Нагрузка на ось грузового автомобиля в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нагрузка на ось грузового автомобиля в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обратимся к Постановлению Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» и рассмотрим Приложение 2 к этому документу.

Общие ограничения по массе для территории РФ

Тип транспортного средства или комбинации транспортных средств, количество и расположение осей Допустимая масса транспортного средства, тонн
Одиночные автомобили
Двухосные 18
Трехосные 25
Четырехосные 32
Пятиосные и более 38
Автопоезда седельные и прицепные
Трехосные 28
Четырехосные 36
Пятиосные 40
Шестиосные и более 44

Цель и способы изменения нагрузок на ось

Нагрузка на ось (технический элемент, соединяющий два колеса, которые расположены друг против друга по бокам автомобиля или прицепа) напрямую влияет на степень его воздействия на автомобильную дорогу. Чем выше соответствующий показатель, тем сильнее автомобиль разрушает своей массой дорожное покрытие.

Законодательно устанавливаются нормативы соответствующей нагрузки, и при их превышении водитель обязан облегчить вес машины. Либо — получить в установленном порядке разрешение на перевозку сверхлимитного груза. Иначе есть риск получения крупных штрафов.

Рассмотрим основные значения лимитов по осевой нагрузке, действующие в России.

  1. Для автомобилей без прицепов:
  • на двух осях — 18 тонн;
  • на трех осях — 25;
  • на четырех — 32;
  • на пяти — 35.
  • Для автопоездов (прицепных, седельных):
    • на трех осях — 28 тонн;
    • на четырех — 36;
    • на пяти — 40;
    • на шести — 44.

    Также российскими нормативами устанавливаются параметры допустимой осевой нагрузки исходя из конкретного вида автодороги, разновидности колес, расположения осей и расстояния между сближенными осями.

    В рамках международных перевозок, аналогично, необходимо знать, какие лимиты по осям действуют в странах, по которым будет происходить движение. Иначе будут риски получения высоких штрафов.

    Оптимизация нагрузки на ось — в интересах самого автовладельца. При перегрузе есть риски опрокидывания, снижения чувствительности руля, поломки самой оси. Увеличивается тормозной путь, усложняется процесс управления ТС при торможении.

    Чтобы определить фактическую нагрузку на оси грузовика (прицепа при наличии), можно:

    1. Разместить автомобиль (с прицепами, если они есть) на пункте весового контроля (где есть возможность поосного измерения массы).
    2. Воспользоваться передвижной техникой, оборудованной средствами контроля над нагрузкой на ось (обычно это специализированный тягач).
    3. Ознакомиться с результатами измерений, произведенных внутренней системой контроля веса — если она есть в автомобиле.

    Измерение осевой нагрузки: в чем практические сложности?

    Ограниченная доступность инструментария для весового контроля (как и наличие затруднений в применении альтернатив) могут образовывать нижеследующие проблемные участки определения нагрузки на ось:

    1. Общая масса груза, размещенного на автомобиле (прицепе), распределяется по осям неравномерно.

    Практически всегда соблюдается правило: передняя ось принимает наименьшую нагрузку. Например, на автомобиле «Газель» на переднюю ось приходится 1,2 тонны, на заднюю — 2,3 тонны. Распределение нагрузки по осям трехосной машины — бортового «Камаза», следующее:

    • 4,42 тонны — передняя ось;
    • 15,23 тонны — задняя тележка (объединение среднего и заднего мостов).

    Величина штрафа за перегруз автомобиля

    Штраф за перегруз назначается в соответствии со ст. 12.21.1.2 и 12.21.2 КоАП РФ. Сумма взыскания составляет 1000-500000 рублей и зависит от того, на кого обращается взыскание: на физическое, юридическое или иное должностное лицо.

    При остановке ТС, нагрузка по осям которого превышает установленные нормы, штраф назначается водителю, а также должностному или юридическому лицу, отвечающему за транспортировку груза.

    Взыскания, накладываемые на перевозчика грузов:

    Величина перегруза, %

    Физическое лицо, сумма в рублях

    Величина взыскания для должностного лица, рублей

    Юридическое лицо, штраф в рублях

    2-10

    1000-1500

    10000-15000

    100000-150000

    10-20

    3000-4000

    25000-30000

    250000-300000

    20-50

    5000-10000 или лишение права управления автомобилем на 2-4 месяца

    35000-40000

    350000-400000

    7000-10000 или лишение ВУ на срок 4-6 месяцев

    45000-40000

    450000-500000

    В соответствии с примечанием к ст. 12.21.1 КоАП РФ, при совершении индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве перевозчика, правонарушения, предусмотренного ст.12.21 КоАП РФ, ему назначается наказание, идентичное юридическому, а не физическому лицу.

    Как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля

    Автомобиль с перегрузом, неважно легковой или фура, – представляет существенную угрозу для всех участников движения. Во-первых, потому что сама машина движется нестабильно. Во-вторых, большая нагрузка на ось может привести к её внезапной поломке. В-третьих, тормозной путь такого авто более длинный, что может привести к аварии. Кроме того, превышение допустимого веса ведёт к разрушению дорожного полотна и мостовых конструкций. И за перегруз полагается административный штраф.

    Читайте также:  Сроки сдачи отчетности сзв м в 2024 году

    В основном об этом виде административного наказания беспокоятся водители грузовиков. Так как у легковых автомобилей есть ограничения только по количеству перевозимых пассажиров. Штраф за превышение нагрузки разделяются на три типа в зависимости от уровня ответственности лиц:

    Процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Среди которых ФЗ об автодорогах №257-ФЗ от 08.11.2007. В соответствии с п. 2 ст. 31 которого для передвижения по автодорогам транспорта с превышением общей допустимого веса или нагрузки на ось больше чем на 2% необходимо получить разрешение. Исключение делается лишь для автотранспорта Вооружённых сил России.
    При получении разрешения владелец авто должен:

    Можно вмонтировать манометры в магистраль пневморессоры, и следить за показаниями в процессе погрузочных работ. Чтобы не мучится с определением, какое значение шкалы манометра какому весу соответствует, можно установить специальные датчики. Но это требует не только затрат денег при покупке всех элементов системы, но и значительных усилий по её отладке.

    Динамический. Для взвешивания грузовик со скоростью не более 5 км/ч проезжает по поосным автомобильным весам. Они зафиксируют вес каждой оси, а потом определят вес самой машины. Это достаточно простой и удобный способ, но его погрешность составляет от 0,5 до 3%. Что – как вы можете понять при границе превышения максимальной допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля в 2% – слишком много.

    Типы транспортных средств

    Чаще всего на дороге можно встретить полуприцепы, которые подходят для большинства разновидностей перевозимого груза. Они удобны тем, что загрузка может выполняться с любой стороны. При этом такие прицепы способны перевозить до 25 тонн. Соответственно, перегруз по осям никак не может быть выше (о подробном расчете см. ниже).

    Вторая популярная разновидность – рефрижераторы. Это более дорогостоящие прицепы, которые представляют собой полноценные холодильные установки. Они необходимы в том случае, если перевозчику нужно переправить сырье, которое может испортиться. В рефрижераторе температурный режим можно регулировать от +25 до -25 градусов, благодаря чему становится возможной доставка любого типа продукции. Из-за довольно объемного холодильного оборудования такие прицепы не способны транспортировать более 20 тонн.

    Автоцистерна – это прицеп для небольших (преимущественно жидких) грузов. Такое транспортировочное средство удобно загружать. Автоцистерны способны переводить от 15 до 25 тонн груза.

    Если сведения о массе груза намеренно искажены

    Мало просто не нагрузить машину слишком сильно. Важно, чтобы после взвешивания все данные сходились с накладной. Соответственно в ней должен быть указан реальный вес груза, а не тот, который удобнее вписать, чтобы оформить нужное разрешение.

    Если в документах указаны неправильные данные о массе груза, сроке и действия специализированного разрешения, то можно поплатиться рублем. Также к правонарушениям относятся ситуации, когда в накладной отсутствует маршрут, составленный для конкретного груза. Все это приведет к штрафным санкциям. Легче всего отделаются физические лица. Им придется оплатить 1500-2000 рублей. Чуть большая ответственность ложится на должностное лицо. На него будет наложен штраф до 20 тыс. рублей. Разумеется, юридическое лицо пострадает больше всех. Ему нужно будет внести в государственную казну не менее 200000 рублей.

    Допустимая и максимальная осевые нагрузки

    Сперва разберемся с тем, что означает допустимая и максимальная нагрузка на ось грузового автомобиля.

    Допустимая нагрузка определяется в ходе проектирования машины. Это масса, которая может быть передана на дорожное полотно шинами на одной оси (то есть попарно расположенными). Это один из базовых весовых параметров автомобиля, который необходим как при его проектировании, так и в эксплуатации.

    Допустимая нагрузка существует и для легковых автомобилей, но для грузовиков это более важный параметр.

    Максимальная осевая нагрузка — это нагрузка самой нагруженной оси от полной массы автомобиля. Если вы видите дорожный знак, ограничивающий осевую нагрузку, то на нем указана именно максимальная осевая нагрузка. Такой дорожный знак ограничивает проезд по отдельным дорожным сооружениям в зависимости от их грузоподъемности и фактического технического состояния.

    Принципы транспортировки грузов.

    В законодательстве РФ содержатся жесткие требования, касающиеся перевозки грузов различными видами автомобильного транспорта.

    • В паспорте транспортного средства (далее – ПТС) указаны максимальные показания веса грузового автомобиля и нагрузок на его оси. Величина данных показателей устанавливается в соответствии с приложениями 1 и 2 Постановления Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 года.
    • Массу груза определяет и указывает в транспортных документах грузоотправитель. Загрузка осуществляется в присутствии представителя перевозчика. Иные варианты возможны лишь в том случае, когда это предусмотрено договором.
    • Представитель перевозчика осуществляет контроль над правильным размещением груза по прицепу. Важно проверить наличие и надежность крепления, поскольку незакрепленный груз может сместиться во время поездки. Возникнет превышение нагрузки на ось, которого не было изначально.
    • Существуют ситуации, в которых необходимо осуществить транспортировку груза, вес которого выше допустимых значений (например тяжелая цельная конструкция). В случае превышения веса на 2% от установленного в ПТС возникает необходимость оформить специальное разрешение, утвердить маршрут проезда в Росавтодоре того региона, где произошла загрузка. Вдобавок ко всему придется возместить вред, причиняемый дорожному полотну.
    Читайте также:  Как можно лишить мать родительских прав без ее согласия

    В 2024 году были внесены изменения в наказание за превышение нагрузки на ось грузового автомобиля. Такие меры были приняты с целью повышения безопасности на дорогах и уменьшения вреда, который может быть вызван неправильно распределенной нагрузкой.

    На основе новых правил, нарушители будут подвергаться более строгим штрафам и наказаниям. В соответствии с таблицей, установленной органами дорожного движения, наказание будет определяться исходя из степени превышения нагрузки и типа транспортного средства.

    Степень превышения нагрузки Штраф Наказание
    До 10% 5000 рублей Предупреждение
    10% — 20% 10000 рублей Штраф 3 очка (лишение прав на 3 месяца)
    20% — 30% 20000 рублей Штраф 4 очка (лишение прав на 6 месяцев)
    Более 30% 40000 рублей Штраф 6 очков (лишение прав на 1 год)

    Также стоит отметить, что в случае повторных нарушений в течение года, наказание будет усиливаться. Для предотвращения повторных нарушений и повышения соблюдения правил, органы дорожного движения будут проводить усиленный контроль и надзор.

    В целом, эти изменения направлены на улучшение безопасности на дорогах и насаждение ответственного отношения к правилам перевозки грузов. Правильное распределение нагрузки на ось грузового автомобиля имеет важное значение для предотвращения аварий, обеспечения безопасности других участников дорожного движения и сохранности дорожного покрытия.

    Ожидаемые последствия изменений для владельцев грузовых автомобилей

    Введение изменений в наказание за превышение нагрузки на ось грузового автомобиля в 2024 году повлечет за собой ряд последствий для владельцев таких транспортных средств.

    Во-первых, владельцам грузовых автомобилей следует быть готовыми к более строгой проверке и контролю со стороны правоохранительных органов. Так как нарушение требований по нагрузке на ось будет сопряжено с более серьезными штрафами, контроль за выполнением этих требований будет усилен. Это может привести к более частым остановкам и проверкам со стороны ГИБДД и инспекторов дорожного движения.

    Во-вторых, изменения наказания могут повлиять на финансовое положение владельцев грузовых автомобилей. Более суровые штрафы за превышение нагрузки на ось могут привести к значительным штрафным санкциям. Это может негативно отразиться на бюджете предприятия, осуществляющего перевозки грузов, особенно в случае многократных нарушений.

    В-третьих, введение более строгого наказания позволит более эффективно контролировать ситуацию на дорогах и повысить безопасность движения. Превышение нагрузки на ось грузового автомобиля может привести к ломке дорожного покрытия, нестабильности автомобиля и опасности для других участников дорожного движения. Более строгие штрафы послужат стимулом для владельцев грузовых автомобилей соблюдать требования по нагрузке на ось и обеспечивать безопасность на дорогах.

    В целом, изменения в наказание за превышение нагрузки на ось грузового автомобиля в 2024 году будут способствовать усилению контроля и повышению безопасности на дорогах. Однако они также потребуют от владельцев грузовых автомобилей более тщательного соблюдения требований по нагрузке и особого внимания к контролю этого показателя.

    Если сведения о массе груза намеренно искажены

    Мало просто не нагрузить машину слишком сильно. Важно, чтобы после взвешивания все данные сходились с накладной. Соответственно в ней должен быть указан реальный вес груза, а не тот, который удобнее вписать, чтобы оформить нужное разрешение.

    Если в документах указаны неправильные данные о массе груза, сроке и действия специализированного разрешения, то можно поплатиться рублем. Также к правонарушениям относятся ситуации, когда в накладной отсутствует маршрут, составленный для конкретного груза. Все это приведет к штрафным санкциям. Легче всего отделаются физические лица. Им придется оплатить 1500-2000 рублей. Чуть большая ответственность ложится на должностное лицо. На него будет наложен штраф до 20 тыс. рублей. Разумеется, юридическое лицо пострадает больше всех. Ему нужно будет внести в государственную казну не менее 200000 рублей.

    Кем и где проверяется

    Проверка массы грузового автомобиля и осевой нагрузки производится инспектором ГИБДД:

    • на стационарных постах, которые устанавливаются в определенных местах (как правило, при выезде или подъезде к населенному пункту). На таких видах постах весового контроля передвижение оборудования с места на место запрещено;
    • на передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона. Передвижные посты могут в соответствии с регламентом менять свое место расположения.

    Весовой контроль может осуществляться двумя способами:

    1. динамическим. Транспортное средство производит движение в определенном месте, оснащенном специальными датчиками со скоростью не более 5 км/ч. При данном способе определения параметров массы и осевой нагрузки погрешность измерения может составлять до 3%;
    2. статистическим. Измерения производятся на весах после полной остановки автотранспортного средства. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры.
    Читайте также:  Минимальные алименты в Украине на одного ребенка в 2024 году

    Типы транспортных средств

    Чаще всего на дороге можно встретить полуприцепы, которые подходят для большинства разновидностей перевозимого груза. Они удобны тем, что загрузка может выполняться с любой стороны. При этом такие прицепы способны перевозить до 25 тонн. Соответственно, перегруз по осям никак не может быть выше (о подробном расчете см. ниже).

    Вторая популярная разновидность – рефрижераторы. Это более дорогостоящие прицепы, которые представляют собой полноценные холодильные установки. Они необходимы в том случае, если перевозчику нужно переправить сырье, которое может испортиться. В рефрижераторе температурный режим можно регулировать от +25 до -25 градусов, благодаря чему становится возможной доставка любого типа продукции. Из-за довольно объемного холодильного оборудования такие прицепы не способны транспортировать более 20 тонн.

    Автоцистерна – это прицеп для небольших (преимущественно жидких) грузов. Такое транспортировочное средство удобно загружать. Автоцистерны способны переводить от 15 до 25 тонн груза.

    Правила распределения груза

    От того, правильно ли расположен груз в кузове, зависит равномерность распределения нагрузки на колеса. Чтобы выполнить развесовку по осям соответствующим образом, необходимо придерживаться следующих правил:

    • ни в коем случае не оставлять пустой заднюю часть кузова, если передняя, находящаяся сразу за кабиной водителя, плотно заполнена грузом — это может стать причиной повышения давления на передние колеса.
    • Груз вдоль бортов следует разложить таким образом, чтобы его вес был равномерно распределен по всей площади.
    • Перевозимый товар необходимо надежно зафиксировать с помощью ремней.
    • Размещать перевозимые предметы лишь в задней части кузова тоже нельзя – это способно привести к раскачиванию ТС в процессе езды.

    Перспективы изменений

    В ближайшие годы ожидается значительное изменение вопросов, связанных с допустимой нагрузкой на ось грузовых автомобилей в России. Существующие нормы были разработаны с учетом технических и эксплуатационных особенностей автотранспортных средств, а также требований безопасности и дорожной инфраструктуры.

    Однако, с учетом развития технологий и изменения внешних факторов, таких как объемы перевозок и состояние дорожной сети, требуется пересмотреть и пересчитать допустимую нагрузку на ось грузового автомобиля.

    В частности, возможны следующие изменения:

    1. Увеличение допустимой нагрузки. С учетом технического прогресса и усовершенствования конструкции автомобилей, возможно увеличение предельно допустимой нагрузки на ось. Это позволит более эффективно использовать грузовые автомобили и снизить объемы перевозок.

    2. Внедрение новых технологий. С развитием автономных и электрических автомобилей, а также использованием новых материалов и компонентов, становится возможным снижение массы транспортного средства при сохранении его грузоподъемности. Это способствует оптимизации использования ресурсов и повышению экологической эффективности перевозок.

    3. Учет экологических требований. В контексте борьбы с изменением климата и ограничения выбросов вредных веществ, возможно внедрение ограничений на допустимую нагрузку в зависимости от типа и экологической эффективности автомобиля. Это способствует стимулированию использования более экологичных транспортных средств.

    Таким образом, перспективы изменений в допустимой нагрузке на ось грузового автомобиля в России представляют собой возможность повысить эффективность и безопасность автотранспортных перевозок, а также снизить их негативное воздействие на окружающую среду.

    В каких случаях можно получить разрешение в упрощенном порядке?

    Рассмотрим подпункты 17 и 18 статьи 31:

    17. В случае, если нагрузка на ось тяжеловесного транспортного средства превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства более чем на два процента, но не более чем на десять процентов, специальное разрешение на движение такого транспортного средства по установленному постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.

    18. Основанием для установления постоянного маршрута, указанного в части 17 настоящей статьи, являются выданные в течение предыдущих двенадцати месяцев специальные разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимых нагрузок на ось на десять процентов и более.

    17. Специальное разрешение на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.

    В указанных подпунктах есть 2 важных нововведения:

    • Ранее разрешения в упрощенном порядке выдавались только для автомобилей, масса которых превышает разрешенную на величину от 2 до 10 процентов. С 15 апреля получить разрешение в упрощенном порядке можно при любом превышении массы.
    • С 15 апреля отменено требование о наличии выданных ранее разрешений на движение по тому же самому маршруту.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий