Программа пенсионной реформы 1998 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа пенсионной реформы 1998 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Продолжился рост номинальной и реальной пенсии. Начисленная выросла практически вдвое, реальная также демонстрирует высокий рост, на 78%. Но пересчитанное в сегодняшние цены пособие за это время увеличилось немногим меньше, на 55%.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Преимущества разных моделей пенсионного обеспечения

С точки зрения макроэкономического анализа независимо от способа финансирования пенсионного обеспечения и формулы расчета выплат любая пенсионная система представляет собой часть «национального пирога». Ее размеры (то, что потребляется пенсионерами) можно условно определить как произведение средней пенсии на общее число пенсионеров. В финансово сбалансированной пенсионной системе ее расходы равны доходам. Доходы пенсионной системы рассчитываются как произведение страховых взносов на число застрахованных. Если упростить картину, получим равенство:

тариф страховых взносов х средняя зарплата х число застрахованных = коэффициент замещения (то есть доля пенсии в зарплате) х средняя зарплата х число пенсионеров.

Отсюда нетрудно вывести, что в финансово сбалансированной пенсионной системе коэффициент замещения зависит, во-первых, от тарифа страховых взносов, во-вторых, от соотношения между работниками и пенсионерами, то есть от коэффициента поддержки.

Но если это правило справедливо для любой пенсионной системы, зачем ее реформировать? Не проще ли оставаться в рамках прежней распределительной системы с установленными выплатами, в которой пенсии платятся за счет текущих отчислений работников, а их размер устанавливается заранее – как правило, в процентах от заработной платы при условии работы в течение определенного количества лет и достижения некоторого пенсионного возраста? По крайней мере такая система более понятна населению.

Проблема в том, что, если размер будущей пенсии устанавливается заранее, государство до конца не представляет себе объем будущих пенсионных обязательств. При этом если под влиянием, например, старения населения число пенсионеров растет, а застрахованных – сокращается, то для выполнения ранее выданных обязательств требуется все больше увеличивать тариф страховых отчислений. Он может оказаться столь большим, что будет непосильным для работников и работодателей. Как следствие может вырасти безработица или теневая, неформальная занятость.

Альтернативой системе с установленными выплатами является система с установленными (фиксированными) взносами, которая позволяет лучше представлять объем будущих пенсионных обязательств и держать их рост под контролем. Теоретически в этой системе государство и общество условно договариваются о социально приемлемой доле «пирога» – пенсионных расходов, исходя из которой рассчитывается тариф страховых отчислений. Этот тариф в дальнейшем остается неизменным, тогда как пенсия зависит от объема страховых отчислений на протяжении всей жизни человека плюс его прирост на величину индексации или доходности пенсионных накоплений. В этом случае увеличение числа пенсионеров в расчете на занятого приводит к падению ставки замещения, но система остается сбалансированной. Если ставка замещения опускается ниже социально приемлемого уровня, государство и население могут пересмотреть прежние условия социального контракта, договориться о новом тарифе отчислений.

При чем же здесь накопления? Дело в том, что формирование обязательных пенсионных накоплений означает появление в экономике «длинных денег», которые могут инвестироваться в долгосрочные инвестиционные проекты, тем самым способствовать устойчивому экономическому росту, увеличивая размер будущего «пирога». Опыт Чили и других стран показал также, что введение накопительной пенсионной системы может выступать катализатором роста и оздоровления национальных финансовых рынков, если оно сопровождается улучшением их регулирования. Важное побочное следствие накопительной системы – повышение привлекательности страны для иностранных инвестиций. А для населения накопительная система более привлекательна в периоды, когда реальная доходность инвестиций превышает рост заработной платы.

Безусловно, не все так однозначно: не случайно лучшие пенсионные эксперты мира до сих пор спорят о том, насколько накопительная пенсионная система выгоднее для населения по сравнению с распределительной, насколько ощутимо ее позитивное влияние на экономику и действительно ли она меньше зависит от рисков демографического старения. В результате дискуссий появились смешанные пенсионные системы, в которых накопительный элемент сочетается с распределительным. Это позволяет диверсифицировать риски в пенсионном обеспечении и извлекать выгоду из периодов, когда рост зарплаты превышает доходность инвестиций и когда соотношение между этими показателями меняется. Как показал мировой опыт, чтобы реформа была успешной, необходимо усилить роль государства в качестве регулятора и просветителя.

Источники: Barr N. (2002). Reforming Pensions: Myths, Truths and Policy Choices // International Social Security Review. Vol. 55. № 2. P. 3–36; Góra M. & Palmer E. (2004). Shifting Perspectives in Pensions // IZA Discussion Paper. № 1369, October; Хольцман Р., Хинц Р. и др. (2005). Обеспеченная старость в XXI веке: Пенсионные системы и реформы в международной перспективе. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия; Barr №. (2006). Pensions: Overview of the Issues, Oxford Review of Economic Policy. Vol. 22. № 1, Spring. P. 1–14.

Условно-накопительные счета отличаются от «безусловно» накопительных тем, что средства, зачисляемые на них, не размещаются в финансовых активах, а расходуются на выплату пенсий в текущем периоде. Тем самым обеспечиваются защита от финансовых рисков и сохранение средств в пенсионной системе. Работник регулярно получает информацию о состоянии счета (поступивших взносах и «доходе» в виде величины индексации сформированного условного «пенсионного капитала»). При выходе на пенсию «пенсионный капитал» конвертируется в регулярные пенсионные выплаты с учетом изменений в периоде ожидаемой продолжительности жизни в пенсионном возрасте[36].

В Программе 1998 года (в отличие от Концепции 1995 года) размер всей заработанной пенсии зависел от изменений в ожидаемой продолжительности жизни, что позволяло минимизировать влияние фактора старения на пенсионную систему, не требовалось повышать пенсионный возраст, поскольку предполагалось, что уменьшение размера пенсии под влиянием демографических изменений будет побуждать людей дольше оставаться на рынке труда. Эта Программа «перегибала палку» в последовательном проведении принципа полной зависимости размера пенсии от демографической ситуации: предложенный в ней раздельный учет продолжительности жизни мужчин и женщин неминуемо привел бы к существенному сокращению пенсий женщин. Хотя скорее всего ситуацию удалось бы исправить, перейдя в будущем к учету продолжительности жизни для обоих полов (так называемому «гендерно нейтральному знаменателю»).

Читайте также:  Что полагается за третьего ребенка?

По сравнению с Концепцией 1997 года размер взносов, перечисляемых в накопительную часть, был существенно снижен[37]. Накопительные пенсионные взносы и накопленные доходы от их инвестирования образовывали пенсионные резервы, которые подлежали инвестированию ПФР через независимые управляющие компании и могли расходоваться лишь на выплату трудовых накопительных пенсий лицам, имевшим соответствующие накопления на именных накопительных счетах в ПФР. Роль НПФ в управлении пенсионными накоплениями была заметно ограничена: они могли стать полноправными участниками пенсионной реформы лишь с 2005 года.

Первые выплаты накопительных пенсий в форме аннуитетов должны были начаться уже в 2005 году. В долгосрочной перспективе планировалось размер трудовой пенсии, финансируемой из накопительного источника, довести до 50% общей величины трудовой пенсии.

Социальные пенсии были оставлены для лиц, не сумевших заработать трудовую пенсию, но без проверки их имущественного положения. Эти пенсии должны были финансироваться из бюджета за счет общих налогов, что позволяло снизить налоговую нагрузку на работников и работодателей.

Минимальная пенсия в России по годам и средняя

Таблица. Средняя пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер средней пенсии, в рублях
2020 15400
2019 14900
2018 14300
2017 13620
2016 13132
2015 11783
2014 10888,7
2013 10400
2012 9040,5
2011 8202,9
2010 7476,3
2009 5191,1
2008 4198,6
2007 3115,5
2006 2726,1
2005 2364
2004 1914,5
2003 1637
2002 1378,5
2001 1023
2000 694,3
1999 449

Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.

Как посчитать пенсионные баллы за советский стаж: пример

Итак, гражданин Букин в 2018 году вышел на пенсию, имея общий стаж 36 лет. Из них с 1982 по 2000 гг. он трудился инженером в «советский период». В годы, взятые для расчета пенсии, он получал 320 рублей, и соотношение к средней зарплате по стране у него максимальное – 1,2. Стажевый коэффициент Букина: 0,55 + 0,11 = 0,66.

Вначале определяем РРТП: (1,2 х 0,66) х 1671 = 1323,43 рубля

Так как считать пенсионные баллы за советский стаж можно, лишь зная размер пенсионного капитала, определяем его для Букина: (1323,43 – 450) х 228 = 199 142 руб. 18-летний советский стаж позволяет увеличить сумму на 18% – до 234 987 рублей.

Теперь высчитывается число советских пенсионных баллов: (234987 / 228 х 5,6148) / 64,10 = 90 баллов.

Как в России индексировали пенсии

В 2010 году было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий — они были объединены в страховую часть.

С 2010 года размер страховой части трудовой пенсии индексировался 12 раз (включая повышение с 1 января 2018 года). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 годах и 2017 году корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015, 2016 годах — один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 года — на 11,4%. Меньше всего пенсии выросли с 1 января 2018 года — на 3,7%. В 2016 году при индексации 1 февраля правительство впервые приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Вторую индексацию в 2016 году было решено заменить на единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей.

В 2017 году пенсии повышались дважды. 19 января было подписано постановление правительства РФ об индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно документу, с 1 февраля она проиндексирована на 5,4% — т. е. на уровень инфляции в 2016 году. Повышение пенсии коснулось только неработающих пенсионеров. Постановление о повышении социальных пенсий (на 1,5%) было подписано 16 марта. C 1 апреля страховые пенсии увеличились на 0,38% (в рамках законодательства, без специального постановления), причем повышение было сделано как для неработающих, так и для работающих пенсионеров.

По данным Росстата, средний номинальный размер назначенных пенсий в 2010-2017 годах вырос в 2,15 раза в рублевом эквиваленте: с 6177,4 рубля ($203) до 13336 рублей ($232).

1 января 2018 года в России состоялась индексация страховых пенсий. Для неработающих пенсионеров выплаты выросли на 3,7% (выше уровня инфляции, которая составила около 2,5%). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости достиг 14151 рубля.

Социальные пенсии в предыдущий раз индексировались 1 апреля 2018 года — на 2,9% — до 9062 рублей. Соответствующее постановление было подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым 20 марта.

1 августа 2018 года были проиндексированы пенсии работающих пенсионеров. Максимальная прибавка составила 235 рублей.

В целях своевременной реализации Постановления Правительства РФ от 1 апреля 1999 г. N 363 и Указа Президента РФ от 30 марта 1999 года N 392 следует руководствоваться следующим.

1. При назначении и перерасчете пенсий в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» в период с 1 мая 1999 года до 1 августа 1999 года для определения размера пенсии применяется среднемесячная зарплата за I квартал 1999 года в размере 851 рубль. Лицам, которым пенсия с применением ИКП была ошибочно исчислена из заработка за 12 месяцев работы, при перерасчете этой пенсии с 1 мая 1999 года из среднемесячной заработной платы 851 рубль заработок пенсионера должен быть приведен в соответствие с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» за исключением случаев, когда это может повлечь уменьшение размера ранее установленной пенсии.

2. В соответствии с пунктом «е» статьи 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с 1 мая 1999 года составляет 94 рубля 29 копеек.

В связи с этим с 1 мая 1999 года минимальные размеры других пенсий, максимальные размеры пенсий, надбавки, повышения, социальные пенсии определяются исходя из этого минимума.

Пенсии, исчисленные в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 без применения ИКП, с 1 мая 1999 года подлежат увеличению на индекс роста указанной заработной платы в 1,12 раза.

При назначении или перерасчете пенсий без применения ИКП после 1 мая 1999 года суммы заработка, полученные до 1 мая 1999 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов, включая коэффициент 1,12, определяемый индексом роста среднемесячной зарплаты за I квартал 1999 года. Суммы заработка, полученные после 1 мая 1999 года, учитываются без применения указанных коэффициентов. Размер пенсии при этом в 1,12 раза не повышается.

Пенсии, сохраненные с производственным районным коэффициентом после 1 апреля 1998 года, подлежат с 1 мая 1999 года повышению в 1,12 раза.

3. Лицам, которым пенсии исчислены без применения ИКП, с 1 мая 1999 года компенсационная выплата устанавливается в соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 1999 года N 392 «О компенсационной выплате малообеспеченным категориям пенсионеров» в зависимости от суммы пенсии (включая надбавки и повышения).

Лицам, которым пенсия установлена в сумме 94 руб. 29 коп. и ниже, размер компенсационной выплаты составляет 210 руб. в месяц. Лицам, которым пенсия установлена в сумме от 94 руб. 30 коп. по 219 руб. 29 коп., размер компенсационной выплаты определяется в виде разницы между 304 руб. 29 коп. и суммой пенсии.

Читайте также:  Можно ли перенести отпуск на следующий год?

Лицам, которым пенсия установлена в сумме 219 руб. 30 коп. и выше, размер компенсационной выплаты составляет 85 руб. в месяц.

Лицам, проживающим в районах, где установлены районные коэффициенты к зарплате, при определении размера компенсационной выплаты указанные выше пределы пенсий увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Повышению на этот коэффициент подлежит также компенсационная выплата.

4. Рекомендуем завершить к 23 апреля 1999 года финансирование текущей пенсии. С 26 апреля приступить к авансированию пенсий и компенсационных сумм, причитающихся за май, в целях обеспечения их выплаты в мае в полном объеме.

Погашение задолженности прошлого пер��ода по состоянию на 1 мая 1999 года производить в мае и последующих месяцах за счет средств, превышающих лимит выплаты.

Оперативную отчетность о размере увеличения пенсий с 1 мая, числе получателей пенсий по Законам от 20 ноября 1990 г. N 340-1, 21 июня 1997 года N 113-ФЗ, среднем увеличении пенсий по каждому из законов представить к 5 июня 1999 года.

Данную телеграмму просьба довести до сведения органов соцзащиты населения.

Первый заместитель министра
труда и социального развития
Российской Федерации
Ю.ЛЮБЛИН

Первый заместитель председателя
правления Пенсионного фонда
Российской Федерации
А.КУРТИН

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Формула, по которой рассчитывается страховая пенсия с 2015 года:

число заработанных баллов * стоимость одного балла

Право получать денежное обеспечение имеет гражданин, который за все время трудовой деятельности заработал не менее 30 баллов. Это так называемые страховые выплаты. Кроме них, имеет место и фиксированная часть, которую пенсионер будет получать в любом случае (ранее носила название базовой). Она ежегодно назначается Правительством.

Таким образом, чтобы понять, сколько человек будет получать по выходе на заслуженный покой, необходимо рассчитать только страховую часть, напрямую зависящую от среднего заработка, который имел гражданин за весь трудовой стаж. Именно от этого показателя зависит стоимость одного балла, и, следовательно, размер будущего дохода.

Как рассчитывается страховая пенсия

Формула, по которой рассчитывается страховая пенсия с 2015 года:

число заработанных баллов * стоимость одного балла

Право получать денежное обеспечение имеет гражданин, который за все время трудовой деятельности заработал не менее 30 баллов. Это так называемые страховые выплаты. Кроме них, имеет место и фиксированная часть, которую пенсионер будет получать в любом случае (ранее носила название базовой). Она ежегодно назначается Правительством.

Таким образом, чтобы понять, сколько человек будет получать по выходе на заслуженный покой, необходимо рассчитать только страховую часть, напрямую зависящую от среднего заработка, который имел гражданин за весь трудовой стаж. Именно от этого показателя зависит стоимость одного балла, и, следовательно, размер будущего дохода.

Важный показатель – средняя зарплата по годам для начисления пенсии. В открытом доступе имеются таблицы, в которых приведены эти цифры, начиная с 1960 года. Опираясь на приведенные в них данные, можно хотя бы приблизительно посчитать, на какой размер пенсионных выплат ориентироваться.

Сравните пенсию и цены в разные годы

На начало текущего года средний размер выплат в России достиг значения 14 102,1 руб.

Таблица 6. ТОП-10 самых высоких и низких пенсий в России, по состоянию на 01.01.2019.

Самые высокие Самые низкие
Регионы Руб. Регионы Руб.
1 Чукотский АО 24 291 1 Республика Дагестан 10 903
2 Ненецкий АО 21 661 2 Кабардино-Балкария 11 086
3 Магаданская обл. 21 495 3 Карачаево-Черкессия 11 898
4 Камчатский край 21 229 4 Республика Калмыкия 11 971
5 ХМАО – Югра 20 850 5 Республика Ингушетия 12 005
6 Ямало-Ненецкий АО 20 844 6 Чеченская Республика 12 380
7 Мурманская обл. 19 045 7 Республика Адыгея 12 393
8 Саха (Якутия) 18 901 8 Республика Алтай 12 457
9 Сахалинская обл. 18 655 9 Северная Осетия – Алания 12 515
10 Республика Коми 17 848 10 Астраханская обл. 12 517

Минимальный размер пенсии в Российской Федерации

На величину государственного пособия влияет несколько показателей.

К ним отнесены:

  • размер заработной платы и выработка, имеющаяся у граждан до начала 2002 года;
  • величина взносов, уплаченных работодателем за конкретного работника в ПФР после 2002 года.

Учет взносов производится при использовании лицевого счета. Открывается он в пенсионном органе.

Пенсионные выплаты по старости до 2002 года считаются при использовании отдельной формулы.

Она представлена:

  • С – величина пособия, выплачиваемого гражданину при достижении определенной возрастной категории;
  • П – пенсионный капитал;
  • Д — время, в течение которого гражданин будет получать средства (по состоянию на 2015 год этот показатель составляет 228 месяцев).

Для расчета капитала применяется другая формула.

Программа пенсионной реформы 1998 года

В 2002 году стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

Пенсия была разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы).

Базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 года была установлена в размере 450 руб. (для категории пенсионеров по старости и без иждивенцев). В период до 2009 года включительно она повышалась 15 раз – до 2 тыс. 562 руб. (в 5,69 раза). В 2007 году базовая часть была проиндексирована трижды, в 2008 и 2006 годах – один раз. Крупнейшее разовое повышение произошло 1 марта 2003 года – на 36%.

Страховая часть пенсии за тот же период индексировалась 15 раз – минимум на 6,2% (включая дополнительные индексации), из них трижды – в 2007 году. Самый большой размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 года.

С 2001 года по 2010 год назначенные пенсии выросли в 7,5 раза с 823,4 руб. в 2001 году ($28,23) до 6 тыс. 177,4 руб. в 2010 году ($203).

Что такое индексация? По сути, это денежная прибавка, которая позже также будет обновлена в новом размере по утверждённому ранее прогнозному графику.

То есть когда говорят и публикуют документы, связанные с индексацией, то это значит, что правительство выполняет свои гарантии по соцзащите пенсионеров.

В федеральном законодательстве предусмотрены гарантии по упреждению инфляции и для восстановления покупательской возможности граждан.

Законодательная база таких решений предусмотрена:

  • решением правительства о стратегическом развитии пенсионной системы;
  • федеральным законодательным актом о внесении корректировок в вопросы назначения и выплаты пенсий;
  • указами президента и других государственных органов власти РФ.

Что такое индексация пенсии на практике, и какие для неё производятся перерасчёты? Индексация имеет свои особенности, обусловленные рамками законодательства:

  • она проводится по истечении года на следующий год;
  • уровень корректировки должен быть выше уровня инфляционных общегосударственных, зафиксированных официально, показателей инфляции;
  • исчисление происходит из расчёта размера (стоимости) коэффициента и фиксированной выплаты по одной страховой выплате.
Читайте также:  Какие документы для продажи земельного участка через мфц нужны

Как происходит индексация в конкретных цифрах? При этом учитывают, как мы уже говорили пенсионный коэффициент. Он составляет на сегодня то есть с начала текущего года – 87,24 рубля.

Действующими нормативными документами прогнозируется рост этого показателя до 2024 года. В последнем прогнозном году коэффициент должен составлять 116,63 рубля.

А также происходит индексация размера страховой выплаты. В 2019 году она составляет 5334,19 руб., а в последнем прогнозном году – не менее 7131 рубля.

Минимальная пенсия в России по годам и средняя

Таблица. Средняя пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер средней пенсии, в рублях
2020 15400
2019 14900
2018 14300
2017 13620
2016 13132
2015 11783
2014 10888,7
2013 10400
2012 9040,5
2011 8202,9
2010 7476,3
2009 5191,1
2008 4198,6
2007 3115,5
2006 2726,1
2005 2364
2004 1914,5
2003 1637
2002 1378,5
2001 1023
2000 694,3
1999 449

Пенсии до Путина были меньше в 4 раза, чем в 2019 г.

Таблица. Средняя пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер средней пенсии, в рублях
2020 15400
2019 14900
2018 14300
2017 13620
2016 13132
2015 11783
2014 10888,7
2013 10400
2012 9040,5
2011 8202,9
2010 7476,3
2009 5191,1
2008 4198,6
2007 3115,5
2006 2726,1
2005 2364
2004 1914,5
2003 1637
2002 1378,5
2001 1023
2000 694,3
1999 449

Начиная с 2015 года такого понятия, как трудовая пенсия, не существует в принципе. На его место пришла страховая выплата гражданам, которая напрямую зависит от таких показателей, как средний заработок человека, его трудовой стаж и т.д. Для удобства расчетов было введено также такое обозначение, как индивидуальный пенсионный коэффициент гражданина. Под ним подразумевается количество баллов, набранных лицом за свою профессиональную жизнь.

Не думайте, что свод данных, обозначенный таблицей, играет роль чисто ознакомительную. Нет, пользуются ей не только граждане, но и непосредственно правительство, как минимум для рассмотрения отношения двух заработных плат.

Чтобы осуществить данное рассмотрение, необходимо учесть трудовой доход конкретного человека, и сопоставить его с аналогичным усредненным показателем в таблице за конкретный временной срок.

Индексации пенсий в 2002-2009 годах

В 2002 году стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Пенсия была разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы).

Базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 года была установлена в размере 450 руб. (для категории пенсионеров по старости и без иждивенцев). В период до 2009 года включительно она повышалась 15 раз — до 2 тыс. 562 руб. (в 5,69 раза). В 2007 году базовая часть была проиндексирована трижды, в 2008 и 2006 годах — один раз. Крупнейшее разовое повышение произошло 1 марта 2003 года — на 36%.

Страховая часть пенсии за тот же период индексировалась 15 раз — минимум на 6,2% (включая дополнительные индексации), из них трижды — в 2007 году. Самый большой размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 года.

С 2001 года по 2010 год назначенные пенсии выросли в 7,5 раза с 823,4 руб. в 2001 году ($28,23) до 6 тыс. 177,4 руб. в 2010 году ($203).

Ежегодная индексация пенсий в 2021 году проходит в несколько этапов:

  1. С 1 января увеличивается пенсия по возрасту неработающим пенсионерам. В этом году был введен новый подход к определению процентного увеличения ежемесячного платежа.
  2. Ежемесячные выплаты наличными для ряда получателей увеличены в феврале. Это ветераны, Герои СССР, России, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, Герои Социалистического Труда и Герои Труда Российской Федерации.
  3. В апреле увеличивается социальная пенсия, на которую имеют право инвалиды, в том числе детям-инвалидам, мужчинам и женщинам старше 70 и 65 лет, а также лицам, потерявшим кормильца.

Каждая из перечисленных мер государственной поддержки подлежит ежегодному увеличению. Если гражданин получает меньше прожиточного минимума, в отделе соцзащиты обязательно устанавливается специальная доплата к разнице.

Подробнее о повышении пенсии в январе 2022 года

Володин подтвердил пересмотр индексации пенсий в 2022 году: доп

изменения.

Володин напомнил, что президент России предложил проиндексировать прожиточный минимум и минимальную заработную плату в размере 8,6 процента с учетом уровня инфляции в следующем году

«Это означает, что социальные выплаты, которые зависят от минимальной заработной платы и прожиточного минимума, также увеличатся», – сказал Володин.

По его словам, повышение социальных пособий и заработной платы коснется 19 миллионов граждан России. Кроме того, он добавил, что в ближайшее время будет принято решение о дополнительной индексации пенсий, а в следующем году материнский капитал будет оцениваться исходя из текущего уровня инфляции.

Размер индексации пенсий в 2022 году

Размер индекса определяется правительством. Индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров проводится ежегодно с 1 января. Увеличение пенсионных выплат рассчитывается как с учетом среднегодового уровня инфляции предыдущего года, так и с учетом инфляционных ожиданий.

При индексации увеличивается не только фиксированная страховая пенсия, но и пенсионный коэффициент, который зависит от размера страховых взносов за период работы пенсионера. Следовательно, выплаты увеличиваются пропорционально в зависимости от того, сколько человек получал до индексации.

В 2021 году страховая пенсия неработающих пенсионеров проиндексирована на 6,3% (в 2020 году – на 6,6%), то есть ставка индексации превысила средний уровень инфляции прошлого 2020 года (4,9%) почти на 2%. В денежном выражении это отразилось на увеличении страховой пенсии по старости более чем на 1 000 рублей, а средний размер пенсии составил 17 942 рубля.

Елена Смирнова Пенсионный юрист, готовый ответить на ваши вопросы. Задайте мне вопрос В октябре ЦБ РФ установил уровень инфляции на 2021 год в диапазоне от 7,4 до 7,9%. Октябрь закончился с уровнем инфляции 8,3%. При этом среднегодовая инфляция ожидается в пределах 4–4,5% на 2022%.

Президент пообещал проиндексировать пенсии выше уровня инфляции. Вполне возможно, что для выполнения этого обещания в конце года необходимо будет повысить уровень индексации пенсий в 2022 году для неработающих пенсионеров, независимо от того, какие выплаты ожидаются с 1 января 2022 года.

Каким был средний размер пенсии в СССР?

Поскольку зарплаты в Советском Союзе постепенно повышались, то и пенсии, соответственно, тоже росли.

Например, средний размер назначенной месячной пенсии в 1980 году составлял 57,2 рубля в месяц, в 1985 году – уже 72,7 руб., а в 1989 г. – 88,7 руб.

Ниже в таблицах собраны данные о среднем размере выплат в 1980-е годы в зависимости от вида пенсии: по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Средний размер месячной пенсии по возрасту

1980 г.

1985 г.

1989 г.

61,2 руб.

78,1 руб.

93,9 руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий