Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок уплаты земельного налога в 2024 году для юридических лиц в Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Новые сроки сдачи деклараций по налогу на имущество организаций
Закон 389-ФЗ внес изменения в п. 3 ст. 386 НК РФ, которые вступят в силу с 1 января 2024 года. Так, декларацию по налогу на имущество налогоплательщик должен подать раньше — 25 февраля. Прежде был установлен крайний срок для сдачи декларации — 25 марта. Таким образом, за 2023 год нужно отчитаться по налогу на имущество до 26 февраля 2024 года включительно, так как крайний срок сдачи — 25 число выпадает на выходной день.
Такое изменение отменяет необходимость подачи уведомления об исчисленной сумме налога по итогам года, так как срок сдачи декларации теперь наступит раньше крайнего срока уплаты налога — 28 февраля 2024 года. Об этом также сообщила налоговая служба в своем письме от 31.07.2023 № БС-4-21/9762@ (п. 3.7 приложения к письму).
Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты
B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:
- Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
- Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
- Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
- Peлигиoзныe opгaнизaции;
- Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
- Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
- Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
- Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
- Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
- Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).
Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.
Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?
Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.
Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:
- Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
- Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.
Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa
- B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
- Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
- Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
- Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).
Налоговые ставки по земельным участкам
Ставки, применяемые к земельному налогу, определяются правовыми актами муниципальных органов, а также отдельными законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 2 ст. 387 НК). Есть и особые нормативные документы федеральной территории «Сириус». Все ставки, утвержденные местными властями или представителями конкретных городов либо образований, учитывают тип участка и его назначение. При этом они не могут составлять более 0,3 или 1,5 %.
Ставки по земельному налогу дифференцируются по категории земли и имеющемуся разрешению на конкретный тип ее эксплуатации. Если государственные и местные органы не установили точного процента, то юридическому лицу следует определять его самостоятельно. Достаточно выбрать между 0,3 и 1,5 %, опираясь на особенности своего участка, включая его вид и имеющиеся цели использования (п. 1 ст. 394 НК).
Налоговая база и ставки
Налогообложение земельных участков осуществляется на основе налоговой базы. Согласно положениям ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость участка. Особенности определения налоговой базы регламентируются ст. 391 НК РФ, выдержки из которой приводим здесь:
- кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января налогового периода;
- если участок был образован в течение налогового периода, налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость на день внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
- если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется, как сумма долей кадастровой стоимости по каждому муниципальному образованию;
- при изменении кадастровой стоимости она учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты внесения изменений в ЕГРН.
Ч. 5 ст. 391 НК РФ определяет льготы по уменьшению налоговой базы для ряда категорий налогоплательщиках-физлиц, о которых расскажем в последнем разделе.
Ставки, применяемые для начисления земельного налога, устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ст. 394 НК РФ). При этом данная статья устанавливает ограничения по их максимальным значениям:
- 0,3% для участков земель сельхозназначения, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5% для иных земельных участков.
Льготы по земельному налогу
НК РФ предусматривает для некоторых категорий налогоплательщиков льготы на налог на землю в двух формах:
- уменьшение налогооблагаемой базы;
- полное освобождение от уплаты налога.
Согласно положениям ч. 5 ст. 391 налоговая база может быть уменьшена на величину кадастровой стоимости 600 кв. м налогооблагаемого земельного участка. Такие льготы на земельный налог получают:
- Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы;
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
- ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;
- «чернобыльцы» и другие лица, подвергшихся воздействию радиации из-за аварий, ядерных испытаний, учений и иных работ, связанных с ядерными установками, включая ядерное оружие и космическую технику, сбросов радиоактивных отходов;
- пенсионеры также платят меньше;
- имеющие 3-х и более несовершеннолетних детей.
Полностью освобождаются от уплаты земельного налога ряд категорий налогоплательщиков (более 10-ти, ст. 395 НК РФ), в частности:
- учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
- религиозные организации;
- общероссийские общественные организации инвалидов;
- представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов.
В Налоговом кодексе указаны два вида актуальных ставок для расчета земельного налога. В законе указано, что такие ставки «устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований» и не могут превышать прописанные в НК РФ показатели.
Так, ставка в 0,3% действует для:
-
земель сельхозназначения или участков, которые входят в зоны сельхозиспользования,
-
участков, занятых объектами жилищного фонда и соответствующей инженерной инфраструктурой, а также таких, которые были приобретены для строительства жилья (за исключением тех строений, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности);
-
участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества;
-
земель, предназначенных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Новые ставки и порядок расчета
С 1 января 2024 года для юридических лиц в России вводятся новые ставки земельного налога. Изменения вносятся в связи с утверждением новой формулы расчета земельного налога и стремлением государства к упрощению налоговой системы.
Новые ставки земельного налога будут вычисляться исходя из учетной стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости. Учетная стоимость определяется исходя из нормативной стоимости земельного участка и коэффициента площади. Кадастровая стоимость же зависит от рыночной стоимости земельного участка и индексации.
Для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, ставка земельного налога составит 0,3% от учетной стоимости. А для земельных участков, принадлежащих государству и являющихся объектами инфраструктурного и военного назначения, ставка составит 0,1% от учетной стоимости.
Также, были изменены сроки уплаты земельного налога для юридических лиц. Теперь, вместо ежеквартального платежа, налог нужно будет уплачивать ежегодно до 1 декабря.
Новые ставки и порядок расчета земельного налога для юридических лиц будут действовать с 1 января 2024 года. Эти изменения помогут предприятиям более точно оценить свои налоговые обязательства и своевременно выполнить их оплату.
Изменения в списке налогооблагаемого имущества
С 2024 года произошли изменения в списке имущества, подлежащего налогообложению земельным налогом для юридических лиц. Новыми объектами налогообложения стали:
Категория имущества | Краткое описание |
---|---|
Здания и сооружения | Включает жилые, административные, торговые, производственные и другие построенные объекты недвижимости. |
Незавершенное строительство | Включает объекты недвижимости, строительство которых не завершено. |
Дачи и коттеджи | Включает недвижимость, предназначенную для сезонного проживания. |
Земельные участки | Все категории земельных участков подлежат налогообложению. |
Арендованное имущество | Имущество, арендованное юридическими лицами на основании договоров аренды. |
Помимо новых категорий имущества, также были изменены ставки налога на имущество для юридических лиц. Подробную информацию о новых ставках и особенностях расчета можно найти в официальных документах и регламентах.
Для соблюдения требований и избежания налоговых проблем, юридическим лицам необходимо внести изменения в бухгалтерию и учет налогооблагаемого имущества. Также стоит проконсультироваться с налоговым консультантом или юристом для получения дополнительной информации о новых правилах и обязанностях.
Московская область является одним из лидеров в области инвестиций и предоставляет широкий спектр благоприятных условий для ведения бизнеса. Регион занимает важное место в экономике страны, внедряет инновационные технологии и создает комфортные условия для жизни и развития населения.
Одним из налогов, который выплачивают юридические лица в Московской области, является земельный налог. Земельный налог является обязательным платежом, который взимается с владельцев земельных участков на территории области.
Уплата земельного налога осуществляется в соответствии с установленными сроками, которые определяются местными органами власти. В 2024 году сроки уплаты земельного налога для юридических лиц в Московской области будут определены в соответствии с действующим законодательством и рекомендациями налоговых органов.
Для уточнения сроков уплаты и размера земельного налога рекомендуется обратиться в налоговую инспекцию или использовать электронные сервисы, предоставляемые налоговыми органами.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п.
9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
V. Что будет с недоимками
Задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов теперь будет считаться общая сумма недоимок, а также не уплаченных пеней, штрафов и процентов.
Она отразится на едином налоговом счете налогоплательщика как отрицательное сальдо (п. 2 ст. 11, п. 3 ст. 11.3 НК РФ).
При его выявлении налогоплательщику направят требование об уплате задолженности в порядке, установленном новой редакцией ст. 69 и 70 НК РФ.
За все время просрочки уплаты на сумму недоимки начисляется пеня.
Если обязанность по уплате недоимки, пеней, штрафа не будет исполнена установленный срок, налоговый орган произведет взыскание (см. ст. 46-48 НК РФ с учетом п. 9 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Понятие «единый налоговый платеж» (ЕНП) не новое. Оно появилось в 2019 году и касалось только налогоплательщиков — физических лиц, которые исключительно добровольно могли использовать новый механизм уплаты «имущественных» налогов (налог на имущество, земельный, транспортный, НДФЛ): единым платежом без их детализации (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ).
С июля 2022 года альтернативный вариант исполнения обязательств по уплате налогов распространился в рамках эксперимента на компании и ИП (ст. 45.2 НК РФ, в ред. Федерального закона от 29.11.2021 № 379-ФЗ).
С 1 января 2023 года новый порядок расчета (ЕНП) будет действовать на постоянной основе и станет обязательным для компаний, хотя при определенных обстоятельствах можно будет воспользоваться «переходным периодом» (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ, далее Закон № 263-ФЗ).
Какие сроки необходимо соблюдать при оплате земельного налога?
Оплата земельного налога в 2024 году должна быть совершена в установленные законодательством сроки. В соответствии с Федеральным законом «О налоге на землю» данные сроки определены для юридических и физических лиц.
Для юридических лиц сроки оплаты земельного налога зависят от вида земельного участка и подлежат уточнению в местных органах исполнительной власти. Обычно оплата производится в течение 3 месяцев с момента получения налогового уведомления.
Для физических лиц срок оплаты земельного налога обычно приходится на осенний период. Информация об установленных сроках оплаты также содержится в налоговом уведомлении, которое высылается налоговыми органами.
Важно отметить, что уплата земельного налога вовремя является обязательной иначе физические и юридические лица могут быть подвержены штрафам и пеням.
Кроме того, для лиц, использующих земельные участки для индивидуального жилищного строительства или коттеджного строительства, могут предусматриваться особые сроки оплаты земельного налога в соответствии с региональным законодательством. Поэтому рекомендуется уточнить данные сроки в налоговых органах, чтобы избежать нарушений законодательства и негативных последствий.
Важно знать!
Если вы не получили налоговое уведомление, вам следует обратиться в налоговую инспекцию вашего региона или использовать электронные сервисы налоговых органов для получения информации о необходимой сумме налога и сроках его уплаты.
Уплата земельного налога: актуальная ставка
Земельные налоги для физических лиц рассчитываются по соответствующим ставкам. Они напрямую зависят от того, что предлагает муниципалитет. Для участков эта ставка представляет собой произвольный процент, не превышающий 0,3%. Однако важно, чтобы участок относился к одной из этих категорий.
- Это земли сельскохозяйственного назначения. Это означает, что многие из них входят в зоны, считающиеся сельскохозяйственными, расположенные в населенных пунктах, которые занимаются сельскохозяйственными операциями и производством на рассматриваемой территории.
- Они заняты жилищными резервами, технической инфраструктурой, жилищно-коммунальными комплексами. Эти участки можно приобрести или подарить. Важно получить жилье, а не для коммерческих целей. В противном случае процентное соотношение может быть изменено.
- Участки, не используемые в профессиональных целях. Например, владельцы используют их для развития собственного натурального хозяйства или выращивания овощей и зелени.
- Земли с ограниченным освобождением для удовлетворения потребностей национальной обороны и безопасности.
Что происходит при несоблюдении сроков уплаты авансовых платежей
Несвоевременная уплата авансовых платежей по земельному налогу для юридических лиц может повлечь серьезные последствия.
Штрафы и пеня
При несоблюдении сроков уплаты авансовых платежей предусмотрены штрафы и пеня. В соответствии с действующим законодательством, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 0,1 процента от суммы неуплаченного авансового платежа. Кроме того, в случае неуплаты авансовых платежей в установленные сроки, налоговая инспекция имеет право применить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы.
Последствия для деятельности организации
Несвоевременная уплата авансовых платежей может привести к серьезным проблемам в деятельности организации. В случае неоплаты налога, налоговая инспекция может обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности. В результате судебного процесса могут быть наложены аресты на имущество и счета организации, что может серьезно ограничить ее деятельность.
Увеличение задолженности
Несвоевременная уплата авансовых платежей влечет за собой увеличение задолженности перед налоговой инспекцией. При этом начинают начисляться пени и штрафы, что может привести к значительному увеличению общей суммы задолженности.
Уголовная ответственность
В случае систематического несоблюдения сроков уплаты авансовых платежей, налоговая инспекция может обратиться в правоохранительные органы. В результате может быть возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов». За такое преступление предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.