Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продление лимитов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.
Сроки получения лицензии
Лицензия на размещение отходов по срокам получается дольше, чем лицензия на сбор и транспортирование. Если рассматривать ситуацию, когда у соискателя лицензии собраны все исходные данные из перечисленного выше списка и он передает их в проектную организацию для получения лицензии. В этом случае общий цикл получения лицензии (с подготовкой материалов обоснования, согласованием в трех органах и двумя проверками) займет 5,5 месяцев. Правда, это идеальная ситуация, которая на практике встречается крайне редко.
Если у соискателя лицензии нет проектов санитарно-защитной зоны и предельно допустимых выбросов, срок получения лицензии увеличивается на время получения положительных заключений по этим документам. Например, разрешение на выброс получают за 5 месяцев, санэпид заключение по границе СЗЗ за 4,5 месяца. При синхронном проектировании документов возможно уложиться в срок 6-7 месяцев. Для этого понадобится подключить дополнительных специалистов.
Проведение экологической экспертизы и общественных слушаний также занимает не менее 3 месяцев.
В итоге наиболее реальным сроком получения лицензии можно назвать 1-1,5 года. Для этого специалистам следует работать по заранее составленному плану-графику и аккуратно придерживаться его.
Этапы разработки проекта
В общем виде порядок разработки проекта ПНООЛР выглядит следующим образом:
- предприятие-заказчик передает исходную документацию исполнителю проекта. Чтобы получить весь необходимый для подготовки ПНООЛР пакет и ускорить эту процедуру, исполнитель должен составить список обязательных документов;
- посещение предприятия, в интересах которого готовится проект, экологом. Его приезд требуется для оформления перечня отходов по классификации ФККО. Данный специалист также фиксирует рабочие процессы, в ходе которых образуются отходы, и площадки, где происходит временное хранение отходов либо их захоронение;
- подготовка самого проекта. К этому моменту у предприятия-заказчика должна быть проведена инвентаризация источников образования отходов; оформлены на каждый их вид паспорта отходов, где обязательно отражается степень их опасности по классам; получено разрешение на ведение деятельности по сбору, перевозке и по размещению отходов всех классов опасности (кроме V-го);
- последний этап – непосредственное согласование ПНООЛР в Росприроднадзоре.
Технический отчет, необходимый для продления ПНООЛР
Для продления ПНООЛР подается в уведомительном порядке технический отчет. Он служит подтверждением соблюдения нормативов и лимитов, установленных и разрешенных Росприроднадзором. Обязанность составлять и подавать этот документ закреплена в приказе №349 Минприроды.
Технический отчет для продления ПНООЛР составляется на бумаге, в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия. Второй – подается одновременно с электронной версией отчета, записанной на электронном носителе, в местный орган Росприроднадзора.
Подготовка технического отчета ПНООЛР проводится в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Минприроды в приказе №349. И состоит из:
- титульного листа;
- структуры самого техотчета;
- общих сведений о предприятии, подающем отчет (п.30 методических указаний);
- сведений о фактически полученных объемах отходов (п.31 указаний);
- а также из сведений об отходах, которые в течение года были фактически использованы, обезврежены, размещены или переданы другим лицам (п.32 указаний).
К техническому отчету предприятие может приложить и другие документы, которые не предусмотрены Методическими указаниями (п.33 самих указаний).
Что такое обращение с отходами?
Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления» четко определяет виды обращения с отходами в процессе ведения хозяйственной деятельности. Всего выделяют 10 типов обращения отходного материала:
-
накопление
– срок складирования отходов производства (ОП) не превышает 6 месяцев; -
сбор –
лицензируемый вид деятельности, направленный на прием ОП от предпринимателей, физических и юридических лиц; -
транспортировка –
перевозка отходного материала с одного места на другое при помощи специально оборудованных транспортных средств; -
обработка –
в эту категорию входят любые действия, направленные на подготовку ОП к дальнейшей утилизации (разборка мусора, сортировка, очистка и т.д.); -
рециклинг —
повторное использование ОП в производственной схеме; -
регенерация –
процесс предварительной обработки отходов для дальнейшего возврата их в производственный цикл; -
рекуперация –
механическая, химическая или физическая переработка отходного материала для получения отдельных компонентов, пригодных к повторному использованию в производстве; -
хранение –
временное складирование отходов, на срок не более 11 месяцев с целью дальнейшего использования (утилизации), обезвреживания или захоронения; -
захоронение –
постоянная изоляция отходного материала, непригодного для дальнейшего использования, в специальных хранилищах, с целью защиты окружающей среды от загрязнения; -
обезвреживание –
химическая, термическая или физическая обработка ОП, позволяющая изменить свойства отходов в сторону снижения их негативного влияния на окружающую среду и здоровье человека.
Лимиты на размещение устанавливаются в отношении предприятий, занимающихся хранением и захоронением ОП. Для продления лимитов представителям предприятия необходимо обратиться в местные органы Росприроднадзора. Специалисты этого отдела могут оставить лимиты без изменений, если руководство предприятия докажет, что с момента их первого утверждения производственный процесс не изменился, как и используемое сырье.
Для этого в Росприроднадзор необходимо предоставить «Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах».
Оформление расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 01.01.2019)
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее –Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 “О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629 “О направлении информации”) – для интересующихся письмо в конце статьи.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
Оформление расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение производится в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 ” Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”.
Таким образом, требуемый с 01.01.2019 г. для объектов НВОС 1,2 категории расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – это старый добрый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?
Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.
Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.
Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.
Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.
Лимит выдают на базе проекта нормативов образования отходов. Штатный эколог может самостоятельно подготовить проект НООРЛ для своего предприятия, потому что этот вид деятельности не требует получения лицензии.
Но многие предпочитают доверить разработку этого документа специализированным коммерческим организациям, которые знают нюансы согласования проекта по отходам и учитывают актуальные изменения в сфере экологического законодательства.
Разработанный проект передается на согласование в территориальный департамент Росприроднадзора. Если в результате проверки надзорный орган выявит несоответствия, предприятие их обязано устранить и заново согласовать проект. При удовлетворительном результате предприятие получает документ, который подтверждает согласие государства на заявленный производством на год объем образования отходов.
Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?
Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.
Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.
Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.
Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.
Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.
Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.
Это может быть:
- увеличение объемов производства;
- неверно проведенный анализ производственной деятельности;
- неправильно проведенная инвентаризация.
Сколько по времени это займет?
Срок разработки проекта ПНООЛР специалистами нашей компании составит от 10 рабочих дней, с момента предоставления необходимых исходных данных, в зависимости от количества видов отходов.
Далее ПНООЛР подлежит согласованию в территориальном отделении Росприроднадзора, либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды в зависимости от уровня экологического надзора для данного предприятия. Для местных органов может быть утверждён собственный документ, содержащий методические указания по разработке проекта, однако в целом по стране подобные документы целиком или практически полностью основаны на Приказе № 349. Срок согласования зависит от административных регламентов вышеперечисленных органов и составляет от 30 рабочих дней.
Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы
В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:
- классификация отходов, их объём, количество;
- класс опасности;
- рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
- мероприятия на случай аварийных ситуаций.
Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:
- Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
- Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
- Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
- Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.
Готовый пакет ПНООЛР должен включать:
- общие сведения о предприятии;
- информацию о роде деятельности;
- описание, класс опасности образующихся остатков;
- схему движения мусора;
- мероприятия по обращению с отходами.
Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).
Практические советы по разработке и согласованию ПНООЛР
11.1 Изменения технологического процесса
В первую очередь, перед тем как начинать разработку, необходимо проанализировать деятельность хозяйствующего субъекта. Планируются ли изменения в технологии производства, реструктуризация предприятия, закупка дополнительного оборудования? Если да, необходимо учесть все изменения на перспективу в ПНООЛР. Оборудованы ли места накопления отходов согласно санитарным и экологическим нормам? Если нет, нужно провести необходимые работы.
11.2 Лицензируемые виды деятельности
Помимо этого четко определитесь со способами обращения с отходами на предприятии. Еще совсем недавно лицензированию подлежали только обезвреживание и размещение отходов, сейчас же к лицензируемым видам деятельности относятся и сбор, и транспортирование (даже между филиалами одного предприятия), и обработка, и даже утилизация собственных отходов в своем производстве.
Банальное обезвреживание аккумуляторной кислоты в транспортном цехе теперь нуждается в лицензии. Получение такой лицензии – обычно долгий и дорогостоящий процесс, поэтому зачастую гораздо рациональнее найти организации, уже имеющие лицензию на прием таких отходов, и передавать отходы им. В целом, нужно взвесить все факторы и рассчитать, что выгоднее и безопаснее – утилизировать или размещать отходы на своем предприятии либо передавать сторонним лицам.
Перед разработкой убедитесь, что у предприятия заключены необходимые договоры на передачу отходов для утилизации или обезвреживания лицензированным предприятиям, а твердые коммунальные отходы транспортируются лицензированными перевозчиками на лицензированный полигон, внесённый в ГРОРО.
Сколько по времени это займет?
Срок разработки проекта ПНООЛР специалистами нашей компании составит от 10 рабочих дней, с момента предоставления необходимых исходных данных, в зависимости от количества видов отходов.
Далее ПНООЛР подлежит согласованию в территориальном отделении Росприроднадзора, либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды в зависимости от уровня экологического надзора для данного предприятия. Для местных органов может быть утверждён собственный документ, содержащий методические указания по разработке проекта, однако в целом по стране подобные документы целиком или практически полностью основаны на Приказе № 349. Срок согласования зависит от административных регламентов вышеперечисленных органов и составляет от 30 рабочих дней.
Структура ПНООЛР и перечень необходимой документации
ПНООЛР состоит из нескольких скрепленных между собой листов А4. На титульном листе указывается название документа, организации, для которой он разрабатывается, перечень исполнителей. Далее дается перечень разделов документа для удобства ориентации в нем. Проект обязательно должен содержать разделы со следующей информацией:
- данные об объекте, используемых при производстве технологиях, источниках выбросов загрязняющих веществ;
- характеристика используемых технологий воздухоочистки с оценкой в состоянии ли они справиться с необходимым количеством загрязнений;
- перечень образующихся отходов, их описание;
- выводы об ущербе внешней среде и выведенные исходя из них расчеты лимитов;
- лимиты для всех типов отходов;
- перечень планируемых мер, направленных на обеспечение экологической безопасности и объяснение почему эти мероприятия позволяют установить желаемые нормативы образования отходов;
- расчеты насколько экономически эффективными будут указанные меры;
- порядок осуществления контроля за соблюдением указанных в проекте нормативов;
- перечень прилагаемых документов.
Дополнительно понадобится такая документация, как:
- Документы, подтверждающие право пользования землей, на которой расположено предприятие.
- Договора на предоставление коммунальных услуг.
- Сведения об используемом при производстве оборудовании.
- Документ, подтверждающий состав сотрудников.
- Приказ о назначении ответственных за соблюдение экологической безопасности лиц.
- Перечень отходов и копии договоров на их утилизацию.
- Документ, подтверждающий сдачу образующихся отходов и т.д.
В зависимости от конкретных случаев, список документов может пополняться. Как правило, к проекту прикладывают документы, позволяющие удостовериться в верности используемых при подсчетах и их обосновании данных, топографические планы местности, расположения различных зон непосредственно на предприятии. Разобраться какие документы нужно подготовить и помочь их собрать может эколог. Опытные специалисты подготавливают проект в максимально короткие сроки (2-3 месяца) за счет отсутствия необходимости внесения поправок в составленный документ, опыта работы с подобными документами и как следствие более высокой скорости их разработки.