Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку ТРОИС — это реестр объектов интеллектуальной собственности, а свидетельство о регистрации товарного знака является обязательным документом при подаче заявления, то попасть в реестр могут только зарегистрированные товарные знаки. Без этого защитить бренд от попадания на рынок контрафакта невозможно.
Как проверить включение товарного знака в ТРОИС
Так что в первую очередь шансы на попадание в реестр зависят именно от этого — зарегистрирован ли ваш товарный знак. За регистрацией товарного знака обращаются в Роспатент, эта процедура может занять больше года. Есть два главных требования к товарным знакам – они должны быть уникальны и охраноспособны.
Предварительно наименование можно проверить на уникальность — для этого существует несколько онлайн-платформ. Проверить наименование на охраноспособность могут только эксперты Роспатента и патентные поверенные — законом установлен перечень критериев, которым должно соответствовать обозначение, чтобы быть зарегистрированным. Толковать их можно широко, поэтому эту работу лучше не пытаться сделать самостоятельно. Будет отдельным плюсом, если патентный поверенный работал в системе Роспатента и знает ее изнутри. В «Гардиуме» такие специалисты есть.
Виды внешнеторговой деятельности
В законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» перечислены следующие способы реализации интеллектуальной собственности:
- внешнеторговая бартерная сделка – предусматривает обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.
- внешнеторговая деятельность – торговля товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.
- внешняя торговля интеллектуальной собственностью – передача прав на ИС иностранным лицам.
- внешняя торговля информацией – проходит в случае, если она является составной частью товаров, либо ИС.
Авторские права и смежные права. Объекты авторского права и объекты смежных прав
В первой главе указывались виды интеллектуальной собственности, но, как отмечалось выше, чаще всего через таможенную границу перемещаются товары, обладающие признаками авторских и смежных прав, товары, обладающие товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товара. Рассмотрим эти объекты интеллектуальной собственности подробнее.
Авторские права. В соответствии со статьей 1255 Гражданского кодекса РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими. Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения.
Интеллектуальная собственность: таможенный аспект
Защита прав интеллектуальной собственности приобретает все большее значение в условиях глобализации мировой экономики и роста международной торговли. Через таможенную границу таможенного союза перемещается все больше товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которая составляет значительную часть стоимости товаров. По некоторым оценкам, 80 % мировой торговли приходится на товары, содержащие интеллектуальную собственность(1)
Международная торговля товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, регулируется, в первую очередь, нормами международного права. Конвенцией от 14 июня 1967 года учреждена Всемирная организация интеллектуальной собственности (2) (ВОИС), которая с 1974 года является специализированным органом Организации объединенных наций (ООН). Одной из целей ВОИС является содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией.
В России отношения, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности, регулируются частью IV Гражданского кодекса РФ. Основными законодательными актами, регулирующими вопросы интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза, являются Таможенный кодекс таможенного союза, Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 20.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее – Соглашение), Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (далее – Закон).
В соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза (ТК ТС) одной из задач таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза, а также контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара и взимания таможенных платежей. Поэтому при пересечении товарами таможенной границы таможенного союза особое значение приобретают два аспекта: включение платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров, а также соблюдение мер по защите прав интеллектуальной собственности.
Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров.
Меры по таможенной защите прав на ОИС не применяют в отношении следующих категорий товаров, содержащих ОИС, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также через национальную таможенную границу государств — участников СНГ, не являющихся членами ЕАЭС:
-
а) физическими лицами для личного пользования, в т. ч. пересылаемых в их адрес товаров в международных почтовых отправлениях;
-
б) в соответствии с таможенными процедурами таможенного транзита и уничтожения и специальной таможенной процедурой;
-
в) предназначенных для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, иными организациями или их представительствами, расположенными на таможенной территории;
-
г) в иных случаях, определяемых международными договорами и национальным законодательством государств — участников СНГ и правом ЕАЭС.
Права на объекты интеллектуальной собственности
Согласно ст. 1226 ГК РФ «на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации… признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)».
Из положений ст. 1229 ГК РФ следует, что исключительное право дает возможность правообладателю использовать ОИС по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом: распоряжаться исключительным правом на ОИС, разрешать или запрещать другим лицам использование ОИС.
Личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения) не носят экономического характера и сохраняются за автором в случае передачи прав на использование произведения другим лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 1232 ГК РФ «исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства».
- Структура основных понятий не имеет строгой системности. В различных источниках, в том числе в международных актах и законодательных актах РФ, в отношении одного и того же предмета применяются термины-синонимы, что в значительной степени загромождает понятийный аппарат, размывает четкость трактования терминов.
- Анализ нормативной и правовой базы выявил отсутствие юридического закрепления термина «товар, содержащий ОИС» и его определения. Автором для целей таможенного регулирования внешнеэкономического оборота товаров, содержащих ОИС, предложено следующее определение: «товар, содержащий ОИС, — это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, представляющее собой совокупность результата интеллектуальной деятельности и имущественных интеллектуальных прав на него, отраженных в лицензионном договоре, т.е. ОИС, и вещи, переходящей от одного лица к другому в результате сделки купли-продажи».
Отмечена экономико-правовая, т.е. двойственная, сущность термина «товар, содержащий ОИС».
- Изучение классификации ОИС, приведенной в части четвертой ГК РФ, и соотнесение ее с ранее имевшими место классификациями ОИС позволило сделать вывод о ней как о детальной и подробной классификации, исключающей смешение ОИС различных видов внутри классификационных групп, что, по нашему мнению, делает ее более удобной для использования.
- В соответствии с ГК РФ контрафактными считаются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение либо наименования мест происхождения товаров. Основываясь на терминах, используемых в международном законодательстве, и практике работы таможенных органов, автор полагает целесообразным выделять три вида контрафактных товаров, содержащих ОИС:
товары с неправомерно используемым ОИС (подделки);
товары, произведенные с нарушением прав ИС (имитации);
товары, ввезенные на территорию Российской Федерации с нарушением прав ИС.
- При нарушении прав ИС привлекательным для нарушителя является получение существенной прибыли без соответствующих затрат. Подтверждением служит тот факт, что объем продаж контрафактной продукции в настоящее время оценивается в 630 — 650 млрд долл., что составляет около 6 — 7% от объема всей международной торговли [11, с. 6]. Данные цифры свидетельствуют о тесной взаимосвязи оценки ОИС с их защитой: не защищаешь — теряешь в стоимости ОИС. В этой связи встает проблема защиты прав на ОИС как на международном, так и на внутреннем рынке. Оценщик, специализирующийся в области ИС, должен не только обладать знаниями по экономике, праву и другим наукам, но и иметь практические навыки по защите ОИС.
- Выявлены характерные особенности в деятельности таможенных органов по защите прав ИС при обороте ОИС через таможенную границу Российской Федерации:
Особенности административно-правовой защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами в условиях Евразийского экономического союза
Другой группой общественных образований в рамках рассматриваемой системы являются общественные организации по защите прав потребителей. Данные организации отражают в своей деятельности интересы неопределенного круга лиц, которые имеют право на качественную продукцию, потребление которой будет безопасным для жизни и здоровья.
Влияние общественных организаций на эффективность функционирования системы административно-правовой защиты прав интеллектуальной собственности, на наш взгляд, в настоящий момент несколько недооценивается. Все субъекты рассматриваемой системы способны в определенной мере влиять на механизм защиты. При этом государственные органы, правообладатели и общественные организации в равной мере ответственны за повышение уровня защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе административно-правовыми методами.
Следует согласиться с мнением Е.Г. Крыловой о том, что весьма важным представляется создание и развитие механизмов активного участия общественности в процессе формирования приоритетов деятельности органов государственной власти. В этой связи ею предлагается направить основную деятельность государственной службы, в том числе и на создание механизмов вовлечения общественных институтов в процессы организации деятельности и контроля государственных органов и государственных служащих70.
К данной группе субъектов относятся государственные ведомства и службы, участвующие в реализации административно-правового механизма защиты интеллектуальных прав при трансграничном перемещении товаров. Речь идет о ведомствах, взаимодействующих с таможенными органами в рамках рассматриваемого механизма. Взаимодействие таможенных органов РФ осуществляется не только на национальном уровне, но и на уровне наднациональном (уровень таможенного союза) и международном. В соответствии с действующим таможенным законодательством (глава 17 ТК ТС «Взаимная административная помощь таможенных органов») таможенные органы таможенного союза при реализации своих функций оказывают друг другу административную помощь.
Государство выступает как особый субъект данных правоотношений. Во-первых, оно, выступая в роли законодателя, формирует нормативно-правовую базу функционирования рассматриваемого механизма защиты, так называемую систему источников права, устанавливающих правовые основы охраны и защиты прав интеллектуальной собственности вообще, и при трансграничном обороте товаров, в частности.
По мнению СИ. Архипова, государство как субъект права есть правовая корпорация, главная ее цель — не подчинение всех единой власти, а создание системы правового общения, правовой коммуникации, направленной на согласование воль участвующих в ней граждан, формирование правовых связей, обеспечивающих осуществление их правовых интересов .
Во-вторых, государство участвует в системе защиты опосредовано, выражая свою волю через специальные органы, участвующие в правоприменении. Речь идет о субъектах, осуществляющих административно-правовую защиту прав интеллектуальной собственности. В рассматриваемом нами административном механизме это, в первую очередь, таможенные органы, а также иные государственные ведомства, так или иначе участвующие в его реализации. Правоприменительная деятельность любого административного органа представляет собой воплощение государственной воли в определенной сфере общественных отношений. Например, решение таможенного органа о приостановлении выпуска товаров, возбуждение дела об административном правонарушении должностным лицом таможенных органов и др.
В-третьих, государство выступает здесь как один из субъектов, интересы которых рассматриваемый административно-правовой механизм обеспечивает. Речь идет о публичных интересах, а именно, государственном интересе в установлении и поддержании определенного уровня законности и правопорядка в сфере интеллектуальных ресурсов общества, а также о цели обеспечения прав и интересов авторов и иных правообладателей. В обеспечении интересов всего общества и отдельной личности выражается общая воля государства. «Общая воля государства — это правовая форма, в которой сосуществуют и реализуются воли отдельных граждан, субъектов права. Иначе ее можно представить как объединенные правовой связью воли отдельных граждан72.
Данный аспект участия государства как субъекта в административно-правовом механизме защиты прав на объекты интеллектуальной собственности заключается в том, что именно государство заинтересовано в формировании условий для законности и правопорядка в области создания и использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, в том числе и при трансграничном перемещении товаров. Речь идет о таком общественном устройстве, в котором соблюден оптимальный баланс между интересами авторов и иных творцов интеллектуальных продуктов, представителей бизнеса (частных интересов), а также неопределенного круга лиц, общества в целом и государства (публичных интересов).
Реестры объектов интеллектуальной собственности
В Республике Беларусь реестр объектов интеллектуальной собственности ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Реестр постоянно обновляется, и ознакомиться с ним в актуальном варианте можно по ссылке.
В каждом государстве-члене Евразийского экономического союза ведутся свои реестры интеллектуальной собственности. Информация о реестрах Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армении и Кыргызской Республики также размещена на сайте ГТК РБ по ссылке.
Решением Комиссии Таможенного Союза № 290 от 18.06.2010 года «О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств-членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» было утверждено создание Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза. Органом, уполномоченным на ведение такого реестра, является Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Возможно, скоро все зарегистрированные бренды будут включены в единый реестр государств-членов Таможенного Союза. Однако необходимо знать, что на сегодняшний день действуют только национальные реестры.
Важно знать! Согласно гл. 46 Таможенного кодекса Таможенного Союза, меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:
- физическими лицами для личного пользования, в том числе и пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;
- в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
- дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.
В отношении товаров, ввозимых из стран СНГ, Решением Совета глав правительств СНГ «О Правилах таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» от 28 сентября 2001 года утверждены Правила таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ратифицированы Азербайджанской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Армения, Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Таджикистан, Грузией, Республикой Узбекистан, Республикой Казахстан, Украиной, Кыргызской Республикой).
В Решении дано определение контрафактным товарам: «контрафактные товары – товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, географические указания), созданные и/или перемещаемые через таможенную границу с нарушением прав правообладателя, предусмотренных национальным законодательством».
Таможенный контроль за объектами интеллектуальной собственности
Таможенный контроль за отдельными видами товаров
Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, преследует несколько целей:
защиту интересов правообладателей;
обеспечение поступления в государственный бюджет сумм от взимания таможенных пошлин, налогов, так как стоимость прав на пользование объектами интеллектуальной собственности учитывается при расчете таможенной стоимости товаров;
обеспечение безопасности потребителей товаров.
Порядок защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности установлен гл. 38 ТК РФ и Приказом ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1199 «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами».
Гл. 38 (ст. 393—400) ТК РФ определяет меры, принимаемые таможенными органами в особых случаях в отношении отдельных товаров.
Соответственно, в случае обращения в ФТС России с заявлением правообладателя в соответствии со ст. 393 ТК РФ выпуск товаров может быть приостановлен. Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (далее — правообладатель). Целью такого приостановления является защита стратегических интересов России, защита ее интеллектуального потенциала и интеллектуальных прав физических и юридических лиц.
Приостановление выпуска товаров осуществляется на основании заявления обладателя исключительных прав. Заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, должно содержать сведения:
1) о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, — также о представителе;
2) об объекте интеллектуальной собственности;
3) о товарах, являющихся по мнению правообладателя контрафактными, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары;
4) о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры в соответствии с настоящей главой.
Заявление от правообладателя, являющегося иностранным лицом и не имеющего возможности быть представленным на территории РФ, может быть подано через российских юридических лиц, имеющих постоянное местонахождение в Российской Федерации, либо физических лиц, проживающих в Российской Федерации, в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей.
К заявлению о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор (в том числе лицензионный) о передаче исключительных прав, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности), а если заявление подается представителем, к указанному заявлению прилагается также доверенность, выданная правообладателем такому лицу.
Кроме того, правообладатель обязан приложить к заявлению обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 16 ТК РФ, в связи с приостановлением выпуска товаров.
Заявление рассматривается в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления на рассмотрение. При принятии положительного решения срок принятия мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности определяется с учетом сроков действия представленных документов, на основании которых принимается решение. Указанный срок не может быть более пяти лет со дня внесения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Принятие положительного решения о защите таможенными органами объекта интеллектуальной собственности сопровождается внесением данного объекта (в течение трех дней) в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее — Реестр).
Плата за включение в Реестр не взимается.
Информация об объектах интеллектуальной собственности, внесенных в Реестр, и сведения, необходимые для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, а также информация об исключении объекта интеллектуальной собственности из Реестра или изменении сведений, необходимых для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, направляется Федеральной таможенной службой в таможенные органы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения (исключения) объекта интеллектуальной собственности в Реестр или внесения изменений.
Пресс-служба Федеральной таможенной службы осуществляет опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в Реестр, в официальных изданиях Федеральной таможенной службы.
Таможенное оформление и контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр Федеральной таможенной службы.
Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, декларируются отдельно от остальных товаров путем подачи по желанию декларанта либо отдельной грузовой таможенной декларации (ГТД), либо отдельного дополнительного листа к основной ГТД.
В случае, если должностным лицом таможенного органа при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.
Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.
Решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в виде резолюции на рапорте, содержащем мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленное должностным лицом таможенного органа незамедлительно после выявления признаков контрафактности. Решение принимается не позднее окончания рабочего дня, в течение которого составлен рапорт.
Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия.
В ГТД либо на дополнительном листе к основной ГТД на товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска товаров, проставляется штамп «Выпуск приостановлен» с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров.
Выпуск остальных товаров, в случае их декларирования в одной ГТД, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ независимо от принятого решения о приостановлении выпуска в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных.
Уведомления о приостановлении выпуска товаров вручаются декларанту и правообладателю (его представителю) не позднее следующего дня после дня принятия решения о приостановлении выпуска товаров.
Если до истечения срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено (принято) решение об изъятии товаров или наложении ареста на товары, либо не будет получено решение об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.
Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:
1) правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;
2) объект интеллектуальной собственности исключен из Реестра.
Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии вышеуказанных оснований.
После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.