Промо-ролик

Профильная образовательная программа по профориентации "Своя история"

Содействие профориентации и карьерным устремлениям молодёжи

1 Января 2018 - 30 Сентября 2018

Город Салехард

Проект принимал/принимает участие в следующих конкурсах:

Цель: Обучить навыкам и инструментам самостоятельной профориентации и принятия осознанного выбора 80 человек из числа старшеклассников-воспитанников детских оздоровительных лагерей ЯНАО во время летней оздоровительной кампании 2018 года.

Команда:

Артемов М.Д.

Руководитель проекта:

Артемов Максим

Оценка пользователей:

0


Оценка экспертов:

8


4 комментария

Краткая аннотация проекта

Мы считаем, что выбор своего будущего – это больше, чем профориентационные тесты. Мы предлагаем разработать образовательную программы по профориентации, которая будет реализована в рамках смены в детском-образовательном лагере в летнюю оздоровительную кампанию 2018 года в виде профильного образовательного блока. Участниками программы станут воспитанники в возрасте от 15 до 17 лет. Опираясь на мнение экспертов и опыт реализации проектов в этом направлении (подробности о команде и аналогичных проектах в приложении), мы предлагаем организовать профильную образовательную программу, которая будет реализовываться на базе ДОЛ во время существующей смены. Программа продолжительностью 7 дней, по 3-4 часа работы в рамках каждого дня (утренние или вечерние часы). Остальное время старшеклассники остаются участниками общей программы смены. Программа будет состоять из трёх блоков, занятия из которых будут проводиться : 1) "Как выбрать профессию, которая не исчезнет через 10 лет" - современный рынков профессий и тенденции будущего; 2) "Навыки 21 века. Познай себя" - развитие навыков, необходимых для успешной профориентации в будущем (адаптивность, системное мышление, саморазвитие и др.); 3) Прикладные мастер-классы по профессиям - исследование мира профессий через собственный опыт. Формат одного мастер-класса: знакомство со специалистом, знакомство с современным состояние профессии и тенденциями сферы, создание собственного проекта в рамках профессии (решение одного конкретного прикладного рабочего кейса), презентация полученных результатов перед зрителями и экспертами. Суть проекта – дать старшеклассникам инструменты по профориентации и самоопределению с целью вовлечения их в самостоятельный процесс профнавигации.

Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект

Процесс профориентации и профессионального самоопределения старшеклассников ограничен или отсутствует в связи с низкой информированностью о современных тенденциях и практиках в этих областях. Следствием этой проблемы является затруднение принятия решения относительно будущих профессии и образа жизни. На основе опыта взаимодействия со старшеклассниками, их родителями и учителями мы выявили 3 главные причины проблемы, обозначенной выше. 1 // Отсутствие актуальной систематизированной информации по профориентационной работе и самоопределению, которой могли бы пользоваться учителя, психологи, родители и сами подростки. По-прежнему ключевыми инструментами работы остаются: - устаревшие психологические тесты, которые фокусируют старшеклассников на том, что есть один правильный ответ, который может дать кто-то извне; - встречи с людьми разных профессий, организованные школой, а также принудительные походы на предприятия, которые есть в доступе учителя. 2 // Мероприятия по профориентации организуются преподавателями и родителями, старшеклассники выполняют в них пассивную роль. Выбор тем экскурсий и "встреч с интересными людьми" обусловлен возможностями школы или родителей. Школьники в обязательном порядке посещают предложенные им мероприятия, не осознавая, что они могут повлиять на те сферы, про которые они узнают. Популярность профориентационных тестов также приводит к убеждению, что есть специалист или тест, которые "лучше меня знает, кто я". 3 // Ограниченный доступ к представлениям о современных профессиях и разнообразных образах жизни. У учителей, родителей и старшеклассников ограничен доступ к информации о только появляющихся профессиях, а также почти нет разнообразия в образах жизни ролевых моделей, которыми они окружены.

Актуальность проекта для молодежи

Актуальность проекта основана на запросах учителей, психологов, родителей, на наших собственных наблюдениях за старшеклассниками, для которых процесс определения собственного будущего кажется сложным и нерешаемым. Большинство существующих инструментов профориентации устарели, а каким образом решать эту проблему сегодня никому не понятно. Сегодня подростки не чувствуют полную ответственность за выбор места для обучения, после – за выбор работы и в целом за то, как "складывается" их жизнь. Они фокусируются на том, что есть один правильный ответ, который может дать кто-то извне, но не они сами. Однако мир профессий и мир в целом меняются очень стремительно. В сложившихся условиях привычные методы профориентации устаревают и становятся неактуальными, а новых не знают ни учителя, ни родители, ни сами подростки. Говоря о профориентации будущего, важно принимать во внимание тот факт, что ведущие аналитики рынка труда и специалисты в области инновационного обучения считают, что акцент изменений лежит не только в самих профессиях, но и в навыках и компетенциях, которые ожидаются от самого молодого человека. Сегодняшние подростки столкнутся с тем, что выбор жизненного пути является фрагментированным процессом, а потому им важно обладать не только узкими знаниями, но и рядом важных навыков: адаптивность, системность мышления, саморазвитие. Ориентируясь на индивидуальные качества подростка в ходе образовательной программы, мы прорабатываем актуальные для подростков проблемы, пробуем применить на практике полученные инструменты, поделимся опытом и разовьём необходимые для успешной профориентации навыки. Реализация проекта будет происходить в детском оздоровительном лагере во время смены, в рамках которой будет предусмотрен профильный блок для старшеклассников.

Соответствие основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014г. №2403-р

Основы государственной молодёжной политики в ч.III пункт 7 "создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии "социального лифта". Реализация этой задачи предусматривает осуществление мероприятий в следующих направлениях: - создание условий для развития профориентационной работы среди молодежи и построение эффективной траектории профессионального развития; - создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для него виды деятельности, а также стимулирование работодателей, принимающих на работу молодежь из наиболее социально незащищенных категорий; - создание условий для самореализации молодежи во всех субъектах Российской Федерации, стимулирование трудовой, образовательной и социальной мобильности молодежи.

Основные целевые группы, на которые направлен проект

80 старшеклассников из различных муниципальных образований в возрасте от 15 до 17 лет, являющихся воспитанниками детских-образовательных лагерей ЯНАО в период летней оздоровительной кампании 2018 года.

Основная цель проекта

Обучить навыкам и инструментам самостоятельной профориентации и принятия осознанного выбора 80 человек из числа старшеклассников-воспитанников детских оздоровительных лагерей ЯНАО во время летней оздоровительной кампании 2018 года.

Задачи проекта

Разработать анкеты для проведения опроса старшеклассников, родителей и учителей с целью определения их запросов и уровня подготовленности; Провести PR-кампанию по информированию и формированию мотивации потенциальных участников программы; Разработать программу обучения современным инструментам профориентации; Разработать программу воспитания необходимых для профориентации навыков; Подготовить тренеров-ведущих к проведению образовательных занятий; Составить базу прикладных мастер-классов по профессиям, которые могут быть организованы силами педагогического состава на базе детского оздоровительного лагеря; Подготовить методические и раздаточные материалы для участников; Осуществить производство и закупку материально-технического обеспечения для участников программы.

Методы реализации

1. Анкетирование/Опрос Психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. Сбор сведений производится с целью определения запроса и уровня подготовленности старшеклассников – потенциальных участников программы. 2. PR-кампания Целенаправленная, системно организованная и завершенная совокупность PR-операций и обеспечивающих их мероприятий, объединенных общим стратегическим замыслом, направленная на решение конкретной проблемы. 3. Игра Игра рассматривается как природосообразный способ "вхождения" ребенка в жизнь, как регулятор всех жизненных позиций ребенка, его эмоциональных переживаний. 4. Мастер-класс Мастер-класс рассматривается как оптимальный способ, направленный на приобретение и закрепление практических знаний и умений по различным направлениям образования. 5. Педагогическая ситуация Педагогическая ситуация рассматривается как способ трансляции культуры и знаний, в этом отношении предоставляет ребенку выбор, а педагог – поддержку и педагогическое сопровождение в выборе и принятии (переживании) ценностей и решений. 6. Игровое конструирование Способы разработки новых форм игровой деятельности, адекватных педагогической ситуации заявленной социальной действительностью. 7. Ролевая игра Игра обучающего или развлекательного назначения, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

Календарный план реализации проекта

1. Проведение опросов старшеклассников, учителей и родителей

01.01.18 - 20.02.18

Подготовлены 2 анкеты: для старшеклассников и для родителей/учителей. Проведено анкетирование не менее 100 старшеклассников и не менее 50 родителей/учителей.

2. Разработка программы обучения

01.02.18 - 15.05.18

Разработана программа обучения, состоящая из трёх блоков: 1) Современные инструменты профориентации (продолжительность не менее 15 академических часов); 2) Развитие навыков, необходимых для профориентации (продолжительность не менее 10 академических часов); 3) Прикладные мастер-классы по профессиям (подготовлено не менее 6 мастер-классов) Формат одного мастер-класса: знакомство со специалистом, знакомство с современным состояние профессии и тенденциями сферы, создание собственного проекта в рамках профессии (решение одного конкретного прикладного рабочего кейса), презентация полученных результатов перед зрителями и экспертами.

3. Подготовка команды реализации проекта

04.01.18 - 15.05.18

Собрана команда из 10 человек, систематически или временно причастных к разработке или проведению проекта; Подготовлены 10 тренеров-ведущих образовательных занятий.

4. Подготовка методического и раздаточного материала для участников

01.04.18 - 31.05.18

Подготовлено содержание методического материала для двух блоков программ; Подготовлены дизайн-макеты методического материала и рабочей тетради участника с информационными блоками по темам программы; Произведено и закуплено всё материально-техническое обеспечение для реализации проекта.

5. Реализация проекта на базе ДОЛ

31.08.18 - 30.09.18

80 участников проекта; Минимум 15 обучающих мероприятия в рамках программы; 100 зрителей презентационной части проекта.

6. Подведение итогов проекта

01.09.18 - 30.09.18

Подготовлен отчёт о реализации проекта, составлены рекомендации по возможностям распространения опыта на другие смены в рамках летних оздоровительных кампаний последующих годов.

Ожидаемые результаты

Количественные результаты

80 участников проекта; 100 родителей, вовлечённых в процесс анкетирования; 30 учителей, вовлечённых в процесс анкетирования; 15 обучающих мероприятия в рамках программы; 100 зрителей презентационной части проекта.

Качественные результаты

Старшеклассники получат: - актуальную систематизированную информацию о современных профессиях и тенденциях будущего, влияющих на эти профессии. - свой собственный опыт в нескольких профессиях, сформулируют своё отношение к ним. - больше возможностей для самостоятельного поиска интересных для них образовательных учреждений, профессий, вакансий, образов жизни. Отложенный эффект: Большее количество старшеклассников будут осуществлять осмысленный выбор будущей профессии. Меньше первокурсников будут бросать университеты / повторно поступать после первого курса / работать не по специальности

Мультипликативность

В случае успешной реализации проекта планируется распространения опыта на другие смены в рамках летних оздоровительных кампаний последующих годов. Также возможна разработка и реализация на базе детских оздоровительных лагерей подобных профильных образовательных программ в различных приоритетных направлениях молодёжной политики.

Детализированная смета расходов

1. Изготовление комплектов сувенирной продукции с символикой проекта (бейдж, лента для бейджа, холщовая сумка, ручка, набор наклеек)


Стоимость (ед.) 300 руб.

Кол-во единиц 80

Всего 24000 руб.

2. Канцелярские принадлежности для реализации программы (бумага А4, маркеры, блоки листов для флипчарта, ножницы и т.д.)


Стоимость (ед.) 15000 руб.

Кол-во единиц 1

Всего 15000 руб.

3. Производство методического раздаточного материала для программы (брендированные рабочие тетради с информационными блоками по темам программы)


Стоимость (ед.) 200 руб.

Кол-во единиц 80

Всего 16000 руб.

4. Специализированные материалы для проведения прикладных мастер-классов по профессиям


Стоимость (ед.) 1000 руб.

Кол-во единиц 10

Всего 10000 руб.

Предполагаемые суммы софинансирования

За счет средств муниципальных бюджетов

Нет

Сумма 0 руб.


За счет внебюджетных средств

Транспортные расходы и жилье для приглашенных специалистов за счёт спонсоров - 30 000; Заработная плата приглашенных тренеров-ведущих за счёт партнеров - 40 000; Методическая разработка нескольких блоков программы за счёт партнёров - 15 000.

Сумма 85000 руб.

Приложения

Пожалуйста, оцените этот проект

Комментарии

Эксперт: Вагин Андрей
Удалить Редактировать

8 Декабря 2017

В краткой аннотации хотелось бы видеть больше описание самого проекта - как он будет проходить из чего состоять и чем закончится.
В "Проблеме" надо явным образом выделить одну конкретную проблему (решаемую, локальную, понятную) на которую направлен проект. В общих чертах - проект интересен, но пока представляется как гипотеза, эффективность которую нужно доказать на примере похожих уже реализованных проектов, подобных форм, эффективной командой способной выполнить поставленные задачи или привлеченными специалистами имеющими квалификацию и опыт.

Эксперт: Вагин Андрей
Удалить Редактировать

8 Декабря 2017

В краткой аннотации хотелось бы видеть больше описание самого проекта - как он будет проходить из чего состоять и чем закончится.
В "Проблеме" надо явным образом выделить одну конкретную проблему (решаемую, локальную, понятную) на которую направлен проект. В общих чертах - проект интересен, но пока представляется как гипотеза, эффективность которую нужно доказать на примере похожих уже реализованных проектов, подобных форм, эффективной командой способной выполнить поставленные задачи или привлеченными специалистами имеющими квалификацию и опыт.

Администратор: Терзи Илья
Удалить Редактировать

10 Декабря 2017

Хороший проект. Возможно стоит предусмотреть еще какие то призы или сувениры для распространения информации о проекте.

Эксперт: Кириленко Любовь
Удалить Редактировать

13 Декабря 2017

Проект нужный, но из описания все же не очень понятна сама механика реализации проекта. Сначала кого-то анкетируем (это те, ктотпотом в лагерях будут или другие ребята)? Почему формирование команды орга6изаторов уже после анкетирования и пиар компании. Все 10 организаторы они же и тренеры или под формированием команды имелось ввиду как раз создание команды тренеров? Ну и ещё ряд уточняющих вопросов можно задать. Желаю качественно доработать проект и успешно его реализовать)