Лифт для перевозки пожарных подразделений требования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лифт для перевозки пожарных подразделений требования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В целом пожарные лифты аналогично другим подобным устройствам, предназначенным для перемещения в многоэтажных зданиях/сооружениях должны соответствовать «Техническому регламенту о безопасности лифтов», утвержденному Правительством РФ в 2009 году.

Регламент работы и документация

Для обеспечения безопасной и долговременной эксплуатации пожарных лифтов ГОСТы требуют, кроме регулярного обслуживания, проведения периодических и полных технических освидетельствований этих важных инженерных систем здания, в том числе в режимах «пожарная опасность», «перевозка пожарных подразделений».

Схожие требования предъявляются к противодымной вентиляции лифтовых шахт, холлов/тамбуров.

По всем результатам обслуживания, переосвидетельствований ведется, заполняется соответствующая техническая документация согласно установленным нормам.

Предлагаем Вам ознакомится с образцами лифтов зарубежных коллег, как видно из видео, этот лифт используются для перевозки пассажиров, но внутри предусмотрен специальный люк, для подразделений пожарной охраны. Если сотрудникам противопожарной службы понадобится данный лифт, то с помощью специального ключа, он может быть переведен в нужный режим работы «Перевозка пожарных подразделений». Ознакомьтесь с видео роликом, так же рекомендуем Вам включить субтитры (для этого выберите сначала Английский, а потом уже перевод на нужный Вам язык).

Режимы работы пожарного лифта

Подъемник для транспортировки пожарных является элементом противопожарной защиты зданий. После установки подъемного устройства организация снабжается документами по ТБ использования ПЛ при пожаре. Инженеры-разработчики и сотрудники пожарной инспекции должны работать совместно еще на стадии проектирования оборудования для защиты здания от пожара.

Документ «О правилах ППБ» предусматривает оборудование кабины выключателем, позволяющим вручную активировать режим перевозки пожарников. Если нажать кнопку «ON», то включается такой режим. Если нажать кнопку «Bypass», то приспособление переходит в стандартный режим.

Внутри подъемника имеется инструкция, как переключить лифт в режим перевозки пожарной бригады и правила пользования приспособлением при пожаре. Специалистов-пожарников обучают навыкам пользования подъемниками при локализации огня и тушении пожара и правилам борьбы с огнем в трудных условиях, при большом распространении пламени.

Конструктивные особенности и тех предписания

Лифтовые конструкции для осуществления транспортировки противопожарного расчета относятся к общей системе инженерных коммуникаций внутри построек любых типов. Это один из вариантов противопожарных тех средств, с помощью которых можно обеспечить перемещение служб спасения и противопожарных служб на нужные этажи любых зданий с целью выполнения мероприятий по локализации возгорания и ликвидации пожара, для проведения спасательных мероприятий.

Главные же критерии лифтов, которые предназначаются для сотрудников противопожарных расчетов, обязаны удовлетворять следующим показателям:

  • грузоподъемность лифтов, установленных в зданиях жилого типа, составляет не меньше 630 килограммов;
  • грузовая подъемность лифтов, смонтированных в производственных или в общественных сооружениях, – не меньше 1 тонны;
  • габариты кабины лифтов внутри жилых помещений, зданий определяются СНиПами за номером 2. 08. 01;
  • что касается сооружений производственного, либо общественного типа – то здесь нужно руководствоваться правилами, прописанными в ПУБЭЛ;
  • на крыше лифтовой кабины, согласно НПБ — 250, необходимо обустроить люк для проникновения сотрудника противопожарной службы в полной экипировке.

7 Информация для использования лифта для пожарных

Информация для использования лифта для пожарных должна включать в себя следующее.

7.1 В отсутствие пожара лифт может использоваться в качестве пассажирского лифта.

Для исключения риска задержки для использования лифта пожарными перевозка на нем грузов, которые могут преградить вход пожарных в лифт, запрещается.

Устройство лифта для пожарных должно обеспечивать его использование при пожаре в течение наиболее длительного возможного времени.

7.2 Руководство по эксплуатации лифта для пожарных, передаваемое владельцу здания, должно содержать информацию, приведенную в таблице 4.

Таблица 4 — Информация в руководстве по эксплуатации

Пункт стандарта

Информация

5.1

Требования окружающей среды/здания (в т.ч. температурные условия, особенности здания и т.п.)

5.2

Основные требования к лифту для пожарных (в т.ч. размер кабины, использование по назначению)

5.4

Высвобождение застрявших в кабине лифта пожарных (в т.ч. концепция высвобождения. Примеры см. 7.3 и 7.4)

5.8

Система управления (в т.ч. описание функционирования)

5.9

Энергоснабжение лифтов для пожарных (в т.ч. обязанности владельца по организации технического обслуживания энергоснабжения)

5.10

Резервное энергоснабжение (в т.ч. обязанности владельца по организации технического обслуживания резервного энергоснабжения)

5.12

Система связи для пожарных в лифте (в т.ч. периодические испытания этой системы)

Лифт для пожарных подразделений: нормы и требования

Лифты для транспортирования пожарных подразделений (пожарные лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а так же одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожаров.

О том, что строго запрещено пользоваться пассажирскими лифтами как в жилых многоквартирных домах, так и в общественных зданиях для эвакуации из них в случае возникновения пожара знают большинство людей, а так же прошедших обучение ПТМ в специализированных центрах, в организации и на предприятии. Действительно, как показывает печальная статистика, после отключения электроснабжения здания в случае пожара и заполнения лифтовых шахт дымом, часто превращаются в смертельную ловушку, из которой нет выхода.

Но, есть и исключение из правил – это пассажирские лифты, предназначенные также для безопасной оперативной перевозки пожарных, или специальные лифты, установленные исключительно для этой цели.

В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

Чем конструктивно, какими техническими, эксплуатационными характеристиками они в лучшую сторону в части обеспечения безопасности отличаются от других своих «собратьев» по быстрой транспортировке людей на этажи, отметки зданий, инженерных, технологических сооружений пойдет речь в этой статье.

Правила установки в зданиях

Лифт для перевозки пожарных подразделений при делении строения на пожарные отсеки в обязательном порядке устанавливается в его каждой части. При использовании во время возведения лифтовой шахты стальных строительных элементов необходима огнезащита металлических конструкций для обеспечения, требуемого нормами, предела стойкости к огню.

Монтаж таких лифтов ведется в ходе строительства зданий/сооружений, реконструкции существующих, замене выработавших свой эксплуатационный ресурс пассажирских лифтов.

Пожарный лифт обычно не должен соединять наземные и подземные уровни здания/сооружения. Допустимо наличие остановок в наземных и двух подземных уровнях, включая цоколь. При наличии в здании три более подземных уровней требуется установка отдельного пожарного лифта с остановками на каждой отметке здания или сооружения.

Не только шахты таких лифтов, но и холлы/тамбуры в подземных этажах оснащаются самостоятельными системами/установками приточной вентиляции, создающими избыточное давление воздуха, вытесняющего дым из них.

При обеспеченности зданий, производственных объектов водяными стационарными системами пожаротушения монтаж спринклерных или дренчерных оросителей в холлах, тамбурах пожарных лифтов, а также непосредственно перед ними на отметке/этаже недопустим.

В то же время эти помещения защищаются пожарными извещателями установки АПС здания.

Требования к лифтовым холлам

Основные нормы, регламентируются правилами:

  • СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Обновленная версия СНиП 31-06-2009;
  • СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003;
  • НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования».

Согласно своду правил выход из кабины обеспечивается сквозь холл вертикального транспортного средства (допускается совмещение с вестибюлем, если позволяет площадь). При проектировании помещения холла учитываются конструктивные особенности: оптимальное местоположение, пожарная безопасность и габариты. Четкое соблюдение условий необходимо для безопасной быстрой эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации.

Габариты лестнично-лифтового холла определяются на основании:

  • ширины кабины, глубины;
  • числа лифтов в одной линии.

Используются несколько компоновочных схем местоположения лифтового оборудования: однорядная и групповая. В одну линию разрешается размещать не более четырех штук, в группе – до восьми. Организация, эксплуатирующая подъемные машины, обязана обеспечивать их рабочее состояние, проводить регулярное техническое обслуживание, своевременно приобретать лифтовые запчасти.

Минимальная ширина лифтового холла общественного здания составляет 2, максимальная – 5 метров. Расчет осуществляется таким образом:

  • при установке лифтов в одну линию ширина тамбура принимается не ниже габарита кабины по глубине, умноженной на коэффициент 1,3. Соответственно, размер пассажирского подъемника при однорядном расположении обязан составлять: 2 метра — если глубина кабины до 1,5 м, 2,5 — когда размер равняется 1,5 — 2 м.
  • для двухрядного размещения величина глубины кабины удваивается, однако не может быть более 5 метров.

Лифты с глубиной кабины равной 2100 мм и более, обязаны обладать шириной лифтового холла не менее 2,5 метра.

Параметр имеет существенное значение, особенно для подъема/спуска больных на носилках, детских колясок. Размер прилифтовой территории от стенки шахты до противолежащей стены холла принимается не меньше максимальной величины глубины кабины. Глубина холла равна или больше:

  • 1,5 м при однорядном размещении с кабиной 1,1 м, грузоподъемностью 630-1000 килограмм;
  • 2,1 м для такого же расположения, но с кабиной 2,1 м;
  • 1,8 и 2,5 м для двухрядного размещения лифтов с глубиной кабин 1,1 и 2,1 м;

Приведенные значения не учитывают проходимость людей, не пользующихся лифтами.

ГОСТ Р 53296-2009. “Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности”

Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 18 февраля 2009 г. N 72-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСТАНОВКА ЛИФТОВ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Fire fighting lifts placing.
Requirements of fire safety

ГОСТ Р 53296-2009

Дата введения
1 января 2010 года
с правом досрочного применения

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”.

Сведения о стандарте

1. Разработан ФГУ ВНИИПО МЧС России, МОС ОТИС.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 “Пожарная безопасность”.
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 72-ст.
4. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт устанавливает требования пожарной безопасности к пассажирским лифтам, имеющим режим работы “перевозка пожарных подразделений”.
1.2. Оборудование зданий и сооружений лифтами для пожарных должно производиться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.
1.3. Требования настоящего стандарта обязательны для предприятий, организаций, объединений и юридических лиц независимо от форм собственности и принадлежности на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51032-97. Материалы строительные. Метод испытания на распространение пламени.
ГОСТ Р МЭК 63132-3-22-2005. Испытание электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 3-22. Распространение пламени по вертикальным пучкам проводов или кабелей. Категория А.
ГОСТ 12.1.044-89. ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.
ГОСТ 22011-95. Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия.
ГОСТ 28911-91. Лифты и малые грузовые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления.
ГОСТ 30247.0-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования.
ГОСТ 30247.1-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции.
ГОСТ 30247.3-2002. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери шахт лифтов.
ГОСТ 30244-94. Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.
ГОСТ 30402-94. Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость.
ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003). Лифты пассажирские. Лифты для пожарных.
ГОСТ Р 53299-2009. Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость.
ГОСТ Р 53300-2009. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний.
ГОСТ Р 53301-2009. Клапаны противопожарные вентиляционных систем. Методы испытаний на огнестойкость.
ГОСТ Р 53303-2009. Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:  Нужна ли виза в Киргизию – сколько времени действует «безвиз»?

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Лифт для транспортирования пожарных подразделений: лифт, оснащенный системами управления, защиты и связи, обеспечивающими перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) при пожаре.
3.2. Основной посадочный этаж: этаж главного входа в здание (сооружение).
3.3. Режим “пожарная опасность”: установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая при возникновении пожара в здании (сооружении) принудительное движение кабины лифта на основной посадочный этаж с исключением команд управления из кабины и зарегистрированных попутных вызовов.
3.4. Режим “перевозка пожарных подразделений”: установленная последовательность действий системы управления лифтом для транспортирования пожарных подразделений, обеспечивающая его работу с выполнением команд управления, подаваемых пожарными только из кабины лифта.

4. Функциональное назначение, основные параметры и размеры

4.1. Лифты для транспортирования пожарных подразделений (далее – лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а также одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) различного назначения для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара.
4.2. Основные параметры и размеры лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52382.

Пример технического задания “Лифтовое оборудование”

Предусмотреть в качестве пассажирских лифты уровня OTIS, Schindler, Thyssen, Hundai. Решения по проектированию вертикального транспорта принять в соответствии с материалами проектной документации стадии П. Изготовителя лифтового оборудования согласовать с Застройщиком. Дизайн кабин лифтов, дверей и обрамлений дверных проемов лифтовых шахт согласовать с Застройщиком и увязать с дизайн проектом мест общего пользования.
Отделка пассажирских лифтов и эскалаторов согласовывается с Застройщиком на стадии проведения тендера на выбор поставщика лифтового оборудования.
Изготовители лифтов OTIS, Schindler, Thyssen, Hundai.
Лифты г/п 1600 кг обслуживают жилые этажи и один уровень автостоянки (остановки: – 2, 1, 2-36 эт.), лифты г/п 1000 кг обслуживают только жилые этажи (остановки: 1, 2-36 эт.).
Все лифты предназначены для транспортирования инвалидов и других маломобильных групп населения и отвечают требованиям СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51631-2008.
Лифты г/п 1600 кг предназначены для транспортирования пожарных подразделений и отвечают требованиям ГОСТ Р 52382-2010.
Лифты располагаются в общей шахте с устройством разделительных балок.
Для обслуживания подземной автостоянки предусмотрены лифты грузоподъемностью 1000 кг, скоростью 1,0 м/с.
Лифты предназначены для транспортирования инвалидов и других маломобильных групп населения и отвечают требованиям ГОСТ Р 51631-2008, а также предназначены для транспортирования пожарных подразделений и отвечает требованиям ГОСТ Р 52382-2010.
Лифты №1 и №2 предназначены для транспортирования инвалидов и других маломобильных групп населения и отвечает требованиям ГОСТ Р 51631-2008. Лифт №1 предназначен для транспортирования пожарных подразделений и отвечает требованиям ГОСТ Р 52382-2010.

Правила установки в зданиях

Лифт для перевозки пожарных подразделений при делении строения на в обязательном порядке устанавливается в его каждой части. При использовании во время возведения лифтовой шахты стальных строительных элементов необходима для обеспечения, требуемого нормами, предела стойкости к огню.

Монтаж таких лифтов ведется в ходе строительства зданий/сооружений, реконструкции существующих, замене выработавших свой эксплуатационный ресурс пассажирских лифтов.

Пожарный лифт обычно не должен соединять наземные и подземные уровни здания/сооружения. Допустимо наличие остановок в наземных и двух подземных уровнях, включая цоколь. При наличии в здании три более подземных уровней требуется установка отдельного пожарного лифта с остановками на каждой отметке здания или сооружения.

Не только шахты таких лифтов, но и холлы/тамбуры в подземных этажах оснащаются самостоятельными системами/установками приточной вентиляции, создающими избыточное давление воздуха, вытесняющего дым из них.

При обеспеченности зданий, производственных объектов водяными монтаж или в холлах, тамбурах пожарных лифтов, а также непосредственно перед ними на отметке/этаже недопустим.

В то же время эти помещения защищаются пожарными извещателями установки АПС здания.

Лифт для пожарных подразделений: нормы и требования

Лифты для транспортирования пожарных подразделений (пожарные лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а так же одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожаров.

О том, что строго запрещено пользоваться пассажирскими лифтами как в жилых многоквартирных домах, так и в общественных зданиях для эвакуации из них в случае возникновения пожара знают большинство людей, а так же прошедших обучение ПТМ в специализированных центрах, в организации и на предприятии. Действительно, как показывает печальная статистика, после отключения электроснабжения здания в случае пожара и заполнения лифтовых шахт дымом, часто превращаются в смертельную ловушку, из которой нет выхода.

Но, есть и исключение из правил – это пассажирские лифты, предназначенные также для безопасной оперативной перевозки пожарных, или специальные лифты, установленные исключительно для этой цели.

В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

Чем конструктивно, какими техническими, эксплуатационными характеристиками они в лучшую сторону в части обеспечения безопасности отличаются от других своих «собратьев» по быстрой транспортировке людей на этажи, отметки зданий, инженерных, технологических сооружений пойдет речь в этой статье.

Читайте также:  Налоги на недвижимость в 2023 году при продаже и при дарении

Лифты для пожарных подразделений представляют собой специальные конструкции с высоким запасом прочности и стойкости к различным агрессивным факторам. В обычное время они могут использоваться для перевозки пассажиров, но при пожаре их применение строго регламентировано для ускорения процесса ликвидации очагов возгорания и/или проведения спасательных операций.

Согласно ГОСТ пожарные лифты обязательно должны устанавливаться в зданиях, где предполагается высокая посещаемость, с целью обеспечения быстрой эвакуации пассажиров и доставки пожарных к очагу возгорания. Это могут быть как жилые, так и коммерческие, офисные, учебные, культурные, развлекательные и прочие объекты.

Отличия от пассажирского варианта

Данное подъемное оборудование имеет высокую огнестойкость. Кабина, шахта, лифтовые холлы — все сделано из высококачественных негорючих материалов. Важной задачей является не допустить попадания угарного газа внутрь шахты и кабины, ведь в противном случае люди могут оказаться в ловушке и задохнуться от дыма. Для этого используется специальная система дымо- и газонепроницаемости, а также механизм дымоудаления.

В случае поломки подъемного оборудования, в кабине предусматривается люк, позволяющий попасть в шахту, а также вертикальная лестница. Кроме того, внутри устанавливается переговорное устройство, дающее возможность связаться с основным посадочным этажом и штабом.

Размеры и грузоподъемность пожарных лифтов намного больше, чем обычных, ведь изначально не ясно, сколько людей нужно эвакуировать, смогут ли они передвигаться самостоятельно. Пострадавшие могут быть на инвалидных креслах и на носилках.

При чрезвычайной ситуации ЛТПП работает в 2-х режимах:

  1. Пожарная опасность. Система управления функционирует по установленной последовательности действий. При возгорании кабина в принудительном порядке перемещается на основной посадочный этаж, невозможно управлять из кабины, а также не действуют попутные вызовы с других этажей.
  2. Перевозка пожарных подразделений. Система управления работает для транспортировки спасательных бригад. Выполняются лишь те команды управления, которые подаются пожарными из кабины.

В настоящих нормах применяются следующие термины:

Лифт для транспортирования пожарных подразделений – лифт, оснащенный системами управления, защиты и связи, обеспечивающими перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) при пожаре.

Основной посадочный этаж – этаж главного входа в здание (сооружение).

Режим “пожарная опасность” – установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая при возникновении пожара в здании (сооружении) принудительное движение кабины лифта на основной посадочный этаж с исключением команд управления из кабины и зарегистрированных попутных вызовов.

Режим “перевозка пожарных подразделений” – установленная последовательность действий системы управления лифтом для транспортирования пожарных подразделений, обеспечивающая его работу с выполнением команд управления, подаваемых пожарными только из кабины лифта.

5.1. Требования к конструкциям лифтов для пожарных

5.1.1. Конструкции лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям настоящих норм, ПУБЭЛ и ГОСТ 28911.

5.1.2. Размещение лифта для пожарных в здании (сооружении) должно быть предусмотрено на путях движения пожарных подразделений и должно обеспечивать доступ пожарных во все помещения на всех этажах.

5.1.3. В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4. В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило, должен предусматриваться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановок в надземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифт имел остановки в надземной и 2 уровнях подземной частей здания (сооружения), включая цокольный этаж. При 3 и большем количестве уровней (этажей) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этих уровнях.

5.1.6. Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания, включая телескопическое исполнение, и должны сохранять работоспособность при избыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией.

5.1.7. Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2). Допускается располагать лифт для пожарных в общей шахте с другими лифтами. В этом случае двери шахт всех лифтов, размещенных в общей шахте (см. приложение, рис. 1), должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2).

5.1.8. В крыше кабины лифта для пожарных в соответствии с ГОСТ 22011 должен быть предусмотрен люк, отвечающий требованиям ПУБЭЛ.

5.1.9. Ограждающие конструкции (стены, пол, потолок и двери) купе кабины лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244.

Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки) поверхностей конструкций стен и потолков купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

группа горючести по ГОСТ 30244 Г 2
группа воспламеняемости по ГОСТ 30402 В 2
группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044, п. 4.18 Д 3*
группа токсичности при горении по ГОСТ 12.1.044, п. 4.20 Т 2

Область применения. В каких сооружениях эвакуационный лифт обязателен?

Нормы безопасности при пожаре определяет ГОСТ Р 52382-2010, устанавливающий правила монтажа конструкций и безопасности пожарников во время движения. Государственный стандарт Р 53296-2009 регламентирует обязательность монтажа лифтов в различных зданиях. С этими документами должны быть ознакомлены руководящие органы всех учреждений и промышленных предприятий. ГОСТ Р 22.9.11-2013 содержит список требований к средствам эвакуации сотрудников из многоэтажных зданий, а также устройствам, которые расположены снаружи.

Монтаж ПЛ определяет Ст. 90 ФЗ № 123-ФЗ, которая рассчитывает количество лифтов и необходимость устройств подъема пожарников на этажи высотного дома. Определяются правила для жилых многоэтажных домов, где надо предусматривать эти конструкции. Регламентируется перечень требований к пожарным подъемникам, которые устанавливают в сооружениях.

Лифты для пожарных представляют собой подъемные приспособления, которые оснащены приборами связи и позволяют обеспечивать транспортировку работников пожарных служб на этажи домов.

Лифты должны обязательно устанавливаться на этих объектах:

  • детские сады и учебные заведения;
  • дома инвалидов при высоте здания больше 10 м;
  • многоэтажные жилые дома 50 м высоты;
  • корпуса предприятий, здания выше 28 м;
  • подземные ангары.


Похожие записи:

Добавить комментарий