Изменения в аудите в 2022-2023 годах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в аудите в 2022-2023 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Новый Закон об аудиторской деятельности, основы которого в большинстве вступят в силу в 2023 году, вводят достаточно много новых категорий. Плюс в том, что у компаний есть еще время на ознакомление с новыми правилами и требованиями.

Выгода от получения аудита

Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:

  • существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
  • изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.

Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
  • в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.

С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудита не снижается, так как он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста доходов и оптимизации расходов компании.

Вводится единый налоговый платёж

С 1 января 2023 для каждой компании будет открыт единый налоговый счёт, в котором будут отражаться все обязательства перед бюджетом в виде сальдо. Если сальдо положительное — компания переплатила по налогам и взносам. Отрицательное сальдо, наоборот, укажет на недоимку. Счёт можно будет пополнить единым платежом, указав в платёжке сумму и ИНН компании. По КБК платежи распределит ФНС на основании отчётов и уведомлений. Пополнить единый налоговый счёт можно через личный кабинет налогоплательщика. Здесь же можно отслеживать сальдо расчётов с бюджетом.

Как ФНС будет учитывать поступающие на счёт средства

Порядок разнесения поступивших платежей прописан в законопроекте (п. 8 ст. 45 НК РФ в новой редакции):

  1. недоимки, начиная с самых ранних;
  2. текущие платежи по налогам, сборам, авансовые платежи, страховые взносы — с момента возникновения обязанности по их уплате;
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.

Изменения в аудите: требования о минимальном количестве аудиторов

Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.

Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.

Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.

Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.

Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):

  • как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
  • как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.

Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:

  • ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
  • как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.

Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.

При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:

  • должны иметь новый аттестат;
  • должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.

Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.

Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.

Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.

Новые обязанности аудиторских фирм

Изменения в аудите, которые будут актуальны для 2023 года, затронули и перечень обязанностей аудиторской фирмы. В законе появился ряд новых функций, которые нужно выполнять.

И вот основные из них:

  • Ведение официального сайта. Ранее ни в одном нормативном акте не было прямой обязанности по ведению сайта. Сейчас такая обязанность появилась. Конечно, сейчас трудно найти фирму, которая не имеет своего интернет ресурса. Но задача не просто создать и предоставить данные, задача именно на регулярной основе «вести» сайт.
  • Раскрытие официальных данных о деятельности аудиторской фирмы. Несмотря на то, что обязанность закреплена впервые в акте, последние года организациям настоятельно рекомендовали это делать. Сейчас же это не право, а обязанность. Какой список данных должен быть представлен пользователю и в какие сроки, пока обсуждается. Это находится в компетенции Минфина и Центробанка (для тех, кто сотрудничает с компаниями на финансовом рынке).
  • Предоставление данных клиенту о тому, что фирма входит в Реестр аудиторских организаций (о реестрах было сказано ранее). При этом такое информирование проводится только по запросу. Если клиент не требуют, то сведения можно не предоставлять. Интересно то, что такое требование распространяется в теории не на всех субъектов, а только тех, кто сотрудничает с общественно значимыми организациями.
  • Передача данных в Федеральное казначейство в электронном формате. Аудиторская компания обязана по требованию предоставлять в казначейство документы не в бумажном, а в электронном формате. Полного списка таких бумаг нет, их орган контроля может потребовать по запросу.
  • Предоставление документов по факту аудита и других сопутствующих бумаг в Центробанк в электронном виде. Функция аналогична предыдущей. Банк России может запросить документы по аудируемому лица (работающему на финансовом рынке) и аудиторская фирма обязана их предоставить в цифровом формате.
  • Активное взаимодействие с Банком России. Ранее такой прямой обязанности не было. Теперь на законодательном уровне она закреплена. Цель – усилить контроль над участниками финансового рынка.
Читайте также:  Переоборудование легковых автомобилей

Эксперты сходятся во мнении, что утверждённые обязанности и регламенты до 2023 года еще могут быть детализированы. Поскольку пока возникает ряд вопросов и по поводу взаимодействия, и по поводу алгоритмов работы. И, конечно, большинство из них будет решаться путем проб и ошибок.

Особое внимание стоит обратить, например, на активизацию обмена информацией между аудиторской компанией и Банком России.

Изменения в аудите на 2022 и 2023 годы — выводы

Новый Закон об аудиторской деятельности, основы которого в большинстве вступят в силу в 2023 году, вводят достаточно много новых категорий. Плюс в том, что у компаний есть еще время на ознакомление с новыми правилами и требованиями.

С одной стороны, новые изменения в аудите ограничивают деятельность частных аудиторов. Они накладывают вето на использование услуг таких специалистов. Теперь невозможно использовать их труд как в сфере обязательного аудита, так и сопутствующих услуг (актуально для общественно значимых организаций).

С другой стороны, устанавливается ряд критериев, которые обязуют аудиторские организации работать с привлечением штатных специалистов. В ином случае невозможно будет предлагать услугу обязательного аудита. И это создает оптимальные условия для работы. Ведь аудиторские фирмы будут заинтересованы в том, чтобы именно они стали основными работодателями для профессиональных аудиторов.

Спорным моментом остается соблюдение коммерческой тайны. Несмотря на то, что фирмы обязаны соблюдать коммерческую тайну о деятельности аудируемого субъекта, устанавливается и прямая обязанность аудиторских фирм взаимодействовать не только с Федеральным казначейством, но и с Центробанком.

Новые правила для АО

Непубличные акционерные общества освободят от обязанности проводить ежегодный аудит отчетности. С 2023 г. начнет действовать правило о том, что непубличные акционерные общества вправе, но не обязаны привлекать аудиторскую организацию или аудитора для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом обращаться за аудитом в аудиторскую организацию должны будут:

  • публичные акционерные общества;

  • непубличные акционерные общества, для которых законом установлена такая обязанность (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ в новой редакции, п. 2 ст. 86, п. 3.1 ст. 88 Закона № 208-ФЗ в новой редакции).

Обязаны ли акционерные общества (АО) проводить обязательный аудит в 2021 году?

Да. При этом все АО, вне зависимости от вида, объема прибыли, количества акционеров и других факторов, в т.ч. субъекты малого предпринимательства должны проходить процедуру обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности (см. Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37). Каждое акционерное общество должно ежегодно предоставлять независимое аудиторское заключение в налоговые органы. Федеральные законы, которые регламентируют данное правило:

  • АО обязаны привлекать для проведения аудита независимую аудиторскую организацию в соответствии с п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. В этом же Федеральном законе регулируется, что утверждение аудиторской организации происходит путем общего собрания акционеров, а решение по размеру оплаты аудиторских услуг принимается советом директоров АО (п. 2 ст. 86);
  • кроме того, АО подлежат проведению обязательного аудита согласно п. 5 ст. 67.1 ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
  • ч. 1 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. с 01.01.2021) требует проведение обязательного аудита отчетности в случаях, установленных федеральными законами.

Что подразумевается под обязательным аудитом ЗАО

Аудит ЗАО — это проверка, осуществляемая лицами, который не входят в состав акционерного общества. Основная цель проверки — систематизация документов ЗАО и объективная оценка законности и достоверности данных, указанных в бухгалтерской отчетности.

Существуют несколько основополагающих задач обязательного аудита.

  • Оценка правильности ведения бухгалтерской отчетности.
  • Оценка законности и подлинности данных, указанных в представленной документации.
  • Содействие и помощь участникам ЗАО в ведении бухгалтерского учета на основании выявленных недочетов и нарушений в документах организации.
  • Проверка на предмет соответствия налоговой документации действующему законодательству Российской Федерации.
  • Анализ перспективности дальнейшего роста ЗАО относительно существующих финансовых резервов.

В зависимости от вида деятельности ЗАО, обязательный аудит может видоизменяться и дополняться. Основное мнение аудитора о проверяемом объекте должно подкрепляться следующими критериями: правильная классификация рода деятельности, обоснованность ведения ряда бухгалтерских документов, аккуратность при ведении отчетности и наличие/отсутствие скрытых платежей.

Обязательный аудит стал «ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ» для всех акционерных обществ, включая ЗАО

В прошлом году был внесен ряд поправок в законодательство об аудиторской деятельности, в частности уточнены и расширены случаи проведения обязательного аудита. Согласно новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ, вне зависимости от типа (ОАО, ЗАО, публичные, непубличные), вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей. Указанные изменения, были внесенные Федеральным законом от 01 декабря 2014 N 403-ФЗ и вступили в силу со 02 декабря 2014 года.

Норма, обязывающая все акционерные общества ежегодно проводить аудиторскую проверку, присутствует и в новой редакции ГК РФ, действующей с 01 сентября 2014 года (ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ)). И если для обществ с ограниченной ответственностью обязанность проведение аудита должна быть предусмотрена законом, то акционерным обществам выбора не оставили (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Аудит 2021: отмена обязательного аудита для субъектов малого предпринимательства

  • субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов, которые осуществляют виды деятельности или имеют организационно-правовую форму, в отношении которых федеральными законами предусмотрена обязанность аудировать бухгалтерскую отчетность);
  • фонды, поступление имущества, в том числе денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
  1. Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ст. 88 закона «Об акционерных обществах»).
  2. Кредитная организация (ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности»).
  3. Страховая организация (ст. 29 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
  4. Общество взаимного страхования (ст. 22 закона «О взаимном страховании»).
  5. Клиринговая организация (ст. 5 закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»).
  6. Организатор торговли (ст. 5 закона «Об организованных торгах»).
  7. Негосударственный пенсионный фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
  8. Акционерный инвестиционный фонд (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
  9. Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
  10. Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
  • Аудит
  • Налоговый консалтинг
  • Судебные споры
  • Юридический консалтинг
  • Включение в реестр МСП
Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

191002, Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 15-17, оф. 103

Обязателен ли аудит для ЗАО с одним акционером?

Обязательная структура прописана законодательством. Она включает в себя:

  • наименование;
  • адресат в виде участника ООО, акционера или иного лица;
  • данные предприятия с включением в них госномера регистрации;
  • информация по аудитору;
  • информация по отчетности с указанием периода;
  • сведения, которые были подвергнуты рассмотрению;
  • мнение эксперта о полученных результатах и их достоверности;
  • список обстоятельств, которые могли повлиять на достоверность.

В зависимости от того, модифицированный или немодифицированный вариант акта выдает эксперт по результатам проверки, в документе могут быть прописаны недостатки, неточности или иные отклонения.

Для модифицированного варианта характерно отсутствие искажений. В остальных случаях оговорка возможна при незначительном влиянии на отчетность. Мнение отрицательного характера будет свидетельствовать о нарушениях, а отказ от его выражения свидетельствует о недостаточности данных и сомнениях.

Образец аудиторского заключения

Не стоит забывать, что любой акт должен иметь дату составления, так как ее отсутствие позволяет снимать с проверяющего лица ответственность.

Для компаний, которые не предоставляют вовремя все необходимые документы, установлена ответственность административного характера. Она проявляется в штрафных санкциях.

Любое уклонение от предоставления информации или отсутствие обязательной формы проверки имеет установленные размеры штрафов.

Если информация не была раскрыта в Едином реестре акционерным обществом любого типа, в частности ПАО или АО, то по статье 15.

Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 — 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических — от 3000 до 5000 рублей.

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:

  • либо вместе с бухгалтерской отчетностью
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:

  • на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
  • на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.

В 2020 году значительно возросли обычные аудиторские риски, а также появились новые. При аудиторской проверке необходимо учитывать влияние COVID-19. При этом вероятность и масштабность влияния коронавируса на бухотчетность проверяемого лица зависят от двух основных факторов:

  • работает ли организация в пострадавшей от коронавируса сфере;
  • насколько рыночная волатильность оказывает влияние на ее финансовое состояние и результаты деятельности.

В связи с этим аудиторам рекомендовано обратить особое внимание на:

  • как оценивает руководство проверяемой организации ее способность продолжать непрерывную деятельность в условиях коронавируса;
  • обесценение нефинансовых активов;
  • простои в использовании ОС;
  • оценочные значения, включая оценку справедливой стоимости, и раскрытие информации о них в бухотчетности;
  • учет госпомощи.

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности — это независимая форма контроля, направленная на оценку результатов финансовой деятельности, проводимую на основании отчетных форм и регистров, с целью выявления и дальнейшего устранения ошибок и неточностей учета.

Ключевые цели аудиторского контроля (АК):

  1. Сопоставление данных бухотчетности и фактического имущественного положения компании с целью выявления полноты отражения информации и ее достоверности.
  2. Контроль за соблюдением действующего законодательства (налогового, бюджетного, трудового, гражданского, бухгалтерского).
  3. Проверка законности, рациональности и целесообразности использования имущественных и финансовых активов экономического субъекта.
  4. Выявление неиспользуемых, скрытых резервов, которые могут существенно улучшить финансовое положение компании.

Напомним, что проводить аудит бухгалтерской отчетности организации имеют право только лицензированные аудиторы или компании, прошедшие специальное лицензирование (п. 2 ст. 7 № 119-ФЗ от 07.08.2001).

Деятельность аудиторов регулируется ГК РФ, НК РФ, ФЗ № 307 от 24.12.2008, ФЗ 119 от 07.08.2001, ПП РФ № 696 от 23.09.2002, а также иными нормативно-правовыми актами, приказами и распоряжениями.

Новое в аудиторском законодательстве

В соответствии с действующим законодательством, выделяют два вида проверок со стороны аудиторов:

  1. Обязательный аудит бухгалтерской отчетности и учета. Субъекты, которые подвержены ежегодному обязательному АК, поименованы в статье 5 закона № 307-ФЗ.
  2. Произвольный или внеплановый контроль, то есть тот, который был инициирован по желанию руководства компании.

Обязательный АК проводится один раз в год, не позднее 3 календарных месяцев с момента окончания отчетного периода (финансового года). Объектом проверки является бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Напомним, что субъекты, которые подвержены ежегодному обязательному АК, поименованы в статье 5 закона № 307-ФЗ. К ним относят:

  • акционерные общества;
  • страховые организации;
  • кредитные учреждения;
  • негосударственные пенсионные фонды, а также их управляющие компании;
  • профессиональные участники рынка ЦБ.

Помимо вышеперечисленных субъектов, законодатели предусмотрели ряд дополнительных условий, при которых аудиторский контроль обязателен:

  1. При составлении консолидированной отчетности, кроме государственных и муниципальных госучреждений.
  2. При превышении объема выручки в 400 миллионов рублей в год, кроме унитарных госпредприятий и сельхозкооперативов.
  3. Активы компании превысили 60 миллионов рублей.
  4. Обязанность закреплена в отдельных нормативно-правовых актах или локальных распоряжениях руководства компаний.

Обязательный аудит бухгалтерской финансовой отчетности — это три ключевых этапа проведения контрольных мероприятий с целью выявления достоверности и полноты ведения БУ и составления БО.

К первому этапу относят планирование и организацию проверок. То есть аудитор формирует план контрольно-ревизионных мероприятий, на основании которого будет осуществляться проверка бухотчетности. Отметим, что приступать к формированию плана АК рекомендуется после детального изучения деятельности компании, ее специфики, уставной документации и прочих особенностей ведения учета.

На втором этапе АК ревизор приступает непосредственно к сбору и обработке бухгалтерской информации. Проверяющий детально изучает регистры бухучета, первичную документацию и прочие регистрационные журналы для дальнейшего сравнения с показателями бухотчетности.

Кто подпадает под обязательный аудит

Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.

Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

  • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
  • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Читайте также:  Сколько страниц должно быть в ВКР

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Аудиторское заключение о бухотчетности: сроки представления изменятся

  • Если ваша организация обязана проводить аудит, вы должны выбрать аудиторскую фирму и заключить с ней договор на проведение обязательной проверки.
  • С января 2021 года пороги доходов и величины активов в целях проведения обязательного аудита сильно увеличили, поэтому многие представители малого и среднего бизнеса автоматически от него освободились.

Написать комментарий

      Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.

      Общие правила проведения аудитов в России:

      • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
      • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
      • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
      • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

      Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

      Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

      • акционерные общества любой формы;
      • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
      • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
      • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
      • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
      • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
      • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

      Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

      Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

      Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

      Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

      • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
      • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
      • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
      • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

      Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

      Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

      Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

      1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
      2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
      3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
      4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

      Для кажд��го юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

      Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).

      За нарушение этого требования наступает ответственность:

      • по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
      • по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
      • по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).

      Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий