Статья 105 ТК РФ. Разделение рабочего дня на части

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 105 ТК РФ. Разделение рабочего дня на части». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трудовой кодекс не устанавливает количество частей, на которые может быть разделен рабочий день. Например, восьмичасовой рабочий день может быть разбит на две части (4 ч + 4 ч), на три части (3 + 3 + 2, 4 + 2 + 2 и пр.) или более.

Особенности перерывов

Перерывы между отрезками трудового дня оплачиваться не будут. Количество их зависит от усмотрения работодателя. Существуют профессии, перерывы для которых регламентируются отраслевыми актами:

  • Участники судов гражданской авиации.
  • Водители трамваев и троллейбусов, автобусов.
  • Сотрудники железнодорожного транспорта, которые обслуживают служебные вагоны.
  • Сотрудники метрополитена, которые занимаются обслуживанием пассажиров.
  • Люди, работающие в образовательных учреждениях в случае, если ученики пребывают там круглосуточно.
  • Сотрудники связи.
  • Люди, которые занимаются уходом за животными.
  • Служащие субъектов Спецстроя.
  • Сотрудники наземного электрического ТС.

Специфика раздробления рабочего дня не должна нарушать права трудящихся. Это правило оговорено в части 2 статьи 329 ТК РФ. Если разделение регулируется нормативными актами отрасли, работодатель должен учесть это при установлении графика.

В каких случаях имеет смысл разделять рабочий день?

Как уже говорилось, в течение дня интенсивность работы может меняться. К примеру, во второй половине дня работы практически нет, но зато утром и вечером заказов крайне много. Раздробление дня в этом случае нужно для того, чтобы сотрудники находились на месте службы только при наличии работы. В обратном случае люди просто будут сидеть в офисе и ничего не делать. То есть главная цель разделения – рациональное распределение времени. Как правило, рассматриваемый график труда практикуется в коммунальных службах, в транспортных компаниях, гражданской авиации. Условия раздробления перечислены в статье 105 ТК РФ:

ВАЖНО! Работодатель не имеет права дробить смены по своему желанию. Для разделения нужны объективные основания. При возникновении трудовых споров придется доказывать наличие этих оснований. Работодателю рекомендуется досконально изучить статью 105 ТК РФ.

Когда возможно разделение рабочего дня на части?

Согласно ст. 105 ТК РФ введение такого режима работы возможно в двух случаях:

Вне зависимости от причин разделения рабочего дня общая продолжительность рабочего времени сотрудника не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы. Например, восьмичасовой рабочий день кладовщика может быть разделен на две части по четыре часа в соответствии с временем поставки грузов на склад.

Получается, что рабочий день не может быть разделен на части произвольно или по желанию одной из сторон трудовых отношений. В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать, что для подобного деления существовали объективные причины.

Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части регламентируется нормативными правовыми актами.

Например, согласно п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы.

Утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной п. п. 7, 9, 10 и 11 названного Положения. Кроме того, Положением предусмотрено, что перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Нормы о возможности разделения рабочего дня на части можно найти и в иных нормативных актах, например Приказах:

Комментарий к Статье 105 ТК РФ

Разделение рабочего дня на части регулируется статьей 105 Трудового кодекса РФ. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Читайте также:  Как поступить в Академию ФСБ после 11 класса парню и девушке

Такие работы обычно связаны с обслуживанием населения (например, на городском пассажирском транспорте, в организациях связи, торговли). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Законодательством не определяется, на какое число частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

За отработанное при таком режиме время работнику производится доплата к его основному заработку (ст. 114 Трудового кодекса РФ).

Режим разделения рабочего дня на части обладает многими нюансами. К ним относится:

  • любой гражданин, работающий официально, имеет право на перерыв, длительность которого может находиться в пределах от получаса до двух часов;
  • время устанавливаться между разными частями одной смены руководителем фирмы;
  • заблаговременно требуется получить разрешение на дробление смены от профсоюза;
  • непременно в компании издается внутренний акт, на основании которого осуществляется деление рабочего времени сотрудников на несколько частей;
  • работодатель должен убедиться, что полностью соблюдаются права и интересы работников фирмы.

Если представители профсоюза соглашаются со всеми вносимыми изменениями, то они должны составить письменное согласие в течение 5 дней после получения акта. Если в этот период времени отсутствует ответ, то компания может утвердить акт без согласия профсоюзного органа.

Профсоюз может вносить изменения, если какие-либо пункты имеющегося акта нарушают права или интересы наемных сотрудников.

Систематизация бухгалтерии

Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальный нормативный акт могут включаться стимулирующие доплаты (ст. 144 ТК).3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством.

Отраслевым соглашением между Департаментом по образованию и науке и областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2008 – 2010 гг. предусмотрена оплата в размере 30% ставки за разрывной характер работы. Согласно п. 3.16 Отраслевого соглашения, заключенного между комитетом образования администрации “Рославльский район” Смоленской области и Рославльской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки на 2011 – 2013 гг., производится оплата в размере 30% ставки за разрывной характер работы, если перерыв между уроками составляет более двух часов в сельских образовательных учреждениях и интернатных учреждениях за счет бюджетных средств, в городских образовательных учреждениях за счет средств экономии фонда оплаты труда и внебюджетных средств.

Инфо

Если размер компенсации намерено занижен

Такая ситуация является грубым нарушение законодательства. Если сотрудник считает, что руководитель предприятия незакономерно занизил размер выплат компенсации, ему необходимо написать заявление и подать его в инспекцию по защите прав трудящихся или ГИТ (Государственная инспекция труда). Жалоба обязательно будет принята, о чем работодателю поступит официальное уведомление.

Если в ближайшее время руководитель не посчитает нужным исправит ситуации, тогда проводится тщательная проверка и при подтверждении фактов, ему грозит:

  • денежный штраф в размере от 1 до 5 тыс. рублей для государственных руководителей;
  • юридическим лицам придется расстаться с большими суммами – от 30 до 50 тыс. рублей.

Если в постановление Правительства будут внесены поправки, сумма штрафов может измениться, но не в меньшую сторону. Такие разбирательства не лишают сотрудника возможности продолжать дальше свою работу. Если руководитель не выпалить недостающую сумму компенсации, можно смело обращаться в суд. Здесь уже пахнет ущемлением прав, дискриминацией и я готов оказать юридическую поддержку в решении подобного спора.

Сотрудник имеет право требовать не только сумму недоплаченной компенсации, но и определенные день за моральный ущерб. Самостоятельно справиться с этим достаточно сложно.

В каких случаях актуально разделение рабочего дня на части

Основной целью разделения рабочего дня на части является рациональное распределение времени. Представим ситуацию. Утром и вечером в кафе приходится очень много народу, чтобы позавтракать перед работой или отдохнуть и поужинать после рабочего дня. В то же время, днем в заведении крайне мало посетителей, поскольку целевая аудитория кафе в течение дня занята работой. В такой ситуации руководству общепита следует раздробить рабочий день на части, чтобы трудящиеся находились в кафе исключительно при наличии работы. А иначе сотрудники будут впустую тратить время, когда в дневное время с несколькими посетителями может управиться всего один подчиненный. К дроблению рабочего дня предъявляется ряд условий:

  • отсутствие возможности осуществлять трудовую деятельность в течение всего рабочего дня (например, тренажерный зал нельзя убирать, когда там занимаются спортсмены — тогда уборщик занимается делами в середине дня, когда тренажерный зал закрыт для посетителей);
  • в компании был издан локальный акт, закрепляющий право на разделение рабочего дня на части, согласованный с профсоюзной организацией;
  • работа характеризуется различной интенсивностью, меняющейся в течение смены;
  • особая специфика деятельности.

Существующие доплаты за разделенный рабочий день

Дробление одной трудовой смены обуславливает неудобство для подчиненных, которым приходится покидать рабочее место, чтобы через несколько часов туда вернуться. Подобные обстоятельства являются причиной обеспечения субъектов доплатой за труд при раздробленном трудовом режиме.

Порядок выплат и объем дополнительных начислений фиксируется местным нормативным документом или в коллективном соглашении. Также, в соответствии со ст. 149 ТК РФ, данный вопрос может регулироваться индивидуально, то есть, обозначаться в трудовом соглашении с конкретным подчиненным.

Следует понимать, что доплата представляет собой компенсационные выплаты, которые не входят в объем оклада. Объем таких выплат определяется, исходя из конкретной ситуации, специфики деятельности и труда самого сотрудника. Размер доплаты определяется как процент от оклада или ставки подчиненного.

Ст. 149 ТК РФ предполагает такой объем доплаты конкретным группам работников:

  • женщинам, трудящимся в сельскохозяйственной отрасли, полагаются дополнительные 30% от установленной оплаты труда;
  • гражданам, трудящимся в жилищно-коммунальных организациях, также полагается 30%;
  • управляющему аппарату РЖД – 30%.

При этом наниматель не вправе устанавливать меньшую по объему надбавку. Однако сумма компенсационного процента может увеличиваться, исходя из желания работодателя.

За выдачу доплаты в меньшем объеме работодатель может понести ответственность. Так, сотрудник вправе подать соответствующую жалобу в инспекцию труда. Регулировка данной ситуации будет основываться в своем порядке на ст. 357 ТК РФ.

Если по факту проверки на предприятии были выявлены соответствующие нарушения, на сотрудников компании будет наложена административная ответственность, основываясь на ст. 5/27 КоАП РФ:

  • для должностных лиц – от 1.000 до 5.000 руб.;
  • для юридических лиц – от 30.000 до 50.000 руб.

Если размер компенсации намерено занижен

Такая ситуация является грубым нарушение законодательства. Если сотрудник считает, что руководитель предприятия незакономерно занизил размер выплат компенсации, ему необходимо написать заявление и подать его в инспекцию по защите прав трудящихся или ГИТ (Государственная инспекция труда). Жалоба обязательно будет принята, о чем работодателю поступит официальное уведомление.

Если в ближайшее время руководитель не посчитает нужным исправит ситуации, тогда проводится тщательная проверка и при подтверждении фактов, ему грозит:

  • денежный штраф в размере от 1 до 5 тыс. рублей для государственных руководителей;
  • юридическим лицам придется расстаться с большими суммами – от 30 до 50 тыс. рублей.

Если в постановление Правительства будут внесены поправки, сумма штрафов может измениться, но не в меньшую сторону. Такие разбирательства не лишают сотрудника возможности продолжать дальше свою работу. Если руководитель не выпалить недостающую сумму компенсации, можно смело обращаться в суд. Здесь уже пахнет ущемлением прав, дискриминацией и я готов оказать юридическую поддержку в решении подобного спора.

Сотрудник имеет право требовать не только сумму недоплаченной компенсации, но и определенные день за моральный ущерб. Самостоятельно справиться с этим достаточно сложно.

Другой комментарий к статье 105 ТК РФ

Положения комментируемой статьи устанавливают возможность разделения рабочего дня на части.

Как правило, такое дробление рабочего дня обусловлено определенными обстоятельствами. Главным образом, это вызвано особым характером труда в организации или на производстве, где интенсивность работ может быть различной в течение дня, например, загруженность в утренние и вечерние часы и простой (отсутствие работы) в дневные и ночные часы.

Например, п.15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15, установлено, что рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
— время управления автомобилем;
— время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
— подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
— время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
— время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
— время простоев не по вине водителя;
— время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
— время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
— время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
— время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Готовимся к суду с работником: советы юриста

При этом важным условием является сохранение общего количества рабочих часов в течение всей рабочей смены или рабочего дня для каждого работника.

Сохранение установленной продолжительности ежедневной работы для каждого работника является обязанностью работодателя. Для организации работы в условиях разделения рабочего дня на части работодателю необходимо издать ЛНА, который должен приниматься с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Представляется, что в случае отсутствия профсоюзной организации на предприятии соответствующий ЛНА принимается работодателем самостоятельно.

Если необходимость разделения рабочего дня на части возникла в ходе производственной необходимости, то работники, которые ранее были приняты на работу на условиях нормального рабочего дня установленной продолжительности, могут отказаться от выполнения своих обязанностей на других условиях труда, т.к. это означает существенное изменение их условий труда.

В этом случае работодателю необходимо ознакомить работников с существенными изменениями условий труда в соответствии с нормами ТК РФ и осуществить все необходимые действия в рамках трудового законодательства Российской Федерации.

Пример разделения рабочего дня на части

Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было. Выходом является разделение рабочего дня на части, т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы.

При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст.

В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается

В каком случае возможно разделение рабочего дня на части

Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Условия и порядок оформления разделения трудового дня Скачать форму трудового договора Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части, необходимы следующие условия:

  1. Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примере разделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений.

Андреева Н. Разделение рабочего дня на части требует точного учета времени, подлежащего оплате

Разделение рабочего дня на части – это предоставление в течение рабочего дня (смены) одного продолжительного или нескольких перерывов, в сумме имеющих большую длительность.

Данные перерывы предоставляют не только для отдыха и восстановления сил работника, но и в интересах нанимателя, которому разделение рабочего дня на части необходимо для оптимизации трудового процесса с целью повышения эффективности собственной деятельности.

На что следует обратить внимание бухгалтеру при таком режиме работы? Читайте об этом в данной статье.

  • На отдельных работах вследствие особого характера труда, а также при неравномерном объеме работ в течение рабочего дня (смены), когда необходимость в интенсивной работе усиливается в определенные часы и ослабевает в другие, целесообразно ввести разделение рабочего дня на части.
  • При таком режиме рабочего дня (смены) работнику предоставляют длительные перерывы, количество и продолжительность которых устанавливают в зависимости от интенсивности производственной деятельности.
  • Перерывы в рабочем времени оплатене подлежат

Важно! В случае разделения рабочего дня на части перерывы в рабочее время не включают и оплате они не подлежат. Одновременно общая продолжительность рабочего времени в сутки не должна превышать продолжительности ежедневной работы, которая установлена коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.

Как правило, рабочий день в таком случае делится на 2 части с перерывом продолжительностью более 2 ч и не более 4 ч для отдыха и питания.

На практике этот режим работы обычно применяют в организациях торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, транспорта, связи, животноводства и др. Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель на основании локального нормативного правового акта с учетом мнения профсоюза.


Похожие записи:

Добавить комментарий