Памятка «Как безопасно переходить дорогу»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка «Как безопасно переходить дорогу»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ноябре 2020 года тексты ПДД и КоАП просто привели в соответствие. Ранее Правила предписывали пропустить пешеходов, а в соответствии с Кодексом инспектор мог оштрафовать за то, что водитель не уступил дорогу, т.е. не предоставил возможность пересечь дорожную часть, хотя гражданин обладает таким преимуществом. Во-вторых, в ПДД не было описано, что значит «пропустить пешехода».

Использование пешеходных переходов

Рассмотрим обновленную редакцию пункта 4.3 ПДД:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Основной смысл данного пункта не изменился. Пешеходы, как и раньше, должны в первую очередь переходить дорогу по обычным пешеходным переходам, по подземным и надземным пешеходным переходам.

Тем не менее, изменение в этом пункте довольно важное. Оно заключается в том, что с 1 марта 2023 года подземные и надземные пешеходные переходы перестанут считаться частным случаем обычных пешеходных переходов. То есть будут существовать 3 разных объекта:

  • пешеходный переход;
  • надземный пешеходный переход;
  • подземный пешеходный переход.

А это означает, что пункты правил, в которых говорится про пешеходный переход, будут относиться только к обычным пешеходным переходам и не будут относиться к подземным и надземным переходам. На самом деле, указанные пункты итак были составлены с учетом того, что они действуют только на обычных переходах.

Обязанности и права пешеходов

Несмотря на свои преимущества, пешеход обладает рядом прав и обязанностей при пересечении проезжей части по зебре. В первую очередь, человек должен убедиться в том, что водители транспортных средств действительно уступают ему дорогу. Если это не так, он должен пропустить машину, а затем начать движение. Не смотря на то, что человек в любом случае будет прав, это сохранит ему жизнь.

Пеший участник движения имеет право пересекать проезжую часть только в отведенных для этого местах. Как правило, они обозначаются специальным знаком и дорожной разметкой в виде «зебры». Идти следует спокойно, но быстро.

Не смотря на свое преимущество даже на регулируемой пешей дорожке, пешеход должен посмотреть по сторонам. Это спасет ему жизнь, когда на дороге окажется недобросовестный водитель.

Пешеходный переход – водительская проблема?

Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).

Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция.

Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:

  • соответствующие разделы и статьи ПДД;
  • дорожные знаки;
  • дорожная разметка.

Не пропустил пешехода: штраф и нюансы

С 10 ноября в 12 Главу КоАП официально внесены определенные изменения. Ключевые изменения касаются роста штрафных санкций за отказ пропустить пешеходов.

В первую очередь следует остановиться на статье 12.18, которая регулирует наказание за не предоставление необходимого преимущества. Причем относится это не только к пешеходам, но и, например, к велосипедистам.

В данной статье отмечается, что в случае, если пешеход имеет преимущество, а его не пропустили, водителя транспортного средства ждет штраф в диапазоне от 1500 до 2500 рублей. Эти суммы будут актуальны и в 2018 году.

Какую именно сумму следует вынести в качестве наказания, решает инспектор. Он должен брать во внимание существующие факторы смягчающего типа. Например, если водитель первый раз в жизни наказывается за данное правонарушение, штраф составит сумму в 1500 рублей — будет минимально допустимым.

Читайте также:  Предстоящие выплаты по российским акциям в 2023 году

Правила безопасности и полезные советы

Основных правил безопасности всего два: быть осторожнее и заметнее. Опираясь на них, можно избежать неприятных ситуаций при пересечении дорожного полотна:

  • Если перед пешеходом остановилась одна машина, не значит, что так поступят остальные водители. Необходимо несколько раз посмотреть направо/налево и только убедившись в безопасности перехода начинать движение через проезжую часть;
  • При переходе дороги на зеленый сигнал светофора всё равно нужно смотреть по сторонам. Случается, что некоторые водители продолжают движение на красный свет;
  • Недопустимо перебегать дорогу. Водитель может не успеть среагировать на бегущего человека;
  • В темное время суток, особенно при ограниченной видимости в туман, дождь, метель, человек в темной одежде сливается с полотном и на дороге его не видно. Рекомендовано обозначать себя световозвращателями. Если их нет – включенным карманным фонариком или экраном мобильного телефона. За пределами населенных пунктов наличие у пешеходов световозвращателей обязательно;
  • Нельзя внезапно выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий для обзорности водителя;
  • Рекомендовано снимать глубокие капюшоны и выключать звук гарнитуры. Капюшон мешает пешеходу увидеть ситуацию при выходе на дорогу. Громкая музыка в наушниках не позволяет услышать шум приближающегося транспорта;
  • Пересечение железнодорожных путей в неустановленном месте или на запрещающий сигнал семафора грозит тяжелыми последствиями. Если в экстренной ситуации автомобиль все таки сможет затормозить, то поезд нет.

Если переход пересекает трамвайные пути

До недавнего времени данная ситуация была весьма спорной. В связи с этим в Правилах дорожного движения обновился термин «пешеходный переход». Как было упомянуто выше, это понятие подразумевает участок дороги (в том числе и трамвайных путей), который оснащен знаками, разметкой, звуковой сигнализацией и предназначен для безопасного пересечения проезжей части прохожими. Ранее участок с рельсами, пересекающийся с зеброй, не давал преимущества пешеходам.

Согласно нововведению, водители трамваев обязаны пропускать прохожих. Однако последние должны осознавать, что данное транспортное средство имеет огромную массу и его нелегко остановить в экстренном случае. Согласно ПДД, и пешеходы, и водители являются участниками дорожного движения, при этом каждый из них должен удостовериться в безопасности планируемых действий.

Согласно статистическим данным, большинство дорожно-транспортных происшествий связаны с несоблюдением правил проезда автомобилей по пешеходному переходу. В связи с этим в ПДД были внесены некоторые изменения.

Основным нововведением является замена термина «пропустить пешехода». С 2018 года действует понятие «уступить дорогу». Вопреки распространенному мнению, смысл данных терминов различен. Ранее необходимо было предоставлять прохожим право преимущественного движения только тогда, когда они хотя бы одной ногой наступили на зебру. В настоящее же время водители обязаны уступать дорогу всем людям, находящимся в непосредственной близости от пешеходного перехода, но еще не ступившим на него. В этом правиле есть исключение. Если пешеход только планирует наступить на участок дороги с разметкой, но при этом он разговаривает по мобильному телефону, водители не обязаны уступать ему дорогу.

Обозначения пешеходного перехода строго регламентированы. Знак 5.19.1 выглядит как синий квадрат с заключенным в нем равносторонним треугольником белого цвета. В последнем схематически изображен человек, который шагает по зебре.

Знак «Пешеходный переход» отвечает требованиям видимости. На дальнем расстоянии его легко разглядеть как водителям, так и прохожим.

Независимо от наличия светофора и знака «Пешеходный переход», на дорогу наносится разметка, называемая зеброй. Она представлена несколькими равномерно широкими полосами белого или желтого цвета. Они расположены параллельно проезжей части. Несколько лет назад в России стали наносить зебру бело-желтого цвета, то есть без пустых промежутков между полосами. Подобная разметка наиболее заметна и значительно сокращает риск возникновения ДТП.

Остановка на зебре в пробке

Пробки в больших, да и малых городах, совсем не редкость. Нередко можно увидеть, что из-за затора автомобили стоят прямо на пешеходном переходе. По правилам это считается нарушением. Если водитель видит, что придётся остановиться на зебре, он должен заранее предупредить такую ситуацию. Проще говоря, остановиться или за ним, или перед ним.

Если инспектор увидит такое нарушение, то водителю будет обязательно выписан штраф. При этом то, что на дороге затор уже не поможет. Это не считается уважительной причиной, ведь водитель мог остановиться до перехода, оставив место для перехода пешеходам. Такое требование обосновано следующими факторами:

  • на основании разметки на дороге, автомобиль становится помехой для пешехода;
  • если автомобиль стоит на зебре, то снижает видимость для других водителей.
Читайте также:  Льготы для ветеранов труда - надбавка, условия, получение

Не стоит забывать, что по правила проезда пешеходного перехода водителям запрещены такие действия:

  • производить разворот;
  • парковать авто;
  • производить движение назад.

Существуют определенные штрафы пешеходам за нарушение ПДД.

Вот самые распространенные ситуации и размер штрафа за них:

  1. Простое нарушение пешеходом ПДД, например, переход дороги в неположенном месте, автоматически влечет за собой специальное предупреждение или наложение денежного штрафа в размере 500 рублей.
  2. Нарушение правил дорожного движения, которое повлекло помехи для движения или стало причиной легкой или средней тяжести вреда здоровью, размер штрафа может составлять тысячу рублей.

При возникновении желания перейти дорогу в неправильном месте и иным образом нарушить правила, стоит помнить не только о возможных назначенных штрафах, но об опасности для здоровья и жизни.

Пешеходный переход изначально является местом риска, даже при соблюдении правил есть вероятность оказаться под колесами авто, что уж говорить о переходе дороги без соблюдения установленных правил.

Нерегулируемый перекресток

На нерегулируемом перекрестке отсутствует светофор. Места, где пешеход может пересечь дорогу, обозначены специальной разметкой – «зеброй». Кроме этого по обеим сторонам дороги установлены соответствующие разрешительные знаки.

При переходе через такой перекресток пешеход обязан убедиться, что машины, находящиеся в пределах видимости, начали снижать скорость либо полностью остановились. Нельзя выходить на дорогу внезапно. Также требуется удостовериться, что обзор для водителей открыт. Загородить пешехода может припаркованный автомобиль, дерево или кустарник, другой крупный предмет, находящийся около обочины.

Границы пешеходного перехода обозначаются разметкой и знаками. Переходить дорогу нужно в обозначенных ими пределах.

Когда проезжая часть не оборудована ни светофорами, ни «зеброй», разрешается перейти на другую сторону дороги на перекрестке. Траектория движения должна продолжать линию тротуара (обочины). Пересекать нерегулируемый перекресток по диагонали запрещено.

А железнодорожный переезд

Если пересечение проезжей части по пешеходному переходу не угрожает жизни и здоровью людей напрямую, то нарушение правил движения через переезд железной дороги смертельно опасно как для велосипедиста, так и для пассажиров пытающегося стремительно затормозить поезда. Нужно помнить, что масса поезда во много раз превышает массу велосипеда, и последствия столкновения в 99% случаев окажутся трагическими.

При движении через железнодорожные пути велосипедист обязан:

остановиться перед закрытым шлагбаумом; обращать внимание на сигналы светофора; следить за звуковыми сигналами. Водитель, который переезжает линии железной дороги, должен сохранять бдительность, не ездить с наушниками в ушах, иметь велосипед, оборудованный светоотражателями, фонариком и фарами, чтобы не допустить аварии, произошедшей по его вине

Водитель, который переезжает линии железной дороги, должен сохранять бдительность, не ездить с наушниками в ушах, иметь велосипед, оборудованный светоотражателями, фонариком и фарами, чтобы не допустить аварии, произошедшей по его вине.

Обязанности пешеходов

1.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

1.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры, дома, земельного участка и другой недвижимости

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

1.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

1.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

1.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

1.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

1.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

1.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 1.4 — 1.7 Правил.

Знак место остановки автобуса и (или) троллейбуса

Дорожный знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» используется для обозначения остановок общественного транспорта:

Этот знак устанавливается либо в начале посадочной площадки, либо на павильоне остановки.

Напомню, что пункт 12.4 правил дорожного движения запрещает остановку и стоянку транспортных средств на расстоянии менее 15 метров от рассматриваемого знака 5.16. Исключение — остановка для посадки или высадки пассажиров, которая не создает помех движению общественного транспорта.

За нарушение этого пункта правил водитель получит штраф в размере 1 000 рублей (3 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге). Подробнее о размерах штрафов Вы можете узнать из таблицы штрафов ГИБДД.

Кроме того, согласно пункту 18.3 ПДД в населенных пунктах водители должны уступать дорогу общественному транспорту, который начинает движение от обозначенного места остановки. За это нарушение водитель получит предупреждение, либо административный штраф в размере 500 рублей.

Еще несколько запретов относящихся к остановке общественного транспорта: там запрещены разворот (пункт 8.11 ПДД) и движение задним ходом (пункт 8.12 ПДД). Штраф за эти нарушения предусмотрен частью 2 статьи 12.14 КоАП и составляет 500 рублей.

Работа над пешеходными переходами включает себя не только нанесение разметки, но так же полноценное планирование и проектирование соответствующих строительных работ.

Пешеходные переходы являются важными связями в пешеходной сети и являются неотъемлемой частью дорожного пространства. Необходимо учитывать потребности всех участников дорожного движения.

Если некоторые требования настоящего стандарта не выполняются, процесс проектирования должен быть повторен (например, адаптация макета дороги, другое место пересечения, адаптация сети, тип альтернативного пересечения).


Похожие записи:

Добавить комментарий