Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность в Минюст за 2021 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.
Что такое некоммерческие организации
НКО создаются для выполнения каких-либо социальных задач. Их тоже разделяют на различные типы. Организации создают в виде Фондов, Ассоциаций, Частных учреждений, Адвокатских коллегий и бюро, Общественных и Автономных некоммерческих организаций (АНО).
АНО — это форма НКО, которое оказывает услуги, в сферах: образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Такие организации получают добровольные имущественные взносы и имеют льготное налогообложение.
Предприятия могут быть частью обеспечения реализаций, предусмотренных законодательством РФ — школа или университет. Также учреждения оказывают помощь в тех социальных сферах деятельности, где у государства не хватает материальных и трудовых ресурсов, например, некоммерческий благотворительный фонд. Положение, формы, порядок создания, виды деятельности и основы управления некоммерческих организаций регулирует Федеральный закон №7-ФЗ от 12.01.1996 года.
НКО разрешено получать прибыль от предпринимательства. Условия формирования имущества вписывают в учредительные документы организации и учитывают отдельно от основного дохода. Также финансы поступают в учреждения другими способами:
- учредители и участники платят взносы;
- граждане вносят пожертвования;
- организация сдаёт в аренду имущество, которое числится у неё на балансе;
- иные способы получения доходов, разрешённые законодательством РФ.
Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст
При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:
№ п/п | Наименование принципа. | Суть принципа. |
1. | Достоверность. | Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов. |
2. | Краткость. | Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации. |
3. | Точность. | Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется. |
4. | Соответствие форм. | Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок. |
Порядок и сроки сдачи отчетности
В соответствие с действующим законодательством все НКО обязаны ежегодно предоставлять отчеты в Министерство Юстиций одним из предложенных способов:
- размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
- личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
- публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного государственного органа — Министерства Юстиции.
Все вышеперечисленные способы предоставления отчетности имеет одинаковую юридическую силу и абсолютно равнозначно могут быть использованы организацией.
Важно! Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.
При этом отдельно стоит отметить положение некоммерческих агентов иностранных компаний. В своей деятельности они руководствуются теми же требованиями, однако дополнительно должны предоставлять:
- раз в пол года — сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена,
- раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.
- один раз в год – аудиторская проверка.
В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.
Какие отчеты изменятся?
Вот список документов, формы которых получили новые редакции:
- отчеты о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов и работников;
- отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества;
- отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;
- отчет о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);
- отчеты структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.
Некоммерческие организации в России могут работать в разных сферах и отраслях. Состав отчетности во многом зависит от вида деятельности. Так, например, формы ОН0002 и ОН0001 не сдают товарищества собственников недвижимости, ТСЖ, потребительские кооперативы. Причина проста: интерес у контролирующих структур деятельность таких организаций не вызывает. Для всех остальных НКО представление в Минюст указанных форм отчетности является обязательным. За просрочку и игнорирование требований предусмотрены санкции.
Не только вид деятельности влияет на отчетность. Продолжая тему тех же форм ОН0002 и ОН0001, отметим, что сдаются они только при наличии соответствующих показателей. То есть нет иностранных учредителей – нет и сведений о них. То же самое с финансированием, имуществом и использованием ресурсов и средств.
Если у организации годовой объем поступлений не превышает 3 миллионов рублей, отчеты ОН0002 и ОН0001 тоже можно не сдавать. Вместо них в Минюст подается заявление, позволяющее продолжить ведение некоммерческой деятельности.
Для НКО с определенными видами деятельности предусмотрена специальная отчетность. Для казачьих обществ это форма ГРК003, для иностранных фирм-агентов – ОИА001, а от религиозных организаций Минюст ждет ежегодный отчет по форме ОР0001.
Выбор формы отчетности нередко вызывает затруднения у бухгалтеров, особенно у начинающих. Во избежание ошибок рекомендуется сверяться с информацией на сайте Минюста. Ресурс позволяет автоматизировать выбор формы при заполнении специальной таблицы.
Финансовый аудит бухотчетности — это независимая оценка полноты, правильности, достоверности и законности ведения бухучета и составления отчетов. Причем проводить аудиторскую проверку отчетов бухгалтерии имеют право только специализированные аудиторские организации или частные аудиторы, прошедшие лицензирование.
Некоммерческое предприятие, как и учреждение бюджетной сферы, не относится к организации, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Однако учредитель (собственник, наблюдательный совет, высший орган управления) НКО может принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки для проведения экспертной оценки и получения достоверного заключения о качестве ведения бухучета в организации.
В таком случае должен быть разработан и доведен до заинтересованных лиц порядок проведения аудиторской проверки. Должны быть конкретно определены продолжительность мероприятия, направления учета, перечень документации, которые подвергнутся контролю.
Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента
Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).
В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).
Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.
Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:
- получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
- участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.
Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).
Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.
Что собой представляют новые формы 1-СОНКО и 1-НКО
Как было отмечено выше, как 1-СОНКО, так и 1-НКО представлены Приказом № 540. Новые форы отчетности можно найти, скачать, заполнить также на сайте Росстата (в том числе территориальных органов).
Форма (№) | Бланк | Что включает |
1-СОНКО |
6 разделов
(данные по видам деятельности НКО, по формам работы и их итогам, о наличии помещений, количестве участников) |
|
1-НКО |
3 раздела
(сведения об источниках, объемах формирования средств и имущества, об их использовании, а также о количестве участников НКО) |
Следует заметить, что полный список отчетности, которую следует подавать в Росстат, зависит от категории юрлица, заявленных видов экономической деятельности и т. д. согласно указаниям по заполнению новых отчетов.
Отчетность по неактуальным устаревшим формам не принимается. Посему до заполнения, подготовки, отправки отчетов следует проверить их на предмет обновлений. Стандартно Росстат обновляет шаблоны на протяжении года.
Порядок и сроки сдачи отчетности
В соответствие с действующим законодательством все НКО обязаны ежегодно предоставлять отчеты в Министерство Юстиций одним из предложенных способов:
- размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
- личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
- публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного государственного органа – Министерства Юстиции.
Все вышеперечисленные способы предоставления отчетности имеет одинаковую юридическую силу и абсолютно равнозначно могут быть использованы организацией.
Важно! Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.
При этом отдельно стоит отметить положение некоммерческих агентов иностранных компаний. В своей деятельности они руководствуются теми же требованиями, однако дополнительно должны предоставлять:
- раз в пол года – сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена,
- раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.
- один раз в год – аудиторская проверка.
В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.
Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст
При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:
№ п/п | Наименование принципа. | Суть принципа. |
1. | Достоверность. | Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов. |
2. | Краткость. | Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации. |
3. | Точность. | Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется. |
4. | Соответствие форм. | Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок. |
Налоговая отчетность: ОСНО
НКО на общем режиме сдают налоговую отчетность, обязательную для всех организаций.
Налог на прибыль
Сдавать декларацию по налогу на прибыль обязаны все НПО. Эта обязанность не зависит от того, есть облагаемые доходы или нет. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.
Для НКО, у которых нет прибыли, есть особенности. Они сдают декларацию только раз в год в упрощенном составе:
- Титульный лист (лист 01);
- Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
- Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
- приложение № 1 к налоговой декларации.
Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.
Если некоммерческая орагнизация получает прибыль, декларацию нужно сдавать ежеквартально. При этом авансовые платежи не платят НКО, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).
НДС
НКО на общем режиме обязаны сдавать декларацию по НДС ежеквартально в общем порядке. Если объекта обложения НДС нет, сдайте только титульный лист и раздел 1 (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).
Сдавать единую (упрощенную) налоговую декларацию, которая утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н, НКО может, только если у нее одновременно нет:
- объекта налогообложения по НДС;
- операций по расчетным счетам.
НКО и УСН: условия применения
НКО, созданные в любой форме, могут применять упрощенный режим. Причем как доходный, так и доходно-расходный вариант. НКО являются юридическими лицами, которые также соблюдают нормы Налогового кодекса и ведут учет в соответствии с установленными стандартами.
Не допустимо применение упрощенки инвестиционными фондами и адвокатскими образованиями (ст. 346.12 НК РФ).
Для НКО предусмотрены более лояльные условия применения упрощенного режима. Есть две особенности применения упрощенки НКО:
- НКО может применять упрощенку даже если доля участия другого юрлица составит более 25% (пп. 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
- Возможно применение УСН НКО, у которых стоимость собственных ОС составляет более 150 млн. руб. Это касается неамортизируемых ОС. По остальному имуществу ограничение должно соблюдаться (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Доходы и расходы при УСН НКО учитывают с применением общих правил. При этом взносы учредителей и членов, а также пожертвования для ведения деятельности в соответствии с уставом НКО не нужно включать в расчет доходов (ст. 251 НК РФ).
Отчетность некоммерческих организаций
В ГК РФ указаны несколько организационно-правовых форм предприятий, которые создаются на некоммерческой основе:
- Потребительские кооперативы (союзы, общества).
Принято считать, что такие предприятия образуются только с коммерческой целью. Однако в некоммерческой сфере они могут быть организованы с целью объединения физических и юридических лиц для удовлетворения нужд их участников и решения общих проблем. Например, жилищные кооперативы, кредитные общества граждан, садоводческие и дачные объединения, сельскохозяйственные союзы и др.
Финансирование таких организаций осуществляется за счет участников путем внесения паев. - Фонды.
Они существуют за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц. Фонды преследуют цели, полезные для всего общества: образовательные, социальные, культурные. Часто в виде фондов ведут деятельность благотворительные организации. - Общественные и религиозные организации.
Это добровольные союзы и объединения граждан с общими интересами и нематериальными (например, духовными) потребностями. Такие объединения могут также функционировать в форме учреждения, общественного движения, фонда. Учредителями могут быть как физические, юридические лица, так и их объединения. - Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).
Создаются для координирования предприятий коммерческой сферы и защиты их, а также общих интересов. В качестве учредительной документации выступает учредительный договор, подписанный всеми участниками объединения, и устав. При вступлении в такое объединение самостоятельность каждого члена сохраняется. - Учреждения.
К ним относятся организации, созданные учредителем (учредителями) для осуществления образовательных, социальных, культурных и управленческих функций. При этом учреждения могут быть как на полном финансировании учредителями, так и на частичном. Для ведения деятельности учреждения могут привлекать благотворительные взносы юридических и физических лиц.
Впервые упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях появилось в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 05.04.2010 № 40-ФЗ. К ним можно отнести:
- общественные и религиозные организации;
- казачьи общества;
- автономные некоммерческие организации;
- общества коренных и малочисленных народов в РФ;
- организации, деятельность которых направлена на решение социальных проблем, вопросов и помощь гражданам (например, оказывающие юридическую помощь гражданам, поддержку населению после стихийных бедствий и катастроф, занимающиеся защитой окружающей среды, охраной и восстановлением культурных объектов, мест захоронения и др.).
Порядок и сроки подачи отчётности для НКО
В соответствие с требованиями Министерства Юстиции РФ все некоммерческие организации должны ежегодно сдавать отчётность одним из предложенных способов:
- размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
- личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
- публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного госоргана (Министерства Юстиции).
Каждый из перечисленных способов имеет одинаковую законную силу и может быть использован организациями в равной степени.
Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.
Что же касается некоммерческих агентов иностранных компаний – они подчиняются тем же требованиям, но сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена раз в пол года, и раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.