Путевой лист. Изменения с 1 марта 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевой лист. Изменения с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изменения в правила оформления электронного путевого листа внесены Федеральным законом от 6 марта 2022 года № 39-ФЗ. Он вступит в силу с 1 марта 2023 года. Тогда же обновятся правила заполнения электронного путевого листа, указанные в ст. 6 Устава автомобильного транспорта. Это такие же обязательные реквизиты и порядок заполнения, что и сейчас, для бумажных путевых листов.

Независимо от формы (бумажный или электронный) с 1 марта 2023 года путевой лист должен содержать следующие сведения:

  • срок действия путевого листа;
  • лицо, оформившем путевой лист;
  • транспортное средство;
  • водитель (водители) транспортного средства;
  • вид перевозки;
  • вид сообщения.

Указывать номер путевого листа уже не обязательно. Оставить номер и другие реквизиты компания может по своему усмотрению. В этом случае форму путевого листа нужно утвердить локальным актом, например, в составе учетной политики.

Юрлица-собственники ТС в путевом листе должны будут указать:

  • полное наименование,
  • адрес в пределах местонахождения,
  • номер телефона,
  • ОГРН.

Индивидуальные предприниматели (ИП) в путевом листе указывают:

  • фамилию, имя, отчество (при наличии),
  • адрес регистрации по месту жительства,
  • номер телефона,
  • ОГРН.

Приказом вводится классификация видов перевозки:

  • коммерческие перевозки;
  • перевозки для собственных нужд;
  • передвижение и работа специальных транспортных средств.

Путевые листы 2022: изменения

Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Что изменилось?

  1. Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2022 года:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
    • организованная перевозка группы детей,
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
    • перевозка грузов,
    • перевозка для собственных нужд.

    Когда нужен путевой лист

    Путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 259-ФЗ). В нём указывают маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и другие сведения. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:

    • зарплату водителя;
    • надбавки водителям за разъездной характер работы;
    • затраты на ГСМ;
    • затраты на запчасти;
    • затраты на парковку;
    • компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.

    Как будет выглядеть электронный путевой лист

    К весне будут утверждены:

    • порядок оформления электронных путевых листов;
    • порядок предъявления электронного путевого листа сотруднику ГИБДД. Можно предположить, что водители будут действовать по аналогии с предъявлением электронных полисов ОСАГО. Напомним, сейчас полис предъявляют в распечатанном виде или на экране гаджетов.

    Срок действия путевого листа с 2023 года

    Правила, касающиеся периода действия п/л, отражены в новом Приказе №390. В I главе п. 2 регламентирован порядок заполнения срока действия путевки:

    • заполняют число, м-ц, год, когда документ выдается на 1 день;
    • если рейс длится более, необходимо указывать период (даты) с какого по какое число длится командировка.

    Раньше путевой лист могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 путевки. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 путевой лист несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:

    • путевка оформляется на каждое ТС юрлица или ИП;
    • документ выдается перед началом рейса, который может длиться более суток, или на 1 смену. Срок действия: восьми часовой день + не более 4 (в исключительных случаях — 5) часов на отдых;
    • допускается на 1ТС выписывать 2 п/л, если водители работают посменно.

    Из вышесказанного следует, что водитель может находиться за рулем не более 12 часов. Время выезда с места постоянной парковки фиксируется. Поэтому за превышение трудовой нормы могут наложить штраф, как за просроченный, а значит недействующий или отсутствующий путевой лист. Если график превышен незначительно (отвозили последнего пассажира, занимались устранением поломки), наказания не будет. Но за продолжительную работу более установленной нормы могут последовать административные санкции в виде штрафа.

    Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.

    Путевой лист на несколько водителей

    С 01.01.2021 обязательные реквизиты для путевых листов регламентированы приказом Минтранса от 11.09.2020 №368. В п. 10 данного приказа сказано: «Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя».

    Раз допускается отдельное оформление, значит, допускается и указание нескольких водителей в одном листе Главное в таком случае, чтобы была обеспечена идентификация отметок о предрейсовом (послерейсовом) медосмотре каждого из водителей. Для этого в применяемую форму путевого листа также требуется внести соответствующие дополнения.

    Журнал учета путевых листов в 2022 году

    В 2022 году предприниматели и организации могут сами устанавливать форму журнала для учета путевых листов. Форма закрепляется в учетной политике организации. Форма устанавливается сроком не более одного года. Журнал обычно включает в себя две части:

    1 ЧАСТЬ. Лист с названием организации, кодом ОКПО. Здесь указывают срок ведения журнала.

    2 ЧАСТЬ. Таблица с данными: номер путевого листа, дата выдачи ПЛ, водитель, табельный номер водителя, номер транспорта в гараже, подписи ответственных лиц.

    Путевой журнал необходимо хранить в течение 5 лет. Для журнала в бумажном виде страницы нумеруются и прошнуровываются. Для электронного — подписываются ЭЦП.

    Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера

    В путевой лист добавился обязательный реквизит «Сведения перевозки». В нём надо указывать вид сообщения и вид перевозки из ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

    Видов перевозок всего три: регулярные, по заказам и на легковых такси. Видов сообщения пять, к ним относятся:

    1. Перевозки пассажиров, багажа и грузов в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении.
    2. Перевозки в городском сообщении в границах населённых пунктов.
    3. Перевозки в пригородном сообщении между населёнными пунктами на расстоянии до 50 км между границами этих населённых пунктов.
    4. Перевозки в пригородном сообщении между населёнными пунктами на расстоянии более 50 км между границами этих населённых пунктов.
    5. Перевозки в международном сообщении за пределы РФ или на территорию РФ с пересечением Государственной границы, в том числе транзитом через Россию.

    Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.

    Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.

    В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».

    Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:

    • по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
    • по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».

    Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.

    Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

    Приказом от 11.09.2020 № 368 (далее – приказ № 368) Минтранс России утвердил новые правила заполнения путевых листов. Они вступят в силу с 1 января 2021 года и будут применяться до 1 января 2027 года. Действующие сейчас правила, утв. приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее – приказ № 152), утратят силу с 1 января 2021 года. Разберемся, какие требования будут предъявляться к путевым листам с нового года.

    1. Если предприниматель или сотрудники ездят по рабочим делам на автомобиле компании или арендованном, обязательно нужно оформлять путевые листы.
    2. Путевой лист можно разработать самостоятельно, но учесть обязательные реквизиты, или использовать типовые бланки.
    3. С 1 января 2021 года в путевой лист добавилось новое поле «сведение о перевозке». В нём указывают вид сообщений и перевозок.
    4. Путевые листы хранятся 5 лет и учитываются в специальном журнале. Его можно вести вручную или в электронном виде, заверяя усиленной квалифицированной электронной подписью.
    5. За отсутствие или неправильное оформление и хранение путевых листов могут оштрафовать.

    Где взять актуальный бланк путевого листа 2022

    Существуют сервисы, на которых в режиме онлайн формируют лист, в соответствии с нормативными требованиями, беря в качестве примера унифицированный вариант. Исправляют ошибки, добавляют недостающие графы. Как правило, за это взимают плату – 500 рублей.

    Разработать новую форму путевого листа легкового автомобиля можно самим, скачав бесплатно стандартный бланк путевого листа в формате Excel. Работая с таблицами, исправляют ошибки в реквизитах, добавляют несуществующие параметры. Так как актуальный образец отсутствует, опираются на Приказ №368, включая необходимые сведения.

    При формировании бланка путевого листа автомобиля любым из способов учитывают вид транспортного средства и особенность деятельности организации. Разработанный самостоятельно документ утверждают внутренним распоряжением, отражая в учетной политике компании. Например, для каждого вида берут соответствующую определенному транспорту межотраслевую форму:

    • легковые авто – №3 и №3 (спец);
    • грузовые – №4-С и №4-П;
    • автобусы: №6 – общественный; №6 (спец) – необщего пользования;
    • такси – №4
    • журнал учета п/л – №8
    • товано-транспортная накладная – №1-Т

    Штрафы за отсутствие путевого листа

    Проверить наличие и соблюдение требований к оформлению путевых листов могут сотрудники трудовой инспекции, ИФНС, ГИБДД и Транснадзора.

    Размер штрафов:

    • за отсутствие путевого листа: на водителя — 500 ₽, на его руководство — 20 000 ₽, организации или ИП — 100 000 ₽;
    • за утрату документа, отражённого в отчетности: 10 000 ₽ от ФНС;
    • за отсутствие отметки о медосмотре или техосмотре: на водителя — 3000 ₽, на ИП — 5000 ₽, на ООО — 30 000 ₽ за каждое нарушение;
    • за ошибки в оформлении, не позволяющие принять документ к учёту: 20% от недоплаченной суммы налога. Этот штраф выписывает ФНС налогоплательщику, если он отразил в отчётности документ, который не соответствует требованиям законодательства. Подтвердить расход топлива такой лист не может, он изымается из отчётности, производится перерасчёт налога, взыскивается недоимка и выписывается штраф.

    Отсутствие путевого листа у ТАКСИ

    Сложнее всего приходится водителям Такси. Они практически всегда обязаны иметь заполненный бланк п/л. В случае управления собственным таксомотором доказать, что цель поездки – личные нужды, труднее. Особенно в столице, где контроль может проводиться сотрудниками ГИБДД совместно с МАДИ. Водитель такси без путевого листа может лишиться автомобиля, который отправят на штрафстоянку. Чтобы этого не случилось, соблюдайте ряд условий:

    1. Уберите опознавательные знаки ТАКСИ, которые возможно: снимите оранжевый фонарь с крыши, отключите зеленый сигнал – “свободен”.
    2. Двигайтесь только в общем потоке, а не по выделенной полосе.
    3. Не производите посадку/высадку пассажиров. Если видеокамеры это зафиксируют, потом ничего не докажете.
    4. Не берите заказов у агрегаторов или диспетчеров таксопарка.
    5. Когда сотрудники ДПС оформляют протокол, проверьте, по каким статьям предъявлено административное правонарушение. Если с решением не согласны, отразите это в документе рядом с собственной подписью.

    Соблюдая эти условия, даже при аресте автомобиля, докажете в суде незаконность предъявленного обвинения, аннулировав штраф за путевой лист. Это касается только тех водителей, которые являются автовладельцами. Во всех остальных случаях таксисты обязаны иметь заполненную путевку. Для них личных поездок, без оформления п/л, не существует.

    На выплату административного штрафа дают 60 дней с момента вынесения постановления. Чтобы сэкономить, воспользуйтесь ст. 32.2 ч. 1.3. КоАП РФ. Согласно с регламентом, если произведете оплату в первые 20 дней, сумма уменьшается вдвое.

    В случае, когда извещение получено позже двадцатидневного срока, для восстановления справедливости можно обратиться в суд. При больших суммах штрафа, терять эту привилегию не стоит. Когда в судебном порядке разрешена отсрочка или выплата по частям, придется заплатить полную сумму. В этих обстоятельствах скидка не действует.

    Совет: Сохраняйте реквизиты, подтверждающие оплату, пока не убедитесь, что данные внесены в базу. В противном случае пришлют повторное извещение. Тогда придется собирать доказательства о проведенном платеже постфактум.

    Кто заполняет путевой лист?

    1. На каждое из средств передвижения, допущенных к эксплуатации, заполняется индивидуальный путевой лист, действующий одну смену. Если выход в рейс связан с командировкой продолжительностью более одной рабочей смены, то выдается на более длительный срок. Производится это диспетчером или иным лицом, назначенным приказом по организации, как ответственным за составление и учет путевых документов. В случае эксплуатации автомобиля несколькими водителями рекомендуется на каждого из них оформить отдельный документ.
    2. Перед выездом автомобиля с парковки и при возвращении на неё в конце рабочего времени ответственное лицо указывает в путевом листе точные сведения о дате, времени и показания прибора учета пробега (одометра).
    3. Обязательными являются и отметки медработника, допустившего водителя в рейс по результатам предварительного и послерейсового осмотра.
    4. Контролер отмечает в документе пункт о техническом состоянии транспортного средства перед началом эксплуатации.

    Все подготовленные листы фиксируются в журнале учета и впоследствии хранятся в течение пяти лет.

    Как заполнить бланк путевой лист легковой автомашины на один месяц

    Такой бланк обязан разрабатываться в учреждении на базе унифицированного шаблона и утверждается руководством учреждения (п. 4 ПБУ 1/2008). Обязательно необходимо предусмотреть следующие сведения:

    1. Название и номер. Здесь указывается, на какой транспорт выписывается «путевка». Например, «Путевой лист легковой автомашины». В верхнем правом углу документа ставиться штамп учреждения, если конечно он имеется.
    2. Данные о времени действия выписанного бланка. В данной графе записывают дату, на протяжении которой документ является действительным. В данном случае, в документе отображается первая и последняя дата месяца, на протяжении которого будет использоваться выписанная «путевка».
    3. Информация о владельце транспорта.
    • Если владелец – учреждение, то записывается название, форма управления, место регистрации и телефонный номер диспетчера автопарка.
    • Если владелец – ИП, то записывается его ФИО, адрес стоянки авто и контактный телефон.
    1. Информация об автотранспорте. Здесь заполняется:
    • Тип автомашины (легковой, грузовой, трамвай, троллейбус, автобус). В данном случае – легковая автомашина.
    • Модель транспорта. Заполняется марка легкового авто.
    • Если легковая автомашина использует прицеп, полуприцеп – отображается также марка прицепного устройства.
    • Государственный номер легковой автомашины и прицепного устройства.
    • Значение спидометра при выезде легкового автотранспорта из гаража и при возврате назад.
    • Дата (с отображением числа, месяца, года) и время (с отображением часов и минут) выезда легкового транспорта от гаража и его возвращения в гараж.
    1. Данные о шофере. Записывается ФИО шофера, дата и время осуществления его пред-рейсовой и после-рейсовой проверки.
    2. В путевой бланк можно дописывать дополнительно собственные сведения фирмы, которые по распоряжению руководителя учреждения необходимо отображать. При этом, надо иметь ввиду, что, если диспетчер, при выписывании путевки, пропустил хотя бы один обязательный пункт, путевой лист является недействительным.

    Выписывание и регистрация, как правило осуществляется диспетчером автопарка, который назначается приказом руководителя учреждения. В небольших учреждениях, руководитель фирмы может назначить ответственным за данный сегмент работы – секретаря. Листы выписываются шоферу под его роспись. При этом, шофер, перед получением нового маршрутного бланка, должен отчитаться перед диспетчером, сдав предыдущий бланк, заполненный соответствующим образом.

    При выезде автомашины из гаража и возврате на место постоянной прописки автомашина и выписанный документ проверяется механиком автопарка или другим работником, отвечающим за эксплуатацию транспорта. При этом проверяются показания спидометра, остаток топлива в баке и прочие параметры автомобиля. После проверки ответственное лицо подписывает путевой лист, с указанием своей ФИО и ставит штамп, или печать.


    Похожие записи:

Добавить комментарий