой в составе пояснительной записки (ф. 0503760, 1503160). По-новому она называется «Сведения об основных положениях учетной политики». Раньше она называлась у бюджетных (автономных) учреждений – «Сведения об особенностях ведения бухгалтерского учета», у казенных – «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета».
С учетом новых требований к заполнению таблицы 4, в ней указывается информация об основных положениях учетной политики учреждения, раскрывающих особенности отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций с активами и обязательствами учреждения, установленные им в рамках учетной политики и использованные в отчетном периоде. В таблице приводятся:
-
в графе 1 – наименование объекта учета, в отношении которого применяются особенности отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;
-
в графе 2 – код балансового счета (забалансового счета), по которому отражаются указанные в графе 1 объекты учета;
-
в графе 3 – способ ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в отношении обозначенных в графе 1 объектов учета;
-
в графе 4 – характеристика применяемого способа ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, исходя из структурных, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения, в отношении указанных в графе 1 объектов учета.
Подробный перечень объектов учета, включаемых в таблицу 4, а также возможные варианты способов ведения учета по ним приведены в отдельных приложениях к инструкциям № 33н, 191н. Выглядят эти приложения следующим образом:
Наименование объекта учета |
Код счета бухгалтерского учета |
Способ ведения бюджетного (бухгалтерского) учета |
Характеристика применяемого способа Изменена форма 0503766, заполняемая бюджетными (автономными) учреждениями в составе пояснительной записки (ф. 0503760). Она называется «Сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» вместо «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений». Порядок заполнения указанной формы, установленный п. 66 Инструкции № 33н, также обновлен. Согласно новой редакции названного пункта в форме 0503766 содержатся данные о результатах исполнения учреждением показателей плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). При этом сведения отражаются учреждением в разрезе следующих видов финансового обеспечения (деятельности):
Сведения (ф. 0503766) составляются по итоговым показателям исполнения ПФХД и по тем показателям исполнения плана, по которым имеются отклонения между плановыми (прогнозными) и фактически исполненными показателями. Показатели формируются по разделам:
Порядок заполнения граф формы 0503766 приведем в таблице.
|