Налоговые агенты. Нарушения налоговых агентов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые агенты. Нарушения налоговых агентов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Налогоплательщиками по НДФЛ (п.п. 1, 2 ст. 207, ст. 209 НК РФ) являются физлица – налоговые резиденты РФ, получающие доход от источников в РФ и за ее пределами; и физлица – нерезиденты РФ, получающие доходы от источников в РФ. НДФЛ они платят за свой счет.

Ответственность налогового агента за неисполнение обязанностей

Если налоговый агент не исполняет свои обязанности, он рискует попасть под административную или уголовную ответственность. Административная ответственность подразумевает штрафы за небольшие нарушения.

Например, ст. 126.1 гл. 16 НК РФ предусматривает штраф в 500 рублей за предоставление документов, содержащих недостоверную информацию. За несоблюдение сроков удержания и перечисления НДФЛ может быть наложен штраф в 20% от неперечисленной суммы.

За нарушения в крупном и особо крупном размере, когда налоговый агент причинил материальный вред государству более чем на 5 млн рублей, полагается уголовная ответственность. Хотя законодатель здесь предусмотрел возможность не прибегать к столь жестким мерам, если виновник покроет весь ущерб и оплатит все налоги, пени и штрафы.

Что является документальным основанием для предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета?

Налоговый агент обязан предоставить имущественные вычеты при получении от налогоплательщика письменного заявления и уведомления налогового органа о подтверждении права на этот вычет.

Форма уведомления утверждена приказом ФНС от 14.01.2015 № ММВ-7-11/3@. В уведомлении обязательно должны быть указаны реквизиты работодателя (наименование, ИНН, КПП), у которого налогоплательщик вправе получить вычет, и сумма такого вычета.

Если у налогового агента нет трудовых отношений с физическим лицом, то вычет ему не может быть предоставлен , даже если физическое лицо представит налоговому агенту уведомление налоговой инспекции о подтверждении права на вычет, в котором этот налоговый агент будет указан как работодатель (письмо Минфина от 14.10.2011 № 03-04-06/7-271).

Если же заявление поступило?

Налоговый агент в течение 10 дней после поступления заявления должен рассчитать свои возможности по возврату суммы налога (письмо Минфина от 16.05.2011 № 03-04-06/6-112).

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога может быть произведен единовременно или периодическими платежами за счет уменьшения сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджетную систему в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание налога.

Срок такого возврата — не более трех месяцев со дня получения налоговым агентом заявления работника.

Если по оценке налогового агента нужная сумма не будет набрана за три месяца, то ему следует обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате.

Уплата НДФЛ за счет средств налогового агента

Может ли работодатель заплатить НДФЛ за своего работника из собственных средств?

До 1 января 2020 года в Налоговом кодексе был прямой запрет на перечисление НДФЛ за счет средств организаций и ИП, которые производили выплаты физическим лицам. С 1 января 2020 года уплата НДФЛ за счет средств налогового агента разрешена в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом (п. 9 ст. 226 НК РФ). Указанная норма может применяться в т.ч. и в рамках ст. 226.1 НК РФ.

При этом норма п. 9 ст. 226 НК РФ обратной силы не имеет (п. 2 ст. 5 НК РФ). Поэтому у налоговых органов нет оснований для взыскания с налогового агента сумм доначисляемого НДФЛ, обязанность по удержанию, исчислению и перечислению которого возникла до 1 января 2020 года.

Выплата зарплаты ниже среднеотраслевой

Не все компании могут платить своим работникам высокие зарплаты. Но при выплате среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ возможно включение организации в план выездных налоговых проверок (п. 5 разд. 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Сам факт выплаты зарплаты ниже средней по региону не обязательно приведет к назначению выездной налоговой проверки. Но если налоговый агент соответствует еще каким-то критериям отбора для проведения такой проверки или у налоговой инспекции есть информация и о других его нарушениях, то вероятность проверки высока.

Также налоговые органы могут вызвать компанию-налогового агента по НДФЛ для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

А после камеральной проверки инспекция может направить требование о представлении пояснений или внесении исправлений в расчет 6-НДФЛ (п. 3 ст. 88 НК РФ). При установлении факта нарушения после рассмотрения пояснений может последовать решение налогового органа о проведении иных мероприятий налогового контроля с целью выявления возможного занижения налоговой базы (п. 1.7 Приложения к титульному листу № 1.1 к Контрольным соотношениям расчета 6-НДФЛ из письма ФНС России от 23.03.2021 № БС-4-11/3759@).

Штрафов или обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ или МЗП в регионе (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

Доначисления НДФЛ не зависят от уровня среднестатистической заработной платы. Налог будет доначислен только в случае установления фактов выплаты налогоплательщиком «теневой» зарплаты или выявления каких-либо ошибок, повлекших за собой неполную уплату НДФЛ.

И вызов на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам налоговому агенту теперь не грозит. Письмом ФНС России от 07.07.2020 № БС-4-11/10881@ отменены письма ФНС России от 26.07.2017 № ЕД-4-15/14670@ и от 19.06.2019 № БС-4-11/11785@, в которых давались разъяснения о работе комиссий. Ранее налогоплательщиков вызывали для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими НДФЛ и страховых взносов (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, утратившее силу). Предметом рассмотрения комиссий являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов. При этом отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежали налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание обращалось на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

Читайте также:  Надбавка к военной пенсии на иждивенцев в 2021 году

С отменой указанных писем ФНС России в налоговых органах эти комиссии упразднены. Они могут остаться или продолжать формироваться органами местного самоуправления субъектов РФ, поскольку находятся не под руководством налоговых органов.

А налоговые органы перешли на риск-ориентированный подход: деятельность комиссий переведена в форму автоматизированных контрольных соотношений представляемой работодателями отчетности с последующим анализом «налоговых разрывов» и соответствующей работой с налогоплательщиками (налоговыми агентами).

Неисполнение обязанностей налогового агента

Если какие-либо обязанности агентом не выполняются, органы ФНС могут применить соответствующие санкции.

Ответственность налоговых агентов наступает, когда налог с налогоплательщика не удержан/не перечислен в бюджет, или удержание и перечисление произведено, но лишь частично. Налогового агента ожидает штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и уплате, а также пени. Применить данную меру налоговики могут, только когда агент имел возможность удержать налог с налогоплательщика (ст. ст. 75, 123 НК РФ).

Если налоговый агент не подаст в установленный срок необходимую отчетность в ИФНС, он также будет оштрафован. За несданную, или поданную невовремя декларацию налоговому агенту грозит 5% штрафа, исчисляемого от суммы, неуплаченной по этой декларации, за каждый полный и неполный просроченный месяц со дня, установленного для ее подачи. При этом максимальный размер штрафа ограничен 30% от этой суммы, а его минимум составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Невовремя сданный налоговым агентом расчет 6-НДФЛ обойдется агенту в 1000 рублей штрафа за каждый полный и неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). При отсутствии справок о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ, налоговому агенту придется заплатить по 200 рублей штрафа за каждую из несданных справок (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сдача налоговым агентом отчетности, содержащей недостоверные показатели и данные, грозит ему штрафом в 500 рублей за каждый подобный документ (ст. 126.1 НК РФ).

Налоговые агенты: их права и обязанности

Налоговый агент уплачивает налоги за других лиц, а не за себя, при этом он имеет ровно те же права, которыми наделен налогоплательщик, если налоговое законодательство не предусматривает иное (ст. 24 НК РФ).

Права налоговых агентов обеспечиваются в соответствии со ст. 21 и 22 НК РФ, согласно которым они, в частности, могут:

  • получать в ИФНС информацию о налогах, сборах, актуальных нормативных актах о налогообложении, отчетные формы по налогам и т.п., а от Минфина РФ и региональных органов — разъяснения по возникающим вопросам применения налогового законодательства,
  • пользоваться налоговыми льготами при их наличии,
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, если на то имеются основания,
  • своевременно получать зачет/возврат переплат по налогам (пеням, штрафам),
  • проводить сверку с налоговыми органами, получать акты сверки с ИФНС,
  • представлять в ИФНС пояснения по начисленным/уплаченным налогам, а равно по актам налоговых проверок,
  • лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии актов проверки и решений налоговиков, налоговые требования и уведомления,
  • не выполнять неправомерные требования налоговиков, а также обжаловать акты ИФНС.

Главные обязанности, возложенные на налоговых агентов НК РФ — правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика. Кроме этого, налоговый агент обязан (ст. 24 НК РФ):

  • письменно сообщить в ИФНС о сумме налоговой задолженности налогоплательщика, которую невозможно с него удержать — сделать это необходимо в месячный срок,
  • вести по каждому налогоплательщику учет начисленных и выплаченных ему доходов, удержанных с него налогов,
  • представлять налоговикам документы, позволяющие контролировать правильность исчисления налогов,
  • минимум 4 года хранить документы, требующиеся для начисления, удержания, перечисления налогов.

Приведенный перечень не исчерпывающий, поскольку всех, кто является налоговым агентом, касаются и иные требования, предусмотренные налоговым законодательством: обязанности налоговых агентов по отчетности НДС предусмотрены п. 5 ст. 174 НК РФ, особенности удержания агентами НДФЛ – ст. 226 НК РФ и т.д.

КБК для перечисления сумм налога

В 2020-2021 годах действуют следующие КБК НДФЛ (приказы Минфина России от 29.11.2019 № 207н, от 08.06.2020 №99н):

  1. 182 1 0100 110 — код для перечисления НДФЛ с доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Исключением являются доходы, полученные в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ.
  2. 182 1 0100 110 — код для перечисления НДФЛ, полученного физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, нотариусом либо адвокатом или лицом, осуществляющим иную предпринимательскую деятельность по ст. 227 НК РФ.
  3. 182 1 0100 110 — перечисление налога с доходов физических лиц, полученных по ст. 228 НК РФ.
  4. 182 1 0100 110 — код для перечисления налога с доходов иностранных граждан, осуществляющих деятельность в соответствии с патентом. Платеж НДФЛ представляет собой в данном случае фиксированный авансовый платеж и совершается на основании ст. 227.1 НК РФ.

С нюансами при уплате НДФЛ можно ознакомиться в рубрике «Сроки и порядок уплаты НДФЛ».

Особенности налогообложения доходов высококвалифицированных специалистов

Рассмотрим подробнее порядок налогообложения доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста (далее — ВКС), получившего официальное разрешение на работу в Российской Федерации.

Напомним, что с 15 февраля 2011 г. в п. 1 ст. 13.2 Федерального закона N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вступили в силу изменения, внесенные в понятие «высококвалифицированный специалист». Федеральным законом от 23.12.2010 N 385-ФЗ установлены дифференцированные требования к размеру выплачиваемой работодателем высококвалифицированным специалистам заработной платы.

В соответствии с указанными изменениями высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им годовой заработной платы (вознаграждения) в определенных размерах.

Статус ВКС подтверждается наличием у иностранного гражданина соответствующего разрешения на работу, выданного органами Федеральной миграционной службы (далее — ФМС России). Обязанность по контролю за выплатой работодателями установленных Федеральным законом от 23.12.2010 N 385-ФЗ минимально необходимых сумм годовой заработной платы (вознаграждения) и за соблюдением прочих условий, предусмотренных для осуществления трудовой деятельности ВКС, возложена на органы ФМС России.

Применять налоговую ставку в размере 13% в отношении доходов, выплачиваемых указанным специалистам, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся:

  • российскими коммерческими организациями;
  • российскими научными организациями, образовательными учреждениями профессионального образования за исключением духовных образовательных учреждений, учреждениями здравоохранения, а также иными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ при наличии государственной аккредитации;
  • аккредитованными в установленном порядке на территории РФ филиалами иностранных юридических лиц.
Читайте также:  ​Пособие малоимущим семьям в 2022 году

Таким образом, налоговая ставка в размере 13% подлежит применению в отношении доходов, полученных иностранными гражданами, имеющими статус ВКС, от осуществления деятельности по трудовому договору или по гражданско-правовому договору, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

Что касается выплат, производимых вышеупомянутыми работодателями и заказчиками в пользу иностранных граждан, имеющих статус ВКС, в денежной и натуральной формах и не предусмотренных соответствующими трудовыми и гражданско-правовыми договорами (в виде материальной помощи, подарков и т.п.), то к ним применяется ставка налога 30%.

Соответствующие разъяснения содержатся в Письме ФНС России от 26.04.2011 N КЕ-4-3/6735.

Формы регистров налогового учета

С 1 января 2011 г. п. п. 1 и 2 ст. 230 НК РФ, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, действуют в новой редакции.

Пунктом 1 ст. 230 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) для налоговых агентов была установлена обязанность по каждому налогоплательщику вести учет выплаченных физическим лицам доходов и удержанных с этих доходов сумм налога по форме, установленной Минфином России. Однако форма налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (N 1-НДФЛ) была утверждена Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 и позднее не пересматривалась.

С 1 января 2011 г. налоговые агенты для целей исчисления и уплаты НДФЛ, согласно обновленной редакции п. 1 ст. 230 НК РФ, обязаны вести регистры налогового учета, которые вводятся вместо налоговых карточек формы N 1-НДФЛ.

При этом форму регистра налогового учета, а также порядок отражения в ней аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов организация обязана разработать самостоятельно с учетом того, что налоговая база и сумма НДФЛ рассчитываются отдельно по каждому налогоплательщику. При разработке регистров учета налоговым агентам целесообразно учитывать показатели, содержащиеся в справке о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ, поскольку данные из регистров налогового учета будут использоваться для заполнения таких справок.

Обратите внимание! С 10 января 2011 г. действуют новая форма сведений о доходах физических лиц, Рекомендации по ее заполнению, Формат сведений о доходах физических лиц в электронном виде, а также Справочники, утв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ (зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2010 N 19368).

Таким образом, регистры налогового учета, как и раньше, необходимо вести в отношении каждого налогоплательщика. Кроме того, разработанную форму регистра налогового учета следует утвердить в учетной политике организации.

Регистры налогового учета должны содержать полный набор обязательных реквизитов, предусмотренных п. 1 ст. 230 НК РФ, а именно:

  • сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика;
  • статус налогоплательщика;
  • вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утвержденными ФНС России;
  • суммы полученных налогоплательщиком доходов и даты их выплаты;
  • даты удержания и перечисления налога с доходов налогоплательщика в бюджетную систему РФ;
  • реквизиты платежного документа о перечислении удержанной суммы налога на доходы физических лиц.

Учитывая, что удержанные из доходов конкретных работников суммы НДФЛ перечисляются налоговым агентом в бюджет одним платежным поручением, в котором указывается общая сумма налога, удержанного с доходов всех налогоплательщиков, то для получения сведений, необходимых для заполнения налогового регистра, о сумме налога, уплаченного за каждого конкретного налогоплательщика, к каждому платежному поручению можно прилагать список тех налогоплательщиков, за которых произведена уплата налога, с указанием в нем суммы налога, удержанного с доходов каждого из них.

Такие списки не только помогут при заполнении регистров налогового учета, но одновременно будут подтверждать тот факт, что перечисленный налоговым агентом НДФЛ удержан из доходов работников, а не уплачен за счет собственных средств налогового агента, что запрещено п. 9 ст. 226 НК РФ.

Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)

В соответствии со ст. 161 НК РФ, лицо (организация или индивидуальный предприниматель), состоящее на учете в налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС в том случае, если оно:

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика на территории РФ, с целью их последующей реализации на территории РФ (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ);
  • осуществляет операции (аренду, покупку, передачу) с имуществом, принадлежащим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам, муниципалитетам и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • продает имущество по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • реализует конфискованное имущество, бесхозяйные и скупленные ценности, клады и ценности, принадлежащие государству на праве наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • ведет посредническую деятельность по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и участвует в расчетах с иностранными лицами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.10.2018 — при предоставлении на территории РФ железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров (п. 5.1 ст. 161 НК РФ);
  • владеет судном на 46-й календарный день после перехода права собственности на него, если оно в течение 45 дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2018 — покупатели сырых шкур животных, лома и отходов черных (цветных) металлов, вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2019 — покупатели макулатуры (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Как налоговые агенты по НДС работают также лица, применяющиеся специальные режимы налогообложения (ЕСХН, УСНО, ПСН), или лица, освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 и 145.1 НК РФ (ст. 161 НК РФ). Также можно посмотреть письма Минфина России:

  • от 30.12.2011 № 03-07-14/133;
  • от 05.10.2011 № 03-07-14/96;
  • от 28.06.2010 № 03-07-14/44;
  • от 22.06.2010 № 03-07-08/181;
  • от 26.05.2010 № 03-07-14/38;
  • от 29.04.2010 № 03-07-14/30.

КБК для перечисления сумм налога

В 2020-2021 годах действуют следующие КБК НДФЛ (приказы Минфина России от 29.11.2019 № 207н, от 08.06.2020 №99н):

  1. 182 1 0100 110 — код для перечисления НДФЛ с доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Исключением являются доходы, полученные в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ.
  2. 182 1 0100 110 — код для перечисления НДФЛ, полученного физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, нотариусом либо адвокатом или лицом, осуществляющим иную предпринимательскую деятельность по ст. 227 НК РФ.
  3. 182 1 0100 110 — перечисление налога с доходов физических лиц, полученных по ст. 228 НК РФ.
  4. 182 1 0100 110 — код для перечисления налога с доходов иностранных граждан, осуществляющих деятельность в соответствии с патентом. Платеж НДФЛ представляет собой в данном случае фиксированный авансовый платеж и совершается на основании ст. 227.1 НК РФ.
Читайте также:  Оформляем опеку над ребенком: документы, правила и нюансы

С нюансами при уплате НДФЛ можно ознакомиться в рубрике «Сроки и порядок уплаты НДФЛ».

Особенности удержания и уплаты НДФЛ налоговым агентом

Налоговый агент должен рассчитать сумму НДФЛ к уплате. При этом подразумеваются не только финансовые операции, но и доходы в натуральной форме, в частности, услуги.

В настоящее время актуальны следующие ставки НДФЛ: 13%, 30%, 35%, 15%, 9%. Конкретная ставка определяется в соответствии со ст. 224 НК РФ, исходя из того, является ли получатель налога резидентом РФ, а также на основании вида дохода плательщика. Практика демонстрирует, что наиболее распространенными ставками являются:

  1. Ставка 13%. В соответствии со п. 1 ст. 224 НК РФ, данная ставка актуальна для всех доходов, для которых не фиксируются специфические ставки. Например, 13% НДФЛ характерны для удержания налога с заработной платы трудоустроенного населения.
  2. Ставка 30%. На основании п. 3 ст. 224 НК РФ, подобная величина отчислений характерна для нерезидентов.

В свою очередь, остальные процентные ставки предназначаются для ограниченного круга пользователя со специфическими доходами, а именно:

  1. 35%. Данный объем удержаний характерен для призов, выигрышей, а также побед в играх, если сумма приза более 4 тыс. руб.
  2. 15%. Указанная ставка применяется при расчетах отечественных компаний с дивидендами, выплаченными нерезидентами.
  3. 9% характерны для доходов, которые являются процентами от операций с облигациями с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2017г.

Дальнейшее удержание суммы налога происходит при непосредственном предоставлении плательщику его дохода. Как показывает практика, этой датой является день предоставления заработной платы или перечисления суммы третьим лицам по указанию налогоплательщика.

Однако также существуют ситуации, в которых момент удержания фиксируется позже фактической выдачи дохода. Наиболее распространенным примером является аванс. НДФЛ не удерживают в день выдачи аванса – полная сумма налога удерживается при итоговых расчетах в отчетном (месячном) периоде. Также уместным примером является выплата командировочных сумм, которые превышают установленный законом лимит. Предполагается, что в момент фактического предоставления средств командируемому субъекту, с выплаты не следует удерживать НДФЛ. Удержание должно происходить только после утверждения авансового отчета сотрудника по факту его возвращения.

Организации — налоговые агенты по ндфл. Кто такие налоговые агенты

Налоговыми агентами по НДФЛ признаются

    • Российские организации
    • Индивидуальные предприниматели
    • Постоянные представительства иностранных организаций в РФ
  1. от которых или в результате отношений
    с которыми налогоплательщик получил
    доходы.
  2. Налоговые агенты по НДФЛ обязаны
  3. #M12293
    0 901765862 1265885411 7715060 594947439 3446434936 7715060 77
    594938987 34464349281)
    правильно и своевременно исчислять,
    удерживать из средств, выплачиваемых
    налогоплательщикам, и перечислять в
    бюджет соответствующую сумму налога;#M12293
    2 901738491 24568 4294967262 3448018121 24572 77 4294967294
    1822623037 77
  4. 2) в течение одного
    месяца письменно сообщать в налоговый
    орган по месту своего учета о невозможности
    удержать налог у налогоплательщика и
    о сумме задолженности налогоплательщика;
  5. 3) вести учет
    выплаченных физ. лицам доходов, удержанного
    и перечисленного в бюджет налога, в том
    числе персонально по каждому
    налогоплательщику;
  6. 4) представлять в
    налоговый орган по месту своего учета
    документы, необходимые для осуществления
    налогового контроля.
  7. Исчисление
    налога
  8. Исчисление сумм налога производятся в
    отношении всех доходов налогоплательщика,
    источником которых является налоговый
    агент, без учета доходов, полученных
    налогоплательщиком от других налоговых
    агентов, и удержанных другими налоговыми
    агентами сумм налога.
  9. При этом по доходам, облагаемым по разным
    ставкам, сумма налога исчисляется
    налоговым агентом отдельно по каждой
    виду доходов.
  10. По доходам, облагаемым по
    ставке 13%, расчет ведется #M12293
    3 901765862 1265885411 7714746 2024542340 2054173439 4257889665
    4201696445 3359731583 4нарастающим
    итогом с начала налогового периода по
    итогам каждого месяца, с зачетом
    удержанной в предыдущие месяцы текущего
    налогового периода суммы налога.
  11. Алгоритм
    расчета:
Формула расчета (обозначение) Примечание
Нарастающим итогом с начала года ежемесячно Лицевой счет Валовый доход ФЗ — сумма всех выплат и вознаграждений, начисленных налоговым агентом в его пользу за текущий налоговый период.
Л(ст. 217 НК РФ) Льготы по налогу – доходы, неподлежащие налогообложению, установленные ст.217 НК РФ
СОД = ВД – Л 217 Совокупный облагаемый доход
Налоговые вычеты: Стандартные?, Социальные? Имущественные? Профессиональные
НБндфл = СОД- НВ ∑ НВ ≥ ∑ СОД то НБ=0
НДФЛ = НБ *13% Рассчитывается до целых рублей
За каждый месяц Лицевой счет НДФЛ за месяц НДФЛ, рассчитанный нарастающим итогом — НДФЛ, удержанный в предыдущие месяцы
Сумма к выплате за месяц ВД за месяц – НДФЛ

Форма отчетности для налогового агента по НДФЛ

В связи с этим ФНС России приказом от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ утвердила:

  • форму расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ);
  • порядок заполнения и представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ (далее – Расчет);
  • формат представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), в электронной форме.

Налоговым агента следует иметь в виду, что форма Расчета составляется нарастающим итогом за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год и заполняется на основании данных учета доходов, начисленных и выплаченных физическим лицам налоговым агентом, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц, содержащихся в регистрах налогового учета.

При заполнении формы Расчета не допускается:

  • исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
  • двусторонняя печать Расчета на бумажном носителе;
  • скрепление листов Расчета, приводящее к порче бумажного носителя.

Кроме того, при заполнении формы Расчета следует руководствоваться рекомендациями, изложенными по тексту письма ФНС России от 13.11.2015 № БС-4-11/19829, что раздел 2 «Даты и суммы фактически полученных доходов и удержанного налога на доходы физических лиц» формы 6-НДФЛ содержит строку 100 «Дата фактического получения дохода», которая заполняется с учетом положений ст. 223 НК РФ.

С учетом изменений, внесенных Законом № 113-ФЗ, в п. 2 ст. 230 НК РФ, с 01.01.2016 документ, содержащий сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях.


Похожие записи:

Добавить комментарий