Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если ребенка травят в школе: инструкция для учителей и родителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Они могут лишь требовать от школы и родителей учащегося принять необходимые воспитательные меры. Если родители хулигана игнорируют просьбы других родителей, то в таком случае можно обратиться в органы опеки. При выявлении фактов неисполнения родителями обязанностей по воспитанию ребенка также можно собрать сведения и направить их в Комиссию по делам несовершеннолетних.
Разумеется, дети учатся не только на примере своих родителей, хоть он и наиболее весомый. Общение со сверстниками также формирует стиль поведения ребенка. В начальной школе это менее заметно, так как влияние родителей и классного руководителя еще слишком велико. Но тем не менее в этом возрасте дети учатся обращаться со своей агрессией, и происходит это, как правило, посредством шумных игр. Дети целыми табунами бегают по этажам, борются, залезают друг другу на плечи, кричат. Это необходимый этап в освоении собственной агрессивности: ведь агрессия может быть и полезной. Дать отпор обидчику, отстоять свои права, защитить слабого — все это требует способности быть агрессивным.
Однако если кто-то из детей в ходе игры начинает воспроизводить то, что видел дома, то игра меняется. Тот, кто умеет материться, кажется более взрослым и успешным в словесных баталиях, и остальным приходится либо адаптироваться к новым правилам, либо искать себе других соперников. Как раз те, кто подстраивается под эти условия, и становятся обидчиками тех, кого устраивает мирное сосуществование.
В подростковом возрасте ситуация осложняется тем, что формируется социальная иерархия класса. Авторитет родителей и классного руководителя ослабевает, а авторитет сверстников возрастает. И в этот момент ребенок может перейти на сторону обидчиков только для того, чтобы принадлежать к определенной группе. Ребенок может до конца не осознавать этих механизмов и воспринимать это как игру или шутку, но тем, кого он обидит, легче от этого не станет. А если в классе кого-то травят, то перейти на сторону обидчиков ребенок может также из-за страха оказаться под прицелом.
Как бы там ни было, главное средство предотвращения и коррекции агрессии ребенка — это обозначение четких границ его поведения. В идеале этим следует заниматься еще с дошкольного возраста, но, даже если момент упущен, ребенка надо удерживать в рамках дозволенного.
Не каждый ребенок-булли — злой человек
Почему же ребенок становится агрессивным? Зачастую нам кажется, что дети с девиантным поведением вырастают исключительно в неблагополучных семьях с родителями-алкоголиками. Однако чаще всего ребенка на агрессию толкает потребность во власти и чувство удовлетворения от причинения вреда другим. Но и это еще не все.
«Обычно агрессивный ребенок вырастает в той семейной структуре, где никогда не считаются с его желаниями. Например, не спросив ребенка, родители могут записать его на пианино, хоккей или танцы. Таким образом мама и папа пытаются реализовать свои внутренние желания — ребенок становится удобным инструментом, игрушкой, из которой можно слепить все, что угодно. Кажется, что ребенок занят чем-то полезным, но на самом деле эта занятость очень однобокая: вроде мы развиваем наше чадо, но никто не замечает того, чего ребенок хочет на самом деле. Из-за этого у подростка копится напряжение, с которым он не в силах справиться; до определенного возраста он будет выполнять требования родителей, но когда осознает, что это не то, чего хотел лично он, произойдет переломный момент. Одновременно с этим ребенок поймет, что он не может наказать за это родителей, и тогда всю свою накопившуюся злость, обиду и агрессию направит на свое окружение», — поясняет Елена Анатольевна.
Люди могут быть очень разными, они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные человеки, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы. Даже если они очень‑очень разные и кто‑то кому‑то кажется совсем неправильным. Можно привести детям примеры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, взгляды, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по‑разному. Есть ещё классная ролевая игра про кареглазых и голубоглазых, но её должны проводить профессионалы. А мозги хорошо прочищает.
Конечно, всё это получится, только если сам взрослый так искренне считает. Это должна быть проповедь, а не нотация.
Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле
Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Можно воспользоваться непрямым подходом, также постарайтесь проводить с сыном или дочерью больше времени.
Однако можно применить и более прямой подход, особенно действенный в беседе со старшими детьми: они сразу поймут ваши намерения. В этом случае честный и открытый разговор о ваших тревогах будет более продуктивен, поскольку ребенок увидит, что вы беспокоитесь о нем, но уважаете его чувства. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.
Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы.
Вы должны помогать ребенку обдумывать разные варианты выхода из неприятной ситуации и побуждать его интересоваться мнением других людей. Приходится учитывать множество факторов, поэтому не существует простого рецепта, что вы должны сказать и сделать.
Желая разобраться, что случилось с вашим ребенком, ответьте на следующие вопросы:
- Насколько точно он описывает ситуацию?
- Что именно, по его мнению, случилось?
- Как он обычно ведет себя и как взаимодействует с другими детьми?
- Соответствует ли его рассказ тому, что произошло, и согласуется ли с его обычным поведением (насколько это вам известно)?
Для того чтобы помочь ребенку обдумать, какие действия необходимы, проведите мозговой штурм и запишите как можно больше возможных вариантов, даже смешных. Затем поразмышляйте о следующем:
- Какой подход он предпочитает и считает наиболее комфортным, учитывая его характер?
- Есть ли у него навыки, дающие возможность реализовать обсуждаемые действия?
- Есть ли у него необходимые уверенность и мотивация?
- Кто еще мог бы поддержать его?
Какие бы действия ни выбрал ваш ребенок, обсудите с ним, «что случилось бы, если…». Размышляя о том, что вашего ребенка обидели и расстроили, оставаться объективным и спокойным очень трудно. Но помните: для того чтобы он мог сдерживать свои эмоции, вам важно на собственном примере продемонстрировать адекватное поведение и рациональный подход — такой позитивный настрой поможет ребенку решить проблему.
Вместе вы можете выработать реакцию на конкретную ситуацию, основываясь на общем знании контекста, включая школьные правила и методики, наличие в классе или на игровой площадке других детей, учителя и остальных участников.
Типичные ошибки взрослых
Теперь о том, что заводит в тупик взрослых, которые пытаются справиться с травлей в детской группе. О типичных ошибках, неверных убеждениях и стратегиях, которые часто приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется.
1.Ждать, что само пройдет.
Само не проходит. У детей до подросткового возраста – точно. Позже — есть небольшой шанс. Если в группе найдутся достаточно авторитетные дети (не обязательно лидеры), которые вдруг увидят эту ситуацию иначе и решатся заявить о своем видении — это может сильно уменьшить травлю.
В нашем классе сильно травили мальчика из не очень благополучной семьи, очень жестоко, он считался «вонючим» (был энурез, как я теперь понимаю). Били, обзывали, отнимали портфель, в общем, по полной программе. Жалко его было всегда, но это воспринималось как данность, неизбежность — ведь «он такой».
Учителя тоже в основном пытались давить на жалость, что дела не улучшало. А потом, классе в 6, вдруг накрыло осознание, что так нельзя. Что просто нельзя и все, независимо от того, какой он. Ощущение холода между лопаток от 30 взглядов, когда я иду через весь класс и сажусь рядом с ним (на это место никто и никогда добровольно не садился), я не забуду всю жизнь. И шепот «С вонючкой села! Сама провоняет!».
Это было почти социальное самоубийство с моей стороны. Но внутри было это вот новое чувство, и выбора не было. Как бы я теперь назвала, мораль проклюнулась. Как раз в 12. И ничего, обошлось. Поудивлялись и приняли как факт. Видимо, мораль начала не только у меня уже прорезаться, дети были умные. А мальчик потом приходил ко мне домой, я его по русскому подтягивала, очень интересный оказался, вежливый и читал много. Как-то потише стало вскоре с травлей. Не полюбили его, конечно, но обижали меньше.
Но до 12 с собственной моралью у детей слабовато (еще и мозг не созрел). И задавать им моральные ориентиры обязаны взрослые. Дети в этом возрасте очень готовы их услышать и принять. И наоборот, в подростковой группе взрослый может и не справиться, если там уже сложилась, так сказать, «антимораль». По крайней мере, ему будет гораздо труднее.
2.Оправдывать, объясняя
Объяснений, почему возникает травля — воз и маленькая тележка. Здесь и потребность возраста, и давление закрытой системы (школа, тюрьма, армия), и групповая иерархия (альфы-омеги), и личные особенности детей (например, пережитый опыт насилия, приведший к виктимности или агрессивности). Все это очень важно и интересно, и безусловно стоит изучать и понимать.
Но. Если из всего этого делается вывод: «так что же вы хотите, вот ведь сколько причин, потому и травят», это и есть оправдывать, объясняя. Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети — не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. С этой точки зрения неважно, кто какая буква. Будь ты хоть трижды альфа, будь он хоть сто раз странный и «не такой», травить не смей!
Если в голове взрослого такого твердого убеждения нет, и он в упоении от собственной проницательности «анализирует причины», вместо того, чтобы дать определенную оценку и выдвинуть требования, остановить травлю он не сможет.
Причины часто столь глобальные, что устранить их невозможно, Скажем, агрессию в обществе или насильственность и закрытость школьной системы. Или вот дети, обделенные любовью родителей и потому самоутверждающиеся за счет других, всегда были, есть и будут. Это не значит, что надо терпеть травлю.
Надо ставить цели скромнее: нет задачи изменить причины, есть задача изменить поведение конкретной группы детей.
Ничего не напоминает?
Эти дети, конечно, «Чучела» не видели. Но мы, будучи школьниками, когда фильм вышел на экраны, рыдали и говорили друг другу: «Неужели дети могут быть такими жестокими?!» Мы жили в другой реальности, в которой такая травля одноклассницы была нонсенсом.
А нынешние дети живут в реальности такой. Для них история Насти Костиной — обычная. Но фильмов на эту тему не ставят. Наоборот, в голливудской продукции жестокости среди детей в американских школах так много, что такие отношения уже воспринимаются их российскими сверстниками как норма. Да и называется это у них не русским словом «травля», несущим в себе негатив, а английским cyberbullying, которое звучит для нашего слуха загадочно и даже мелодично. Травить, может, и нехорошо, но кибербуллинговать — круто!
Как понять, что вашего ребёнка травят
Часто дети умалчивают о травле, потому что считают себя виноватыми. Они боятся получить гневную реакцию ещё и от вас, боятся услышать ужасное: «Сам виноват». Поэтому даже в доверительном разговоре школьник может улыбаться, кивать и утверждать, что всё в порядке.
Присмотритесь к своему ребёнку. Часто ли у него появляются синяки и ссадины? Часто ли пропадают вещи и карманные деньги? Стал ли ваш обычно общительный ребёнок нетипично молчаливым, замкнулся ли, изменил ли паттерны поведения? Всё это — тревожные звоночки.
Травля всегда вызывает у травимого стресс, а стресс — это потеря аппетита, прыщи, усталость и слабость, замкнутость, мрачность. Помните, что буллинг не закаляет характер. Это не то, через что «должен пройти каждый человек». И пресечь его может только взрослый.
Хочу решить эту задачу!
Уходить из этого класса, где «все привыкли» травить некрасивую флегматичную девочку, которую когда-то назначила «козлом отпущения» явившаяся в класс «королева» Инна. Конечно, уходить. Девочка явно неглупа и наблюдательна, на новом месте все может получиться много лучше. И время как раз подходящее для какой-нибудь специализации.
— Есть в школе предметы, которые тебе нравятся, хорошо даются?
— Да. Математика, физика. Я люблю задачи решать. Мне учитель часто пятерки с плюсом ставит.
— Отлично! — обрадовалась я. — Значит, в восьмой класс тебе надо попробовать поступить в 366-й физико-математический лицей. Там всем нравится математика, там мало девочек, и там очень ценится умение решать задачи. Ты знаешь, где он находится?
— Знаю. Но я не хочу. Не пойду туда, в смысле, — спокойно сказала Ванесса.
— Почему не пойдешь? — обескураженно спросила я. Я так все хорошо придумала…
— Я не хочу бежать. Я хочу решить эту задачу. Как вы думаете: это можно? — зеленые глаза испытующе смотрят из-под челки.
— Не знаю, — честно сказала я. — По моему опыту, если и возможно, то очень трудно и долго. Но если ты настаиваешь…
— Да. Я настаиваю. А долго — что ж… У меня еще четыре года есть…
— Четыре года? А, в смысле до окончания школы? — мне крайне редко доводилось встречать семиклассников, мыслящих такими временными промежутками. — Ну что ж, месть — это действительно блюдо, которое нужно подавать холодным…
Как остановить травлю в школе и получить поддержку учителей?
Боже мой, какая странная девочка была эта Ванесса! Где-то заторможенная до крайности, а где-то я просто не успевала за стремительными скачками ее мыслей.
На вторую встречу она принесла мне несколько фотографий, на которых была запечатлена Инна.
— Есть у меня шанс?
— Если бы все зависело от внешности, которой нас изначально наделяет природа, то никаких шансов, — признала я. — Но, к счастью, от нее зависит не все.
Красивая Инна была ярко выраженным гуманитарием и организатором, писала прекрасные сочинения, эссе, выступала на всех школьных концертах… и придумывала очаровательные дразнилки, которые потом долго плескались у всех на устах.
— Начнем с учителей, — решила я. — Многие из них на самом деле любят тихих заучек и сами когда-то были отнюдь не феями. Но тебе придется сделать шаг вперед.
Я научила Ванессу говорить комплименты. Наблюдательности ее учить было не надо — она сама легко вычислила (и записала в тетрадку!) все уязвимые места учительниц и редких учителей своей дворовой школы и начала лить туда тщательно продуманный (и отредактированный во время наших сессий) елей.
Обратная связь не замедлила воспоследовать. «Какая душевно тонкая девочка! И как неожиданно!» — сказала одна учительница другой. «Хоть что-то у меня тонкое!» — усмехнулась подслушивавшая за дверью Ванесса.
Как понять, что ребенка обижают в школе?
Если ребенок открыто говорит о школьных обидах и травле, вы можете оперативно отреагировать и принять меры. Но к сожалению, дети часто молчат о проблеме, и у этого может быть несколько причин:
- Стыд за то, что ребенок не справляется с ситуацией сам. В процессе воспитания мы часто требуем от мальчиков уметь постоять за себя, а от девочек — уметь улаживать любые конфликты. Иногда родители неверно реагируют на “первые звоночки”, например, шутят, стыдят или критикуют ребенка. В итоге он замыкается и замалчивает ситуацию.
- Если вы склонны защищать ребенка везде и всегда, ребенок может опасаться, что ваше поведение сделает ситуацию еще более проблемной. Например, если вы пойдете выяснять отношения в школу, его будут звать ябедой и будут дразнить еще больше.
- Ребенок также может молчать, если он считает, что вы ожидаете от него безупречного и самостоятельного поведения. Страх разочаровать родителей также мешает ребенку открыться.
В итоге ребенок может страдать молча, и вам нужно быть внимательней и обращать внимание на косвенные признаки травли.
Неадекватный ребенок в классе: что делать
Все эти способы работают тогда, когда ситуация со школьной травлей возникает между обычными детьми, которым взрослые не помогли научиться дружить, признавать значимость отличий людей друг от друга и силу сообщества. Но иногда в классе может появиться неадекватный ребенок, который не является популярным, от которого стонут учителя, а ваша проблема в том, что он именно вашего ребенка выбрал объектом своей агрессии и неадекватного поведения.
Если учителя признаются, что обидчик вашего ребенка достал всех, но они ничего не могут поделать ни с ним, ни с его родителями, то это тот самый случай. Не будем строить домыслы о том, почему неадекватный ребенок так ведет себя в классе, когда ваша задача обезопасить своего ребенка от опасного ровесника.
Чем опасна школьная травля?
Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.
Травля уничтожает самооценку человека. У объекта формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.
Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии.
И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.
На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других. Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.
Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.
Как понять, что ребёнка атакуют?
Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.
- Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
- Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
- Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
- Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
- Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
- Ночные кошмары, бессонница.
- Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
- Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
- Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.
Что делать если ребенок является агрессором
Если рекомендаций по поводу того, как помочь жертве буллинга, существует довольно много, то о том, что делать родителям с зачинщиками и активными участниками школьной травли, говорится редко. Но это не менее важный вопрос.
Чаще всего агрессорами становятся дети, которые самим подвергаются насилию в семье (физическому, эмоциональному) или переживают какую-либо психотравму (утрата близких, развод родителей, личные кризисы). Другие испытывают давление или принуждение со стороны более старших и влиятельных сверстников. Такие дети, бесспорно, и сами нуждаются в помощи. Прежде чем наказывать или ругать их, важно объективно посмотреть на атмосферу, царящую в доме и в окружении.
Бывают и другие причины. Например, агрессором может стать подросток, обладающий завышенной самооценкой в совокупности с отсутствием способности к сопереживанию чужой боли. Такому ребенку необходимо установить жесткие границы допустимого поведения, подкрепляемые понятными последствиями его действий.
Приходил с улицы весь мокрый, от него несло «химией»
Конечно, часто родителям сложно добиться от ребенка правды. Многие дети (особенно мальчики) не хотят жаловаться на нападки в школе, поскольку боятся заработать репутацию «маменькиных сынков». Так было и с сыном Евгении: когда она предложила помочь ему разобраться с обидчиками, мальчик воспринял это в штыки.
«Он сказал: «Не лезь, не вмешивайся, я сам разберусь». Я думаю, он просто боялся огласки, потому что считал, что тогда его будут считать совсем слабаком. Но я не стала идти у него на поводу и взяла ситуацию в свои руки, потому что те посты и фотографии, которые стали выставляться ежедневно, носили уже очень жесткий характер. По фотографиям и описаниям этих фотографий я стала понимать, что на ребенка уже идет физическое воздействие: его обливают водой и опрыскивают какими-то химическими средствами. И были моменты, когда он приходил с улицы, от него несло какой-то «химией» и он был весь мокрый. Он, конечно же, отшучивался. Но ребенок ходит в очках, у него серьезный диагноз – очень высокая дальнозоркость. И сами представьте мое состояние: на ребенка брызгают какой-то «химией», и не дай бог, какая-то травма будет нанесена глазам…», – с содроганием вспоминает Евгения.
Кроме того, женщина боялась, что психика ребенка не выдержит, и он, решив отомстить обидчикам, совершит какие-то плохие поступки. От таких мыслей у любой матери, естественно, мороз по коже.
«Вы знаете, ребенок может так постоять за себя, что родителю придется уже разбираться с судебными исками, – соглашается Ксения Ферзь. – Поэтому я рекомендую все-таки в превентивной манере это решать. Ведь, вы знаете, это нередкая история, когда дети, понимая, что они не хотят иметь славу «маменькиных сыночков», пытаются решить проблему своими силами, и делают это почти криминальными методами. Лучше до этого не доводить. Одно дело, когда ребенок в принципе не рассказывает о конфликте – это его выбор, вы не можете из него изъять эту информацию. А если ребенок все-таки жалуется дома, мы не можем его отправить с этой проблемой назад, чтобы он искал решение сам».
Защита ребенка от всех внешних нападок – это прямая функция родителя, подтверждает психолог, психотерапевт Елена Лосева.
«Если доверие между родителем и ребенком сохраняется, то безусловный рефлекс родителя – защитить ребенка. Но после этой первичной реакции, которая опирается на безусловную любовь и привязанность к ребенку, ситуацию нужно разобрать. Причем разобрать со стороны всех участников конфликта. Как правило, кого-то безусловно неправого и безусловно правого в конфликте нет: все стороны так или иначе задействованы, принимали участие и виновны в конфликте. Здесь важно помнить, что каждая ситуация индивидуальна. У нас есть неадекватные учителя, неадекватные дети, неадекватные родители, и в каждой конкретной ситуации набор участников и их характеристики будут уникальны, поэтому какого-то единого рецепта здесь нет. Важно сохранять трезвый ум, выслушать все стороны и только потом обдуманно принимать какое-либо решение и выстраивать свою линию поведения. Не рубить сгоряча – это правило для любого конфликта», – считает Лосева.
Видя, что у ребенка не складываются отношения с коллективом, многие родители находят единственный выход в смене учебного заведения. Но всегда ли перевод в другую школу решает проблему? Не стоит поддаваться этой иллюзии, считает Елена Лосева.
«Травля может не иметь под собой каких-либо объективных оснований, и перевод в другую школу и смена детского коллектива во многих случаях действительно может решить проблему. Но здесь очень важно разобрать поведение самого ребенка. Мне недавно рассказали такой случай из практики, когда девочку защищали и мама, и учитель, и директор, а она сама задирала одноклассников в духе: «Ты мне ничего не сделаешь, ты получишь от моей мамы и от директора!». Здесь проблема в поведении ребенка, и речь идет уже не столько о воспитании, сколько о коррекции поведения и формировании социально одобряемых стилей поведения. То есть каких-то в случаях жертва действительно бывает сама виновата – зачинщиком конфликтом иногда становится сам ребенок. Поэтому здесь, опять же, требуется разбор каждой конкретной ситуации», – отмечает психотерапевт.