Контрольный орган в сфере госзакупок: кто он и как проверяет участников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контрольный орган в сфере госзакупок: кто он и как проверяет участников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению.

Кто контролирует госзакупки.

Кроме того, что сами государственные заказчики контролируют закупки, их головные ведомства, например, «Ростех», «Росатом» и др., за расходованием бюджетных средств наблюдает еще множество структур. Их можно обобщить в 3 основные группы: правовые, финансовые и общественные.

  • Правовой контроль. Основным контрольным органом в сфере закупок является ФАС (Федеральная антимонопольная служба). ФАС осуществляет контроль и надзор надлежащего исполнения законов о конкуренции на товарных и финансовых рынках, о естественных монополиях, рекламе, гособоронзаказе, а также в сфере закупок. Также контроль могут осуществлять государственные органы, органы муниципальной власти.
  • Общественный контроль. Контроль за госзакупками имеют право осуществлять как конкретные общественные организации, так и обычные граждане. Закупки, начальная цена которых выше 1 млрд рублей, должны пройти процедуру обязательного общественного обсуждения. Общественность также может дать независимую оценку итогов госзакупки, отслеживать ход исполнения контракта и запрашивать сведения о его исполнении, в случае выявленных нарушений – обращаться с заявлением в контролирующие органы, судебные инстанции.
  • Финансовый контроль. Обязанность контролировать финансовую составляющую в вопросе госзакупок возложена прежде всего на Федеральное казначейство. Оно проверяет правильность отражения в плане закупок объема финансового обеспечения, проверяет правильность отображения идентификационного кода закупки и т.п. Кроме казначейства контролировать финансовую сторону госзакупки могут органы управления государственными внебюджетными фондами, региональные финансовые органы. Проверять госзакупки на предмет коррупционной, террористической и «отмывочной» составляющих имеет право и надзорный орган под названием Росфинмониторинг.

При проведении проверок ФАС руководствуется положениями Закона о контрактной системе. Кроме того, на основании Приказа ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении функций по контролю в сфере размещения заказов ФАС нужно временно руководствоваться ранее изданными правовыми актами данной службы. Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 № 30 (далее – Порядок проведения проверок). Кроме того, при проведении проверок ФАС ориентируется на Методические рекомендации по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами, доведенные Письмом ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325 (далее – Методические рекомендации).

Отметим, что в 2016 году ФАС подготовлен проект приказа «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению плановых и внеплановых проверок соблюдения заказчиком, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – проект регламента). Однако в настоящий момент указанный проект еще не подписан.

Каковы сроки проведения проверок?

Согласно п. 16 Порядка проведения проверок общий срок проверки (с продлением) не может превышать двух месяцев, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований п. 19 Порядка проведения проверок. В данном случае указанный срок не может составлять более чем шесть месяцев.

Отметим, что проектом регламента предусмотрен общий срок для проведения как плановых, так и внеплановых проверок – 30 дней. Названный срок отсчитывается:

– с даты начала проведения, поименованной в приказе, – для плановой проверки;

– с момента поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок – для внеплановых проверок. При этом датой поступления информации о нарушении законодательства является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.

Проектом административного регламента установлены случаи продления указанного выше срока. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен в исключительных случаях, а также при направлении запроса о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения внеплановой проверки, не более чем на 30 дней. При этом о продлении срока проверки должно быть уведомлено лицо, направившее в контрольный орган информацию о нарушении и субъект контроля (заказчика, контрактную службу, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок и его членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированную организацию, оператора электронных площадок).

В свою очередь, срок плановой проверки продлевается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, на основании приказа руководителя контрольного органа. Данный срок может быть продлен не более одного раза, и общий срок проведения проверки не может составлять более двух месяцев, за исключением случая несоблюдения субъектами контроля требований п. 4.14 проекта регламента. В таком случае срок проведения проверки не может составлять более чем шесть месяцев.

— юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства из федерального бюджета на основании государственных контрактов;

— исполнители (поставщики, подрядчики) по государственным контрактам, которым открыты лицевые счета в Федеральном казначействе.

Читайте также:  Снижаем налог на УСН до 1% «доход» и 5% «доход минус расход»

Эти изменения в полномочиях Федерального казначейства по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2019 № 1795, вступили в силу с 03.01.2020 г.

Кроме того, Федеральное казначейство с 01.01.2020 г. получило также полномочия на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, финансирование которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета (см. новую редакцию пункта 1 части 9 статьи 99 Закона № 44-ФЗ).

Дело в том, что согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в 2020 году устанавливается специальный механизм уменьшения размера субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, субъекту РФ:

Суть изменений:

Данное изменение предусмотрено пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Под сервитутом понимается ограниченное право пользования чужим земельным участком. Случаи, цели и порядок установления сервитута, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены статьями 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ.

Среди публичных сервитутов, которые касаются закупок, следует отметить публичные сервитуты, устанавливаемые в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ:

…публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также — инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

Запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля

В силу ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) контроль за соблюдением названного закона осуществляется следующими органами:

  • Федеральная антимонопольная служба. ФАС уполномочена на ведение контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

  • органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на проведение контроля в сфере закупок;

  • органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

  • Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

  • органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

  • органы прокуратуры. Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, являются предметами прокурорского надзора. Следовательно, должностные лица прокуратуры могут осуществлять проверки соблюдения требований Закона о контрактной системе.

Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки

Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:

  • Планы закупок. Размер спланированных трат не должен выходить за пределы обеспечения. В этом документе следует правильно перечислить все коды.
  • Планы-графики. Начальная максимальная цена контракта не должна быть больше расходов, зафиксированных в плане закупок.
  • Итоговый протокол. Стоимость контракта не должна быть больше начальной максимальной стоимости контракта, указанной в извещении.
  • Контракт. Информация из контрактов (цены и коды) сверяется с той же информацией из итогового протокола.

Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.

Одним из инструментов контроля в области закупочных процедур на исполнении любого этапа является проведение плановых проверок. Порядок осуществления установлен Правительством и его применяют ФАС, региональные и местные контрольные органы. Такая проверка может быть инициирована в адрес:

  • заказчика;
  • его контрактной службы;
  • контрактного управляющего;
  • закупочной комиссии и ее членов;
  • уполномоченных органов;
  • уполномоченных учреждений;
  • операторов ЭТП;
  • операторов специализированных ЭТП.

Плановые проверки могут осуществляться контрольным органом не чаще, чем один раз в 6 месяцев.

Обычно срок проведения таких проверок составляет 30 календарных дней, но по приказу может быть продлен. В любом случае максимальное время — не более 2 месяцев. В ряде ситуаций может возникнуть необходимость продления до 6 месяцев, если:

  • проверяемый не предоставил в контрольный орган закупочную документацию;
  • своевременно не были устранены нарушения, установленные при плановой проверке;
  • был отказ в доступе контролеров на территорию проверяемого субъекта.
Читайте также:  Льготы на похороны ветерану вов (погребение) в 2020 году — статья 20

Как проходит проверка

Методика проверки заключается в сверке требований закона с фактическими обстоятельствами его применения. В отличие от аудиторской проверки программы проведения проверки по 44-ФЗ у прокуратуры нет. Надзорный орган имеет сведения о нарушении закона и проверяет достоверность этой информации. Для этого он запрашивает у заказчика необходимую информацию, документы и материалы. Все требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 закона о прокуратуре).

Алгоритм проведения проверки закреплен в ст. 21 закона о прокуратуре:

  1. Прокурор или его заместитель принимает решение о проверке и направляет его в учреждение заказчика. В нем указывается основание, срок, предмет и цель проверки.
  2. Заказчик готовит требуемые документы и направляет их в прокуратуру в установленный решением срок. Заказчику необходимо понимать, почему прокурор требует вести документацию по определенным правилам и нормам оформления. Проверяющий орган руководствуется инструкцией по делопроизводству согласно приказу генпрокуратуры №450 от 29.12.2011. Прокурор требует готовить документы на основании этой инструкции.
  3. Прокурор анализирует полученную информацию, при необходимости требует дополнительные материалы, вызывает представителя заказчика для разъяснений или выезжает к нему сам. Прокурор прибегает к помощи контрольных и финансовых органов, когда сталкивается с большими объемами бухгалтерской, финансовой и технической информации.
  4. Если обнаружат, что имеются другие нарушения в законах, прокурор или его заместитель расширяют предмет проверки или назначают новую.
  5. Если по результатам проверки нарушений не нашли, заказчику в течение 10 дней со дня окончания проверки выдается акт по форме, утвержденной генпрокуратурой. В ст. 22-25.1 закона о прокуратуре указано, может ли прокуратура наказать за нарушение 44-ФЗ в случае обнаружения нарушений. В качестве наказания прокурор прибегает к мерам прокурорского реагирования (протест, представление, постановление, предостережение).
  6. Заказчик устраняет нарушения, которые после проверки находятся на контроле у прокуратуры.

ВАЖНО!

Неисполнение или игнорирование требований прокуратуры, которые содержались в запросе, несвоевременное, неполное или искаженное предоставление сведений послужит поводом для наложения штрафа по ст. 19.7 КОАП до 5 000 рублей.

Сроки проведения проверки:

  1. Решение о проверке доводится до заказчика не позднее дня ее начала.
  2. Решение о расширении предмета проверки или проведения новой отсылается заказчику не позднее дня принятия такого решения.
  3. По общему правилу проверка длится не более 30 дней. Срок увеличивают не более чем на 30 дней по решению прокурора и еще на 30 по решению генеральной прокуратуры.
  4. В срок не включают приостановления, которые возникают, например, в случае проведения испытаний или сложных экспертиз. Такие приостановления удлиняют проверку на срок до одного года.

Приказом генпрокуратуры №45 от 30.01.2013 установлено, как прокуратура проводит проверку по жалобе гражданина, которая содержит сведения о нарушении закона. Она осуществляется в три основных этапа:

  1. Подготовка. Прокурор определяет поле задач: изучает сведения по жалобе, основания, оценивает круг вопросов и лиц, участвующих в проверке.
  2. Проверка. Прокурор проверяет документы, при необходимости назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.
  3. Заключение. Прокурор составляет акт, в котором указываются результаты проверки. При обнаружении нарушений принимаются меры по привлечению нарушителей к ответственности, результаты передаются контролирующим органам. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов.

Порядок общественного контроля в сфере закупок: цели и формы

Общественный контроль может быть реализован в нескольких формах. Одной из форм контроля является общественный мониторинг.

Он предполагает открытый анализ источников по проводимым закупкам в сети интернет (согласно ч. 3 ст. 19 212-ФЗ). По результатам закупки субъекту контроля требуется подготовить итоговый отчетный документ и разместить его в свободном доступе, а также направить его заказчику.

П. 3 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ позволяет общественным объединениям и объединениям юридических лиц заниматься мониторингом закупок и оценкой их эффективности. В частности, за ними закреплено право на оценку эффективности закупочных мероприятий и оценку результатов исполнения госконтракта в соответствии с требованиями 44-ФЗ.

В зависимости от того, какие результаты были получены в ходе наблюдения, организатор контрольных мероприятий по ч. 7 ст. 19 212-ФЗ может инициировать одну из следующих процедур:

  1. Провести общественные слушания.
  2. Проверочные мероприятия.
  3. Экспертизу.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 102 44-ФЗ за общественными организациями закреплено право на запрос на предоставление информации у заказчика.

Другая форма общественного контроля – проверка. Ч. 6 ст. 20 212-ФЗ наделяет субъектов контроля правом на запрос у проверяемого органа документов и необходимых материалов. Но право на проведение проверочных мероприятий в ч. 2 ст. 20 212-ФЗ закреплено за ограниченной группой лиц. Это, в частности:

  • уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, малочисленных народов (при Президенте и в регионах);
  • федеральная и региональная общественные палаты.

Стоит отметить, что 44-ФЗ не предусматривает такой формы закупки, как общественная проверка. Это означает, что инициатором общественной проверки в рамках контрактной системы общественное объединение быть не может.

Следующая форма – экспертиза. Она проводится в отношении законодательных актов, законопроектов, документации и прочих материалов в случаях, которые регламентированы федеральными законами по ч. 2 ст. 22 212-ФЗ. Экспертиза может быть инициирована самим объектом закупок.

По 44-ФЗ государственные и муниципальные заказчики вправе привлекать общественников для проведения экспертизы, тогда как сами они ее инициировать не вправе. Экспертиза может быть направлена на оценку поставленного товара, выполненной работы, результатов инженерных изысканий и пр. При этом сами эксперты должны обладать нужной квалификацией и знаниями.

В ч. 3 ст. 102 44-ФЗ предусмотрены некоторые полномочия общественных объединений, которые проблематично включить в одну из рассматриваемых выше форм контроля:

  • подготовка предложений по усовершенствованию нормативно-правовых актов, регулирующих закупочную деятельность;
  • обращение в правоохранительные органы при выявлении признаков преступления;
  • защита интересов определенных лиц путем обращения в судебные инстанции.

Порядок осуществления

Ведомственный контроль осуществляется через проведение проверочных мероприятий. Они могут иметь форму выездной проверки или камеральной (документальной) проверки.

Данные мероприятия проводятся, согласно плану, который ежегодно подлежит утверждению министром финансов либо замещающим лицом. План заблаговременно утверждается на следующий календарный год до 20 декабря текущего.

Читайте также:  Судебная защита прав потребителей

План проверок подлежит размещению в открытом доступе на официальном сайте Минфина в течение 5 дней после того, как он был утвержден. С электронной копией документа могут ознакомиться все заинтересованные лица.

Плановые проверки в отношении каждого объекта закупки должны проводиться не реже раза в три года.

Ведомственный контроль производится по следующему алгоритму:

  1. В ходе предварительного этапа Минфину нужно определиться с типом проверки (выездная или документальная), сроками проверки, временным периодом для анализа законности деятельности заказчика. Также на указанном этапе формируется и утверждается состав проверочной комиссии. Единственное требование к составу данной комиссии: она не может включать представителей заказчика.
  2. Заказчик по 223-ФЗ уведомляется о предстоящей проверке не позднее, чем за 10 рабочих дней до ее старта. Данное уведомление, помимо прочего, включает официальный запрос на предоставление определенных документов либо извещает заказчика об условиях выездных проверочных мероприятий.
  3. Проверочные мероприятия проводятся в течение 15 календарных дней. При необходимости сроки проведения проверки могут быть продлены на 15 календарных дней по решению министра финансов (продление допускается только один раз). В ходе проведения проверочных мероприятий комиссия может запрашивать у заказчика различные документы, брать у него устные и письменные пояснения, выезжать на предприятие в целях проведения фото- и видеосъемки и пр.
  4. По итогам проверки составляется акт проверки закупок в рамках 223-ФЗ. Этот документ является обязательным. Тогда как план устранения нарушений контролирующая инстанция составляет только при наличии таковых.
  5. Копия акта направляется заказчику в течение 10 дней после того, как его подписали все члены проверочной комиссии. Акт ведомственного контроля по 223-ФЗ содержит такие сведения: его номер, ссылка на документ-основание для проведения проверки (либо реквизиты приказа), объект и предмет проверочных мероприятий, их длительность; ФИО лиц, которые непосредственно проводили проверку (состав проверочной комиссии); проанализированные ими документы и перечень выявленных нарушений, дата подготовки и подпись. Иногда в акте могут быть прописаны дополнительные сведения: например, о том, что материалы были переданы в правоохранительные органы, и действия требуют дополнительной квалификации.
  6. У руководителя заказчика по 223-ФЗ будет пять дней на предоставление своих возражений и замечаний в письменной форме.

В том случае, если в результате проверки были выявлены административные или уголовные правонарушения со стороны заказчика, комиссия передает материалы в прокуратуру или ФАС.

Результаты проведения проверочных мероприятий подлежат хранению в течение 3 лет.

Более подробный регламент ведомственного контроля или инструкцию должны утвердить сами контрольные органы. В них должны быть представлены основные этапы проверочных мероприятий, перечень запрашиваемых документов, форма итогового акта и конкретные предложения по устранению различных выявленных правонарушений.

Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

Согласно ст. 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок производят следующие органы контроля в пределах их полномочий:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на проведение контроля в сфере закупок;
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.

Конечно, пока еще мало нормативных актов, определяющих контролеров на уровне субъектов РФ, муниципальных районов и городских округов, но все-таки они есть. Например, Распоряжением комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 04.03.2014 N 19-р в качестве исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного на осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определена Контрольная комиссия Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга.

Итак, основными контролирующими органами являются:

  • Федеральная антимонопольная служба (Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»);
  • Росфиннадзор (Приказ Минфина России от 20.03.2014 N 18н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере»);
  • Федеральное казначейство (Приказ Федерального казначейства от 29.05.2014 N 106 «Об утверждении Регламента проведения Федеральным казначейством ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд»).

Ответы на распространенные вопросы про контроль в сфере госзакупок

Вопрос №1: Может ли в случае принятия законопроекта № 546226-7 заявление от физического или юридического лица послужить поводом к проведению внеплановой проверки Федеральной антимонопольной службой?

Ответ: Да. Если заявление указывает на наличие признаков нарушения законодательства РФ и других нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, такое заявление может послужить поводом для проведения внеплановой проверки.

Вопрос №2: Может ли после принятия законопроекта № 546226-7 сообщение СМИ стать поводом к проведению внеплановой проверки Федеральной антимонопольной службой?

Ответ: Да. Если сообщение СМИ указывает на наличие признаков нарушения законодательства РФ и других нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, тогда оно может послужить поводом к проведению внеплановой проверки.


Похожие записи:

Добавить комментарий