Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заработал ряд новшеств в сфере оборота древесины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для перевозки древесины нужен сопроводительный документ, который необходимо оформить до начала транспортировки. Если лес и пиломатериалы вывозятся из России, электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины должен быть оформлен до подачи декларации на товары и подписан электронной подписью. Допускается использование простой электронной подписи.
Зачем нужен электронный сопроводительный документ на лес и пиломатериалы
Перевод сопроводительного документа в электронный формат был осуществлён в рамках реализации системы прослеживаемости оборота древесины на базе ЕГАИС Лес. В задачи система прослеживаемости входят контроль движения леса и пиломатериалов с момента сруба до приобретения конечным покупателем по всей территории России, а также сокращение нелегальных продаж леса.
В 2022 году ЭСД формируются в ЕГАИС Лес, а с 1 января 2023 года — в Государственном Лесном Реестре ФГИС ЛК.
Электронный сопроводительный документ на перевозку древесины представляет собой набор данных, зашифрованных в виде QR-кода. У каждого ЭСД на лес есть свой идентификационный номер, который присваивается документу автоматически в момент формирования в системе ЕГАИС Лес.
Кто обязан создавать сопроводительный документ
При перевозке пиломатериалов документы оформляются собственником древесины или его уполномоченным лицом. Затем сопроводительный документ в электронном виде передаётся водителю.
Так, если право владения на момент перевозки пиломатериалов перешло к покупателю, значит, оформлять ЭСД должен именно он.
В случае если право на владение древесиной переходит к покупателю только на его складе, ЭСД оформляет поставщик.
Сведения, которые должны быть указаны в сопроводительном документе
Перечень сведений, которые должны быть внесены в ЭСД, содержит:
- информацию о собственнике, отправителе, перевозчике, а также получателе древесины;
- данные об объёме, породе и сортиментном составе древесины;
- данные о пунктах отгрузки и приёма древесины;
- реквизиты декларации о сделке (в том случае, если древесина отгружается по договору о купле-продаже);
- номер государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка.
Преимущества для пользователей клиентов
- Формирование/подтверждение собственной позиции по практическим вопросам на основе самостоятельно найденной в КонсультантПлюс информации с обоснованием судебной практикой и финансовыми консультациями для принятия решений, обсуждения с сотрудниками, планирования и контроля выполнения стратегических решений;
- В решающий момент системы и сервис не подведут: нужная информация будет найдена оперативно;
- Минимизация рисков – работа с системой позволяет избежать ошибок и штрафов, грамотно подготовиться сотрудникам к сдаче отчетности и обоснованию финансовых предложений;
- Знание изменений в нормативных актах, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения, применения льгот и использование с выгодой для компании, в том числе при стратегическом планировании;
- Обеспечение конфиденциальности информации о бизнесе;
- Экономия затрат и времени на информационно-правовое обслуживание
Пункт назначения и транспортировка древесины без нарушений
Кто-то наверняка задавался вопросом о том, что делать с сопроводительным документом, если груз доставляется не в одну точку, а в несколько: стоит ли оформлять дополнительные формы или можно уместить всю необходимую информацию в одну бумагу?
В данном случае разработчики ЛесЕГАИС советуют обращаться к утверждённым правилам заполнения: в них отсутствует какое-либо жёсткое требование, согласно которому следует заполнять сразу несколько сопроводительных документов на транспортировку леса. Главное правило заключается в том, чтобы данные на бумаге соответствовали реалиям в жизни: состав древесины и объём грузоперевозки должны с точностью совпадать с фактически перевозимой в тот или иной пункт назначения древесиной.
Однако стоит отметить, что и запрета на оформление нескольких документов нет. ЛесЕГАИС на уровне рекомендаций советует в случае с транспортацией лесогрузов в более чем два пункта назначения заполнять соответствующее количество сопроводительных документов: на каждую часть отправляемой партии — свой.
Главное — не забыть про необходимость данного документа при перевозке древесины. В противном случае транспорт, осуществляющий транспортировку, рискует быть задержанным сотрудниками правоохранительных органов в соответствии со статьёй 27.13 КоАП РФ.
За отсутствие необходимого сопроводительного документа нарушителю грозит административная ответственность по статье 8.28.1 КоАП РФ, но сколько экземпляров необходимо иметь при себе при перевозке древесины, чтобы не попасть впросак?
Всё достаточно просто: в соответствии с «Правилами заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины» при перемещении груза в точку назначения не установлена обязанность иметь в наличии более одного экземпляра данного документа.
Везём лес на пилораму
Правила и требования к организации транспортировки древесины, представленные в последней редакции Лесного кодекса РФ (статья 50.4), являются обязательными для всех видов древесины, перемещаемой в пределах Российской Федерации. Местоположение вырубки — в самом лесу или за его пределами — не влияет на необходимость их исполнения.
Не имеет значения, каковы основания для транспортировки: это может быть договор перевозки, транспортировка собственной древесины и т. п. Главное — при перевозке груза любым видом транспорта (грузовым автомобилем, поездом или кораблём) иметь сопроводительный документ.
Что касается трелёвки — то есть транспортировки срубленных деревьев и пр. с места, где велись лесозаготовительные работы, на специальные лесопогрузочные пункты — то в данном случае сопроводительный документ оформлять нет необходимости. Как, собственно, и при перемещении груза на складских и внутризаводских площадях, в том числе, если таким местом является пилорама.
Кому не нужно оформлять сопроводительный документ
Возможность не заполнять данный бланк законодательно предоставляется тем частным лицам, которые совершают транспортировку только в личных целях. Важным нюансом в подобной ситуации является тот факт, что при прохождении проверки владелец будет обязан доказать, что цель покупки и транспортировки древесного сырья – это использование его в собственных нуждах. Для этого у собственника должны быть на руках любые бумаги, подтверждающие покупку. Это могут быть кассовые чеки, товарная накладная и договор купли-продажи. В том случае, если вышеперечисленные бумаги будут отсутствовать, инспектор обязан будет арестовать и груз, и автомобиль. Дальнейшее разбирательство будет происходить в судебном порядке. Так что стоит подумать, нужно ли рисковать недобросовестным перевозчикам таким образом.
Периодичность составления
Для организаций, сталкивающихся с грузооборотом древесины достаточно часто, заполнять бланк установленного документа придется отдельно для каждого рейса.
Однако, возможны периоды, когда возникает необходимость транспортировки абсолютно идентичных партий пиломатериала в течение одного дня. В этой ситуации достаточно одного сопроводительного документа при условии, что указанная информация полностью достоверна.
Стоит обратить внимание, что все перевозимые партии леса должны быть одинаковыми не только при визуальном осмотре, но и в действительности. Вес, объем, тип древесины — все должно соответствовать.
При наличии даже небольших различий в партиях на каждую поездку требуется заполнить индивидуальный сопроводительный документ. Подобные моменты отражены в Федеральном законе № 415.
Что собой представляет паспорт отходов?
Сказать, что паспорт отходов – это серьезный документ, мало для понимания сути и важности процесса паспортизации. Поэтому стоит заглянуть в закон №89-ФЗ, чтобы узнать его «мнение» по этому поводу: согласно его статье 1 и статье 14 на основе сведений о составе и об уровне опасности отходов должен быть составлен паспорт. В нем отражается принадлежность отходов к соответствующему виду и к определенному классу опасности, и содержится информация об их составе. Причем, оформляется паспорт только на отходы 1-4 класса опасности. Для 5-го класса такой обязанности законом не предусмотрено.
См. также статьи:
- Инструкция и порядок обращения с отходами;
- Лицензия на обращение с отходами.
Периодичность составления
Для организаций, сталкивающихся с грузооборотом древесины достаточно часто, заполнять бланк установленного документа придется отдельно для каждого рейса. Однако, возможны периоды, когда возникает необходимость транспортировки абсолютно идентичных партий пиломатериала в течение одного дня. В этой ситуации достаточно одного сопроводительного документа при условии, что указанная информация полностью достоверна.
Стоит обратить внимание, что все перевозимые партии леса должны быть одинаковыми не только при визуальном осмотре, но и в действительности. Вес, объем, тип древесины — все должно соответствовать.
При наличии даже небольших различий в партиях на каждую поездку требуется заполнить индивидуальный сопроводительный документ. Подобные моменты отражены в Федеральном законе № 415.
Предлагаем ознакомиться с порядком составления паспорта:
- предприниматель обращается в специализированный центр с заявкой, в которую вносятся реквизиты компании и описание изделия;
- заявитель подготавливает необходимую информацию о характеристиках и свойствах технических средств;
- между заказчиком и исполнителем заключается договор о сотрудничестве, в котором расписываются нюансы работы, срок и стоимость паспортизации;
- специалисты центра анализируют сведения о выпускаемом (поставляемом) оборудовании и его особенности;
- паспорт разрабатывается с соблюдением действующих требований национальных и межгосударственных стандартов;
- итог процедуры — выдача готового документа заявителю.
Кто составляет и подписывает сопроводительное письмо
Составлением таких документов занимается делопроизводитель или секретарь. При отсутствии такого специалиста в компании эти обязанности выполняет сотрудник, ответственный за отправку документов. Это может быть бухгалтер, если бумаги отправляются в ФНС или ПФР, или менеджеры по продажам, если получатель — потенциальный контрагент.
При подписании письма нужно помнить об этике делового общения. Если письмо обращено к руководителю организации, то и подписывать его должен руководитель, поскольку равный обращается к равному. Для выполнения поручений или для связи в конце письма указывают контакты ответственного сотрудника, к которому получатель и будет обращаться за консультацией или по другим вопросам. Например, указывают контакты бухгалтера, менеджеров, консультантов и т.д.
Правила перевозки древесины, пиломатериалов — важные изменения в законодательстве
Транспортировка леса и пиломатериалов всегда сопровождается рисками для предпринимателей. Такова особенность груза. Конечно, если груз скомплектован заранее и готов к перевозке, работать с ним легче. Иначе следует организовывать работу при транспортировке только что спиленных бревен.
В этом случае перевозчик должен соблюдать все правила транспортировки древесины, предусмотреть массу нюансов и подготовить автомобиль, чтобы защитить кабину автомобиля и водителя от случайных подвижек груза. Обычно для этого устанавливаются специализированные средства:
- Шипы.
- Коники.
- Гребенки противоскольжения.
- Защитные щиты.
Но кроме этого перевозчику еще нужно иметь все документы, предусмотренные современными законами.
Сегодня отношения в сфере перевозки леса и пиломатериалов регулирует Лесной кодекс Российской Федерации. В 2018 год в кодекс внесли изменения, регламентирующие правила перевозки древесины. Они направлены на ужесточение контроля за сделками с лесом и его перевозкой.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Прекращение действия ЭСД
Когда электронный сопроводительный документ прекращает действовать:
- Тогда происходит прибытие древесины в пункт назначения на территории России, оформление в ЕГАИС покупателем приемки в отчете о балансе древесины в местах складирования (МСД), оформление приемки в отчете о продукции переработки древесины на объектах лесопереработки (ОЛИ) или оформление следующего ЭСД на транспортное средство.
- Когда происходит убытие груза с территории таможни ЕАЭС из пунктов пропуска через госграницу РФ.
- Когда происходит вывод древесины и пиломатериалов из РФ через пункт государственной границы в государства — члены ЕАЭС.
- Если оператор ЕГАИС Лес получает информацию об отзыве декларации по сделке на товары с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия.
- Если оператору ЕГАИС на момент действия ЭСД поступили данные о правонарушении или преступлении, незаконном обороте древесины со стороны собственника.
Кто не обязан составлять сопроводительный документ
Если частное лицо владеет древесиной и планирует ее использование в собственных целях, то при ее транспортировке нет необходимости в заполнении унифицированного бланка сопроводительной документации.
Есть важный нюанс в частных перевозках: для того чтобы доказать, что древесина перевозится собственником и предназначена для собственных нужд, необходимо при проведении транспортировки иметь специфические бумаги, а именно юридически грамотно оформленные документы должны подтверждать право собственности на конкретную партию древесины. Это может быть кассовый чек о совершении покупки, договор купли-продажи либо накладная.
В любом случае необходимо привести доказательства совершения покупки, иначе частное лицо могут привлечь к ответственности за незаконную рубку леса (ст. 260 УК РФ), а также к транспортировке незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1 УК РФ).
Необходимость предоставления сопроводительных документов при транспортировке
Форма сопроводительного документ на транспортировку древесины, а также правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 21.06.2014 г. № 571. форму сопроводительного документа на транспортировку древесины.
Нормативными актами не установлено количество экземпляров сопроводительных документов, которые требуется оформить участникам сделки. Из буквального толкования норм следует, что должен быть заполнен, как минимум один экземпляр документа под каждую перевозку. При этом если участников сделки несколько, например, несколько перевозчиков, логично, если отдельный экземпляр получит каждый (ст. 50.3 Лесного кодекса РФ).
При этом сопроводительный документ заполнятся под каждую транспортировку, если например, их было несколько в месяце.
Предусмотрена административная ответственность ст. 8.28.1 КоАП РФ за нарушения порядка оформления сделок с древесиной.
Обратите внимание, административное наказание по всем ниже перечисленным нарушениям и сумма штрафа определяется только решением суда.
Так, при отсутствии сопроводительного документа на транспортировку древесины влечет наложение штрафа:
- на должностных лиц в размере — от 30 000 руб. до 50 000 руб. с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой;
- на юридических лиц — от 500 000 руб. до 700 000 руб. с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.
Ответственность за не сдачу деклараций или предоставление в них заведомо ложной информации, также наказывается штрафом:
- на должностных лиц в размере — от 5 000 до 20 000 руб.;
- на ИП — от 7 000 до 25 000 руб.;
- на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.
Для того чтобы не пришлось, в суде доказывать, например, что сведения в декларацию включались не заведомо ложные, к оформлению декларации и сопроводительных документов необходимо подойти ответственно, что позволит не допустить ошибку в спешке или по невнимательности.