СТАТЬЯ 24. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СТАТЬЯ 24. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законодательство не содержит универсального определения структурного подразделения организации. Исходя из сложившейся практики, под структурными подразделениями организаций принято считать их части, обособленные по территориальному или функциональному признаку. Так, в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ филиалом или представительством юридического лица является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, при этом филиал осуществляет все функции головной организации или их часть, а представительство может только представлять интересы организации и осуществлять их защиту. При этом под другой местностью, по мнению судебных органов, следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (например, часть третья п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Что такое структурные подразделения образовательной организации

Статья 27. Структура образовательной организации

1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.

7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.

10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Земельный налог — это местный налог, и устанавливается он нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ. Глава 31 НК РФ не предусматривает льгот для организаций образования, однако законами представительных органов муниципальных образований они могут быть введены.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, считающегося налоговым периодом. Ставки для исчисления налога также вводятся законами представительных органов муниципальных образований.

Данный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются по местонахождению земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. На это указывает Письмо Минфина России от 22.06.2005 N 03-05-01-04/198.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

Согласно ст. 230 НК РФ организации обязаны вести учет доходов, полученных физическими лицами, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. Данные сведения представляются независимо от места жительства физических лиц, а также от того, выполняют они работу по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера.

Таким образом, если договор гражданско-правового характера (в том числе договор аренды и договор подряда) заключен между физическим лицом и филиалом, действующим от имени организации, то налог с доходов такого физического лица головная организация должна перечислить в бюджет по месту нахождения филиала, а соответствующую информацию необходимо представить в налоговый орган по месту постановки на учет организации.

Если договор гражданско-правового характера заключен между физическим лицом и организацией, то НДФЛ перечисляется в бюджет по месту нахождения головной организации.

По своей основной деятельности организации образования пользуются льготой согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. Однако если организации образования оказывают и другие услуги, облагаемые НДС, то налог они уплачивают на общих основаниях.

Особенности по уплате НДС обособленными подразделениями в НК РФ не рассматриваются. Пункт 175 НК РФ, который определял порядок начисления и оплаты НДС обособленными подразделениями с 01.01.2002, был отменен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, поэтому налог организация должна уплачивать централизованно.

Согласно гл. 25 НК РФ налог на прибыль платят все организации. В связи с тем, что у организаций образования льгот по налогу на прибыль, полученную от предпринимательской деятельности, нет, то они исчисляют и уплачивают его на общих основаниях. Начисление и оплата авансовых платежей и налога в федеральный бюджет организациями, имеющими обособленные подразделения, в размере 6,5% производятся по местонахождению организации без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Образовательная организация создается:

  • в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Духовные образовательные организации создаются:

  • в порядке, установленном законодательством РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является:

  • государственной,
  • муниципальной или
  • частной.

Государственной образовательной организацией является:

  • образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом РФ.

Муниципальной образовательной организацией является:

  • образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Частной образовательной организацией является:

  • образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями,

  • за исключением иностранных религиозных организаций.

При этом образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка:

  • могут создаваться только Российской Федерацией.

Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода:

  • Российской Федерацией или субъектом РФ создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа),

  • порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Образо��ательная организация реорганизуется или ликвидируется:

  • в порядке, установленном гражданским законодательством,

  • с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Особенности реорганизация и ликвидация образовательных организаций, предусмотренные законодательством об образовании:

  • принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения;

  • принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения;

  • порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством РФ;

  • порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ;

  • создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами РФ.

Статья 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образовательные организации в РФ подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Статьей 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций:

  • реализующих основные образовательные программы:

    • дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

    • общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

    • профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

    • образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

  • реализующих дополнительные образовательные программы:

    • организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

    • организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2022 году

Указанные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

  • дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

  • общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

  • профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

  • образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

  • организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

  • организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация:

  • тип образовательной организации;

  • учредитель или учредители образовательной организации;

  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

  • структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом, например, путем размещения на сайте образовательной организации.

Статья 25 «Устав образовательной организации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством РФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом об образовании.

Особенности управления образовательной организацией, установленные Федеральным законом об образовании:

  • управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности;

  • единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации;

  • в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации;

  • структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством РФ;

  • в целях учета мнения обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

    • создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

    • действуют профессиональные союзы обучающихся и работников образовательной организации.

Статья 26 «Управление образовательной организацией» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

Образовательная организация может иметь в своей структуре:

  • различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся:

    • филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры,

    • подготовительные отделения и курсы,

    • научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро,

    • учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры,

    • учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские,

    • библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы,

    • общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться:

  • кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы,

  • в порядке, установленном федеральным орг��ном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства:

  • не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации;

  • осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

Филиал образовательной организации:

  • создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством,

  • с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом об образовании.

Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации:

  • осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» Федерального закона об образовании.

Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования:

  • создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования:

  • осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

Представительство образовательной организации:

  • открывается и закрывается образовательной организацией.

Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства:

  • осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства,

  • если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства:

  • осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений):

  • НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.

Структура и органы управления организацией

Сотрудника организации чаще всего можно отнести к какой-либо группе: административной, производственной, финансовой, исследовательской и т. д. Так определяется его индивидуальная область задач. При этом, если в малой фирме обязанности целого подобного сектора способен взять на себя один человек, то в достаточно большой корпорации необходимо целое слаженно функционирующее подразделение.

В первую очередь можно разделить структурные единицы на внутренние и обособленные. Первые не обладают всеми признаками организации и существуют исключительно как часть общего предприятия. В свою очередь, вторые часто даже находятся не только в отдельном здании, но и в другом городе и даже стране (филиал, представительство и т. д.).

Глава 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 21. Образовательная деятельность

1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, – научными организациями и иными юридическими лицами (далее – организации, осуществляющие обучение). Образовательная деятельность подлежит лицензированию, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Право осуществления образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, а также деятельности по присмотру и уходу, воспитанию предоставляется индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица, в том числе в рамках индивидуальной педагогической деятельности, при соблюдении им требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к осуществлению образовательной деятельности по указанным образовательным программам.

Статья 22. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в форме учреждения или автономной некоммерческой организации в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в порядке и в сроки, установленные законодательством о государственной регистрации юридических лиц, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

2. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. Государственной является образовательная организация, созданная Российской Федерацией на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, или субъектом Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Российской Федерации. Муниципальной является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом) на базе имущества, находящегося в собственности соответствующего муниципального образования. Частной является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерацией собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами, их объединениями)), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. Образовательные организации, реализующие образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

4. Образовательные организации, реализующие образовательные программы для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением (учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

5. Образовательная организация реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в сфере образования, в том числе прав граждан на получение бесплатного образования. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации не допускается без предварительной экспертной оценки данным органом последствий принятого решения для обеспечения прав граждан на образование, в порядке, установленном статьей 95 настоящего Федерального закона. Реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускается только с согласия населения сельских поселений, обслуживаемых данным учреждением, выраженного представительными органами соответствующих сельских поселений, либо сходом граждан.

Читайте также:  Пенсии работающим инвалидам 3 группы в 2023 году будут ли индексировать

6. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосуда��ственных) образовательных организаций осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 23. Типы образовательных организаций

Для создания связей между необособленным структурным подразделением МБОУ СОШ №1 дошкольные группы и головной организацией администратору сервера необходимо выполнить несколько простых шагов:

Шаг 1. Зайдите в модуль Администратор сервера и на экране Список образовательных организаций найдите подчиненную образовательную организацию МБОУ СОШ №1 дошкольные группы (см. Рисунок 4 .1).

Шаг 2. Выберите в списке МБОУ СОШ №1 дошкольные группы и нажмите кнопку Сведения об ОО. В результате откроется окно Редактирование образовательной организации (см. Рисунок 4 .1).

Теперь необходимо установить связи между филиалами МБОУ Детсад №2, МБОУ Детсад №3 и головной организацией МБОУ СОШ №1.

Связи между обособленными организациями (филиалами) создаются аналогичным образом. Отличие лишь в том, что нужно поставить галочку в поле Филиал/обособленное структурное подразделение.

Последовательность шагов для данной ситуации будет следующая:

Шаг 1. Зайдите в модуль Администратор сервера и на экране Список образовательных организаций найдите подчиненную образовательную организацию МБОУ Детсад №2 (см. Рисунок 4 .3).

Шаг 2. Выберите в списке МБОУ Детсад №2 и нажмите кнопку Сведения об ОО. В результате откроется окно Редактирование образовательной организации (см. Рисунок 4 .3).

Структура и органы управления образовательной организацией

В первую очередь можно разделить структурные единицы на внутренние и обособленные. Первые не обладают всеми признаками организации и существуют исключительно как часть общего предприятия. В свою очередь, вторые часто даже находятся не только в отдельном здании, но и в другом городе и даже стране (филиал, представительство и т. д.).

Основной же классификацией считается следующее разделение:

1. Управления. Эти подразделения занимаются исключительно административными обязанностями. Они контролируют весь рабочий процесс и генерируют новые задачи для каждой отдельной группы. Фактически управления являются одним из немногих структурных элементов, в которых исключено появление каких-либо сотрудников производства. В этой нише трудятся менеджеры, управляющие, бухгалтеры и т. д.

В качестве основы была взята классификация, в рамках которой выделяют 61 отдел. Они будут более-менее структурированы по сходству выполняемых ими обязанностей. Также следует отметить, что на практике их названия могут иметь немного другой вид, но суть от этого не меняется. Более детально с этим поможет ознакомиться внутреннее положение. Структурные подразделения образовательной организации и коммерческого предприятия разнятся из-за разных целей. Так что при изучении конкретных субъектов это нужно учитывать. Ведь преследуются разные цели, над достижением которых и работают структурные подразделения организации. Виды же существуют следующие.

Структурное подразделение организации — это структурная часть, которая выполняет функциональные, производственные задачи. Сотрудники в своей работе руководствуются должностными инструкциями .
Так как структурное подразделение предприятия — это его часть, его нельзя рассматривать в отдельности от самого предприятия, наделять юридической, экономической самостоятельностью. Если руководство организации приняло решение о создании структурного подразделения, нет никакой необходимости или обязательства оповещать регистрационные органы (если речь не идет об обособленном подразделении).

Деятельность структуры отражают в общем балансе компании. Для звена не назначают отдельный статистический код, не открывают и отдельный банковский счет и так далее.

Эксперты «Системы Кадры» расскажут

об особенностях работы ячеек, на которые возложены определенные функции, об оформлении документов при создании таких структур, дадут определение индексатору и подробно опишут способы его создания.

Деятельность структурного подразделения — это выполнение функциональных, производственных задач. В организации может быть разработано Положение о работе структурного подразделения . Это делает руководитель организации с учетом установленных норм законодательства.

  1. Общие положения, где описано сама организация и намерение создать отдельную структуру.
  2. Численности и состава персонала.
  3. Функции и задачи, возложенные на звено.
  4. Цели и методы их достижения.
  5. Порядок назначения руководителя.

Эффективность образовательной деятельности школы во многом определяется свойствами системы её управления. Система управления Коммунарской СОШ №1 строится по сотворческому типу (по классификации Ю.С. Степанова). Данный тип управленческой системы имеет следующие отличительные особенности:

  • каждый сотрудник может быть инициатором выдвижения проблемного вопроса;
  • решение проблемы осуществляется по средствам делегирования руководителем определённых прав и полномочий наиболее компетентным в данном вопросе лицам.

Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об общеобразовательном учреждении, уставом на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности, единоначалия и самоуправления. Система управления Школой учитывает мнение меньшинства, опирается на наличие права вето, методические объединения преподавателей и на властные коллегиальные органы с участием детей.

Органами самоуправления Школы являются: Педагогический совет, Управляющий совет, ученическое самоуправление. Деятельность органов самоуправления регламентируется Уставом и соответствующими локальными актами.

Особое место среди вышеперечисленных органов самоуправления школой занимает Управляющий совет, как принципиально новая форма, создание которой вызвано необходимостью преодолеть «закрытость» школы, её отчуждённость от общества. Управляющий совет – это коллегиальный орган государственно-общественного управления ОУ, призванный решать задачи стратегического управления ОУ. Главной отличительной особенностью данной формы самоуправления является право принимать по вопросам, отнесённым к его компетенции, окончательные управленческие решения, которые становятся обязательными для участников образовательного процесса, включая директора школы.

Общая модель системы управления образовательным учреждением представлена на рисунке 1.

В качестве основных характеристик управленческой деятельности выделяются следующие позиции:

  • определение уровня профессиональных возможностей педагогического коллектива;
  • включение в функциональные обязанности администрации школы, членов методического совета школы вопросов, направленных на решение задач образовательной программы и программы развития школы;

Структурное подразделение образовательной организации это

Исходя из сложившейся практики, под структурными подразделениями организаций принято считать их части, обособленные по территориальному или функциональному признаку. Так, в соответствии со ст. 55 ГК РФ филиалом или представительством юридического лица является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, при этом филиал осуществляет все функции головной организации или их часть, а представительство может только представлять интересы организации и осуществлять их защиту. При этом под другой местностью, по мнению судебных органов, следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (например, часть третья п.

16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2

«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

).

Содержащийся в комментируемой статье перечень структурных подразделений образовательной организации является открытым. В нем наряду с общераспространенными структурными подразделениями (отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, библиотеки, подготовительные отделения и курсы, лаборатории, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, спортивные клубы, общежития и т.д.), присутствуют специфические структурные подразделения, характерные только для отдельных образовательных организаций (конструкторские бюро, учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные театры, интернаты). В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

Такие кафедры создаются в целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, кадрового обеспечения научных исследований.

Порядок создания таких кафедр утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 марта 2013 г.

Описание структуры управления школы

Директор несет ответственность перед государством, обществом, родителями и Учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и Уставом школы, а также за организацию работы по противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности.Формами самоуправления являются- Управляющий Совет,- Педагогический Совет,- Родительский комитет,- Общее собрание трудового коллектива.Педагогический совет состоит из всех педагогических работников и действует постоянно.

Педагогический совет действует в соответствии с Положением о педагогическом совете.Родительский комитет является органом самоуправления школы.Родительский комитет возглавляет председатель. Родительский комитет подчиняется и подотчетен общешкольному родительскому собранию.

Срок полномочий родительского комитета – 1 год.

Каждый университет, государственный или частный, – это полноценное и самостоятельное учебное заведение. В нём обучаются сотни и тысячи студентов. Разумеется, такое количество не может учиться одновременно – их разделяют на определенные потоки. Первый делитель – это курс: в вузе обычно 4–5 курсов, иногда больше.

Далее студенты учебного заведения делятся по факультетам. В организации вуза факультет (от лат. facultas – «способность») – это его главное структурное подразделение, на котором студентов готовят по какой-либо специальности (или нескольким смежным специальностям). Например, в Московском государственном университете (МГУ) действуют 43 факультета. Вот несколько из них:

  • физический;
  • химический;
  • биологический;
  • исторический;
  • филологический;
  • философский;
  • социологический и т. д.

Наименование учебного подразделения что это

Статья 27. Структура образовательной организации

1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Читайте также:  Как получить пособие при рождении ребёнка в 2022-2023 году

6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.

7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.

10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

Создание подразделений основывается на данных о виде деятельности, численности личного состава, местоположения и иных характеристиках. Рассмотрим такой пример: фирма изготавливает бетонные блоки, рекламный отдел занимается сбытом, а учет лежит на бухгалтерии. Но при этом есть значительная разница между различными субъектами. Так, структурные подразделения строительной организации существенно отличаются от того, что есть в составе банковских учреждений. Также учитывается и специфика координации действий различных отделов. Чем большего размера организация, тем важней становится вопрос управления.

В идеале необходимо позаботится о том, чтобы все подразделения были связаны единой целью и обладали всем необходимым информационным обеспечением. По мере роста придерживаться такого положения дел становится всё сложней, что сказывается на взаимодействии и сети коммуникаций. В таком случае очень важно следить за четким разделением обязанностей. Иначе можно ждать внутреннего конфликта. Чтобы избежать неопределённости, следует руководствоваться четкими критериями. И тогда не важно, что является объектом влияния – структурные подразделения кредитной организации, банка, ІТ-компании, завода или сельхозсубъекта – их эффективность будет на высоте.

Положения о структурных подразделениях

Есть несколько оговорок:

  • Положения о структурных подразделениях актуальны только тогда, когда они присутствуют в организации.
  • Их наличие для организации не обязательно.

Структурные подразделения выделяют в установленном порядке как часть предприятия. Ни них возлагают самостоятельные функции, задачи и ответственность. Подразделения не обладают признаками юридического лица и не являются обособленными.

Критерий, по которому выделяют в отдельную структуру некоторую часть предприятия или работников, — наделение ее особыми задачами и функциями. За подразделением закрепляют особые полномочия, необходимые для решения поставленных задач.

Исходя из практики управления, эффективная организация работы и контроля возможна в том случае, если у одного руководителя в подчинении находится не больше 10 сотрудников. Таким образом, крупные подразделения желательно делить на более мелкие:

  • Отделы – на участки, сектора и отделения.
  • Цеха – на участки и сектора.
  • Управление – на службы и отделы.

Самая важная часть положений – упорядочение взаимосвязей между отдельными подразделениями, а также разграничение зон ответственности. Анализ круга вопросов взаимодействия показывает дублирующих друг друга связей.

То есть, не вся поступающая в определенный отдел информация ему нужна.

Разработка положений направлена на упорядочение этих информационных потоков, уменьшение времени их прохождения между руководителем и исполнителем, на повышение качества и скорости принятия решений.

статьи

  • 1 Разработка
  • 2
  • Бесплатная консультация у юриста

Пример в образовательной сфере

В качестве субъекта исследования возьмём крупный университет. Эта организация подходит благодаря своему масштабу, многочисленным подразделениям и весьма широкому спектру осуществляемой деятельности. Итак, первоначально давайте выделим административные подразделения. Каждый университет имеет управляющие составляющие (ректорат, деканат), отдел кадров, бухгалтерию, службу системных администраторов. Также отдельно могут быть научно-исследовательские институты и центры.

Далее деление уже идёт на уровень кафедр. Каждая из них ведёт по 4-6 групп. А если есть заочное обучение, то и 8-12. Таким образом, группы студентов являются наименьшими численными подразделениями в крупных университетах. Эти образовательные учреждения построили буквально идеальное (на бумаге) взаимодействие. Итак, ректорат получает информацию от министерства образования в общих чертах. Потом он передаёт её деканатам в плановые отделы, которые весь нужный материал разбивают на необходимое количество часов, заботятся о предоставлении аудиторий и отсутствии конфликтов. Эта информация в последующем идёт кафедре, которая может внести свои предложения.

Пример в образовательной сфере

В качестве субъекта исследования возьмём крупный университет. Эта организация подходит благодаря своему масштабу, многочисленным подразделениям и весьма широкому спектру осуществляемой деятельности. Итак, первоначально давайте выделим административные подразделения. Каждый университет имеет управляющие составляющие (ректорат, деканат), отдел кадров, бухгалтерию, службу системных администраторов. Также отдельно могут быть научно-исследовательские институты и центры.

Далее деление уже идёт на уровень кафедр. Каждая из них ведёт по 4-6 групп. А если есть заочное обучение, то и 8-12. Таким образом, группы студентов являются наименьшими численными подразделениями в крупных университетах. Эти образовательные учреждения построили буквально идеальное (на бумаге) взаимодействие. Итак, ректорат получает информацию от министерства образования в общих чертах. Потом он передаёт её деканатам в плановые отделы, которые весь нужный материал разбивают на необходимое количество часов, заботятся о предоставлении аудиторий и отсутствии конфликтов. Эта информация в последующем идёт кафедре, которая может внести свои предложения.

Положение о подразделениях

Деятельность структурного подразделения осуществляется на основании специального положения, которое разрабатывается руководством предприятия в соответствии с установленными законодательными нормами. Документ содержит в себе следующие основные разделы:

  • общие положения, в которых производится описание самого предприятия, а также намерений о создании определенной организационной структуры;
  • обзор численности и состава персонала как в общем, так и по каждому подразделению;
  • функции, которые должно выполнять структурное звено;
  • определение целей его деятельности, а также постановка задач, которые обеспечат их достижение;
  • назначение руководства подразделений, а также определение круга их полномочий;
  • описание механизмов взаимодействия между структурными подразделениями, а также с руководящими органами;
  • определение ответственности подразделения в целом, а также руководителя и отдельных работников лично;
  • порядок ликвидации структурного звена с указанием процедуры, а также существенных причин.

Создание подразделений основывается на данных о виде деятельности, численности личного состава, местоположения и иных характеристиках. Рассмотрим такой пример: фирма изготавливает бетонные блоки, рекламный отдел занимается сбытом, а учет лежит на бухгалтерии. Но при этом есть значительная разница между различными субъектами. Так, структурные подразделения строительной организации существенно отличаются от того, что есть в составе банковских учреждений. Также учитывается и специфика координации действий различных отделов. Чем большего размера организация, тем важней становится вопрос управления.

В идеале необходимо позаботится о том, чтобы все подразделения были связаны единой целью и обладали всем необходимым информационным обеспечением. По мере роста придерживаться такого положения дел становится всё сложней, что сказывается на взаимодействии и сети коммуникаций. В таком случае очень важно следить за четким разделением обязанностей. Иначе можно ждать внутреннего конфликта. Чтобы избежать неопределённости, следует руководствоваться четкими критериями. И тогда не важно, что является объектом влияния – структурные подразделения кредитной организации, банка, ІТ-компании, завода или сельхозсубъекта – их эффективность будет на высоте.

Правовые аспекты работы структурных подразделений

Структурное подразделение не может быть рассмотрено в отдельности от предприятия, ведь оно не наделено юридической или экономической самостоятельностью. В соответствии с законодательством, можно выделить следующие особенности данных структурных единиц:

  • если руководство предприятия приняло решение о том, что необходимо создать структурное подразделение, то нет никакой надобности или обязательства сообщать об этом в регистрационные органы;
  • не требуется постановка на учет в налоговых органах, пенсионных и страховых фондах;
  • для структурного подразделения не ведется отдельных бухгалтерских документов, а его деятельность отражается в общем балансе организации;
  • для данного звена не назначается отдельный статистический код;
  • не допускается открытие отдельных банковских счетов для структурного подразделения.

Структурное подразделение организации — это: определение и правовые аспекты работы

Структурное подразделение организации — это структурная часть, которая выполняет функциональные, производственные задачи. Сотрудники в своей работе руководствуются должностными инструкциями .
Так как структурное подразделение предприятия — это его часть, его нельзя рассматривать в отдельности от самого предприятия, наделять юридической, экономической самостоятельностью. Если руководство организации приняло решение о создании структурного подразделения, нет никакой необходимости или обязательства оповещать регистрационные органы (если речь не идет об обособленном подразделении).

Деятельность структуры отражают в общем балансе компании. Для звена не назначают отдельный статистический код, не открывают и отдельный банковский счет и так далее.

Эксперты «Системы Кадры» расскажут

об особенностях работы ячеек, на которые возложены определенные функции, об оформлении документов при создании таких структур, дадут определение индексатору и подробно опишут способы его создания.

Главное отличие обособленного подразделения от филиала в том, что сведения о структуре первого типа не должны вноситься в учредительные документы фирмы и ЕГРЮЛ. В целом учреждение обособленного подразделения — более простая процедура, чем создание филиала. Выше мы рассмотрели, в чем это заключается — в необходимости принятия решения о формировании филиала на собрании учредителей, передачи копий устава или корреспондирующих с ним источников в ФНС, а также назначения руководителя соответствующей структуры.

Вместе с тем у обоих рассматриваемых локальных учреждений есть много общего. Так, ни одно ни другое не являются независимым от головного офиса юридическим лицом. То имущество, которым они пользуются, принадлежит основной организации. Учреждаются обособленные подразделения фирм и филиалы, как правило, в одних и тех же целях — расширения представительства бренда, решения локальных задач, связанных с развитием бизнеса.

Определив, в чем разница между обособленным подразделением и филиалом, зафиксируем выводы в таблице.


Похожие записи:

Добавить комментарий