Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация земли на которой находится собственный магазин». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В наибольшей степени «Дачная амнистия» касается как раз земельных участков, которые с советских времён носят названия «дача»: те самые «пять соток» в садоводческом товариществе, которые росли, как грибы, вокруг городов, начиная с 70-х годов.
Сколько стоит приватизировать землю в аренде
Как правило, долгосрочный договор аренды заключается на 20+ лет, но уже через три года после его заключения можно претендовать на бесплатную приватизацию арендованного участка.
Если земля надолго арендована у муниципального образования, «Дачная амнистия» даёт возможность перевести её в частную собственность. Если арендный договор был оформлен не позднее ноября 2001 года, проблем не должно возникнуть: следует лишь оформить полный пакет необходимых документов.
Стоимость получения документов для приватизации арендованной земли:
- межевание территории: от 7000 рублей;
- государственная пошлина за приватизацию земельного участка: 2000 рублей, льготная стоимость 350 рублей в этом случае не действует;
- выписка из ЕГРН: 300 рублей.
Процедура приватизации индивидуального участка: основные этапы
Собрать документы. Списки и стоимость необходимых справок и бумаг мы перечислили в предыдущих пунктах, но на практике скорее всего понадобится больше документов. Регистраторы могут запросить дополнительные справки, которые требует местная власть.
В целом основной пакет, необходимый для бесплатной приватизации земельного участка, состоит из трёх документов.
Правоустанавливающий документ на землю, которым могут являться:
- акт о передаче земельного участка в пользование гражданину или гражданам (выдаётся государственным органом, осуществившим эту передачу);
- договор долгосрочной аренды (подлинник и копия);
- свидетельство о вступлении в наследство (выдатё нотариус наследнику).
Кратко про приватизацию земли
- Бесплатно приватизировать можно только ту землю, которая была получена до 2001 года — до вступления в силу Земельного кодекса. В отличии от приватизации домов и квартир, приватизировать землю можно сколько угодно раз.
- «Дачная амнистия» — закон, по которому такие участки можно оформить по упрощённой процедуре с минимальным количеством документов.
- По «Дачной амнистии» можно оформлять не только дачные и садовые участки, но и участки под жилым домом, гаражом, а также участки в долгосрочной аренде и бессрочном пользовании.
- В среднем на оформление документов уйдет 7000–10 000 рублей. Большая часть из этой суммы обычно тратится на межевание.
- Если процедуры бесплатной приватизации не подходят, можно оформить участок у государства платно. Чаще всего это выгоднее, чем покупать участок «с рук».
Налоговые и юридические аспекты приватизации
Перед приватизацией необходимо ознакомиться с законодательством, которое определяет порядок и правила. Государственное и муниципальное имущество должно быть переоформлено на новых собственников при помощи специальных документов, включающих в себя акт оценочной стоимости объекта и передаточном акте.
Помещения, в том числе жилые, должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством, гостами и ведением балансовой камеры. Для оформления доли в жилье, необходимо провести оценку номинальной стоимости объекта. При этом стоит учитывать, что приватизация муниципальных объектов может быть бесплатной для граждан, а налог на прирост стоимости может быть уплачен только при следующей продаже.
В случае приватизации государственных объектов имеется возможность оформления акций и продажи их в будущем. Подобные процессы должны соответствовать законодательным требованиям и сопровождаться научными консультациями и написанием соответствующих документов.
Важно учесть, что налоговые и юридические вопросы могут быть различными для приватизации земельных участков, долей в обществе или акционных пакетов. Для каждого случая следует проводить подробную консультацию со специалистами в области права и налогов.
- Перед приватизацией необходимо ознакомиться с законодательством;
- Для оформления доли в жилье необходима оценка номинальной стоимости;
- Приватизация государственных объектов может быть оформлена в виде акций;
- Научные консультации важны при приватизации;
- Каждый случай приватизации имеет свои особенности и должен проходить консультацию со специалистами в области права и налогов.
Когда возможно бесплатное проведение?
Статья 39.5 Земельного кодекса разрешает бесплатную приватизацию участков в следующих случаях
- Участок предоставлен семье с тремя и более несовершеннолетними детьми.
- Участок был предоставлен в аренду для строительства или ведения сельского хозяйства на срок более пяти лет.
- Участок был предоставлен сельским жителям более пяти лет назад для обязательного трудоустройства на социально значимых работах.
- Землепользователи — это лица, имеющие право на льготы. К ним относятся обездоленные, ветераны войны, инвалиды, герои России и Советского Союза.
Последняя категория людей может быть приватизирована бесплатно только в том случае, если у них нет таких же прав, как у других.
Отказ от приватизации происходит в случаях, указанных в статье 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года о статье 178 ФЗ.
Это правило распространяется на участки, находящиеся в
- Особо охраняемых объектах и природных территориях,
- Водном и лесном фондах,
- зараженных опасными веществами и биологическими инфекциями,
- Места общего пользования — площади, дороги, тротуары, улицы, набережные, парки, лесопарки, скверы, улицы, водоемы, пляжи и другие объекты
- Предназначенные для государственных нужд,
- Морские и речные порты, аэропорты, предназначенные для обеспечения деятельности или предоставления для развития.
Приведенный выше перечень причин для отказа не является исчерпывающим. Здесь вы можете узнать подробнее о том, какие категории земель не подлежат приватизации.
Составление и подача заявления
Основанием для проведения оценки является заявление заинтересованного лица. Заявление должно быть подано в простой письменной форме.
В тексте должны быть указаны следующие сведения
- Наименование и адрес государственного учреждения.
- Информация об инициаторе — фамилия, имя, отчество, место жительства и контактный телефон.
- Информация об участке — местоположение, общая площадь.
- Заявление на приватизацию.
- Наличие льгот для заявителя.
- Список прилагаемых документов.
- Дата и подпись заявителя.
- Скачать бланк заявления на приватизацию земли.
- Скачать образец заявления на приватизацию земли.
Заявления можно подать по почте, через законного представителя или лично через портал Госуслуги.
Продажа и приобретение прав собственности на землю
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» Новый Закон содержит два перечня лиц и, соответственно, два порядка определения стоимости выкупной цены участка. Цена на земельные участки также ставится законом в зависимость от местности, где они расположены, в частности от численности населения в населенных пунктах.
К первой категории лиц относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели — владельцы зданий, строений, сооружений, когда-либо отчужденных из государственной или муниципальной собственности, а также граждане и некоммерческие организации, если права собственности на объекты недвижимости возникли у них до вступления в силу 30 ноября 2001 г. Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ). Для данного перечня выкупная цена устанавливается в размере 20% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося под частным владением (здание, строение, сооружение) этих лиц, — для городов с численностью населения свыше 3 млн человек; 2,5% от такой стоимости — для иных местностей.
Во вторую категорию лиц попадают все остальные собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, например: коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, которые приобрели права на недвижимые объекты путем заключения гражданско-правовых сделок, а также граждане и некоммерческие организации, право собственности на частные владения которых возникло после вступления в силу ЗК РФ. В отношении этих лиц Закон без указания точной выкупной стоимости участков определил пределы, в рамках которых субъекты РФ вправе устанавливать цены сами.
Бесплатно участки под зданиями предоставляются: религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного характера; общероссийским общественным организациям инвалидов и организациям, единственным учредителем которых являются такие организации инвалидов.
Ограничения при выкупе участка
Нужно сказать, что не все земельные участки доступны для приватизации. Существуют земли, для которых установлены различные ограничения. Это такие категории земельных участков:
1) Участки, которые не подлежат отчуждению или приватизации;
2) Участки, изъятые из оборота – не могут предоставляться в частную собственность;
3) Участки, ограниченные в обороте – не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
4) Участки, которые не могут быть предметом аукциона.
Давайте рассмотрим каждую из категорий отдельно.
Отчуждению, или приватизации, не подлежат следующие земельные участки:
1) в составе земель лесного фонда, водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
2) в составе земель зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
3) в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
4) в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
5) в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития;
6) в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом;
7) на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Изъятыми из оборота считаются земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками;
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Ограничиваются в обороте, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия, объектами всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
6) в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Предметом аукциона не могут быть земельные участки в следующих случаях:
1) границы земельного участка подлежат уточнению;
2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, когда собственность на земельные участки не разграничена);
3) в отношении земельного участка не определены предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции (за исключением, когда в соответствии с ВРИ не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений);
4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением, когда в соответствии с ВРИ участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений);
5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;
6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
7) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам;
9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
10) земельный участок изъят из оборота;
11) земельный участок ограничен в обороте;
13) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;
14) земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
15) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;
17) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка;
16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
18) земельный участок относится к землям общего пользования;
19) земельный участок зарезервированный или изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Всем заинтересованным при выборе земельного участка для приватизации (выкупа) настоятельно рекомендуем пробежаться по этим пунктам. Конечно, большинство из них относится к землям, получать в собственность которые никто пытаться не будет. Но лучше лишний раз подстраховаться, чтобы не тратить зря время и деньги на прохождение всех процедур по выкупу.
РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
- Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
- Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
- Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
- Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
- После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
- Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
- Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
- какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
- какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
- использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
- Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
- Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.
Кто вправе выполнять земельную приватизацию
Все граждане РФ, но есть категории лиц, которые могут сделать это бесплатно.
- Оформившие договор о безвозмездном пользовании на срок свыше шести лет – по истечении пятого года эти люди (на основании ЗК РФ, статья 39.10) получают право на приобретение объекта в постоянное владение. Такие же условия распространяются и на лиц, получивших недвижимость под возведение дома или обустройство подсобного хозяйства.
- Многодетные семьи (в соответствии с положениями 39.5 и 39.19 ст ЗК РФ).
- Арендаторы, заключившие контракт ранее 25 октября 2011.
- Люди, зарегистрировавшие пожизненное право распоряжения полезной площадью с опцией передачи по наследству. А также те, кому ее выдали бессрочно, и на территории уже построено жилье.
- Обладатели возведенных на объекте зданий, перешедших в пользование результате дарения, покупки или иной сделки, состоявшейся до 25 октября 2011.
Судебная практика: обжалование решение об отказе в приватизации
Роман Сидоров направил в областную администрацию заявление с просьбой предоставить ему возможность приватизировать участок земли в собственность. В просьбе Сидорову отказали, так как он, подчеркнули в администрации, ранее уже пользовался правом приватизации. Сидоров с таким решением не согласился и направил исковое заявление в суд.
В суде было установлено, что Роман Сидоров в 1993 году получил в собственность часть земельного участка бесплатно. Вторая часть участка, которая фактически стала предметом спора, может быть передана ему в собственность исключительно в формате выкупа. Суд удовлетворил исковое заявление Сидорова, посчитав отказ со стороны администрации незаконным. В суде ссылались на то, что в первый раз Сидоров воспользовался правом бесплатной приватизации в 1993 году – тогда нормы Земельного кодекса, в частности, однократная бесплатная приватизация, не распространялись на правоотношения, возникшие ранее.
В России земельное законодательство существенным образом изменилось в 2011 году, и отказ в приватизации участков по основаниям использования, возникшим до начала применения соответствующего права, не во всех случаях считается правомерным.
Соответственно, тот факт, что Роман Сидоров приватизировал земельный участок до принятия ЗК, юридического значения не имеет и не может быть учтен как причина для отказа в приватизации.
Какие земли не подлежат приватизации
С этого момента владелец будет регулярно получать уведомления о необходимости оплатить земельный налог (0,3% от цены земли, определенной кадастром).
При этом постановлений и разрешений органов госвласти не требуется. Сроки оформления не ограничены. Приватизация земельных участков ведется в порядке, установленном ЗК РФ, по которому каждый гражданин может приобрести бесплатно участок, находящийся у него в пользовании бессрочно или на условиях пожизненного наследования с оплатой сборов, установленных ФЗ.
Основной целью ФЗ является прекращение права граждан на безвозмездное пользование участками в наследуемом порядке. По этой причине до 2019 года должны быть переведены в частную собственность их нынешних владельцев либо оформлены посредством договора аренды.
Приватизация придомовой территории многоквартирного дома
Приватизация придомовой территории в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством.
Для новых возведенных сооружений застройщиком или уполномоченными органами проводится процедура постановки на учет.
Независимо от наличия кадастрового паспорта для зданий, построенных до принятия ЖК необходимо оформление. Если паспорта нет, то процедура будет подтверждать право собственности, если он есть — установит права на участок.
Порядок оформления в 2021 году, независимо от типа объекта должен включать:
- решение об организации территории и кадастровый учет;
- подачу заявления на приватизацию земельного участка МКД в соответствующие органы;
- регистрацию права собственности.
Для осуществления приватизации владельцами назначается один человек или инициатором может стать владелец одной квартиры на основании решения Конституционного суда РФ.
Есть ли отличия в аренде для физических и юридических лиц
Предоставление ЗУ в аренду для юридических лиц и ИП аналогично с физическими лицами, т.е. — Законодательное основание «Исходя из положений предусмотренных ст.28 и ст.29 ЗК РФ — Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Кроме того, обратите внимание на следующее:
- Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется только за плату;
- Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. ст. 9, 10,11 ЗК РФ;
- Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.