1519−1522. Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1519−1522. Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несколько месяцев испанцы искали расположенные совсем рядом Молуккские острова. Найдя их, они закупили специями и решили отправляться в Испанию. При этом судно «Консепьон» уже было оставлено и сожжено командой. Также стало известно, что португальцы охотятся за их суднами и собираются захватить их в плен.

Конфликт в Атлантическом океане

Вскоре после отплытия на эскадре разгорелся конфликт. Капитаны других кораблей вновь стали требовать, чтобы Магеллан дал им разъяснения о маршруте. Но он отказался, заявив: «Ваша обязанность следовать днем за моим флагом, а ночью за моим фонарем». Вместо прямого пути к Южной Америке Магеллан повел флотилию близко к Африке. Вероятно, он пытался избежать возможной встречи с португальскими кораблями. Этот маршрут был довольно труден для плавания. Магеллан заранее разработал систему сигналов, позволявшую флотилии всегда держаться вместе. Каждый день корабли сходились на близкое расстояние для ежедневного рапорта и получения указаний.

Капитан «Сан-Антонио» Картахена, являвшийся представителем короны в плавании, во время одного из рапортов демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал» (адмирал), а просто «капитан». В течение нескольких дней он продолжал это делать, несмотря на замечания Магеллана. После чего капитаны всех кораблей не были созваны на «Тринидад». Картахена снова нарушил дисциплину, но на этот раз он был не на своем судне. Магеллан лично схватил его за шиворот и объявил арестованным. Картахене разрешили находиться не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов. Командиром «Сан-Антонио» стал родственник Магеллана Алвару Мишкита.

Флотилия достигла Молуккских островов лишь 8 ноября. Малайский моряк привел суда к рынку пряностей на о. Тидоре, у западного берега Хальмахеры, самого большого из Молуккских островов. Здесь испанцы дешево закупили пряности — корицу, мускатный орех, гвоздику.

На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» — на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии.

Из Сан-Хулиана корабли вышли двадцать четвертого августа. Дойдя к реке Санта-Крус, остановились и провели здесь почти два месяца. Можно было пополнить запасы пищи.

Когда пришла весна, флотилия двинулась дальше на юг. Корабли шли вдоль берега, исследуя все заливы. Антарктические штормы потрепали суда и измотали команды. Снова поднялся бунт, но Магеллан смог его остановить.

Пролив обнаружился на 52-ой южной параллели. Два корабля, отправленные на разведку, выяснили, что это не было рекой. Это означало, что новый путь к Востоку найден.

Чтобы пройти пролив, понадобилось тридцать 38 дней. Это было сложно и потребовало смелости от самого руководителя экспедиции и всех ее участников. Все четыре оставшихся корабля прошли этот путь благополучно. Но уже перед самым концом пролива на одном из них снова начался бунт. Командовал судном португалец, а главарем бунтовщиков тоже стал выходец из Португалии, Гомеш. Он говорил о том, что это край света – и надо идти назад, иначе погибнут все. Команда арестовала капитана и отправилась обратно в Испанию, где была арестована. Магеллан решил, что корабль погиб в проливе: о мятеже ему было неизвестно.

В Тихий океан, как назвал его позже Магеллан, суда вышли 28 ноября 1520 года.

Флотилия продвигалась все дальше к югу, преследуемая холодами и сильными штормами, близилась южная зима. 31 марта 1520 г. встали на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Все судна вошли в залив, а корабль генерала устроился на его входе. Вечером 1 апреля начали разворачиваться события, о который Магеллан узнал только утром следующего дня.

Мятежники освободили Картахена, арестовали Мишкиту, капитан Кесада убил кормщика – ставленника Магеллана Х. Элорьягу. В их власти было 3 судна: «Консепсьон», «Виктория», «Сан-Антония».

Капитаны выдвинули требование по выполнению инструкции короля – повернуть направление и к Молуккским островам пойти на восток. Наставив пушки на флагмана и «Сантьяго», они потребовали к себе на переговоры генерала. В ответ, через посыльного, передали приглашение лишь капитану «Виктории».

Воровские острова и остров Хомонхом

Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана приблизилось к Марианскому архипелагу – населенному острову Гуам – 6 марта 1521 г. Островитяне на лодках окружили суда, предлагая свежую пищу в обмен на испанские товары. Отвлекая странников, местный народ похищал с судов все, что можно было унести, даже попытались увести шлюпку.

Разгневанные мореплаватели сошли с кораблей и сожгли поселение, погибли 7 местных жителей. Забрав местную провизию и свою лодку, флот поплыл дальше. Островитяне попытались отомстить, забрасывая корабли камнями, но никакого урона не причинили. Вся цепь архипелага получила название Ландронесские (Воровские).

Флотилия достигла Филиппинских островов, названным именем Святого Лазаря. 17 марта мореплаватели сошли на безлюдный остров Хомонхом, организовали лазарет. Вылечившись и набравшись сил, экипажи судов снова тронулись в поход. На одном из островов раб Магеллана услышал свою родную речь – стало понятно, что они совершили кругосветный поход.

Читайте также:  Кадастровый паспорт на земельный участок

Из Сан-Хулиана корабли вышли двадцать четвертого августа. Дойдя к реке Санта-Крус, остановились и провели здесь почти два месяца. Можно было пополнить запасы пищи.

Когда пришла весна, флотилия двинулась дальше на юг. Корабли шли вдоль берега, исследуя все заливы. Антарктические штормы потрепали суда и измотали команды. Снова поднялся бунт, но Магеллан смог его остановить.

Пролив обнаружился на 52-ой южной параллели. Два корабля, отправленные на разведку, выяснили, что это не было рекой. Это означало, что новый путь к Востоку найден.

Чтобы пройти пролив, понадобилось тридцать 38 дней. Это было сложно и потребовало смелости от самого руководителя экспедиции и всех ее участников. Все четыре оставшихся корабля прошли этот путь благополучно. Но уже перед самым концом пролива на одном из них снова начался бунт. Командовал судном португалец, а главарем бунтовщиков тоже стал выходец из Португалии, Гомеш. Он говорил о том, что это край света – и надо идти назад, иначе погибнут все. Команда арестовала капитана и отправилась обратно в Испанию, где была арестована. Магеллан решил, что корабль погиб в проливе: о мятеже ему было неизвестно.

В Тихий океан, как назвал его позже Магеллан, суда вышли 28 ноября 1520 года.

На Филиппинах Магеллана неожиданно поддержали арабские торговцы, которые уговорили местное население не вступать в бой с моряками. Магеллан убедил одного правителя, Хумабона, стать христианином и вассалом короля Испании. Вскоре Хумабон пожаловался на то, что соседний раджа проявляет непокорность.

Моряки ввязались в бой, оказавшийся непростым. Стрелы аборигенов попадали точно в ноги испанцев, а пули мореплавателей почти не могли пробить их деревянные щиты. В этом бою Магеллан погиб. Ему был 41 год.

После этого морякам пришлось срочно покидать Филлипины. Поскольку людей оставалось мало, управлять тремя кораблями они не могли. Было принято решение сжечь «Консьепсин», отправившись в путь на двух судах — «Виктории» и «Тринидад».

Солис и вторичное открытие Ла-Платы

Трудно сказать, знали ли испанцы о плавании Фроиша и Лижбоа, но точно известно, что король Фердинанд, в 1514 г. получивший известия об открытии Южного моря, решил направить на поиски пролива флотилию из трех кораблей. Ее командиром он назначил Хуана Диаса Солиса, ставшего с 1512 г. (после Америго Веспуччи) главным пилотом Кастилии. Солис отплыл не ранее 8 октября 1515 г., но не известно, где коснулся Южно-Американского материка, и, двигаясь вдоль уклоняющегося к юго-западу бразильского берега, у 35° ю. ш. достиг нового «Пресного моря». Затем он обогнул незначительный выступ (Монтевидео) и прошел на запад около 200 км, вероятно убежденный, что нашел проход в Восточный океан. Но открыл он устья двух больших рек — Параны и Уругвая. Солис высадился на берег в середине февраля 1516 г. и был там убит индейцами. Два судна его флотилии в сентябре того же года вернулись в Испанию. Позднее Магеллан назвал общее устье двух рек Рио-де-Солис (с середины XVI в. — Ла-Плата).

Фернан Магеллан — биография путешественника

Историческая справка

Фернан Магеллан многое открыл миру, но точное место и время его рождения пока остается тайной. Предположительно мальчик появился на свет в 1480 году, вероятно, в одном из португальских городов (Саброза или Порту). Достоверно известно его дворянское происхождение, доказанное принятием Магеллана в пажи португальской королевы Леоноры Ависской.

Родители будущего морехода умерли довольно рано, оставив мальчика на попечении королевского двора. Это позволило хоть и знатному, но небогатому потомку древнего дворянского рода закончить элитную для тех времен мореходную школу на мысе Сагреш. Считается, что здесь обучался и Христофор Колумб.

Получив прекрасное образование, Магеллан отправляется служить в военно-морской флот, и в период с 1505 по 1513 год дослуживается до звания капитана. Несмотря на проявленную храбрость, Фернан был отчислен в запас из-за ложного доноса. Не сумев выдержать несправедливой обиды, он в 1517 году отказался от португальского подданства и переехал в Испанию.

По прибытии Магеллан предложил испанскому королю Карлу I необычный для того времен эксперимент, который мог прославить испанскую корону. Суть предложения была в организации первого кругосветного плавания. Стоит напомнить, что основной гипотезой относительно планеты в Средние века была версия о плоской земле.

Но открытие новых материков и астрономические наблюдения косвенно предполагали шарообразную форму.

Убедиться в этом можно было только на практике.

Первая в мире кругосветка стартовала 20 сентября 1519 года из портового испанского города Санлукар-де-Баррамеда. Отсюда ранее отправился в третью экспедицию Христофор Колумб. В состав эскадры вошли пять кораблей, одним из которых – «Тринидадом» – командовал непосредственно Магеллан.

Значение для современности

Два месяца спустя, 29 ноября 1519 года, эскадра достигла побережья Южной Америки. Еще через месяц, 26 декабря, корабли встали на отдых около аргентинского города Ла-Плата.

Целью остановки, помимо приведения кораблей и снасти в порядок после трансатлантического перехода, была проверка одноименного с городом эстуария.

Ранее существовала гипотеза о том, что в бухту Ла-Плата втекает внутренний пролив, но оказалось, что это место является слиянием устьев двух рек – Парана и Уругвай.

Проведя менее года в реорганизации экспедиции, вызванной потерей одного из судов, 21 октября 1520 года Магеллан и его эскадра вошли в пролив, расположенный на территории современного Чили.

Читайте также:  Пошаговая инструкция по возврату госпошлины

Этот сквозной водный проход через материк из Атлантического океана в Тихий длиной в 575 километров сегодня называется Магелланов пролив. В неизведанные ранее воды Тихого океана, название которого принадлежит Магеллану, корабли вышли 28 ноября.

Они отправились в сторону уже известного тогда Филиппинского архипелага.

Убедиться в шарообразности Земли сегодня можно, совершив кругосветное путешествие на судне или пролетев транзитом на самолете. Часть этого пути преодолевают туристы, отправляясь в дальние страны, например, на курорты Латинской Америки.

Магеллан первым из европейцев прошел вдоль побережья Южной Америки южнее Ла-Платы.

Уругвай, Чили, Бразилия, Аргентина – все эти государства сегодня предлагают пляжный, этнографический туризм, а на ежегодный музыкальный фестиваль в Рио-де-Жанейро продаются специальные туры.

Кроме ряда континентальных земель, Магеллан открыл некоторые из островов архипелага Туамоту. Сегодня эти пляжные территории называются Острова россиян, из-за множества наименований в честь видных российских деятелей – Кутузова, Румянцева и других.

Заключение

Добравшись весной 1521 года до Филлипинского архипелага, экспедиция встала на якорь у острова Мактан. Здесь, в стычке с местными племенами, их вождем Лапу-Лапу 27 апреля 1521 года был убит Фернан Магеллан.

Вождю, как национальному герою, сегодня установлен памятник, а напротив находится и могила Магеллана. Экспедиция после его смерти потеряла людей, еще один корабль и 6 сентября 1522 года вернулась домой.

экспедиции Магеллана

Итак, парусники «Тринидад», «Консепсьон», «Сан-Антонио», «Виктория» и «Сантьяго» взяли на борт более 250 членов экипажа плюс запас провизии и всего необходимого в расчете на 2 года автономного плавания.

Провизия была обыкновенна для тогдашних морских плаваний: мука, различные крупы, фасоль, сухари, вино, растительное масло, копчености и солености, мед, сухофрукты.

Вооружение флотилии состояло из 70 пушек разной мощности, были аркебузы, арбалеты, холодное оружие и доспехи.

Товары для предполагаемой обменной торговли: металлические изделия, разную материю, украшения, бусы, зеркала, всякие побрякушки.

Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой снаряжения, продуктов и товаров для предполагаемой торговли.

Полная смета экспедиция превосходила сумму в 8 миллионов мараведи (*) . (Для сравнения: первая экспедиция Колумба обошлась в сумму примерно 4 миллиона мараведи.)

Капитаны кораблей на старте плавания:

«Тринидад» — Фернандо Магеллан

«Сан-Антонио» -Хуан Картахена (испанец)

«Консепсьон» — Гаспар Кассада (испанец)

«Виктория» — Луис Мендоса (испанец)

«Сантьяго» — Жуан Серран (португалец)

Указание национальности капитанов, к сожалению, имеет значение, ибо все три испанских капитана стояли в оппозиции к Магеллану — им не нравилось, что ими командует иноземец, хотя Магеллан на тот момент уже имел испанское подданство. Это противостояние еще не раз приведет к серьезным конфликтам и неприятностям во время плавания. Воистину «когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет».

Но, несмотря на все препятствия, к середине сентября 1519 года корабли экспедиции были полностью укомплектованы и готовы к старту. И .

Могучая, хорошо вооруженная флотилия Лоайсы вышла в море 24 июля 1525 года. Согласно королевским инструкциям, а их в общем у Лоайсы было пятьдесят три, флотилия должна была следовать по пути Магеллана, но избегать его ошибок. Но ни Элькано — главный советник короля, ни сам король не предвидели, что это будет последняя экспедиция, посланная через Магелланов пролив. Именно экспедиции Лоайсы было суждено доказать, что это не самый выгодный путь. И все последующие экспедиции в Азию отправлялись из тихоокеанских портов Новой Испании (Мексики).

26 июля суда обогнули мыс Финистерре. 18 августа суда попали в сильный шторм. На адмиральском судне сломало грот-мачту, но посланные Элькано два плотника, рискуя жизнью, все же добрались туда на маленькой шлюпке. Пока ремонтировали мачту, флагманское судно столкнулось с судном «Парраль», сломав ему бизань-мачту. Плавание проходило очень тяжело. Не хватало пресной воды, провизии. Кто знает, как сложилась бы судьба экспедиции, если бы 20 октября впередсмотрящий не увидел на горизонте остров Аннобон в Гвинейском заливе. Остров был пустынным — лишь несколько скелетов лежало под деревом, на котором была вырезана странная надпись: «Здесь покоится несчастный Хуан Руис, убитый потому, что он этого заслуживал». Суеверные моряки увидели в этом грозное предзнаменование. Корабли спешно налились водой, запаслись провизией. Капитаны и офицеры флотилии по сему случаю были созваны на праздничный обед к адмиралу, который чуть было не кончился трагически.

На стол была подана огромная, неизвестной породы рыба. По словам Урданеты — пажа Элькано и летописца экспедиции, — у некоторых моряков, «отведавших мяса этой рыбы, зубы у которой были, как у большой собаки, так разболелись животы, что думали, что они не выживут». Вскоре вся флотилия покинула берега негостеприимного Аннобона. Отсюда Лоайса решил плыть к берегам Бразилии. И с этого момента для «Санкти-Эспиритус», судна Элькано, началась полоса несчастий. Не успев поставить паруса, «Санкти-Эспиритус» едва не столкнулся с адмиральским кораблем, а затем вообще на некоторое время отстал от флотилии. На широте 31º после сильного шторма исчез из виду адмиральский корабль. Командование оставшимися судами принял на себя Элькано. Затем от флотилии отделился «Сан-Габриэль». Оставшиеся пять судов в течение трех дней разыскивали адмиральское судно. Поиски оказались безуспешными, и Элькано приказал идти дальше, к Магелланову проливу.

12 января суда стали в устье реки Санта-Крус, и, поскольку ни адмиральское судно, ни «Сан-Габриэль» сюда не подошли, Элькано созвал совет. Зная по опыту предыдущего плавания, что здесь прекрасная стоянка, он предложил ожидать оба судна, как это и было предусмотрено инструкциями. Однако офицеры, стремившиеся поскорее войти в пролив, советовали оставить в устье реки только пинассу «Сантьяго», зарыв в банке под крестом на островке сообщение о том, что суда направились в Магелланов пролив. Утром 14 января флотилия снялась с якоря. Но то, что Элькано принял за пролив, оказалось устьем реки Гальегос, в пяти-шести милях от пролива. Урданета, который, несмотря на свое восхищение Элькано. сохранил способность относиться к его решениям критически, пишет, что такая ошибка Элькано его очень поразила. В тот же день они подошли к настоящему входу в пролив и стали на якорь у мыса Одиннадцати Тысяч Святых Девственниц.

Читайте также:  Стало известно, что половина россиян готова тратить деньги на образование

Судно шло одно, на необъятном горизонте не было видно ни паруса, ни острова. «Каждый день, — пишет Урданета, — мы ждали конца. В связи с тем, что к нам перебрались люди с потерпевшего крушение судна, мы вынуждены сократить паек. Мы много трудились и мало ели. Нам пришлось пережить большие трудности, и некоторые из нас погибли». 30 июля скончался Лоайса. По словам одного из участников экспедиции, причиной его смерти был упадок духа; он так сильно переживал потерю остальных судов, что «становился все слабее и умер». Лоайса не забыл упомянуть в завещании своего главного кормчего: «Я прошу, чтобы Элькано были возвращены четыре бочонка белого вина, что я ему должен. Сухари и другую провизию, что лежит на моем судне «Санта-Мария де ла Виктория», пусть отдадут моему племяннику Альваро де Лоайса, который должен разделить ее с Элькано». Говорят, что к этому времени на судне остались только крысы. На судне многие болели цингой. Куда Элькано ни бросал взгляд, везде он видел опухшие бледные лица и слышал стоны моряков.

С того времени, как они вышли из пролива, от цинги погибло тридцать человек. «Все они погибли, — пишет Урданета, — из-за того, что у них опухли десны и они ничего не могли есть. Я видел человека, у которого так распухли десны, что он отрывал куски мяса толщиной с палец». У моряков была одна надежда — Элькано. Они, несмотря ни на что, верили в его счастливую звезду, хотя он был настолько болен, что за четыре дня до смерти Лоайсы сам составил завещание. В честь вступления Элькано в должность адмирала — должность, которой он безуспешно добивался два года назад, — был дан пушечный салют. Но силы Элькано иссякали. Настал день, когда адмирал уже не мог встать с койки. В каюте собрались его близкие и верный Урданета. При мерцающем свете свечи было видно, как они исхудали и сколько выстрадали. Урданета становится на колени и одной рукой касается тела своего умирающего хозяина. Священник внимательно следит за ним. Наконец он поднимает руку, и все присутствующие медленно опускаются на колени. Странствия Элькано окончены…

«Понедельник, 6 августа. Скончался доблестный сеньор Хуан Себастьян де Элькано». Так отметил Урданета в своем дневнике смерть великого мореплавателя.

Четыре человека поднимают обернутое в саван и привязанное к доске тело Хуана Себастьяна. По знаку нового адмирала они бросают его в море. Раздался всплеск, заглушивший молитвы священника.

Фернан Магеллан родился в 1480 году в португальском городе Саброза в дворянской семье. О детстве и юности известного мореплавателя сведений имеется очень мало. Известно лишь, что какое-то время юноша служил пажом при дворе королевы Леоноры Ависской. Мы знаем также, что молодой Фернан участвовал в морских экспедициях и сражениях, и даже получил несколько ранений.

Историки описывают несколько случаев, которые свидетельствуют о недюжинной отваге Магеллана.

Так, однажды Фернан сумел предупредить экипаж флагманского корабля португальской эскадры о предстоящем нападении малайцев. Благодаря смелому поступку моряки успели подготовиться к сражению и победить.

В другой раз Магеллан после кораблекрушения согласился остаться на необитаемом острове вместе с простыми матросами, тогда как другие офицеры в лодках отправились за помощью. Это помогло предотвратить бунт, ведь матросы были уверены, что господа офицеры просто удерут, бросив их на произвол судьбы крошечном клочке суши.

Краткая биография Магеллана

Ф. Магеллан (Магальяйнш) родился в Португалии в 1470 году. Однако главные достижения перед наукой он совершил под испанским флагом. Юноша происходил из знатной семьи, поэтому получил хорошее обучение, а также практику на флоте. Выйдя в отставку, Магеллан Фернандо переехал в Испанию, где предложил королю проект морского похода, который после многих раздумий все же был принят. И вот экспедиция из пяти кораблей отправилась в знаменитое путешествие.

Во время этого плавания было открыто и нанесено на карту побережье Южной Америки, южный пролив, который позже получил его имя, Патагонские Кордильеры. Путь странников пролегал через Тихий океан, в который раньше не заходили корабли европейцев, остров Гуам, Филиппинны. Там в схватке с аборигенами Фернандо погиб, но его команда закончила великое дело.

В результате экспедиции Магеллана было установлено наличие единого Мирового океана, доказано, что планета имеет форму шара. Но эти сведения были оценены обществом значительно позже.


Похожие записи:

Добавить комментарий