Список стран-участников Таможенного союза в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Список стран-участников Таможенного союза в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

Направления деятельности и условия вступления

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.

Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия

Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.

Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.

Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.

Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.

Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.

Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.

Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Читайте также:  Крестьянское фермерское хозяйство как юридическое лицо

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

  • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
  • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
  • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
  • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
  • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
  • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
  • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Противоречия в Таможенном союзе

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Появление ТС изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года. Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Читайте также:  Наследование квартиры в общей собственности

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый экономический регион и утверждении ТС. С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 год заключено дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что начиная с 2012 года создается общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство. 1 июля 2010 года заключен еще один важный договор, допустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий контроль за перемещением товаров на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы. В 2014-м Армения входит в Таможенный союз с Россией и остальными государствами. В 2015-м Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза. С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЭАЭС). Он создан для автоматизации и упрощения ряда процессов на границе по перемещению между странами продукции и товаров.

Всего за четверть века (с учетом деятельности ЕврАзЭС) объединению удалось добиться:

  1. снижения налоговой нагрузки (благодаря установлению единых ввозных/вывозных пошлин);
  2. минимизации административных ограничений (благодаря введению единых фитосанитарных и технических регламентов);
  3. расширения торговой сферы (за счет формирования зон свободной торговли).

Этому способствовали:

  1. в 1991 году – принятие соглашения о создании СНГ;
  2. в 1996-м – ратификация договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах;
  3. в 2001-м – учреждение Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), непосредственного предшественника ЕАЭС;
  4. в 2010-м – формирование единого таможенного пространства, Таможенный Союз (ТС);
  5. в 2012-м – формирование Евразийского экономического пространства (ЕЭП);
  6. в 2015-м – создание ЕАЭС на основе принципов ЕврАзЭС, договор о ЕАЭС.

Этот эволюционный процесс весьма схож с тем, что происходило при учреждении Европейского союза, хотя при этом страны ЕАЭС сохраняют максимальную политическую и административную автономность.

Так, в частности, в рамках союза отсутствуют:

  1. единая наднациональная валюта;
  2. парламент представителей ЕАЭС;
  3. нормы, определяющие внешнюю политику членов.

Суд евразийского экономического союза

Подробнее о составе суда

Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав которого входят главы государств-членов ЕАЭС.

Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Совет ЕЭК внес изменения в техрегламент Союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»

25 Ноября, 2022 Изменениями в технический регламент Союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» уточнена возможность выдачи сертификата соответствия на продукцию, составные части которой подлежат подтверждению соответствия требованиям техрегламента, при условии, что эти составные части также прошли соответствующую процедуру.

Одновременно до 31 декабря 2023 года допускается выпуск в обращение роликовых (кассетного типа) подшипников качения для букс локомотивов и моторвагонного подвижного состава при наличии у них сертификатов соответствия на основании проведения стендовых испытаний в объеме не менее половины условного пробега с последующей их подконтрольной эксплуатацией до достижения пробега в полном объеме.

Кроме того, Совет ЕЭК рассмотрел отчет Коллегии Комиссии о мониторинге хода выполнения плана разработки технических регламентов ЕАЭС и изменений к ним.

Для дальнейшей реализации плана разработки и активизации работы стран ЕАЭС распоряжением Совета ЕЭК определены меры по исполнению плана.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Читайте также:  Восстановление сроков обжалования решения суда

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.

Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

Преимущества и недостатки Таможенного союза

Для субъектов хозяйствования среди основных плюсов Таможенного союза в сравнении с зоной свободной торговли можно назвать следующее:

  • В границах Таможенного союза существенно сократились расходы по созданию, перемещению и переработке товаров.
  • Возникающие по причине бюрократических процедур затраты времени и финансов заметно сократилось.
  • Количество обязательных таможенных процедур при ввозе товара из третьих стран уменьшилось.
  • Предприятиям стран-участниц открылись новые рынки сбыта товаров.
  • Произошло упрощение таможенного законодательства в связи с его унификацией.

Также стоит отметить, что при экспорте товаров используется нулевая ставка НДС и возмещение уплаченной суммы акцизов при наличии документального подтверждения экспорта.

При импорте товаров на территорию РФ из Беларуси или Казахстана акцизы и НДС взимаются российскими налоговыми структурами.

При оказании услуг на территории РФ ставки, налоговая база, порядок взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь, определил Таможенный союз как очередной шаг к созданию единого экономического пространства, представляющего собой правильную форму экономических отношений между государствами-участниками.

В рамках Таможенного союза от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет стран перечисляется:

  • РФ – 85,33 %,
  • Беларуси – 4,55 %,
  • Киргизии – 1,9 %,
  • Казахстана – 7,11 %,
  • Армении – 1,11 %.

Однако в то же время к недостаткам Таможенного союза относят плохо проработанные условия торговли и процедуры сертифицирования товара. Рядом стран отмечается, что доходы и поступления якобы несправедливо распределяются между членами союза.


Похожие записи:

Добавить комментарий