Система организации и оплаты труда педагогических работников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система организации и оплаты труда педагогических работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Квалификационная группа сотрудника по профессии становится фактором, заслуживающим больше всего внимания. Проценты от основных окладов и ставок – основная единица измерения для компенсаций. Допустимо применение абсолютных величин. Исключение – когда федеральные законы или Президентские указы предполагают другой порядок.

Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 2.7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601).

Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09.11.1995 № 75-М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.

По поводу окладов, ставок

Вознаграждение за труд имеет размер, зависящий от обязанностей у конкретной должности, выполненных за определённый временной промежуток. Обычно в расчёт берут календарный месяц, но норма по часам может корректироваться для конкретного учреждения. При расчёте основных ставок компенсации и дополнительные стимулы не используются.

Предполагается, что стандартная рабочая продолжительность недели равна 30 либо 36 часам. Если применяется часовая норма, то её тоже устанавливают для отдельного случая:

  • 18, 24 часа в неделю.
  • 720 часов в год.
  • Недельные нормы могут составлять 20, 24, 25 часов.

Подготовка по профессии, квалификационная степень учитываются при установке должностных окладов. Должности тоже должны относиться к одной из квалификационных степеней.

Надо смотреть, какую работу выполняет гражданин, находясь на той или иной должности. Удовлетворение целей и потребностей организации – главная цель разработки должностей.

О выплатах-компенсациях

Квалификационная группа сотрудника по профессии становится фактором, заслуживающим больше всего внимания. Проценты от основных окладов и ставок – основная единица измерения для компенсаций. Допустимо применение абсолютных величин. Исключение – когда федеральные законы или Президентские указы предполагают другой порядок.

Помимо компенсационных перечислений, есть другие виды вознаграждений, которые от данной группы не зависят.

Данный вид вознаграждений включает:

  1. За тяжёлые работы, с факторами, наносящими вред здоровью. Для каждого из рабочих мест проводят обязательную аттестацию. При таких условиях есть свой минимум вознаграждения за труд. Он равен 4% от общих ставок, установленных для работы при обычных обстоятельствах.
  2. За нахождение на территориях, где складываются особенные климатические условия.
  3. Если выявлены условия, отличающиеся от нормальных. Речь идёт о совмещении должностей и сверхурочной работе, выходе на неё в выходные и праздники, ночью. Такой компенсации требуют любые действия, из-за которых хотя бы на протяжении некоторого времени учитель испытывает повышенную нагрузку. И любые действия, которые не включены в стандартные инструкции для той или иной профессии.

Функции классного руководителя можно возлагать на сотрудника только в том случае, если он даёт своё согласие. Стандартный размер денежных вознаграждений за такую работу – 1000 рублей.

Это правило действует для классов, где постоянно находится не менее 14 человек. Если их меньше – то и оплата уменьшается пропорционально.

Повышенные надбавки устанавливаются и в других нормативных актах, которые применяются для того или иного конкретного субъекта РФ.

Повышение оплаты предполагается за выполнение следующих видов задач:

  • Заведование пришкольным участком.
  • Каждый рабочий компьютер.
  • Внеклассная работа, связанная с физкультурой.
  • Заведование мастерскими.
  • Классное руководство.
  • Проверка тетрадей.
  • Заведование кабинетом.

Добавляются деньги и за работу со сведениями, которые представляют государственную тайну. Руководитель может устанавливать другие виды компенсаций. Главное – чтобы они были чётко прописаны в соглашениях каждого вида.

Что предлагают сделать

О том, как будут реформировать систему оплаты труда школьных учителей, мы писали еще с 2021 года. Еще с тех пор действует рекомендация поднять учителям сумму оклада – чтобы он составлял не менее 70% в структуре зарплаты

Читайте также:  Детское пособие малоимущим семьям

. Так как оклад – это постоянная часть зарплаты, педагог не будет так сильно зависеть от решений руководства школ и сможет более уверенно планировать свое будущее.

Эти цифры – 70 на 30 – периодически повторяют и до сих пор, но уже обещая сделать это не рекомендацией, а обязательной для всех нормой.

Для этого в конце прошлого года Госдума приняла закон, дающий право правительству устанавливать единые требования к системе оплаты труда в целых отраслях. Другими словами, правительство (при желании) сможет устанавливать единые системы оплаты труда для всех занятых в сфере образования, медицины, культуры и т.д. Казалось бы, вот он – ответ на вопрос сделать достойными зарплаты всех учителей в стране. Но на практике все оказалось немного иначе.

Действительно, первыми на очереди на новую систему оплаты труда стали как раз учителя – разработать новую систему для них пообещали уже весной 2021 года. Саму систему пока не представили публике, но чиновник из Министерства просвещения недавно раскрыл ее основные параметры:

  • единые базовые ставки (то есть, оклад) для каждого региона. Будут ли они составлять МРОТ или 70% от средней зарплаты – неизвестно;
  • базовые ставки будут разными для разных категорий учителей – всего их 4. На сколько увеличит оклад первая или высшая категория – пока неизвестно;
  • единый перечень компенсационных и стимулирующих выплат, а регион сможет добавить к этому списку и что-то свое;
  • для тех, кто по старой системе получал больше, чем рассчитано по новой – сохранят старые зарплаты.

Оплата труда педагогических работников

В ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 24.04.2008) указана компетенция образовательного учреждения. В частности, к ней относится установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования. Согласно ст. 54 Закона РФ «Об образовании» заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательных учреждений других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С учетом исключительной важности сфер образования и здравоохранения, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.06.1996 «О мерах по повышению социального статуса работников образования и здравоохранения» оплата труда указанных работников приравнивается к оплате труда государственных служащих.

При этом имеются в виду специалисты, работающие в государственных и муниципальных учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования, и специалисты, работающие в государственных органах здравоохранения.

  1. Леонов А.С. Единство и дифференциация в правовом регулировании труда спортсменов и тренеров // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения. Материалы Пятой международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2009.
  2. Саликова Н.М. Проблемы соотношения дифференциации и дискриминации в оплате труда // Указ. соч.
  3. Сенников Н.М. Дифференциация заработной платы в новых отраслевых системах оплаты труда работников общего образования // Указ. соч.
  4. Шебанова А.И. Общие и специальные нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения работников, направляемых на работу за границу // Указ. соч.

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Вопрос: Как изменить положение об оплате труда (иной локальный нормативный акт об оплате труда) в связи с переходом на новую систему оплаты труда? Посмотреть ответ

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Как происходит надбавка к должностному окладу

Надбавка к окладу представляет собой дополнительную оплату профессиональной деятельности, рассчитанную на основании:

  • установленных тарифных ставок;
  • должностных окладов;
  • сдельных расценок.

Внимание! Сведения о надбавке сотрудника должны быть отражены в трудовом контракте в качестве условий оплаты трудовой деятельности.

Надбавки к окладу бывают двух видов:

  • обязательные;
  • необязательные.

Обязательными надбавками являются доплаты, установленные за выполнение определенных должностных обязанностей. Например, доплата за вахтовый график работы или работу в местности с особым климатом.

Читайте также:  Как получить СНИЛС на новорожденного: где оформить и какие документы нужны

Если работодатель желает установить надбавку сотруднику при отсутствии условий для установления обязательной доплаты, то такая надбавка будет считаться персональной и устанавливается она в индивидуальном порядке.

Персональная надбавка может быть установлена работодателям за:

  • стаж работы сотрудника;
  • профессиональное мастерство;
  • работу с коммерческой тайной;
  • владение иностранным языком;
  • ученую степень;
  • результаты работы.

Надбавка может быть установлена в виде фиксированной суммы (например, 1000 рублей к окладу) или процентов (например, 15% от оклада).

В любом случае размер любой доплаты должен быть отражен в трудовом договоре. В некоторых случаях допустима отсылка к документу, определяющему порядок начисления персональной надбавки к окладу сотрудника.

Алгоритм формирования зарплаты педагогов

Перераспределение средств, выделенных для оплаты труда, способствует повышению престижности профессии педагога и рационального управления кадрами. Руководители должны стремиться к тому, чтобы доля окладов, ставок без учета районных коэффициентов и надбавок была не меньше 60 процентов.

Учитывайте, что имеются в виду не дополнительные выплаты, а утвержденная часть заработной платы. Дополнительные начисления не учитываются! Пункты документа рекомендуют руководителям обращать внимание на процентное соответствие фиксированной части зарплаты и всевозможных надбавок, чтобы избежать практики, когда согласно ставке педагог должен получить, к примеру, 12 тыс. руб., а в реальности выплачивается 50 тыс. руб. (с учетом всех надбавок).

Выпускная работа «Стимулирующие выплаты педагогам СОШ»

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
  • ФГБОУ ВПО « ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  • ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
  • Т Е М А: Стимулирующие выплаты педагогам СОШ.

Выполнила: Яснова Л.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Соболевская СОШ» Первомайского района

Научный консультант: Бочков Д.В. , к.э.н, доцент кафедры управления образованием

Оренбург, 2014 г.

К числу основных направлений, реализуемых в рамках комплексного проекта модернизации образования в ОУ, относится введение новой оплаты труда (НСОТ). Введение НСОТ повлекло за собой изменение структуры заработной платы, в том числе расширились понятия «стимулирующие выплаты».

  1. К стимулирующим относятся выплаты:
  2. — за интенсивность и высокие результаты работы;
  3. — за качество выполняемых работ;
  4. — за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  5. — за квалификацию;
  6. — за наличие почётных и отраслевых званий;
  7. — за наличие учёных степеней и званий;
  8. — премиальные по итогам работы

Трудовой кодекс РФ наделяет работодателя правом на поощрение работников за добросовестный эффективный труд, стимулирующие выплаты способствуют этому поощрению. Именно они должны обеспечивать зависимость заработной платы каждого работника, прежде всего от качества затраченного труда.

В образовательных учреждениях федерального уровня могут применяться следующие виды выплат стимулирующего характера:

  1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.

  2. Выплаты за качество выполняемых работ.

  3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

  4. Премиальные выплаты по итогам работы.

Однако данный список не дает ответ на вопрос о применяемых критериях дифференциации между различными видами стимулирующих выплат.

Например, выплаты за качество выполняемых работ одновременно могут быть выплатами за высокие результаты работы и также входить в число премиальных выплат по итогам работы. Не совсем понятны основания для назначения стимулирующих выплат за стаж непрерывной работы.

Чтобы разобраться в данном вопросе существуют Разъяснения, Рекомендации, предлагающие критерии, оценивающие результативность и качество работы.

Положения, изложенные применительно к федеральным бюджетным учреждениям, также могут быть использованы и при регулировании стимулирующих выплат в ОУ муниципального и регионального уровней с учетом их особенностей.

При определении видов и размеров выплат стимулирующего характера рекомендуется учитывать:

  1. Успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующий период.

  2. Инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда.

  3. Качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения.

  4. Участие в течение месяца в выполнении особо важных работ и мероприятий.

Учитывая перечисленные особенности, можно сформировать принципы формирования оснований для стимулирующих выплат при введении НСОТ.

  1. Они должны быть максимально объективные.

  2. Они могут включать: общие показатели; показатели, дифференцированные в зависимости от отнесения должности работника к той или иной категории.

  3. Их необходимо формулировать таким образом, чтобы установить факт их наличия.

  4. Они должны быть такими, чтобы работник мог контролировать трудовые процессы, которые находятся от него в прямой зависимости.

  5. Важно использовать оценочные категории, отражающие степень выполнения должностных обязанностей.

  6. Основания должны быть достижимыми.

  1. Нормативно – правовые документы, регламентирующие введение стимулирующих выплат.

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству

Основные принципы формирования системы оплаты труда и правовые основы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству:

  • являются едиными для всех государственных и муниципальных учреждений, и
  • не зависят от того, производится ли финансирование с учетом нормативно-подушевого принципа и
  • есть ли вообще в структуре доходов учреждения средства, полученные за счет средств бюджетов бюджетной системы.

Требования к формированию системы оплаты труда педагогических работников в принципе не зависят от того, из какого источника поступили средства на оплату труда:

  • от этого зависит лишь правомерность отнесения средств к средствам на оплату труда и
  • использование этих средств на оплату труда конкретных работников.
Читайте также:  Выплаты на детей в 2023 году: размер, новые пособия и условия получения

В частности, статья 129 «Основные понятия и определения» Раздела VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ содержит следующее определение заработной платы (оплата труда работника):

  • заработная плата (оплата труда педагогического работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации педагогического работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы,
  • а также компенсационные выплаты:
    • доплаты и надбавки компенсационного характера,
    • в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,
    • работу в особых климатических условиях и
    • на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и
    • иные выплаты компенсационного характера
  • и стимулирующие выплаты:

    • доплаты и надбавки стимулирующего характера,
    • премии и иные поощрительные выплаты.

Таким образом, при формировании системы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству необходимо:

  • в обязательном порядке дифференцировать такую оплату труда в зависимости от сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
  • невозможно, например, установление одинакового оклада (должностного оклада) по должностям, которые относятся к различным квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.

При этом заработная плата педагогических работников имеет структуру:

  • это основная ее часть, например, оклад, должностной оклад,
  • а также компенсационные выплаты и
  • стимулирующие выплаты.

Данные требования трудового законодательства должны быть положены в основу разработки систем оплаты труда любой организацией, в том числе и профессиональным образовательным учреждением.

Система оплаты труда педагогических работников представляет собой:

  • порядок и механизмы исчисления заработной платы работников организации в соответствии:
    • с количеством их труда,
    • условиями труда,
    • качеством труда и
    • результатами труда.

Система оплаты труда в казенном учреждении

Систему оплаты труда в муниципальном казенном учреждении устанавливают коллективными договорами, соглашениями и другими локальными документами.

Такие документы составляют в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.

Также нормативными актами, принятыми на местном уровне, устанавливается порядок формирования фонда оплаты труда учреждений.

Например, постановлением Окружной администрации Г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 26.06.

2013 № 143п, установлено, что фонд оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств государственного и муниципального бюджетов, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным 4 заданием муниципальных услуг (выполнением работ), субсидий на иные цели, объемов средств, централизованных главным распорядителем бюджетных средств и используемых учреждениями с учетом исполнения ими целевых показателей эффективности работы, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Оплата часов работы на дому

Мы уже отмечали, что учебные часы обучения детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также часы занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, включаются в учебную нагрузку учителя общеобразовательного учреждения, для которого оно является местом основной работы на общих основаниях (Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004). Но в случаях необходимости обучения на дому в середине учебного года, то есть после того, как тарификационные списки утверждены, и при условии продолжительности такого обу­чения не более 2 месяцев, оплата данного обучения будет производиться также по часам.

Нетарифицированные часы обучения на дому оплачиваются по правилам, установленным уже упомянутым Письмом Минобразования РФ № 87‑М, как произведение расчетной оплаты одного часа и количества часов индивидуального обучения. При этом согласно п. 6.1.11 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 20 %.

Воспользуемся данными примера 1 и включим в расчет еще один повышающий коэффициент 1,2 (за индивидуальное обучение на дому).

Стоимость одного педагогического часа составит 252 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 х 1,2 / 73,6 ч).

Размер оплаты часов работы на дому – 1 764 руб. (252 руб. х 7 ч).

Кто стимулирует руководителей образовательных учреждений

Директора ОУ являются работниками местного подразделения образования. Они принимаются на службу муниципальным органом, его специалисты ведут персональные дела руководителей ОУ. Следовательно, премирование директоров осуществляется отделом образования.
Величина поощрения устанавливается по следующим критериям (из рекомендаций Минобрнауки):

  • уровень: соблюдения учреждением законодательных нормативов;
  • взаимодействия с органами местного управления;
  • доступности информации о школе (садике);
  • соответствия качества услуг запросам потребителей;
  • наличие в ОУ:
      инициативных успешных проектов, культурной и социальной направленности;
  • программ: для одаренных учеников;
  • оздоровительных;
  • спортивных;
  • дополнительного образования;
  • привлечение к работе ОУ молодых педагогов.
  • Подсказка! Критичными для руководителя школы являются показатели:

    • работы с неблагополучными семьями;
    • результатов ЕГЭ;
    • выбытия учеников из учреждения до окончания курса и другие.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий